Н. ОЛЬ-СИРВИНТ В 1938 г. по постановлению Ленсовета должна начаться застройка Московского шоссе жилыми домами. По своему масштабу единовременная застройка этой магистрали беспримерна (протяженность Московского шоссе на подлежащем реконструкции отрезке — 4,5 км, общая его длина —12 км). К тому же решение новых ансамблей в городе с такой выраженной и цельной архитектурой, как Ленинград, является задачей особенно ответственной и трудной. Неудивительно, что эта почетная задача была поручена всем мастерским Ленпроекта. В настоящее время Архитектурный комитет и Экспертный совет Ленсовета закончили рассмотрение второго тура проектирования жилых домов по Московскому шоссе. Предшествующим этапом была планировочная работа АПО (Архитектурно-планировочного отдела Ленсовета), предпринятая в связи с новым планом расширения Ленинграда, предусматривающим рост города на юг, юго-запад и юго-восток. Московскому шоссе проектом АПО была отведена роль главной магистрали, ведущей к городу с севера (пулковский меридиан). Строительство Дома советов по Московскому шоссе еще более подчеркнуло главенствующее значение этой магистрали. Поэтому разработке проекта плакировки Московского шоссе, определению основных пересечений, конфигурации площадей и зеленых пространств, лежащих на его трассе, было уделено особое внимание. Первоначально по Московскому шоссе предполагалось лишь освоение отдельных кварталов. Эти работы частично были начаты мастерской арх. Н. А. Троцкого. Согласно этому плану ряд общественных зданий уже строится. Новая установка Ленсовета о застройке вдоль шоссе обязывала к проектированию архитектурного оформления всей магистрали и одновременному решению всех конкретных строительных заданий. В результате этой работы было запроектировано свыше 20 жилых домов, общей кубатурой около 70 000 м3. Как к этой задаче подошли архитекторы? Прежде всего необходимо отметить впервые реализованную попытку коллективного сотрудничества всех мастерских, под общей консультацией главного архитектора города проф. Ильина. Руководители мастерских и авторы-проектировщики в этом случае отказались от индивидуалистического подхода и уже не стремились во что бы то ни стало «забить и перекричать друг друга». Архитектура Московского шоссе, по мысли планировщиков (проф. Ильина и арх. Катонина), должна давать картину постепенного нарастания выразительности и силы, начиная от завода Электросила им. Кирова до Дома советов, которому придаются монументальные формы. Это нарастание на протяжении 4,5 км, конечно, должно быть ритмически расчленено. Такими пунктами спада нарастания должны служить площади и пересечения магистралей. Вопрос о членении фасадов является для Ленинграда особенно существенным. Только немногие старые здания Ленинграда вырастают прямо из земли; большинство классических его архитектурных памятников выделяется при помощи стилобатов и цокольных этажей (Академия наук, Адмиралтейство, Главный штаб и др.). Этот прием признан уместным и в применении к новой застройке Московского шоссе. Первые два этажа проектируемых зданий играют роль стилобата, четыре верхних этажа, имеющих вертикальное членение, увенчаны карнизом. Все здания — шестиэтажные. Всему ансамблю магистрали в целом архитекторы стремились придать единое стилевое выражение. Это общее впечатление единства в большинстве проектов и было достигнуто. Вся застройка в целом отвечает архитектуре улиц, архитектуре города. К осознанию необходимости такой планировочной дисциплины архитекторы пришли не сразу. В дискуссиях об «ансамбле» еще недавно отстаивались совершенно иные положения. Существовала точка зрения, что здания различных стилей могут слагаться в прекрасный ансамбль. В подтверждение этой мысли приводился пример площади Урицкого в Ленинграде или площади Св. Марка в Венеции с их шедеврами различных эпох и стилей. Однако нельзя забывать, что почти все исторически сложившиеся ансамбли складывались постепенно, при чем позднейшие авторы бережно относились к творениям своих предшественников. Так, Росси, ставя арку Главного штаба, несомненно, считался с Зимним дворцом, а Кваренги не провел новой вертикали при постройке Смольного института у собора Растрелли. Единовременная застройка значительных масштабов, ставшая вновь возможной только в условиях социализма, в отличие от ансамблей прошлого, должна проводиться на основе единого стилепонимания. Это не значит, что архитектурная композиция должна быть однообразной. Не к однообразию, а к гармоническому единству в этом случае должен стремиться архитектурный коллектив. В какой же мере архитекторам удалось приблизиться к основным требованиям социалистического ансамбля? Ответить на этот вопрос можно, только подвергнув анализу проекты различных мастерских, участвовавших в разработке ансамбля Московского шоссе. Новая застройка начинается проектами мастерской арх. Е. А. Левин-сона и И. И. Фомина. Им принадлежат проекты двух жилых домов, из которых один, угловой, решен несимметрично, а другой — симметрично (решение, продиктованное, очевидно, фасадами противолежащих домов и необходимостью совпадения их осей). По своему характеру архитектура этих двух домов строга. Они выдержаны в обычных для упомянутых мастеров модернизированных формах. В них резко подчеркиваются вертикали в виде отдельно стоящих столбов, достигающих высоты четырех этажей; рисунок и моделировка очень изысканы и культурны, но членения фасада углового дома не получили достаточно четкого выражения. Отношение по горизонтали = 4:2. Фасады оживлены цветными пятнами, введенными в трактовку отдельных их фрагментов. Московское шоссе на этом участке имеет ширину в 80 м. Этот же размер сохранен на следующем участке, оформляемом мастерской проф. Н. А. Троцкого. Далее шоссе суживается и на всем своем протяжении до Дома советов сохраняет ширину в 56 м. Этой части магистрали придается характер «пропилеи», Выше мы указывали, что мастерская арх. Троцкого разработала проект жилого квартала, выходящего на Московское шоссе. Фасадам этих домов должны соответствовать противолежащие и образовывать пропилеи. Здания четко выделяются стилобатом первого этажа, отводимого под магазины. Четыре выступающих ризолита с эркерами расчленены горизонтально. Карниз увенчан скульптурами. Весь фасад решен в формах утяжеленного ренессанса с рустовкой углубленных частей и ордером, протянутым на 2 этажа. Проектам мастерской арх. Н. А. Троцкого в известной степени соответствуют жилые дома, запроектированные арх. В. В. Поповым. Между двумя соединенными попарно жилыми домами располагается общественное здание — кино или театр, На противоположной стороне запроектирован парк, имеющий около 100 га. Его протяженность по Московскому шоссе — 750 м Такое значительное зеленое пространство должно было бы повлиять на архитектуру, но проектировщик этого обстоятельства не учел: перегруженные фасады его домов ничем не выдают своего соседства с зеленью парка. Избранный архитектором прием соединения домов попарно в этом случае оправдан условиями застройки, в ряде других проектов эти соединения носят чисто декоративный характер. Начиная от парка и кончая площадью перед Домом советов, магистраль на протяжении 1,5 км получает довольно равномерную застройку и разделяется на две части круглой Северной площадью. Несмотря на то, что эта часть Московского шоссе является наиболее цельной и законченной, она вызывает больше всего споров. Конфигурация самой Северной площади осложнена тем, что на ней пересекаются три основные магистрали, расположенные под разными углами. Еще более затрудняет задачу предложенная АПО смена ордера в застройке площади. Эта смена ордера осуществилась не безболезненно. Жилые дома, спроектированные мастерской арх. Юнгера и выходящие на эту площадь, имеют двухэтажную нижнюю поддерживающую часть. На зданиях же, выходящих на площадь с южной стороны (мастерская проф. Оль, арх. Хидекеля, арх. Симонова), применено членение 4:2 и выделен местами первый этаж с магазинами. Вследствие этого не был достигнут гибкий, эластичный переход, и два подошедших близко друг к другу строя не получили должной увязки. Спорными можно считать и расчеты проектировщиков на то, что два ризолита дома мастерской проф. Юнгера, выходящие на площадь, найдут отклик в соседних двух углах северной части этой площади. Конфигурация площади убеждает в противном. Что же касается самого проекта мастерской проф. Юнгера, то в упрек ему можно поставить подчеркнуто ренессансный характер фасадов «в камне», перекликающихся с еще более «монументальными» фасадами проф. Н. А. Троцкого. Московское шоссе от этой площади далее на юг будет застроено по западной стороне тремя домами мастерской проф. Оль, а по восточной — двумя домами мастерской арх. Симонова. Архитектурный комитет справедливо отметил, что этот участок открывает наиболее благоприятные возможности согласования архитектуры обеих сторон Московского шоссе между собою. Эта согласованность выразилась в совпадении осей ризолитов противолежащих друг к другу крайних корпусов и в особенности в совпадении оси средних корпусов, причем на западной стороне средний корпус отводится под жилье, а на восточной — под школу. Прием горизонтального членения (4:2) у обоих авторов также совпадает. Архитектура этого отрезка магистрали гармонирует с архитектурой домов мастерской арх. Левинсона и Фомина, но не так суха и по своим архитектоническим свойствам строже и яснее. Нельзя, однако, считать эти проекты вполне доработанными. Спорным является выдвижение магазинов более чем на 2 м за общую плоскость фасадной стены. Выдвинутые только на отдельных отрезках фасадной линии об'емы магазинов производят впечатление приставленных коробок. Следует отметить, что архитектура этого отрезка Московского шоссе, может быть, недостаточно внушительна, если учесть его близость к Дому советов, от которого он отделен лишь кварталом жилых домов, спроектированных мастерской арх. А, И. Гегелло. В этих домах выделение грузного первого этажа проведено еще решительнее, а пять верхних этажей получили подчеркнуто-монументальные формы, благодаря каменной трактовке всей фасадной стены, обработке лоджий сильными столбами, несколько излишне утяжеленному карнизу и применению в отдельных фрагментах фасада вставленных камней, круглых ниш и т. п. Дома Гегелло по своей архитектуре могут служить связующим звеном с Домом советов, замыкающим Московское шоссе и играющим доминирующую роль в ансамбле нового района социалистического Ленинграда.
|