ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВОЧНЫХ РАБОТ (В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ)

Н. БАРАНОВ

Наряду с большими достиже­ниями, в нашем строительстве и в планировке городов имеется ряд су­щественных недостатков. Одним из таких серьезных недостатков являет­ся несоответствие проектно-плани-ровочных работ требованиям, выте­кающим из практики планировки и застройки городов; разрыв между перспективным проектированием (ге­неральные проекты планировки) и проектированием, связанным с кон­кретной текущей застройкой.

Об'ясняются все эти недостатки неправильной методикой проектиро­вания и отсутствием четких устано­вок в отношении об'ема и содержа­ния   проектно-планировочных   работ.

 

Совершенно не случайно про­бравшиеся в наркомхозы и ВСКХ при ЦИК СССР враги народа на протяжении ряда лет вели безре­зультатные дискуссии об об'еме и содержании проектов планировки, о сроках и стадиях проектирования. Запутывая дело, они практически сводили проектирование к составле­нию многостадийных, абстрактных, рассчитанных на длительную пер­спективу генеральных проектов пла­нировки и совершенно игнорировали проектные работы по детальной пла­нировке. В частности, сделано было не мало, чтобы парализовать плани­ровку городов.

 

Вся эта вредительская работа маскировалась представлением обиль­ного бросового проектного материа­ла, который «ревностные»  планировщики угодливо выполняли, доводя его до об'ема нескольких сотен подрамников и тысяч страниц тек­ста. Так, например, генеральный проект планировки г. Харькова со­держал 13 томов общим об'емом бо­лее 4 000 страниц текста и 250 чер­тежей. Общая стоимость всех этих работ достигала 1 млн. 200 тыс. руб­лей. Этот гигантский материал в значительной своей части носил ха­рактер вспомогательно-иллюстратив­ный и сугубо перспективный и поэтому в текущей реконструкции и застройке города, независимо от ошибочности ряда положений, его почти нельзя было использовать.

Генеральный проект г. Горького (на последнем этапе проектировался с 1936 года) содержал свыше 200 чер­тежей и 1 500 страниц текста. Про­ектные материалы едва вмещались на 3-тонный грузовик. Стоимость проектно-планировочных работ в этом случае достигла 1 млн. 200 тыс. рублей. Любопытно отметить, что наиболее важный для проведения практических работ генеральный план в масшт. 1 : 5 000 в охарактери­зованный об'ем работы и ее стои­мость не входил и дополнительно разрабатывается в настоящее вре­мя.

Та же картина наблюдается и по проектам планировки Архангельска и Челябинска. В последнем случае, при обилии вообще проектного ма­териала (1 270 страниц текста, 147 чертежей, 14 макетов), основные чертежи и в частности генеральный план были выполнены недоброкаче­ственно. Сейчас их приходится де­лать заново, внося существенные ис­правления.

Неудивительно, что города, по­лучившие в свое распоряжение такие громоздкие проектные мате­риалы, по характеру своих практи­ческих планировочных и рекон­структивных работ мало чем отли­чаются от городов, не имеющих ге­неральных проектов планировки.

Учитывая неотложную необходи­мость уточнения об'ема и содержа­ния проектного материала и поряд­ка ведения проектных работ, мы считаем возможным выдвинуть ряд предложений, основанных на анализе материалов Гипрогора Наркомхоза и планировочных секций Союза архи­текторов  Москвы  и  Ленинграда.

При определении об'ема и содер­жания проектных работ прежде все­го следует решить задачу установле­ния четкой взаимосвязи между перспективным и техническим, свя­занным с конкретной застрой­кой, проектированием. Задача эта не ограничивается установлени­ем об'ема проектно-планировочных работ, она требует также установле­ния об'ема и содержания техниче­ских проектов застройки, проектов инженерного оборудования, благо­устройства кварталов или районов застройки и, следовательно, рассмо­трения всего комплекса проектиро­вания, а не отдельной его части.

 

Исходя из этого, следует наме­тить    три    стадии    проектирования: проектирование перспективное — генеральная схема планировки горо­да    (проектный    срок    10—15    лет); проектирование детальное — де­тальные проекты планировки райо­нов (на базе материалов пятилетки) и 3) проектирование техническое — проекты застройки квартала, части квартала или группы кварталов (об'ем работы и проектный срок определяются об'емом и сроками строительства). Первые две ста­дии относятся к проектно-планиро-вочным работам, третья стадия свя­зана с конкретным строительством и носит самостоятельный характер. Наконец, особо следует выделить районную планировку.

С момента утверждения основ­ных положений генеральной схемы и их согласования с городским со­ветом и Главным архитектурно-пла­нировочным управлением Народного комиссариата коммунального хозяй­ства следует вести разработку де­тального проекта планировки. В от­дельных случаях некоторые части проекта или даже весь проект в целом надо разрабатывать одновре­менно с началом работ по генераль­ной схеме.

Взаимосвязь между отдельными стадиями работ может осуществлять­ся на основании следующего поло­жения: схема первой очереди строи­тельства    на    ближайшие    3—5 лет, разрабатываемая в связи о гене­ральной схемой, является проект­ным заданием для детального про­екта планировки, а детальный проект планировки является исходным пла­нировочным заданием для проекта застройки квартала (или группы кварталов) и технических проектов инженерного оборудования террито­рии данного квартала или района, а в отдельных случаях даже проект­ным заданием к техническим проек­там вертикальной планировки улиц и   проездов.

При определении об'ема и со­держания намеченных стадий проек­тирования, надо прежде всего отка­заться от выработки всеоб'емлющей инструкции, регламентирующей об'-ем и содержание проектного мате­риала на все случаи жизни. В самом деле, могут ли быть пред'явлены со­вершенно одинаковые требования к об'ему и содержанию проектного ма­териала при составлении генераль­ных схем планировки для таких го­родов, как Баку, Мурманск, Ереван, Якутск, Сталинабад, Мончегорск, Горький, Уфа, Свердловск, Сталин-. град и т. д. Во всех случаях всеоб'емлющая инструкция будет или излишне громоздкой, или меха­нически исключит ряд безусловно необходимых по условиям планиров­ки элементов проекта.

Очевидно следует избрать дру­гой путь: разделить проектные ма­териалы на две группы — докумен­тально-директивную и вспомогательно-иллюстративную. Об'ем и содер­жание документально-директивного проектного материала, подлежащего утверждению, должен быть опреде­лен точно, с тем, чтобы в разделе вспомогательно-иллюстративном на­ходила свое отражение уже специфи­ка проектирования. Об'ем и содер­жание проектного материала (в ча­сти вспомогательно-иллюстративной) должны устанавливаться индивиду­ально, причем для генеральных схем и детальных проектов планировки только после проведения рекогно­сцировочного обследования, выяв­ляющего все характерные особенно­сти данного  об'екта.

Утверждение об'ема и содержа­ния планировочных работ должно проводиться одновременно с утвер­ждением смет, определяющих стои­мость  проектирования.

Перейдем к характеристике на­меченных стадий.

При разработке генеральной схе­мы планировки города, прежде все­го следует наметить основные во­просы, подлежащие утверждению и находящие свое выражение в доку­ментально-директивной части проект­ного материала.

К этим вопросам можно отнести следующие:

1.  Определение общего направ­ления экономического развития горо­да (с установлением титулов или об­щей характеристики основных про­мышленных  предприятий).

2.  Примерный   расчет   численно-

сти населения, определение общего развития города и установлен.;э гра­ниц, необходимых для расчетного срока территорий, а также необхо­димых резервов.

3.  Районирование города (разме­щение жилых районов с установле­нием типа строительства, промы­шленных территорий по характеруосновного производства, территорийтранспортных с размещением вокза­лов, товарных дворов, портов, аэро­дромов, под'ездных путей и основ­ных  зеленых  массивов).

4.  Принципы архитектурно-пла­нировочной композиции, система ос­новных внутренних и внешних ма­гистралей, размещение центров об­щегородского и районного значения,принципы реконструкции или новойкомпозиции наиболее важных эле­ментов города (общегородской центр,набережные).

5. Принципы инженерного обо­рудования городской территории (районы, подсыпки, обвалования, мо­сты, путепроводы) и принципы при­нятых инженерных мероприятий, размещение головных сооружений, определение водозабора и охранных зон с установлением места выпуска сточных  вод   канализации. Схема организации пригород­ной черты (размещение дачных райо­нов, заповедников, населенных мест, мест производства строительных ма­териалов и т. д.).

6.   Схема организации пригород­ной черты (размещение дачных райо­нов, заповедников, населенных мест, мест производства строительных ма­териалов и т. д.).

7. Размещение первой очередистроительства города    на   3—5 лет.

В соответствии со всеми этими требованиями об'ем проектного ма­териала, подлежащий утверждению, может быть ограничен основным чертежом, генеральной схемой плани­ровки в масшт. 1 :5 000 (в исключи­тельных случаях 1:10 000), схемой размещения первой очереди строи­тельства в масшт. 1 : 5 000 или 1:10 000 и основными техно-эконо­мическими положениями, определяю­щими планировку и застройку горо­да, которые по об'ему, как показала практика, вполне укладываются в 250—300 страниц.

Особое внимание в генеральной схеме планировки следует уделять первому этапу строительства горо­да. Авторы многих планировочных проектов в прошлом занимались де­тальным прогнозом нескольких про­межуточных этапов, который носил сугубо теоретический характер^ Эти теоретические выкладки значитель­но загружали проектный материал и делали его частично бесполезным, так как он оказывался устаревшим еще до окончания процесса утвер­ждения  проекта.

Значение схемы размещения пер­вой очереди застройки при правиль­ном ведении работ возрастает, пото­му что она является проектным за­данием для детального проектиро­вания и, следовательно, должна со­держать основные положения, опре­деляющие работы, связанные с кон­кретной реконструкцией и застрой­кой города.

Теперь перейдем к вспомога­тельно-иллюстративной части про­ектных материалов. Следует под­черкнуть, что этот раздел проекта, особенно в своей инженерной части, не должен носить самодовлеющего характера, а полностью отвечать требованию обоснования и доказа­тельства целесообразности предла­гаемого   планировочного  решения.

Строгое соблюдение этого прин­ципа позволит резко сократить об'ем проектных работ. Кроме того, при составлении вспомогательно-иллю­стративных материалов надо по­мнить, что принципиальные положе­ния генеральной схемы должны со­хранять свое директивное значение на весь расчетный срок.

Надо решительно отказаться от раздутых текстовых пояснений и пространного изложения исходного материала (длинные исторические справки, анализ  застройки, характеризующии все здания города по ма­териалу стен, этажности, износу и т. д.), иллюстрированному много­численными картограммами (нуме­рация кварталов, материал стен, про­цент застройки и т. д.).

Надо, далее, положить конец ин­дивидуальному творчеству, хотя бы и высококвалифицированных эконо­мистов, пытающихся предвосхитить Госплан и составить на основании собственных догадок подробные про­мышленные гипотезы и обосновать их на конец расчетного периода. Надо отказаться от механического включения во вспомогательную часть проектных материалов пространных описаний климата, почвы, санитар­ной характеристики и т. д.

Все эти специальные темы, ко­нечно, полностью сохраняют свое значение, так как они в большинстве случаев освещают и предрешают принципиальные планировочные во­просы. Так, например, промгипотеза и схема распределения территорий ряда городов Донбасса, Баку, Черем-хова и др. зависят от материалов, характеризующих мощность и распо­ложение нефтеносных или угольных пластов. Но во вспомогательной ча­сти проектных материалов вполне достаточно лаконического указания на эти факторы планировки. Нельзя также при решении конкретного пла­нировочного задания механически применять общие нормы.

Во многих случаях особое зна­чение приобретает вопрос о санитар­ных разрывах, отделяющих жилье от предприятий: решение этого во­проса никак не укладывается в весьма условные и неубедительные нормы, разработанные Санитарным институтом имени Эрисмана. Вреди­тели именно на эту часть материа­лов обращали особое внимание. Они обычно стремились затруднить эко­номическое развитие подлежащих планировке районов и поставить их население в наименее благоприят­ные условия жизни. Такое вреди­тельство имело место в промгипоте-зе Большого Архангельска, при рас­положении площадок нефтекомби-натов в Ярославле и Горьком, при установлении зон разрыва и распо­ложения поселков в Красноуральске, Кондопоге, Кандалакше и т. д.

В   разных   случаях   доминирующее значение приобретают различ­ные природные факторы, определяю­щие планировочное решение. Так, для южных или заполярных городов (Баку, Ереван, Игарка, Якутск и т. д.) большое планировочное значе­ние может иметь анализ микрокли­матических условий и выбор на его основании наиболее благоприятных территорий, строительных приемов, улучшающих температурный режим, и систем озеленения. В других слу­чаях планировочный прием опреде­ляется в значительной мере релье­фом местности и т. д.

Гилротор и другие проектно-планировочные организации до сих пор пытаются подробно разрабаты­вать и привязывать сети обслужи­вания к генеральному плану на ко­нечный период. Но нужно ли все эти кино, клубы, дома санитарного просвещения, аптеки-заготовочные, родильные дома, школы, библиотеки, универмаги, бани, второстепен­ные склады и т. д. размещать на плане и подробно приводить их ра­счет в текстовой части проекта на весь расчетный срок?   Конечно, нет.

Практика показывает,   что такая детализация бесполезна; намечаемое размещение быстро и радикально корректируется жизнью. Подробно сети обслуживания следует разраба­тывать только на первый этап за­стройки города. Генеральная схема должна определять, как уже было указано, только важнейшие функ­циональные архитектурные момен­ты решения. Поэтому расчетные данные по таким сетям обслужива­ния, как школы, детские учрежде­ния, должны быть обобщены.

Неблагополучно обстоит дело и по другим вспомогательным разде­лам. По внутригородскому транспорту проектный материал, как правило, громоздок и в некоторой своей ча­сти (например, в части профилей улиц) почти всегда однотипен, вслед­ствие чего он с успехом может быть из'ят из одного проекта и перенесен в любой другой.

Пространные рассуждения о прин­ципах расселения, интенсивности движения, иллюстрированные много­численными картограммами гра­фиков движения, схемами расселе­ния, классификациями магистралей и  схемами  внутригородского  транспорта в масшт. 1:10 000 и даже 1 :5 000, также иногда совершенно излишни и не решают основных пла­нировочных задач.

Проектные материалы нередко излишне детализируются и по во­допроводу, канализации и теплофи­кации. Схемы этих инженерных со­оружений часто включают приблизи­тельные расчеты сетей и проекты отдельных сооружений (станции под'ема, очистные сооружения). Прак­тического значения эти расчеты не имеют, но отвлекают внимание от действительно важных вопросов, на­пример, вопросов определения места водозабора, выпуска сточных вод, принципа решения водопроводной или канализационной системы.

«Обогащенные» технической ми­шурой проектные положения по ука­занным разделам часто оказывают­ся совершенно несостоятельными проекты гг. Горького, Уфы, Ярослав­ля   и  т. д.).

Порочны попытки решить мимо­ходом, с негодными средствами и неподготовленными кадрами, во­просы районирования пригородной зоны, т.-е. наметить профиль и перспективу развития сельского хозяй­ства. В результате эти работы или компрометировали проектную орга­низацию (как, например, это имело место по Ярославлю) или отражали вредительские установки, как в ге­неральном  проекте  г.  Архангельска.

Поэтому в разделе пригородной зоны следует ограничиться вопроса­ми, имеющими непосредственную связь с планировкой города, а именно: размещением населенных мест, дачных районов, мест про­изводства строительных материалов. Более широкое решение вопросы, свя­занные с сельским хозяйством, мо­гут найти лишь в районной плани­ровке.

Вся графическая часть вспомо­гательных разделов не должна пред­ставляться в виде громоздких на­клеенных на подрамники чертежей. Наоборот, вычерченные на кальке, заснятые или переведенные на синьку, чертежи должны вклеивать­ся в соответствующее место пояс­нительных  запмсок.

Особо следует говорить о мето­дах разработки вертикальной пла­нировки.   Практически  эта  работа  в детализация бесполезна; намечаемое размещение быстро и радикально корректируется жизнью. Подробно сети обслуживания следует разраба­тывать только на первый этап за­стройки города. Генеральная схема должна определять, как уже было указано, только важнейшие функ­циональные архитектурные момен­ты решения. Поэтому расчетные данные по таким сетям обслужива­ния, как школы, детские учрежде­ния, должны быть обобщены.

Неблагополучно обстоит дело и по другим вспомогательным разде­лам. По внутригородскому транспорту проектный материал, как правило, громоздок и в некоторой своей ча­сти (например, в части профилей улиц) почти всегда однотипен, вслед­ствие чего он с успехом может быть из'ят из одного проекта и перенесен в любой другой.

Пространные рассуждения о прин­ципах расселения, интенсивности движения, иллюстрированные много­численными картограммами гра­фиков движения, схемами расселе­ния, классификациями магистралей и  схемами  внутригородского  транспорта в масшт. 1:10 000 и даже 1 :5 000, также иногда совершенно излишни и не решают основных пла­нировочных задач.

Проектные материалы нередко излишне детализируются и по во­допроводу, канализации и теплофи­кации. Схемы этих инженерных со­оружений часто включают приблизи­тельные расчеты сетей и проекты отдельных сооружений (станции под'ема, очистные сооружения). Прак­тического значения эти расчеты не имеют, но отвлекают внимание от действительно важных вопросов, на­пример, вопросов определения места водозабора, выпуска сточных вод, принципа решения водопроводной или канализационной системы.

«Обогащенные» технической ми­шурой проектные положения по ука­занным разделам часто оказывают­ся совершенно несостоя'тельными проекты гг. Горького, Уфы, Ярослав­ля   и  т. д.).

Порочны попытки решить мимо­ходом, с негодными средствами и неподготовленными кадрами, во­просы районирования пригородной зоны, т.-е. наметить профиль и перспективу развития сельского хозяй­ства. В результате эти работы или компрометировали проектную орга­низацию (как, например, это имело место по Ярославлю) или отражали вредительские установки, как в ге­неральном   проекте   г.   Архангельска.

Поэтому в разделе пригородной зоны следует ограничиться вопроса­ми, имеющими непосредственную связь с планировкой города, а именно: размещением населенных мест, дачных районов, мест про­изводства строительных материалов. Более широкое решение вопросы, свя­занные с сельским хозяйством, мо­гут найти лишь в районкой плани­ровке.

Вся графическая часть вспомо­гательных разделов не должна пред­ставляться в виде громоздких на­клеенных на подрамники чертежей. Наоборот, вычерченные на кальке, заснятые или переведенные на синьку, чертежи должны вклеивать­ся в соответствующее место пояс­нительных  записок.

Особо следует говорить о мето­дах разработки вертикальной пла­нировки.   Практически   эта  работа   в большинстве случаев городу ничего не дает и лишь освобождает архи* тектора от обязанности в процессе проектирования грамотно в соответ­ствии с рельефом трассировать ма­гистрали. Поэтому проекты верти­кальной планировки следует пред­ставлять только в случаях особо сложного рельефа, когда она приоб­ретает большое планировочное зна­чение. В остальных случаях ответ­ственность за правильный учет рельефа следует возложить на авто­ра проекта и разрабатывать лишь вертикальную планировку отдельных сложных участков (переход с одной террасы на другую, разрезы в раз­ных уровнях и т. д.

Еще более экономно следует раз­рабатывать все материалы по разде­лу инженерных мероприятий и ин­женерной подготовки территории. Особое внимание здесь надо уделять сравнению вариантов и их ориенти­ровочной стоимости. Одновременно можно представлять соответствую­щие графические материалы в синь­ках.

Остановимся, наконец, на архи­тектурном разделе вспомогательно-иллюстративного материала, который во многих случаях непозволительно перегружен. Сюда относится архи­тектурный анализ территорий, забо­та об «образе» города, его наиболее характерных силуэтах, о всей систе­ме городских ансамблей и т. д. Для того, чтобы об'ективно разобраться в этих сложных проблемах, следует исходить из необходимости дать устойчивый директивный план ре­конструкции и застройки города, а также учитывать параллельную ра­боту по составлению детального про­екта планировки и отдельных проек­тов застройки.

Поговорим прежде всего о так называемом «архитектурном анали­зе» территории. Совершенно ясна важность наиболее эффективного ис­пользования естественных условий, водных пространств, существующей застройки города при определении его архитектурной композиции. Но отсюда вовсе не следует, что проект­ный материал в целях предельной «доказательности» надо загромож­дать особыми картограммами, схе­мами, специальными исследования­ми и т. д., подтверждающими рабо­ту авторов по «архитектурному ана­лизу» территории. Специальные схе­мы  архитектурного   анализа  излишни, так как грамотный архитектор в них не нуждается, а для широкого круга лиц они недостаточно понят­ны. К тому же представление спе­циальных исследований и карто­грамм, которые должны убедить за­казчика в том, что авторы учли в своих проектах анализ городской территории, не гарантирует их про­екты от игнорирования или недоуче­та ряда существенных моментов планировки (генеральные проекты гг.  Челябинска, Горького, Нукуса    и ДР.).

Наиболее дискуссионным и острым в последнее время был вопрос о выявлении архитектурного «образа» города и системы городских ансам­блей. Многочисленные и в большин­стве случаев маловыразительные рассуждения на эту тему толкнули проектировщиков на путь бесприн­ципной халтуры, призванной фор­мально отвести упрек в отсутствии в проекте материала, характеризую­щего об'емно-пространственное реше­ние всего города или отдельных егс частей.

В какой же мере генеральная схема планировки может предвосхи­щать и определять архитектурный образ города?

Ответить на это можно, лишь до­говорившись о том, какое содержа­ние мы вкладываем в понятие ар­хитектурного  образа города.

В архитектуре города должна получить отражение композиция его плана, подсказанная в первую оче­редь социальными моментами, отли­чающими наш город от города капи­талистического национальными и природными особенностями (климат, рельеф, водные пространства и т. д.), профилем города, его масштабом, наконец исторически ценной застрой­кой.

Так как генеральная схема яв­ляется перспективным проектным материалом, то все вопросы, связан­ные с конкретной застройкой, выхо­дящей за пределы первоочередной реконструкции города, должны быть исключены, ибо серьезно предре­шить их, не оперируя твердыми ис­ходными заданиями, невозможно. Наконец, все попытки предрешать об'емно-пространственную компози­цию всего города в целом несостоя­тельны.

Следует полностью отказаться и от выявления «архитектурного обра­за»,   находящего   свое   отражение    в архитектуре зданий и сооружений. Эта проблема заманчива, но не име­ет планировочного смысла и связа­на с решением общей капитальной проблемы создания нашего совет­ского архитектурного  стиля.

Нередкие попытки отразить в многочисленных иллюстрациях спе­цифику отдельных фрагментов го­родской застройки, определяемую не только планировочными моментами, но и архитектурой зданий, как пра­вило, кончаются неудачей и не спо­собствуют положительной характери­стике проекта.

Если исключить указанные мо­менты, то все остальные положения, соответствующие архитектурной спе­цифике и образу города, найдут свое четкое отражение в генеральном плане.

Для того, чтобы дать наглядное представление о принципах застрой­ки города, особенно в случае его ре­конструкции, следует разрабаты­вать 1—2 панорамные перспективы отдельных районов города.

Для характеристики наиболее важных панорам будущего города, имеющих существенное значение при определении его силуэта, также возможно представление иллюстра­ций. Примером может служить па­норама большого Баку со стороны моря.

Уже во время детального проек­тирования, но в процессе общих ра­бот по генеральной схеме целесооб­разны разработки эскизных поло­жений по реконструкции набереж­ных (Баку, Казань), общегородских центров и даже их вариантов. Очень убедителен метод иллюстрации ма­кетами, характеризующими принцип решения (макеты общегородских центров по гг. Горькому, Ярослав­лю). В тех случаях, когда отдель­ные элементы плана имеют особое значение, их можно выделять и раз­работать эскиз реконструкции в масшт. 1 :   1 000 или даже 1 : 5 000.

Для некоторых случаев жела­тельно и представление иллюстра­ций, характеризующих идею за­стройки квартала или группы квар­талов (Игарка, Ереван, Баку, Ста-линабад, Ташкент и т. д.), но, как правило, эту тему из проектного ма­териала в стадии разработки гене­ральной   схемы   следует    исключить.

В заключение остановимся на детальном проекте планировки. Как уже указывалось, эта  стадия проектирования должна быть связующим звеном между генеральной схемой и техническими проектами текущей застройки. Это накладывает на нее свой отпечаток. Она должна состо­ять из ряда проектных элементов, имеющих самостоятельный характер, рассмотрение и утверждение кото­рых, а следовательно, и окончание, должны связываться с конкретными первоочередными потребностями го­рода, обусловленными текущей за­стройкой  и ее  размещением.

Детальное проектирование долж­но  включать    следующие  элементы:

1. Красные линии застройки вмасшт. 1 :1 000 или 1 : 2 000 на за­строенную и новые интенсивно осваи­ваемые части города (разрабатывае­мые параллельно с генеральной схе­мой и в отдельных случаях одно­временно  с  ней   утверждаемые).

2. Архитектурно-планировочноезадание по реконструкции и застрой­ке наиболее интенсивно осваиваемыхмагистралей и улиц (фасады и планв  масшт.  1 : 500  или  1 :1 000).

3. Схему реконструкции и плани­ровки полностью или частично ос­ваиваемых кварталов, прилегающихк реконструируемым или новым ули­цам, для которых разработаны архи­тектурно-планировочные   задания.

Эту работу следует совместить с планом красных линий. Наряду с этим, должна составляться поясни­тельная записка, характеризующая техно-экономические моменты, стои­мость реконструкции, вариантные предложения  и  т.  д.

Вопросы инженерного оборудо­вания (водопровод, канализация, те­плофикация и т. д.) должны разраба­тываться специальными проектны­ми организациями.

При детальном проектировании в об'ем проектных заданий следует включать и вертикальную планиров­ку магистралей и улиц, а также ливневку. Существенное значение имеет также разработка регулятив­ных   мероприятий.

Таким образом, при правильном проведении проектных работ, соблю­дении правильной их последователь­ности и взаимосвязи с детальным проектированием, можно рассчиты­вать на то, что перспективная пла­нировка не будет расходиться с реальной застройкой, а намечаемое сокращение об'ема проектных мате­риалов улучшит их качество и зна­чительно   снизит   их   стоимость.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!