М.ЧХИКВАДЗЕ
В 1936 г. по инициативе руководителя большевистских организаций Грузии тов. Л. П. Берия был об'явлен закрытый конкурс на проектирование здания филиала Института Маркса—Энгельса—Ленина в Тбилиси. В конкурсе приняли участие академики архитектуры И. А. Фомин и А. В. Щусев, профессоры В. Д. Кокорин, Н. П. Северов (Тбилиси), архитекторы А. В. Власов (Москва), Калашников (Тбилиси), Мелеги (Тбилиси). Из представленных проектов наиболее удачными жюри признало проект А. В. Щусева. Для постройки здания был отведен участок «а главной улице Тбилиси — проспекте Руставели и прилегающей к нему улице Курсантов, дворовая сторона которого выходит на ул. Квали. Таким образом, здание тремя своими фасадами обращено в сторону улиц и охватывается глазом почти в полном своем об'еме. В условиях Тбилиси архитекторам всегда приходится считаться с видом, который открывается на их здания с горы Давида, а также с левой или правой стороны реки Куры. В езязи с этим им особенно внимательно приходится прорабатывать систему крыш и общую композицию всей массы здания. Проспект Руставели, на который выходит главный фасад здания Института Маркса—Энгельса—Ленина, имеет достаточную ширину — свыше 40 м. По своему силуэту этот проспект, один из лучших наших столичных проспектов, архитектурно давно уже упорядочен. В общей композиции здания, расположенного на участке, ограниченном тремя улицами, наиболее оправданным на первый взгляд может показаться подчеркнуто угловое решение. Но улица Курсантов теряет все свое значение рядом с проспектом Руставели и не имеет тенденции к дальнейшему развитию. Она почти незаметна и ее не следовало выделять, так как этим был бы нарушен ансамбль и силуэт проспекта. Отсюда ясно, что проекты а угловыми башнями и с общим несимметричным в плане решением,например, проекты акад. арх. И. А. Фомина, проф. В. Д. Кокорина, арх. А. В. Власова и арх. Калашникова, не соответствовали конкретной пространственной ситуации участка и не обладали поэтому должной выразительностью. Здание, выстроенное по проекту А. В. Щусева при участии арх. Сар-даряна, имеет со стороны проспекта Руставели 5 этажей с общим об'емом 75 тысяч м 3. В основу проекта А. В. Щусева был положен простой и ясно воспринимаемый симметричный плгн. Автор хорошо справился с трудной задачей размещения в полукруглой части здания вестибюля, приемкой, читальни, конференцзала и т. д. Не вызывает возражений и планировка боковых его крыльев. Всем отделениям ИМЭЛ обеспечена возможность углубленной работы и одновременно легкой связи с центральными помещениями Института. Симметричное в плане здание имеет два боковых крыла. Симметрично решены также фасады — главный и дворовый. Ширина проспекта Руставели перед зданием ИМЭЛ достигает 45 м. Но даже такая значительная ширина недостаточна для того, чтобы охватить здание одним взглядом. По своей композиции и силуэту оно скорее рассчитано на площадь с большими под'ездными путями и на эффекты фронтального восприятия. Улица, как бы она ни была широка, не может не Стеснять такого фронтального восприятия здания. Сознавая это, автор проекта стремился выделить здание на улице, придать ему характер самостоятельного, вырванного из строчной застройки об'ема, создать вокруг него подобие площади, окаймленной со всех сторон улицами. В этих целях А. В. Щусев организовал новую улицу-проход с левой стороны филиала Института Маркса—Энгельса—Ленина. Но и такое крайнее решение не привело к положительным результатам: проспект Руставели оказался достаточно мощным по своей общей композиции и ансамблю, чтобы подчинить себе монументальное здание филиала ИМЭЛ. Искусственно созданная новая улица, не способствуя выделению здания из проспекта, обнажила лишь боковой фасад, подчеркнув не фронтальное, а об'емное его восприятие. Главный вход с проспекта Руставели ведет в обширный, роскошно отделанный вестибюль. Стены, колонны и пол его облицованы разноцветным мрамором, доставленным из разных районов Грузии. В центре двусветного вестибюля установлена высеченная из белого мрамора скульптором С. Кокобадзе статуя вождя народов товарища Сталина.
С боковыми корпусами вестибюль связан широкими, выложенными мрамором, коридорами, которые заканчиваются лестницами. В глубине вестибюля, по полуокружности, расположены ожидальни, имеющие выходы на открытый, также полукольцевой, балкон. Перекрытие балкона опирается на граненые колонны, по высоте равные высоте вестибюля. Балкон в сочетании с боковыми открытыми лоджиями может служить прекрасным местом отдыха в летнее время. Две парадные мраморные лестницы, рядом с которыми расположены лифты, ведут из вестибюля в верхние этажи. На уровне второго этажа к вестибюлю-примыкает круговой мраморный балкон, откуда вход ведет в читальню, расположенную над ожидальней во втором этаже. Потолок вестибюля очень удачно обработан диагональными квадратными кассетами с изящной профилиpoванной отделкой. В центре потолка подвешена художественно выполненная люстра. Над вестибюлем в третьем этаже расположен двусветный полукруглый, отделанный ценными породами дерева, конференцзал на 550 человек. Места для слушателей в этом зале повышаются амфитеатром, потолок кас-сетирован радиальными и кольцевыми балками. К залу примыкает обширное фойе с кулуарами и боковыми открытыми лоджиями. Кулуары продолжаются также и в четвертом этаже. В основном корпусе расположены научные кабинеты и центральные помещения Института. Верхние его этажи отводятся под книгохранилище. Входы со стороны боковых фасадов ведут в архивы и музей. Доступ в музей открывается с улицы Курсантов и находится на уровне цокольного этажа. Входные двери музея с их тонкой профилировкой и ясными пропорциями служат одним из лучших украшений здания. Вход в архив подчеркнут роскошным портиком, четырехугольные колонны которого облицованы болнисским туфом. В главном фасаде широкое развитие получили мотивы итальянского ренессанса. Спокойное, уравновешенное по силуэту здание воспринимается цельным об'емом. Общие его пропорции, соотношения монументальной колоннады с большими боковыми плоскостями и верхним фризом найдены очень удачно. Менее выразительно проведено расчленение боковых плоскостей на отдельные секции. Механическое их деление на четыре равные части, с горельефами в одном углу, сильно снижает общую выразительность здания. Баковые фасады также не служат к его украшению. Даже портик левого бокового фасада не может прикрыть наготу фасада, с его спаренными окнами на гладко оштукатуренном фоне. Значительно тоньше разработан задний дворовый фасад, к сожалению, совершенно не увязанный с главным. Здесь применены частично мотивы южной архитектуры, как в общих массах (террасы, лоджии, балконы), так и в деталях — капителях, колоннах, карнизе и т. д. Нужно сказать, что эти детали могли бы быть лучше прорисованы. С улицы Квали участок филиала ИМЭЛ огражден монументальной металлической решеткой из литого железа; в обрамлении этой решетки использованы мотивы грузинского орнамента. Боковые крылья здания на уровне пола четвертого этажа заканчиваются террасами, с которых открывается прекрасный вид на оснеженные вершины Кавказского хребта. Здание в основном выдержано в формах классической архитектуры Италии. Сочетание классических композиционных форм с отдельными деталями и орнаментами, сделанными по образцам армянской и частично грузинской архитектуры, не приведено архитектором к органическому единству. Механическое смешение отдельных стилевых элементов дает себя знать и во внутренней отделке. Эти недостатки могли быть устранены своевременно, но, видимо, автор придерживался неправильной трактовки национальных архитектурных форм. Он стремился к «нанизыванию» грузинских орнаментов на классическую композиционную основу. Ясно, что, избрав такой путь, архитектор не мог выявить подлинное своеобразие национальных архитектурных мотивов. Главный фасад украшен двумя большими горельефами и грандиозным фризом. Горельфы расположены в боковых плоскостях главного фасада на уровне третьего этажа и имеют более 6 м высоты. Горельеф левой стороны посвящен теме «Сталин-основоположник большевистских организаций Закавказья». Скульптор изобразил молодого товарища Сталина, который держит боевое знамя большевизма; вокруг него об'-единяются рабочие и крестьяне Грузии, Азербайджана и Армении. На втором горельефе товарищ Сталин изображен на фоне индустриального пейзажа и окружен рабочими, колхозниками и красноармейцами. Оба горельефа выполнены народным скульптором ССР Грузии Я. Нико-ладзе. Автор показал в выразительных образах идею борьбы за чистоту марксизма-ленинизма в условиях, царского самодержавия, идею созидательной работы в стране победившего социализма. Грандиозный фриз над мощными колоннами выявлен по эскизам скульптора Тамары Абакелия. Фриз разделен на отдельные секции, которые посвящены темам «Октябрь в Грузии», «Сельское хозяйство» и другие. Над каждой парой колонн расположены барельефные изображения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Как горельефы, так и фриз свидетельствуют о больших успехах скульпторов Грузии. Над фризом тянется далеко выступающий карниз, поддерживаемый огромными кронштейнами, очень мешающими восприятию скульптурного фриза и особенно портретных барельефов. По первоначальному замыслу предполагалось устройство сплошного, не разделенного на секции, фриза; в дальнейшем, когда фриз был разделен на секции со вставкой между ними скульптурных барельефов, кронштейны заняли случайное место и лишили четкости и стройности всю систему колоннады и фризового антаблемента. Пышные капители коринфского ордера, дополняющие фриз, производят чрезвычайно богатое впечатление. Этому способствует также то обстоятельство, что главный фасад расположен на южной стороне здания и с утра до вечера освещен солнцем. Граненые монументальные колонны стоят на мощных, удачно прорисованных, профилированных базах. Но колонны, к сожалению, поставлены слишком близко к стене и поэтому превращаются в простые декорации. Неудачна также широкая лестница, ведущая с тротуара к колоннаде. Здание филиала ИМЭЛ в основном выстроено из пемзобетона Р облицовкой ценными породами камня на главном фасаде. Цоколь со стороны проспекта Руставели облицован курсебским полированным теше-нитом. Задний и часть боковых фасадов до уровня первого этажа облицованы базальтом. Стены главного фасада выложены болнисским туфом темнозеленого цвета с коричневыми прожилками. Стены боковых фасадов и дворовый фасад оштукатурены под цвет этого туфа. Внутри для отделки интерьеров применены грузинские мраморы различных цветов и оттенков, от белого осетинского до яркокрасного саметеного. Двери, окна, а также панели обработаны ценными породами дерева — дубом, орехом, каштаном и т. д. На строительстве этого здания был испытан целый ряд новых строительных материалов, известных только по некоторым историческим памятникам. К таким материалам относится прекрасный облицовочный материал — болнисский туф, найденный в 50 км от Тбилиси. Все строительные работы выполнены блестяще. Дверные ручки, люстры и т. д. изготовлены по специальным рисункам с большим мастерством и знанием дела. Особенно хороши чеканные и литейные работы. Кустари, которые до сих пор занимались лишь оправкой кинжалов, сабель, конских седел и рогов, получили возможность проявить свое высокое мастерство при отделке крупных металлических деталей для филиала ИМЭЛ.
Строительство филиала ИМЭЛ в Тбилиси является блестящей демонстрацией роста нашей строительной промышленности. В этом сооружении проявилась высокая культура строительного дела, которая в сочетании с мастерством архитектора обеспечила зданию должную выразительность. Здание филиала ИМЭЛ в Тбилиси при всех указанных выше недостатках является прекрасным памятником нашей эпохи, оно займет видное место среди лучших образцов советской архитектуры. Особо следует отметить повседневное руководство всем делом проектирования и строительства филиала ИМЭЛ партийной организации Грузии и лично тов. Л. П. Берия, Это руководство обеспечило блестящее техническое выполнение строительных работ и побудило весь коллектив строителей со всей возможной энергией бороться за образцовое осуществление проекта в натуре.
|