РЕКОНСТРУКЦИЯ МОСКОВСКОГО ШОССЕ В ЛЕНИНГРАДЕ

Н. ОЛЬ-СИРВИНТ

В 1938 г. по постановлению Лен­совета должна начаться застройка Московского шоссе жилыми  домами.

По своему масштабу единовре­менная застройка этой магистрали беспримерна (протяженность Москов­ского шоссе на подлежащем рекон­струкции отрезке — 4,5 км, общая его длина —12 км). К тому же решение новых ансамблей в городе с такой выраженной и цельной архитекту­рой, как Ленинград, является зада­чей особенно ответственной и труд­ной. Неудивительно, что эта почет­ная задача была поручена всем ма­стерским Ленпроекта.

В настоящее время Архитектур­ный комитет и Экспертный совет Ленсовета закончили рассмотрение второго тура проектирования жилых домов по Московскому шоссе. Пред­шествующим этапом была планиро­вочная работа АПО (Архитектурно-планировочного отдела Ленсовета), предпринятая в связи с новым пла­ном расширения Ленинграда, преду­сматривающим рост города на юг, юго-запад и юго-восток. Московскому шоссе проектом АПО была отведена роль главной магистрали, ведущей к городу с севера   (пулковский    меридиан). Строительство Дома советов по Московскому шоссе еще более подчеркнуло главенствующее значе­ние этой магистрали. Поэтому раз­работке проекта плакировки Москов­ского шоссе, определению основных пересечений, конфигурации площа­дей и зеленых пространств, лежащих на его трассе, было уделено особое внимание.

Первоначально по Московскому шоссе предполагалось лишь освое­ние отдельных кварталов. Эти рабо­ты частично были начаты мастерской арх. Н. А. Троцкого. Согласно этому плану ряд общественных зданий уже строится. Новая установка Ленсовета о застройке вдоль шоссе обязывала к проектированию архитектурного оформления всей магистрали и одно­временному решению всех конкрет­ных строительных заданий. В ре­зультате этой работы было запроек­тировано свыше 20 жилых домов, об­щей  кубатурой  около 70 000 м3.

Как к этой задаче подошли архи­текторы? Прежде всего необходимо отметить впервые реализованную по­пытку коллективного сотрудничества всех мастерских, под общей кон­сультацией главного архитектора го­рода проф. Ильина. Руководители мастерских и авторы-проектировщи­ки в этом случае отказались от ин­дивидуалистического подхода и уже не стремились во что бы то ни ста­ло «забить и перекричать друг дру­га».

Архитектура Московского шоссе, по мысли планировщиков (проф. Ильина и арх. Катонина), должна да­вать картину постепенного нарастания выразительности и силы, начи­ная от завода Электросила им. Ки­рова до Дома советов, которому при­даются монументальные формы. Это нарастание на протяжении 4,5 км, конечно, должно быть ритмически расчленено. Такими пунктами спада нарастания должны служить площа­ди и пересечения магистралей.

Вопрос о членении фасадов яв­ляется для Ленинграда особенно су­щественным. Только немногие ста­рые здания Ленинграда вырастают прямо из земли; большинство клас­сических его архитектурных памят­ников выделяется при помощи сти­лобатов и цокольных этажей (Акаде­мия наук, Адмиралтейство, Главный штаб и др.).

Этот прием признан уместным и в применении к новой застройке Мо­сковского шоссе. Первые два этажа проектируемых зданий играют роль стилобата, четыре верхних этажа, имеющих вертикальное членение, увенчаны карнизом. Все здания — шестиэтажные.

Всему ансамблю магистрали в целом архитекторы стремились при­дать единое стилевое выражение. Это общее впечатление единства в большинстве проектов и было дости­гнуто. Вся застройка в целом отве­чает архитектуре улиц, архитектуре города. К осознанию необходимости такой планировочной дисциплины архитекторы пришли не сразу.

В дискуссиях об «ансамбле» еще недавно отстаивались совершенно иные положения. Существовала точ­ка зрения, что здания различных стилей  могут слагаться    в прекрасный ансамбль. В подтверждение этой мысли приводился пример площади Урицкого в Ленинграде или площади Св. Марка в Венеции с их шедевра­ми различных эпох и стилей. Одна­ко нельзя забывать, что почти все исторически сложившиеся ансамбли складывались постепенно, при чем позднейшие авторы бережно относи­лись к творениям своих предшест­венников. Так, Росси, ставя арку Главного штаба, несомненно, считал­ся с Зимним дворцом, а Кваренги не провел новой вертикали при по­стройке Смольного института у со­бора Растрелли.

Единовременная застройка зна­чительных масштабов, ставшая вновь возможной только в условиях социа­лизма, в отличие от ансамблей про­шлого, должна проводиться на осно­ве единого стилепонимания. Это не значит, что архитектурная компози­ция должна быть однообразной. Не к однообразию, а к гармоническому единству в этом случае должен стремиться архитектурный коллек­тив.

В какой же мере архитекторам удалось приблизиться к основным требованиям социалистического ан­самбля?

Ответить на этот вопрос можно, только подвергнув анализу проекты различных   мастерских,   участвовавших в разработке ансамбля Москов­ского шоссе.

Новая застройка начинается про­ектами мастерской арх. Е. А. Левин-сона и И. И. Фомина. Им принадле­жат проекты двух жилых домов, из которых один, угловой, решен несим­метрично, а другой — симметрично (решение, продиктованное, очевидно, фасадами противолежащих домов и необходимостью совпадения их осей). По своему характеру архитектура этих двух домов строга. Они выдер­жаны в обычных для упомянутых ма­стеров модернизированных формах. В них резко подчеркиваются верти­кали в виде отдельно стоящих стол­бов, достигающих высоты четырех этажей; рисунок и моделировка очень изысканы и культурны, но членения фасада углового дома не получили достаточно четкого выражения. Отно­шение по горизонтали = 4:2. Фаса­ды оживлены цветными пятнами, введенными в трактовку отдельных их фрагментов.

Московское шоссе на этом участ­ке имеет ширину в 80 м. Этот же размер сохранен на следующем уча­стке, оформляемом мастерской проф. Н. А. Троцкого. Далее шоссе сужи­вается и на всем своем протяжении до Дома советов сохраняет ширину в 56 м. Этой части магистрали при­дается характер «пропилеи»,

Выше мы указывали, что ма­стерская арх. Троцкого разработала проект жилого квартала, выходяще­го на Московское шоссе. Фасадам этих домов должны соответствовать противолежащие и образовывать про­пилеи. Здания четко выделяются стилобатом первого этажа, отводимо­го под магазины. Четыре выступаю­щих ризолита с эркерами расчлене­ны горизонтально. Карниз увенчан скульптурами. Весь фасад решен в формах утяжеленного ренессанса с рустовкой углубленных частей и ор­дером, протянутым на 2 этажа.

Проектам мастерской арх. Н. А. Троцкого в известной степени соот­ветствуют жилые дома, запроектиро­ванные арх. В. В. Поповым. Между двумя соединенными попарно жилы­ми домами располагается обществен­ное здание — кино или театр, На противоположной стороне запроекти­рован парк, имеющий около 100 га. Его протяженность по Московскому шоссе — 750 м Такое значительное зеленое пространство должно было бы повлиять на архитектуру, но про­ектировщик этого обстоятельства не учел: перегруженные фасады его домов ничем не выдают своего со­седства с зеленью парка. Избранный архитектором прием соединения до­мов попарно в этом случае оправдан условиями    застройки,    в ряде других проектов эти соединения носят чисто декоративный характер.

Начиная от парка и кончая пло­щадью перед Домом советов, маги­страль на протяжении 1,5 км полу­чает довольно равномерную застрой­ку и разделяется на две части круглой Северной площадью.

Несмотря на то, что эта часть Московского шоссе является наибо­лее цельной и законченной, она вы­зывает больше всего споров. Конфи­гурация самой Северной площади осложнена тем, что на ней пересе­каются три основные магистрали, расположенные под разными углами. Еще более затрудняет задачу пред­ложенная АПО смена ордера в за­стройке площади. Эта смена ордера осуществилась не безболезненно. Жилые дома, спроектированные ма­стерской арх. Юнгера и выходящие на эту площадь, имеют двухэтажную нижнюю поддерживающую часть. На зданиях же, выходящих на площадь с южной стороны (мастерская проф. Оль, арх. Хидекеля, арх. Симонова), применено членение 4:2 и выделен местами первый этаж с магазинами. Вследствие этого не был достигнут гибкий, эластичный переход, и два подошедших близко друг к другу строя не получили должной увязки.

Спорными можно считать и рас­четы проектировщиков на то, что два ризолита дома мастерской проф. Юн­гера, выходящие на площадь, найдут отклик в соседних двух углах север­ной части этой площади. Конфигура­ция площади убеждает в противном.

Что же касается самого проекта ма­стерской проф. Юнгера, то в упрек ему можно поставить подчеркнуто ренессансный характер фасадов «в камне», перекликающихся с еще более «монументальными» фасадами проф. Н. А. Троцкого. Московское шоссе от этой площади далее на юг будет застроено по западной стороне тремя домами мастерской проф. Оль, а по восточной — двумя домами ма­стерской арх. Симонова. Архитектур­ный комитет справедливо отметил, что этот участок открывает наиболее благоприятные возможности согласо­вания архитектуры обеих сторон Мо­сковского шоссе между собою. Эта согласованность выразилась в совпа­дении осей ризолитов противолежа­щих друг к другу крайних корпусов и в особенности в совпадении оси средних корпусов, причем на запад­ной стороне средний корпус отводит­ся под жилье, а на восточной — под школу.

Прием горизонтального членения (4:2) у обоих авторов также совпа­дает. Архитектура этого отрезка магистрали гармонирует с архитек­турой    домов    мастерской    арх.   Левинсона и Фомина, но не так суха и по своим архитектоническим свой­ствам строже и яснее. Нельзя, одна­ко, считать эти проекты вполне до­работанными. Спорным является вы­движение магазинов более чем на 2 м за общую плоскость фасадной стены. Выдвинутые только на от­дельных отрезках фасадной линии об'емы магазинов производят впеча­тление приставленных коробок.

Следует отметить, что архитекту­ра этого отрезка Московского шоссе, может быть, недостаточно внуши­тельна, если учесть его близость к Дому советов, от которого он отде­лен лишь кварталом жилых домов, спроектированных мастерской арх. А, И. Гегелло. В этих домах выделе­ние грузного первого этажа проведе­но еще решительнее, а пять верхних этажей получили подчеркнуто-мону­ментальные формы, благодаря камен­ной трактовке всей фасадной стены, обработке лоджий сильными столба­ми, несколько излишне утяжеленно­му карнизу и применению в отдель­ных фрагментах фасада вставленных камней, круглых ниш и т. п. Дома Гегелло по своей архитектуре могут служить связующим звеном с Домом советов, замыкающим Московское шоссе и играющим доминирующую роль в ансамбле нового района со­циалистического Ленинграда.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!