С 3. ГИНЗБУРГ За две сталинские пятилетки в самых различных районах страны выстроены тысячи новых заводов, в том числе такие гиганты, как Магнитогорский металлургический завод, Горьковский автомобильный завод, Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Краматорский и Уральский заводы тяжелого машиностроения и многие другие. Осуществлены такие грандиозные сооружения, как Днепрогэс и Московский метрополитен; на базе предприятий тяжелой промышленности возникли новые города — Магнитогорск, Сталинск, Запорожье, Березняки и другие. Грандиозный размах строительства тяжелой промышленности может быть охарактеризован следующими цифрами. Фактический об'ем строительных работ в перзой пятилетке по тяжелой промышленности составлял 20 млрд. рублей, а во второй пятилетке — свыше 30 млрд. рублей. В течение второй пятилетки по тяжелой промышленности вводится в эксплоатацию около 6 млн. квадратных метров жилой площади, т. е. около 20 процентов всего нового жилищного фонда Советского Союза. Осуществляя это крупнейшее строительство, мы одновременно учились новым методам ведения работ, готовили новые кадры рабочих, вооружались нозыми, ранее у нас в стране не применявшимися, механизмами, создавали новые базы производства строительных материалов, конструкций и деталей. В начале первой пятилетки инженеры-производители работ еще часто заставляли рабочих вручную готовить растворы и бетон, они нередко предпочитали «козу» под'-емному крану. Теперь мы уже оставили позади кустарщину первых лет строительства. В 1930 году на строительстве ЧТЗ производительность лучших каменщиков достигала 300 — 500 кирпичей. Сейчас наши передовики-стахановцы укладывают в смену 3 — 4 тысячи кирпичей. Мы уже давно не нуждаемся в импорте основных строительных механизмов. Наши стройки теперь обеспечены всеми видами механизированного транспорта. Краны, экскаваторы, мощные тракторы «сталинцы», автомобили, все виды средней и мелкой механизации внедрены з самые разнообразные процессы строительных работ. Наиболее культурные передовые строительные организации добились коренного изменения характера и лица строительной площадки. Решительно изменена и очередность выполнения работ. Те же строители, которые в 1932 году на строительной площадке Челябинского тракторного завода тонули в грязи, теперь на строительстве второй очербди горьковского автозавода сначала стрбят дороги, прокладывают подземные сети и делают бетонные полы в цехах, а потом уже возводят основные конструкции. Однако кустарщина и партизанщина еще господствуют на многих наших стройках, и поэтому важнейшей задачей строителей является выполнение решений ЦН и СНК СССР от 11 февраля 1936 года об индустриализации строительства. Надо признать, что строители, а в их числе и архитекторы, дали социалистическому государству далеко не все, что могли бы дать. Конечно, отсюда не следует, что архитекторы ничего не создали и что у нас нет своей советской архитектуры. Такие сооружения, как Днепрогэс, Московский автозавод им. Сталина, метро, ГАЗ, ЧТЗ, Краммашстрой, канал Волга — Москва и др., которыми по праву гордится вся страна, свидетельствуют, что советские архитекторы и строители умеют решать сложнейшие архитектурные и строительные задачи. Но этими успехами нельзя прикрывать те вопиющие недостатки, которые имеют еще место в нашей архитектурной практике. Ни для кого не секрет, что мы до сих пор строим дорого, медленно и часто плохо. Ответственность за такое состояние строительства, безусловно, ложится и на архитектора. Уклониться от этой ответственности, сказать, что, мол, архитекторы лишь проектируют, а строят прорабы, конечно, невозможно. Многие архитекторы долгое время боролись против стандартизации и типизации, якобы стеснявших их творчество. Они утверждали, что создать значительное архитектурное произведение из крупных блоков нэвозможно, что из стандартных элементов нельзя построить высокохудожественное здание. Это привело к тому, что для каждого отдельного случая изготовлялись десятки проектов с огромным количеством чертежей, народные деньги расходовались на дублирование проектов, и в конечном счете резко возрастала стоимость проектирования. Каждый проектировал «по вдохновению», иными словами — как ему заблагорассудится. Разнобой этот приводил к удорожанию строительных работ и огромным перерасходам строительных материалов. И сейчас еще промышленные предприятия за редкими исключениями проектируются так, что строить цеха индустриальным способом невозможно. Архитекторы до последнего времени смотрели на типовое проектирование не как на особо ответственную, особо почетную, большой государственной важности, задачу, а как на неприятную обязанность, как на работу, не дающую ни морального, ни материального удовлетворения. Наши архитектурно-проектные мастерские, в том числе и мастерские Наркомтяжпрома, свои творческие задачи поняли узко, ограничиваясь поисками внешней ерхитектурной формы. В творческом процессе были забыты индустриализация строительства, стандарты и типы, требования экономичности сооружения и его функциональной целесообразности. Только после ряда партийных и правительственных решений об индустриализации строительства и, особенно, после решения ЦК нашей партии и СНК СССР об улучшении строительного дела и удешевлении строительства, архитекторы заговорили об этих проблемах. Огромный вред приносят также допускаемые архитекторами непозволительные излишества в промышленных, жилых и других зданиях. Заводские цеха проектируются в отдельных, разбросанных по территории, одноэтажных зданиях, вместо того, чтобы там, гдз это позволяет технологический процесс и планировка, концентрировать их в одном здании. Эта гигантомания в составлении генеральных планов промышленных предприятий вызывает непроизводительные дополнительные расходы на ограждение территории, на ее благоустройство, внутрипромышленный транспорт и проч. Кроме того, значительно возрастают расходы по управлению предприятиями, по их охране, освещению, ремонту и т. п. Благодаря правильной компановке генерального плана Уфимского завода возможно, без изменения технологического процесса, уменьшить запроектированную территорию завода с 130 до 85 га. Если мы сравним наш Магнитогорский завод, запроектированный в 1930 году, с американскими заводами Гери (построены в 1900 г.) и Макдональд (1915 г.), то убедимся, что на Магнитогорском заводе на один стан приходится 3 га территории, на заводе Гери — 2 га и на заводе Макдональд — 1 га. Неправильное проектирование зачастую вынуждает строить наши предприятия в отдалении от существующих населенных мест, так как проекты диктуют необходимость подыскания таких громадных строительных площадок, которые почти невозможно найти ни в городе, ни поблизости к нему. В связи с этим резко увеличиваются расходы на жилищное строительство, сооружение дорог, транспортных устройств, водопровода, канализации, электросети и т. д. Как правило, в проектах допускаются также преувеличенные (из-за некомпактной расстановки оборудования) об'емы и площади цехов, конторских и бытовых помещений заводов. Так на ЗИС, ГАЗ и других заводах в разных цехах приходится от 3 до 15 кв. метров площади бытовых помещений на одного рабочего в смену. В большинстве случаев такие помещения используются только наполовину или еще меньше. Следует указать и на тенденцию иных архитекторов, некритически относящихся к проектировкам технологов, ограничивать себя лишь проектированием заводской «коробки», не вмешиваясь в технологическую часть проекта. Большие излишества допускаются проектировщиками, и в первую голову архитекторами, во внутреннем,и главным образом во внешнем, оформлении промышленных зданий. За последнее время особенно модным стало нелепое стремление во что бы то ни стало «приукрасить» фасады наших заводов и фабрик. Ревнители «красоты» облицовывают рядовые промышленные здания дорогими материалами, уснащают фасады декоративными колоннами и портиками, расточительно лепят повсюду, где можно, барельефы и горельефы, устанавливают статуи, вазы и целые скульптурные группы. Не желая потрудиться над архитектурной проработкой фасада здания в кирпиче, наши архитекторы покрывают все здание сплошной штукатуркой. Штукатурят даже бетонные конструкции, которые по своей фактуре и расцветке в этом вовсе не нуждаются. Излишества допускаются архитекторами и в проектировании жилых и общественных зданий, и в планировке населенных Пунктов. Нередко рядовые зданий поселка проектируются со всей пышностью дворцов эпохи Ренессанса. Некоторые затейники в погоне за/ архитектурным эффектом уснащают жилой дом рядового города целым батальоном скульптурных фигур. Иные архитекторы, стремясь скрыть недостатки самой архитектуры, облицовывают жилые дома гранитом, Лабрадором и другими дорогими породами естественного камня. Одна из причин этого явления — отрыв архитекторов от строительства. Архитектор занят только проектированием, забывая о том, что окончательным результатом его работы является не бумажный проект, а завершенная постройка, осуществленный цех и завод. Выработался даже особый тип архитектора-проектировщика, не знающего ни строительного искусства, ни сметы и занятого лишь изготовлением проектов. Этот профиль архитектора явно неполноценен. Советской стране нужен полноценный архитектор-строитель, зодчий, в полном смысле этого слова. К сожалению, лозунг «архитектор на леса» до сего времени не претворен в действие. Союз советских архитекторов и сами архитекторы мало что сделали для реализации этого лозунга. Архитекторам следует, наконец, вплотную заняться вопросами строительства. Надо сблизить архитектурное дело с инженерией и техникой, ибо только при этом условии архитектура может быть полноценной. Используя дефекты проектного дела, используя политическую слепоту ряда работников, враги народа, диверсанты, вредители не замедлили протянуть свою грязную лапу к проектной работе. Продажные агенты фашизма, шпионы, диверсанты и убийцы, вся гнусная банда троцкистских и бухаринских выродков и изменников причинили строительству громадный вред. Достаточно вспомнить, как под видом аварийного поселка троцкистский выродок Норкин в Кемерове пытался расселить трудящихся в непосредственной близости от ззрывчатоопасного завода, как враг народа Франкфурт протаскивал идею размещения города в Орске на крутых склонах скалистой горы, как Пятаков в Красно-уральске и других местах ставил жилье под вредными газами заводов, — достаточно все это вспомнить, чтобы понять, как важно немедленно исправить все недочеты проектно-планировочного дела и тем предохранить нашу социалистическую стройку от каких бы то ни было посягательств троцкистских и иных заклятых врагов народа. Обязанность всех советских патриотов, участников социалистического строительства — быстрейшая ликвидация последствий вредительства. Архитекторы так должны строить свою теоретическую и практическую работу, чтобы не допускать проникновения врагов народа в область проектирования и строительства городов, промышленных предприятий, жилых и общественных зданий. Надо закрыть все щели, через которые может пролезть враг. Архитектурно-проектные организации должны пересмотреть проекты промышленных и других зданий, в отношении которых возникают какие-либо сомнения. Особое внимание должно быть уделено вопросам жилищного строительства. Каково сейчас положение в этой области? — Прежде всего, нужно констатировать, что мы строим еще необычно дорого: стоимость 1 куб. метра жилья с 1929 года по 1937 год выросла, в частности, в Москве, с 24—27 рублей до 110—120 рублей. Индекс жилищного строительства значительно выше индекса промышленного строительства. В чем причина такой непомерно высокой стоимости жилищного строительства? — Некоторые товарищи об'ясняют это тем, что в промышленном строительстве легче вести работу индустриальными методами с предельной механизацией. Очевидно, они недостаточно четко представляют себе, что такое индустриализация, что надо под этим термином разуметь. Индустриализация строительства метрополитена второй очереди выразилась в том, что монолитный железобетон был заменен металлическими тюбингами, изготовляемыми в массовом количестве по одному определенному стандарту на наших заводах. Эти тюбинги доставляются на стройку, благодаря чему основой строительного процесса становится монтаж таких тюбингов. Возьмем строительство туннелей на ЗИС. Железобетонные элементы этих туннелей также изготовляются на стороне и монтируются на стройке. Индустриализация строительства цехов на ГАЗ в свою очередь выражается в том, что металлические конструкции и железобетонные плиты изготовляются не на стройке, а на заводах. Но для того, чтобы осуществить такую индустриализацию, нужно прежде всего иметь определенные стандарты. Это необходимо учесть, когда дело идет об индустриализации жилищного строительства. Прежде чем производить заводским способом те или иные детали, их нужно хорошо разработать. Говорить об индустриализации жилищного строительства при отсутствии определенных стандартов и типов, значит отделываться общими фразами. Необходимым условием подлинной индустриализации жилищного строительства является и внедрение стандартов и типов в проектирование. Без соблюдения этого условия мы не удешевим стоимости жилищного строительства. Недопустимо, что архитектор абсолютно не интересуется стоимостью проектирования жилья. Каждый проект должен проверяться сметой. Стоимость дома является таким же основным элементом проектной задачи, как план квартиры, как внешний облик здания, как внутреннее оформление. Много ли найдется архитекторов, которые знают, что по расчету на 1 куб. метр жилья стоимость кирпича выражается в 5 руб. 50 коп., а стоимость паркета — в 3 руб. 45 коп. Таким образом, последняя равна двум третям стоимости основного элемента здания — кирпичной кладки. Наконец, стоимость скобяных изделий равна 1 руб. 65 коп. или одной трети стоимости кладки. Если бы это было известно архитекторам, если бы они все это продумали, то можно не сомневаться, что они повели бы давно борьбу с таким ненормальным распределением стоимости. В проектных организациях существует недопустимая функционалка. Проектировщики не участвуют в составлении смет и передают все дело расценок на откуп сметчикам. Необходимо, чтобы архитектор проектировал жилое здание комплексно, во всем об'еме поставленной задачи, решал бы не только план и фасад, но и участвовал бы и в разработке сметы, отвечал бы за стоимость здания. Когда архитектор проектирует жилой дом, он обязан думать о потребителе и учитывать все детали планировки, он должен знать, как будут открываться двери, как будут расположены плита, мойка на кухне, какова будет арматура и т. д. В этой области следует использовать все лучшее и пригодное из богатого иностранного опыта и нашей советской практики. Надо использовать, в первую очередь, опыт США и западноевропейских стран. Архитектурная общественность много времени уделяла дискуссиям, но мало боролась за высококачественную продукцию наших предприятий, изготовляющих скобяные изделия — оконную, дверную и печную фурнитуру. В третьей пятилетке должно быть создано крупное индустриальное производство строительных деталей, полуфабрикатов и конструкций. Максимальное количество работ должно быть перенесено со строительной площадки на постоянно действующие крупные предприятия строительной индустрии. Работы на самой площадка должны быть максимально механизированы. Для ускорения перевода строительства на индустриальные рельсы необходимо добиться при проектировании максимальной типизации и стандартизации, а также использования готовых строительных деталей. В третьей пятилетке, как в несущих конструкциях, так и в перекрытиях промышленных и общественных зданий, должен найти себе широкое применение металл. Оболочка зданий должна выполняться из легких сборных элементов с использованием изоляционных материалов (автоклавный материал, пенобетон, керамика, мелкие блоки и пр.). В отделке зданий нужно максимально использовать готовые заводские изделия, офактуренные камни и блоки, облицовочные кирпичи, плитки, сухую штукатурку. Необходимо значительно улучшить внутреннюю планировку квартир. В жилищное строительство должна быть внедрена стандартная ячейка, дающая возможность тщательно разработать конструкции и наладить их индустриальное производство. При проектировании жилищ должно быть обеспечено достижение максимальных удобств, в частности необходимо обратить внимание на проектирование индивидуальных квартир, рассчитанных на одну семью и оборудованных ванной, душем, газом, холодильниками, мусоропроводом. Важнейшей задачей является развитие заводского производства агрегатов санитарно-технического оборудования как для промышленного строительства, так, главным образом, и для жилого. Производственная база строительной индустрии должна быть значительно расширена. Помимо предприятий, вырабатывающих металлические конструкции, строительные детали и скобяные изделия, должны быть развиты предприятия по готовым бетонным, железобетонным и силикатным материалам. Архитекторы вместе со всей многотысячной армией строителей должны бороться за индустриализацию строительства, за удешевление стоимости и резкое улучшение его качества, и тогда совместными усилиями строительная промышленность будет выведена, как этого требуют от нас партия, правительство и наш вождь и учитель товарищ Сталин, на путь передовых отраслей народного хозяйства.
|