ПРОМЫШЛЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТОР

С 3. ГИНЗБУРГ

За две сталинские пятилетки в самых различных районах страны выстроены тысячи новых заводов, в том числе такие гиганты, как Магнитогорский металлургиче­ский завод, Горьковский автомобильный завод, Сталин­градский, Харьковский и Челябинский тракторные заво­ды, Краматорский и Уральский заводы тяжелого машино­строения и многие другие. Осуществлены такие гранди­озные сооружения, как Днепрогэс и Московский метро­политен; на базе предприятий тяжелой промышленности возникли новые города — Магнитогорск, Сталинск, Запо­рожье,   Березняки   и   другие.

Грандиозный размах строительства тяжелой промыш­ленности может быть охарактеризован следующими циф­рами.

Фактический об'ем строительных работ в перзой пя­тилетке по тяжелой промышленности составлял 20 млрд. рублей, а во второй пятилетке — свыше 30 млрд. рублей. В течение второй пятилетки по тяжелой промышленности вводится в эксплоатацию около 6 млн. квадратных метров жилой площади, т. е. около 20 процентов всего нового жилищного  фонда  Советского  Союза.

Осуществляя это крупнейшее строительство, мы одно­временно учились новым методам ведения работ, готови­ли новые кадры рабочих, вооружались нозыми, ранее у нас в стране не применявшимися, механизмами, создава­ли новые базы производства строительных материалов, конструкций и деталей.

В начале первой пятилетки инженеры-производители работ еще часто заставляли рабочих вручную готовить растворы и бетон, они нередко предпочитали «козу» под'-емному крану. Теперь мы уже оставили позади кустар­щину первых лет строительства. В 1930 году на строи­тельстве ЧТЗ производительность лучших каменщиков достигала 300 — 500 кирпичей. Сейчас наши передовики-стахановцы укладывают в смену 3 — 4 тысячи  кирпичей.

Мы уже давно не нуждаемся в импорте основных строительных механизмов. Наши стройки теперь обеспе­чены всеми видами механизированного транспорта. Кра­ны, экскаваторы, мощные тракторы «сталинцы», автомо­били, все виды средней и мелкой механизации внедрены з  самые   разнообразные   процессы  строительных   работ.

Наиболее культурные передовые строительные орга­низации добились коренного изменения характера и лица строительной площадки. Решительно изменена и очеред­ность выполнения работ. Те же строители, которые в 1932 году на строительной площадке Челябинского трак­торного  завода  тонули в  грязи,  теперь на строительстве второй очербди горьковского автозавода сначала стрбят дороги, прокладывают подземные сети и делают бетон­ные полы в цехах, а потом уже возводят основные кон­струкции.

Однако кустарщина и партизанщина еще господ­ствуют на многих наших стройках, и поэтому важнейшей задачей строителей является выполнение решений ЦН и СНК СССР от 11 февраля 1936 года об индустриализа­ции строительства.

Надо признать, что строители, а в их числе и архи­текторы, дали социалистическому государству далеко не все,  что  могли  бы дать.

Конечно, отсюда не следует, что архитекторы ничего не создали и что у нас нет своей советской архитек­туры. Такие сооружения, как Днепрогэс, Московский автозавод им. Сталина, метро, ГАЗ, ЧТЗ, Краммашстрой, канал Волга — Москва и др., которыми по праву гордится вся страна, свидетельствуют, что советские архитекторы и строители умеют решать сложнейшие архитектурные и строительные задачи. Но этими успехами нельзя при­крывать те вопиющие недостатки, которые имеют еще место  в  нашей  архитектурной  практике.

Ни для кого не секрет, что мы до сих пор строим дорого, медленно и часто плохо. Ответственность за та­кое состояние строительства, безусловно, ложится и на архитектора. Уклониться от этой ответственности, ска­зать, что, мол, архитекторы лишь проектируют, а строят прорабы,   конечно,  невозможно.

Многие архитекторы долгое время боролись против стандартизации и типизации, якобы стеснявших их твор­чество. Они утверждали, что создать значительное архи­тектурное произведение из крупных блоков нэвозможно, что из стандартных элементов нельзя построить высоко­художественное здание. Это привело к тому, что для каждого отдельного случая изготовлялись десятки про­ектов с огромным количеством чертежей, народные деньги расходовались на дублирование проектов, и в ко­нечном счете резко возрастала стоимость проектирова­ния. Каждый проектировал «по вдохновению», иными словами — как ему заблагорассудится.

Разнобой этот приводил к удорожанию строительных работ и огромным перерасходам строительных материа­лов. И сейчас еще промышленные предприятия за ред­кими исключениями проектируются так, что строить цеха индустриальным способом невозможно. Архитекторы до последнего времени смотрели на типовое проектирова­ние не как на особо ответственную, особо почетную, большой государственной важности, задачу, а как на неприятную обязанность, как на работу, не дающую ни  морального,   ни  материального  удовлетворения.

Наши архитектурно-проектные мастерские, в том числе и мастерские Наркомтяжпрома, свои творческие задачи поняли узко, ограничиваясь поисками внешней ерхитектурной формы. В творческом процессе были за­быты индустриализация строительства, стандарты и типы, требования экономичности сооружения и его функ­циональной целесообразности. Только после ряда пар­тийных и правительственных решений об индустриали­зации строительства и, особенно, после решения ЦК нашей партии и СНК СССР об улучшении строительного дела и удешевлении строительства, архитекторы заговорили об этих проблемах.

Огромный   вред   приносят  также   допускаемые   архитекторами непозволительные излишества в промышлен­ных,  жилых  и  других   зданиях.

Заводские цеха проектируются в отдельных, разбро­санных по территории, одноэтажных зданиях, вместо того, чтобы там, гдз это позволяет технологический про­цесс и планировка, концентрировать их в одном здании.

Эта гигантомания в составлении генеральных планов промышленных предприятий вызывает непроизводитель­ные дополнительные расходы на ограждение территории, на ее благоустройство, внутрипромышленный транспорт и проч. Кроме того, значительно возрастают расходы по управлению предприятиями, по их охране, освеще­нию, ремонту и т. п.

Благодаря правильной компановке генерального пла­на Уфимского завода возможно, без изменения техноло­гического процесса, уменьшить запроектированную тер­риторию завода с 130 до 85 га. Если мы сравним наш Магнитогорский завод, запроектированный в 1930 году, с американскими заводами Гери (построены в 1900 г.) и Макдональд (1915 г.), то убедимся, что на Магнитогор­ском заводе на один стан приходится 3 га территории, на заводе Гери — 2 га и на заводе Макдональд — 1  га.

Неправильное проектирование зачастую вынуждает строить наши предприятия в отдалении от существую­щих населенных мест, так как проекты диктуют необ­ходимость подыскания таких громадных строительных площадок, которые почти невозможно найти ни в городе, ни поблизости к нему. В связи с этим резко увеличи­ваются расходы на жилищное строительство, сооруже­ние дорог, транспортных устройств, водопровода, кана­лизации,   электросети   и   т.   д.

Как правило, в проектах допускаются также пре­увеличенные (из-за некомпактной расстановки оборудо­вания) об'емы и площади цехов, конторских и бытовых помещений заводов. Так на ЗИС, ГАЗ и других заводах в разных цехах приходится от 3 до 15 кв. метров пло­щади бытовых помещений на одного рабочего в смену. В большинстве случаев такие помещения используются только  наполовину  или еще  меньше.

Следует указать и на тенденцию иных архитекторов, некритически относящихся к проектировкам технологов, ограничивать себя лишь проектированием заводской «коробки», не вмешиваясь в технологическую часть проекта.

Большие излишества допускаются проектировщи­ками, и в первую голову архитекторами, во внутреннем,и главным образом во внешнем, оформлении промыш­ленных зданий.

За последнее время особенно модным стало нелепое стремление во что бы то ни стало «приукрасить» фасады наших заводов и фабрик. Ревнители «красоты» облицо­вывают рядовые промышленные здания дорогими мате­риалами, уснащают фасады декоративными колоннами и портиками, расточительно лепят повсюду, где можно, ба­рельефы и горельефы, устанавливают статуи, вазы и це­лые скульптурные группы.

Не желая потрудиться над архитектурной проработ­кой фасада здания в кирпиче, наши архитекторы покры­вают все здание сплошной штукатуркой. Штукатурят даже бетонные конструкции, которые по своей фактуре и   расцветке   в   этом   вовсе   не   нуждаются.

Излишества допускаются архитекторами и в проек­тировании   жилых  и  общественных   зданий,   и   в   планировке населенных Пунктов. Нередко рядовые зданий поселка проектируются со всей пышностью дворцов эпохи Ренессанса. Некоторые затейники в погоне за/ архитектурным эффектом уснащают жилой дом рядового города целым батальоном скульптурных фигур. Иные архитекторы, стремясь скрыть недостатки самой архи­тектуры, облицовывают жилые дома гранитом, Лабра­дором и другими дорогими породами естественного камня.

Одна из причин этого явления — отрыв архитекторов от строительства. Архитектор занят только проектиро­ванием, забывая о том, что окончательным результатом его работы является не бумажный проект, а завершен­ная постройка, осуществленный цех и завод.

Выработался даже особый тип архитектора-проекти­ровщика, не знающего ни строительного искусства, ни сметы и занятого лишь изготовлением проектов. Этот профиль архитектора явно неполноценен.

Советской стране нужен полноценный архитектор-строитель, зодчий, в полном смысле этого слова. К со­жалению, лозунг «архитектор на леса» до сего времени не претворен в действие. Союз советских архитекторов и сами архитекторы мало что сделали для реализации этого лозунга. Архитекторам следует, наконец, вплотную заняться вопросами строительства. Надо сблизить архи­тектурное дело с инженерией и техникой, ибо только при  этом  условии  архитектура может  быть полноценной.

Используя дефекты проектного дела, используя по­литическую слепоту ряда работников, враги народа, ди­версанты, вредители не замедлили протянуть свою гряз­ную лапу к проектной работе. Продажные агенты фа­шизма, шпионы, диверсанты и убийцы, вся гнусная банда троцкистских и бухаринских выродков и измен­ников причинили  строительству громадный вред.

Достаточно вспомнить, как под видом аварийного по­селка троцкистский выродок Норкин в Кемерове пытался расселить трудящихся в непосредственной близости от ззрывчатоопасного завода, как враг народа Франкфурт протаскивал идею размещения города в Орске на кру­тых склонах скалистой горы, как Пятаков в Красно-уральске и других местах ставил жилье под вредными газами заводов, — достаточно все это вспомнить, чтобы понять, как важно немедленно исправить все недочеты проектно-планировочного дела и тем предохранить нашу социалистическую стройку от каких бы то ни было пося­гательств  троцкистских  и иных  заклятых  врагов  народа.

Обязанность всех советских патриотов, участников социалистического строительства — быстрейшая ликви­дация последствий вредительства. Архитекторы так должны строить свою теоретическую и практическую работу, чтобы не допускать проникновения врагов народа в область проектирования и строительства городов, про­мышленных предприятий, жилых и общественных зданий. Надо закрыть все щели, через которые может пролезть враг. Архитектурно-проектные организации должны пе­ресмотреть проекты промышленных и других зданий, в отношении  которых   возникают   какие-либо   сомнения.

Особое внимание должно быть уделено вопросам жи­лищного строительства. Каково сейчас положение в этой области? — Прежде всего, нужно констатировать, что мы строим еще необычно дорого: стоимость 1 куб. мет­ра жилья с 1929 года по 1937 год выросла, в частности, в Москве, с 24—27 рублей до 110—120 рублей.

Индекс жилищного строительства значительно выше индекса промышленного строительства. В чем причина такой непомерно высокой стоимости жилищного строи­тельства? — Некоторые товарищи об'ясняют это тем, что в промышленном строительстве легче вести работу индустриальными методами с предельной механизацией. Очевидно, они недостаточно четко представляют себе, что такое индустриализация, что надо под этим терми­ном разуметь. Индустриализация строительства метро­политена второй очереди выразилась в том, что моно­литный железобетон был заменен металлическими тюбин­гами, изготовляемыми в массовом количестве по одному определенному стандарту на наших заводах. Эти тюбин­ги доставляются на стройку, благодаря чему основой строительного процесса становится монтаж таких тюбин­гов.

Возьмем строительство туннелей на ЗИС. Железо­бетонные элементы этих туннелей также изготовляются на стороне и монтируются на стройке. Индустриализа­ция строительства цехов на ГАЗ в свою очередь выра­жается в том, что металлические конструкции и железо­бетонные плиты изготовляются не на стройке, а на заводах.

Но для того, чтобы осуществить такую индустриали­зацию, нужно прежде всего иметь определенные стандар­ты. Это необходимо учесть, когда дело идет об индустриа­лизации жилищного строительства. Прежде чем произво­дить заводским способом те или иные детали, их нужно хорошо разработать. Говорить об индустриализации жи­лищного строительства при отсутствии определенных стандартов и типов, значит отделываться общими фра­зами. Необходимым условием подлинной индустриали­зации жилищного строительства является и внедрение стандартов и типов в проектирование. Без соблюдения этого условия мы не удешевим стоимости жилищного строительства.

Недопустимо, что архитектор абсолютно не интере­суется стоимостью проектирования жилья. Каждый проект должен проверяться сметой. Стоимость дома яв­ляется таким же основным элементом проектной задачи, как план квартиры, как внешний облик здания, как внут­реннее оформление.

Много ли найдется архитекторов, которые знают, что по расчету на 1 куб. метр жилья стоимость кирпича выражается в 5 руб. 50 коп., а стоимость паркета — в 3 руб. 45 коп. Таким образом, последняя равна двум третям стоимости основного элемента здания — кирпич­ной кладки. Наконец, стоимость скобяных изделий равна 1 руб. 65 коп. или одной трети стоимости кладки. Если бы это было известно архитекторам, если бы они все это продумали, то можно не сомневаться, что они повели бы давно борьбу с таким ненормальным распределением стоимости.

В проектных организациях существует недопусти­мая функционалка. Проектировщики не участвуют в со­ставлении смет и передают все дело расценок на откуп сметчикам. Необходимо, чтобы архитектор проектировал жилое здание комплексно, во всем об'еме поставленной задачи, решал бы не только план и фасад, но и участво­вал бы и в разработке сметы, отвечал бы за стоимость здания.

Когда архитектор проектирует жилой дом, он обязан думать о потребителе и учитывать все детали планировки, он должен знать, как будут открываться двери, как будут расположены плита, мойка на кухне, какова будет арматура и т. д.

В этой области следует использовать все лучшее и пригодное из богатого иностранного опыта и нашей советской практики. Надо использовать, в первую оче­редь, опыт США и западноевропейских стран.

Архитектурная общественность много времени уде­ляла дискуссиям, но мало боролась за высококачествен­ную продукцию наших предприятий, изготовляющих скобяные изделия — оконную, дверную и печную фур­нитуру.

В третьей пятилетке должно быть создано крупное индустриальное производство строительных деталей, полуфабрикатов и конструкций. Максимальное количе­ство работ должно быть перенесено со строительной пло­щадки на постоянно действующие крупные предприятия строительной индустрии. Работы на самой площадка должны   быть   максимально   механизированы.

Для ускорения перевода строительства на индустри­альные рельсы необходимо добиться при проектировании максимальной типизации и стандартизации, а также использования готовых строительных деталей.

В третьей пятилетке, как в несущих конструкциях, так и в перекрытиях промышленных и обществен­ных зданий, должен найти себе широкое применение металл.

Оболочка зданий должна выполняться из легких сборных элементов с использованием изоляционных ма­териалов (автоклавный материал, пенобетон, керамика, мелкие блоки и пр.).

В отделке зданий нужно максимально использовать готовые заводские изделия, офактуренные камни и бло­ки, облицовочные кирпичи, плитки, сухую штукатурку.

Необходимо значительно улучшить внутреннюю пла­нировку квартир. В жилищное строительство должна быть внедрена стандартная ячейка, дающая возможность тщательно разработать конструкции и наладить их ин­дустриальное производство.

При проектировании жилищ должно быть обеспечено достижение максимальных удобств, в частности необхо­димо обратить внимание на проектирование индивиду­альных квартир, рассчитанных на одну семью и обору­дованных ванной, душем, газом, холодильниками, мусоро­проводом.

Важнейшей задачей является развитие заводского про­изводства агрегатов санитарно-технического оборудова­ния как для промышленного строительства, так, главным образом,   и  для  жилого.

Производственная база строительной индустрии долж­на быть значительно расширена. Помимо предприятий, вырабатывающих металлические конструкции, строитель­ные детали и скобяные изделия, должны быть развиты предприятия по готовым бетонным, железобетонным и силикатным материалам.

Архитекторы вместе со всей многотысячной армией строителей должны бороться за индустриализацию строительства, за удешевление стоимости и резкое улуч­шение его качества, и тогда совместными усилиями строительная промышленность будет выведена, как этого требуют от нас партия, правительство и наш вождь и учитель товарищ Сталин, на путь передовых отраслей народного хозяйства.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!