ЗДАНИЕ ФИЛИАЛА ИНСТИТУТА МАРКСА-ЭНГЕЛЬСА—ЛЕНИНА В ТБИЛИСИ

М.ЧХИКВАДЗЕ

 

В 1936 г. по инициативе руково­дителя большевистских организаций Грузии тов. Л. П. Берия был об'явлен закрытый конкурс на проек­тирование здания филиала Инсти­тута Маркса—Энгельса—Ленина в Тбилиси.

В конкурсе приняли участие ака­демики архитектуры И. А. Фомин и А. В. Щусев, профессоры В. Д. Кокорин, Н. П. Северов (Тбилиси), архи­текторы А. В. Власов (Москва), Ка­лашников (Тбилиси), Мелеги (Тбили­си). Из представленных проектов наиболее удачными жюри признало проект  А.  В.  Щусева.

Для постройки здания был отве­ден участок «а главной улице Тби­лиси — проспекте Руставели и при­легающей к нему улице Курсантов, дворовая сторона которого выхо­дит на ул. Квали. Таким образом, здание тремя своими фасадами обращено в сторону улиц и охва­тывается глазом почти в полном своем об'еме.

В условиях Тбилиси архитекто­рам всегда приходится считаться с видом, который открывается на их здания с горы Давида, а также с ле­вой или правой стороны реки Куры. В езязи с этим им особенно внима­тельно приходится прорабатывать си­стему крыш и общую композицию всей  массы здания.

Проспект Руставели, на который выходит главный фасад здания Ин­ститута Маркса—Энгельса—Ленина, имеет достаточную ширину — свыше 40 м. По своему силуэту этот про­спект, один из лучших    наших столичных проспектов, архитектурно давно уже упорядочен.

В общей композиции здания, рас­положенного на участке, ограничен­ном тремя улицами, наиболее оп­равданным на первый взгляд может показаться подчеркнуто угловое ре­шение. Но улица Курсантов теряет все свое значение рядом с проспек­том Руставели и не имеет тенден­ции к дальнейшему развитию. Она почти незаметна и ее не следовало выделять, так как этим был бы нару­шен ансамбль и силуэт проспекта. Отсюда ясно, что проекты а угловы­ми башнями и с общим несиммет­ричным в плане решением,например, проекты акад. арх. И. А. Фомина, проф. В. Д. Кокорина, арх. А. В. Власова и арх. Калашникова, не со­ответствовали конкретной простран­ственной ситуации участка и не об­ладали поэтому должной выразитель­ностью.

Здание, выстроенное по проекту А. В. Щусева при участии арх. Сар-даряна, имеет со стороны проспекта Руставели 5 этажей с общим об'емом 75 тысяч м 3.

В основу проекта А. В. Щусева был положен простой и ясно воспри­нимаемый симметричный плгн. Ав­тор хорошо справился с трудной за­дачей размещения в полукруглой части здания вестибюля, приемкой, читальни, конференцзала и т. д. Не вызывает возражений и планировка боковых его крыльев. Всем отделе­ниям ИМЭЛ обеспечена возможность углубленной работы и одновременно легкой связи с центральными поме­щениями Института. Симметричное в плане здание имеет два боковых крыла. Симметрично решены также фасады — главный и дворовый.

Ширина проспекта Руставели пе­ред зданием ИМЭЛ достигает 45 м. Но даже такая значительная ширина недостаточна для того, чтобы охва­тить здание одним взглядом. По сво­ей композиции и силуэту оно скорее рассчитано на площадь с большими под'ездными путями и на эффекты фронтального восприятия. Улица, как бы она ни была широка, не может не Стеснять    такого фронтального    восприятия здания. Сознавая это, автор проекта стремился выделить здание на улице, придать ему характер са­мостоятельного, вырванного из строч­ной застройки об'ема, создать во­круг него подобие площади, окайм­ленной со всех сторон улицами.

В этих целях А. В. Щусев орга­низовал новую улицу-проход с ле­вой стороны филиала Института Маркса—Энгельса—Ленина. Но и та­кое крайнее решение не привело к положительным результатам: про­спект Руставели оказался достаточно мощным по своей общей композиции и ансамблю, чтобы подчинить себе монументальное здание филиала ИМЭЛ. Искусственно созданная но­вая улица, не способствуя выделе­нию здания из проспекта, обнажила лишь боковой фасад, подчеркнув не фронтальное, а об'емное его восприя­тие.

Главный вход с проспекта Руста­вели ведет в обширный, роскошно от­деланный вестибюль. Стены, колонны и пол его облицованы разноцветным мрамором, доставленным из разных районов Грузии. В центре    двусветного вестибюля установлена высе­ченная из белого мрамора скульпто­ром С. Кокобадзе статуя вождя наро­дов товарища Сталина.

 

С боковыми корпусами вести­бюль связан широкими, выложенны­ми мрамором, коридорами, которые заканчиваются лестницами. В глу­бине вестибюля, по полуокружности, расположены ожидальни, имеющие выходы на открытый, также полу­кольцевой, балкон. Перекрытие бал­кона опирается на граненые колон­ны, по высоте равные высоте вести­бюля. Балкон в сочетании с боковы­ми открытыми лоджиями может слу­жить прекрасным местом отдыха в летнее время.

Две парадные мраморные лест­ницы, рядом с которыми расположе­ны лифты, ведут из вестибюля в верхние этажи. На уровне второго этажа к вестибюлю-примыкает кру­говой мраморный балкон, откуда вход ведет в читальню, расположен­ную над ожидальней во втором эта­же. Потолок вестибюля очень удачно обработан диагональными квадрат­ными кассетами с изящной профилиpoванной отделкой. В центре потол­ка подвешена художественно выпол­ненная люстра.

Над вестибюлем в третьем этаже расположен двусветный полукруглый, отделанный ценными породами дере­ва, конференцзал на 550 человек. Ме­ста для слушателей в этом зале по­вышаются амфитеатром, потолок кас-сетирован радиальными и кольце­выми балками. К залу примыкает об­ширное фойе с кулуарами и боковы­ми открытыми   лоджиями.    Кулуары продолжаются также и в четвертом этаже.

В основном корпусе расположены научные кабинеты и центральные помещения Института. Верхние его этажи отводятся под книгохранили­ще. Входы со стороны боковых фа­садов ведут в архивы и музей. До­ступ в музей открывается с улицы Курсантов и находится на уровне цокольного этажа. Входные двери музея с их тонкой профилировкой и ясными  пропорциями служат одним из лучших украшений здания. Вход в архив подчеркнут роскошным пор­тиком, четырехугольные колонны ко­торого облицованы болнисским ту­фом. В главном фасаде широкое раз­витие получили мотивы итальянско­го ренессанса.

Спокойное, уравновешенное по силуэту здание воспринимается цель­ным об'емом. Общие его пропорции, соотношения монументальной колон­нады с большими боковыми пло­скостями  и  верхним  фризом найдены очень удачно. Менее выразитель­но проведено расчленение боковых плоскостей на отдельные секции. Механическое их деление на четыре равные части, с горельефами в од­ном углу, сильно снижает общую выразительность здания. Баковые фасады также не служат к его укра­шению. Даже портик левого бокового фасада не может прикрыть наготу фасада, с его спаренными окнами на гладко оштукатуренном фоне. Значительно   тоньше разработан задний дворовый фасад, к сожале­нию, совершенно не увязанный с главным. Здесь применены частично мотивы южной архитектуры, как в общих массах (террасы, лоджии, балконы), так и в деталях — капите­лях, колоннах, карнизе и т. д. Нуж­но сказать, что эти детали могли бы быть лучше прорисованы.

С улицы Квали участок филиала ИМЭЛ огражден монументальной ме­таллической решеткой из литого же­леза; в обрамлении этой решетки использованы мотивы грузинского ор­намента. Боковые крылья здания на уровне пола четвертого этажа закан­чиваются террасами, с которых от­крывается прекрасный вид на осне­женные вершины Кавказского хребта. Здание в основном выдержано в формах классической архитектуры Италии. Сочетание классических композиционных форм с отдельными деталями и орнаментами, сделанны­ми по образцам армянской и частич­но грузинской архитектуры, не   приведено архитектором к органическо­му единству. Механическое смеше­ние отдельных стилевых элементов дает себя знать и во внутренней отделке.

Эти недостатки могли быть устранены своевременно, но, видимо, автор придерживался неправильной трактовки национальных архитек­турных форм. Он стремился к «нани­зыванию» грузинских орнаментов на классическую композиционную осно­ву. Ясно, что, избрав такой путь, архитектор не мог выявить подлин­ное своеобразие национальных архи­тектурных мотивов.

Главный   фасад   украшен   двумя большими   горельефами   и   грандиоз­ным фризом. Горельфы расположены в боковых плоскостях главного фасада на  уровне третьего  этажа  и имеют более   6  м   высоты.  Горельеф  левой стороны   посвящен    теме    «Сталин-основоположник   большевистских  ор­ганизаций    Закавказья».    Скульптор изобразил        молодого        товарища Сталина,    который    держит    боевое знамя большевизма; вокруг него об'-единяются рабочие и крестьяне Гру­зии,   Азербайджана   и   Армении.   На втором   горельефе   товарищ   Сталин изображен   на фоне индустриального пейзажа   и   окружен   рабочими,  кол­хозниками   и   красноармейцами.   Оба горельефа      выполнены      народным скульптором   ССР   Грузии   Я.   Нико-ладзе. Автор показал в выразитель­ных образах идею борьбы за чистоту марксизма-ленинизма     в     условиях, царского  самодержавия,  идею  сози­дательной работы в стране победив­шего социализма.

Грандиозный фриз над мощными колоннами выявлен по эскизам скульптора Тамары Абакелия. Фриз разделен на отдельные секции, кото­рые посвящены темам «Октябрь в Грузии», «Сельское хозяйство» и другие. Над каждой парой колонн расположены барельефные изображе­ния Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Как горельефы, так и фриз свидетельствуют о больших успехах скульпторов Грузии.

Над фризом тянется далеко вы­ступающий карниз, поддерживаемый огромными кронштейнами, очень ме­шающими восприятию скульптурного фриза и особенно портретных ба­рельефов. По первоначальному замы­слу предполагалось устройство сплошного, не разделенного на сек­ции,   фриза;    в  дальнейшем,   когда фриз был разделен на секции со вставкой между ними скульптурных барельефов, кронштейны заняли слу­чайное место и лишили четкости и стройности всю систему колоннады и фризового антаблемента. Пышные капители коринфского ордера, допол­няющие фриз, производят чрезвы­чайно богатое впечатление. Этому способствует также то обстоятель­ство, что главный фасад расположен на южной стороне здания и с утра до вечера освещен солнцем.

Граненые монументальные ко­лонны стоят на мощных, удачно про­рисованных, профилированных базах. Но колонны, к сожалению, поставле­ны слишком близко к стене и по­этому превращаются в простые деко­рации. Неудачна также широкая лестница, ведущая с тротуара к колон­наде.

Здание филиала ИМЭЛ в основ­ном выстроено из пемзобетона Р облицовкой ценными породами камня на главном фасаде. Цоколь со сто­роны проспекта Руставели облицо­ван курсебским полированным теше-нитом. Задний и часть боковых фа­садов до уровня первого этажа об­лицованы базальтом. Стены главного фасада выложены болнисским ту­фом темнозеленого цвета с корич­невыми прожилками. Стены боковых фасадов и дворовый фасад оштука­турены под цвет этого туфа.

Внутри для отделки интерьеров применены грузинские мраморы раз­личных цветов и оттенков, от бело­го   осетинского   до   яркокрасного   саметеного. Двери, окна, а также пане­ли обработаны ценными породами дерева — дубом, орехом, каштаном и т. д.

На строительстве этого здания был испытан целый ряд новых строи­тельных материалов, известных только по некоторым историческим памятникам. К таким материалам от­носится прекрасный облицовочный материал — болнисский туф, най­денный   в  50   км   от   Тбилиси.

Все строительные работы выпол­нены блестяще. Дверные ручки, лю­стры и т. д. изготовлены по специ­альным рисункам с большим мастер­ством и знанием дела. Особенно хороши чеканные и литейные работы. Кустари, которые до сих пор зани­мались лишь оправкой кинжалов, сабель, конских седел и рогов, полу­чили возможность проявить свое вы­сокое мастерство при отделке крупных металлических деталей для филиала  ИМЭЛ.

 

Строительство филиала ИМЭЛ в Тбилиси является блестящей демон­страцией роста нашей строительной промышленности. В этом сооружении проявилась высокая культура строи­тельного дела, которая в сочетании с мастерством архитектора обеспе­чила зданию должную выразитель­ность.

Здание филиала ИМЭЛ в Тбилиси при всех указанных выше недостат­ках является прекрасным памятником нашей эпохи, оно займет видное ме­сто среди лучших образцов совет­ской архитектуры.

Особо следует отметить повсе­дневное руководство всем делом про­ектирования и строительства филиа­ла ИМЭЛ партийной организации Грузии и лично тов. Л. П. Берия, Это руководство обеспечило блестя­щее техническое выполнение строи­тельных работ и побудило весь кол­лектив строителей со всей возмож­ной энергией бороться за образцовое осуществление проекта в натуре.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!