С. БОЛДЫРЕВ, П. ГОЛЬДЕНБЕРГ Москва, основанная в XII веке, первоначально умещалась на Боровицком мысе, образованном впадением речки Неглинной в Москва-реку. Москва была издавна соединена сухопутной дорогой с Тверью и Новгородом. Эта дорога, проходившая сначала по улице Герцена (Б. Никитской), после перестройки Кремля, произведенной при Дмитрии Донском (в 1367 г.), переместилась на улицу Горького (Тверскую). С этого времени бывш. Тверская улица является самой важной московской магистралью. Она проходит по водоразделу возвышенности, идущей от Тимирязевского холма к Боровицкому мысу Кремля. От площади Тверской заставы вплоть до теперешней площади Пушкина бывш. Тверская улица идет по местности, имеющей слабый наклон по направлению к Кремлю. Этот участок бывш. Тверской улицы прямолинеен. Миновав площадь Пушкина, бывш. Тверская улица круто спускается по склону долины речки Неглинной и пересекает ее, во всех отклонениях своей трассы следуя рельефу. Миновав лежащие на одном уровне площади Охотного ряда и Революции, бывш. Тверская улица вновь поднимается вверх по левому берегу долины Неглинной и вливается в Красную площадь. Таков продольный профиль и трасса (направление) бывш. Тверской улицы, играющие важную роль при ее реконструкции.
Бывшая Тверская улица застраивалась в течение восьми веков. Поэтому различные ее участки имеют различную по характеру планировку и застройку. Самый старый участок бывш. Тверской улицы от Красной площади до площади Пушкина сложился и был застроен уже к XV веку. Москва строилась тогда в условиях постоянной военной опасности. Поэтому этот участок бывш. Тверской улицы был с обоих концов замкнут (защищен) крепостными стенами и крепостными воротами.
От Красной площади бывш. Тверская улица была отделена Воскресенскими воротами крепостной стены Китай-города (устроенной в 1534—1538 гг.). К западу от стены Китай-города протекала речка Неглинная. На ней были устроены широкие пруды, имевшие оборонное и хозяйственное значение. Через Неглинную речку был устроен длинный Каменный Воскресенский мост. С северо-запада бывш. Тверская улица была замкнута Тверскими воротами крепостной стены Белого города (выстроенной в 1586—1593 гг.). От Тверских ворот, стоявших на бугре, расходились к северу две важные дороги: Тверская и Дмитровская (по Малой Дмитровке). На скрещивании этих оживленных дорог впоследствии (в XVII веке) был устроен Страстной монастырь. Огражденное крепостной стеной пространство Белого города (в черте теперешних бульваров) было очень плотно заселено и застроено. Ближе к Кремлю и Китай-городу по обеим сторонам бывш. Тверской улицы были расположены усадьбы бояр и монастыри. Избы ремесленников и торговцев были оттеснены дальше к стене Белого города и образовали длинные и узкие кварталы. Кварталы были отделены друг от друга переулками, тянувшимися параллельно крепостной стене Белого города и соединявшими бывш. Тверскую улицу (ул. Горького) с соседними улицами: Большой Никитской (ул. Герцена) и Большой Дмитровкой (Пушкинской ул.). В XVI веке этих переулков было вдвое больше, чем теперь. В то время Тверская улица имела много пересечений и была очень узка (10—#,м). В конце XVI века ее замостили деревянной, а несколько позже — в XVII веке — белокаменной мостовой. В дополнение к каменной стене Белого города в самом конце XVI века была устроена деревяннаястена, защитившая внешнюю частьгорода — «Скородом». При пересечении этой стены с бывш. Тверскойулицей были устроены красивые деревянные ворота (на месте площадиМаяковского). Кварталы, расположенные между каменной стеной Белогогорода и деревянной стеной «Скоро-дома», были довольно крупны. Нако-нец, вне крепостных стен существовала Тверская-Ямская слобода, тянувшаяся вдоль дороги в Тверь.Крепостные стены, замыкавшиебывш. Тверскую улицу, до нас недошли, но изломы бывш. Тверскойулицы, ее небольшая ширина и многочисленные секущие ее переулки—являются наследием эпохи стихийного роста Моснвы в XV—XVII вв. В XVIII веке, после основания северной столицы, бывш. Тверская улица стала дорогой из Петербурга в Москву. После устройства Петербургского шоссе (во второй половине XVIII века, движение по бывш.Тверской улице очень оживилось.Улица стала усиленно застраиваться. Пожар 1773 года, во время которого выгорели обе стороны улицы отцентра до Земляного вала, облегчилвыполнение ряда мероприятий, намеченных проектом переустройстваМосквы (составленным в 1775 году).Согласно этому проекту, было запрещено всякое деревянное строительство в черте Белого города, а крепостная стена Белого города подлежала уничтожению. На месте Тверских крепостных ворот была запроектирована Страстная площадь.Другая площадь была намечена (ноне осуществлена) от Моховой улицы до моста через Неглиннуюречку. Кварталам былой Тверской-Ямской слободы, которая сложиласьвне крепостных стен, была приданаправильная прямоугольная форма.Эти кварталы были ориентирсзаныдлинной стороной вдоль магистрали(в отличие от кварталов, сложившихся внутри Белого города). Их величина была незначительна, а форма удлинена (в соответствии с требованиями мелкого дворовладения). Планом 1775 года было намечено отрегулировать бывш. Тверскую улицу. Однако бывш. Тверская улица все же сохранила свое деление на три самостоятельных отрезка, расположенных в Белом городе, в Земляном городе и в Камер-Коллежском валу. Оси этих отрезков были смещены относительно друг друга. Ширина улицы была увеличена до 18 м. Ее проезжая часть была замощена булыжником. В последней четверти XVIII века бывш. Тверская улица стала застраиваться красивыми зданиями. Толчком к этому послужило устройство на бывш. Тверской улице, которая служила дорогой в северную столицу, дворца генерал-губернатора, построенного арх. Казаковым в 1782—1784 гг. из кирпича разобранной стены Белого города. Казаковым же был построен дом князей Бло-сельских-Белозерских близ Страстной (Пушкинской) площади. В конце века на Страстной (Пушкинской) площади были построены дом Римских-Корсаковых (ныне школа) и церковь Дмитрия Солунского. Выше площади было воздвигнуто здание, ставшее впоследствии Английским клубом (ныне музей Революции), еще выше были расположены дом графа Дмитриева-Мамонова (ныне глазная больница) и дом гражданского губернатора. Эти дома своими фасадами замыкали перспективу с выходящих на бывш. Тверскую улицу переулков. Наконец, за Тверской заставой Камер-Коллежского вала Казаковым был выстроен Петровский дворец. В XVIII веке бывш. Тверская улица была несколько расширена и застроена красивыми, но все же редкими по отношению к остальной застройке дворянскими домами. Однако искривление трассы улицы, ее малая ширина и смещение осей главных участков улицы не были устранены. Смещение осей разных отрезков улицы, ранее отделенных друг от друга крепостными стенами, было использовано зодчими XVIII века в качестве архитектурного момента. Так, перспектива части бывш. Тверской улицы, расположенной к северу от Страстной (Пушкинской) площади, замыкалась церковью самом начале XIX века, частью же после 1812 года, когда бывш. Тверская улица выгорела от центра до дома бывш. генерал-губернатора и подлежала восстановлению согласно проекту, составленному Комиссией строений в 1818—1824 гг. В результате застройки, длк-з-шейся всю первую половину XIX бека — бывш. Тверская улица получила дошедшую до нас планировку (явившуюся следствием крайне слабого регулирования стихийной застройки). Вдоль длинной трехкилометровой улицы сложился ряд прямоугольных площадей, ритм которых все учащался по мере приближения к центру города. В начале бывш. Тверской-Ямской улицы были устроены Триумфальные ворота (арх. Ьове, 1829 год), придавшие городской заставе вид «триумфального» — парадного в'езда в город. На пересечении бывш. Тверской улицы с Садовым кольцом (через 1 км от этой арки) была устроена в 1824 году квадратная (120 м X 120 м) Триумфальная площадь (ныне площадь Маяковского). Середина этой площади была занята сквером, скрадывгвшим уклон местности к западу. Хорошей застройки эта площадь никогда не имела. Через 0,75 км по направлению к центру города, на пересечении бывш. Тверской улицы с бульварным кольцом находилась бывш. Страстная (Пушкинская) площадь, вытянутая по оси улицы. Сильное падение местности к востоку и западу (вдоль бульваров) было закрыто высокой колокольней Страстного монастыря (Быковский, 1855 год) и позднейшим памятником Пушкину (Опекушин, 1880 год). Еще на 0,4 км ближе к центру города, перед домом генерал-губернатора была устроена (повиди-мому до 1810 года) Тверская, ныне Советская, площадь. Еще через 0,5 км находились Моисеевская площадь и Охотный ряд с их разнокалиберной и невзрачной застройкой. Эти площади были соединены узким горлом бывш. Тверской улицы с бывш. Воскресенской площадью и с Александровским садом, устроенным в первой четверти XIX века на месте грязной речки Неглинной. Затем бывш. Тверская улица поднималась на левый берег долины речки Неглинной и через арки Воскресенских ворот соединялась с Красной площадью. Улица входит на Красную площадь со стороны ее «торца», причем перспектива замыкается сказочно красивым силуэтом храма Василия блаженного. Храм имеет асимметричный силуэт. Его центральный шатер смещен по отношению к главам приделов в сторону Спасской башни. Храм Василия блаженного обращен ко входу в Кремль. Красная площадь архитектурно заканчивала длинный путь по бывш. Тверской улице от Триумфальной заставы до главных Спасских ворот Кремля и, вместе с тем, она была передней площадью (аванплощадью) по отношению к центру Кремля — Ивановской площади. Так внедрялись ампирные приемы планировки в стихийно сложившийся план Москвы. Все перечисленные мероприятия не могли однако уничтожить впечатления «кривой, узкой, по горе тянущейся улицы», которое производила бывш. Тверская улица на петербуржцев. Невский проспект так и остался для Москвы недосягаемым образцом столичной магистрали. Дальнейшая застройка бывш. Тверской улицы, производившаяся в капиталистическую эпоху, знаменовалась превращением ее в транспортную и торговую магистраль. После постройки в 1870 году Белорусского (раньше Смоленского) вокзала (перестроенного арх. Струковым в 1909 году) и устройства конки, а потом трамвая — бывш. Тверская улица быстро обросла зданиями гостиниц, магазинов и доходных домов. Новые здания чередовались с церквами и классическими особняками. Их фасады были выполнены либо в условном «русском стиле», либо в безвкусном «модерне». На обширной Миусской площади, расположенной поблизости от бывш. Тверской-Ямской улицы, был выстроен громадный (но отнюдь не величественный) Миусский собор, на месте Садово-Триумфальной площади (ныне Маяковского) было выстроено нелепое (даже для стиля модерна) здание театра «Зон» (бывш. театр Мейерхольда) и здание кино «Горн». Близ Страстной (Пушкина) площади был выстроен девятиэтажный доходный дом в Гнездниковском переулке (бывш. Нирензее). Вдоль улицы появились и другие доходные дома. На косогоре близ дома Моссовета было выстроено так называемое Саввинское подворье (И. Кузнецов, в 1899 году). Наконец, на бывш. Воскресенской площади были выстроены в условном «русском стиле» громадное, грузное здание бывш.4 Думы (Чичагов, 1890 год) и Исторический музей (Шервуд, 1874 год). В результате этого, столь разнотипного, строительства — бывш. Тверская улица получила сугубо провинциальный и неряшливый облик. Убого было и ее благоустройство — клочок торцовой мостовой у здания генерал-губернатора (ныне Моссовет) терялся среди длинной булыжной ленты остальной мостовой. И без того узкая улица была занята трамваем, а ее тротуары были загромождены частоколом столбов, несших фонари. Попытки городской думы несколько упорядочить застройку и увеличить ширину улицы свелись к покупке 15,37 кв. сажен за 4 941 руб. (по указанию историка П. В. Соснина). Это было единственное планировочное мероприятие Московской городской думы, осуществленное ею за слишком тридцатилетнее хозяйничание. Капиталистическая застройка бывш. Тверской улицы еще усугубила непривлекательный облик, который улица получила уже в середине XIX века. После Октября Тверская улица начинает благоустраиваться и застраиваться новыми зданиями. В первые же годы после Октября сносится памятник Скобелеву на Советской площади и его место занимает обелиск Свободы (арх. Осипов, скульпт. Андреев). С улицы сносятся мешающие движению: Воскресенские (Иверские) ворота, часовня-памятник Александру II (в Охотном ряду) и, наконец, арка Триумфальных ворот. Первыми крупными зданиями, построенными на бывш. Тверской улице после Октября, были — дом «Известий» (проф. Г. Б. Бархин, 1926 год), Институт Ленина (проф. С. Е. Чернышев) и здание телеграфа (И. И. Рер-берг, 1927 год). В эти же годы с бывш. Тверской улицы (в черте Садовых улиц) снимается трамвай, а булыжник заменяется асфальтом. Значительно шире развернулись работы по благоустройству бывш. Тверской улицы и всей столицы в 1931 году, после июньского пленума ЦК ВКП(б). Крупным шагом в реконструкции улицы Горького явилась надстройка всех значительных зданий, расположенных вдоль улицы, произведенная в годы первой пятилетки. Затем, после исторического постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о реконструкции Москвы (в 1935 году) улица Горького подвергается коренной перестройке, превращающей ее в главную магистраль столицы. Согласно генеральному плану, сносятся немногочисленные на улице Горького церкви и монастыри и строятся монументальные здания—гостиница «Москва» (арх. Савельев и Стапран), дом Совнаркома (арх. Лангман), жилой дом Наркомлеса (арх. Буров), здание Наркомата лесной промышленности и жилой дом на углу улицы Горького и Лесной улицы (арх. Синявский). Трамвай переносится на второстепенные улицы. Улица покрывается асфальтом. Устанавливается автобусное и троллейбусное движение. Глубоко под землей проводится трасса метрополитена. Улица Горького по своей технической вооруженности уже не уступает главным магистралям столиц Западной Европы и Америки. В 1933 году Тверская улица переименовывается в честь великого пролетарского писателя А. М. Горького в улицу Горького. За последние годы улица Горького приобрела значение пути следования всех значительных триумфальных в'ездов в Москву. Улица Горького стала дорогой героев и демонстраций. Генеральный план реконструкции Москвы, разработанный московскими планировочными и проектными организациями под руководством президиума Московского совета и Московского комитета ВКП(б), осуществляющих непосредственные указания товарища Сталина, предусматривает превращение радиуса: улица Горького — Ленинградское шоссе в диаметр: Ленинградское шоссе — улица Горького — Охотный ряд — Солянка —магистраль к заводу им. Сталина. Этот диаметр (длинбю в 27 км) связывает жилые районы города с центром города и с крупнейшими промышленными и транспортными узлами, расположенными на противоположных полюсах диаметра. Улица Горького связывает центр города — Красную площадь и Кремль —с Белорусско-Балтийским вокзалом, Петровским парком, стадионом «Динамо», центральным аэропортом, Химкинским речным вокзалом (на канале Волга—Москва), Тушинским аэроклубом и обширными жилыми районами.
В виду насыщенности ул. Горького транспортными потоками, параллельно ей от Белорусско-Балтийского вокзала до центрального полукольца (ул. Огарева) прокладывается разгрузочная улица, так называемая Планировка Тверской улицы в Москве (ул. Горького) Слева—планировкапачала XIX века; посредине— конца XIX века (черным показаны участки, намеченные к сносу в связи с работами по реконструкции); справа—проект планировки на участке между Охотным рядом и Советской площадью Ново-Тверская, сливающаяся у здания центрального телеграфа с улицей Горького. К Охотному ряду ул. Горького выходит одной 60-метровой магистралью. Длина улицы Горького от центра (Красная площадь) до Садовой-Триумфальной составляет слишком 2 км, до площади Белорусско-Балтийского вокзала — 3 км. В настоящее время- Отделом планировки Моссовета составлен проект реконструкции улицы Горького. Планы красных линий магистрали, вертикальная планировка ее и проекты застройки кварталов разрабатываются районными архитекторами — Советского (арх. Меделец), Свердловского (арх. Талалай) и Коминтернов-ского (арх. Глинка) районов. Проекты фасадной застройки всей магистрали были составлены в 1937 году 2-й архитектурно-проектной мастерской Отдела проектирования Моссовета (архитекторы Ростковский и Изаксон), и, наконец, проекты первой очереди застройки от Охотного ряда до Советской площади (четная сторона) и второй очереди — от улицы Огарева до площади Пушкина (нечетная сторона) разработаны в архитектурной мастерской арх. А. Г. Мордвинова. Согласно этим проектам, головная часть улицы Горького отделяет две существующие площади: Охот- * ный ряд и площадь Революции от третьей Ново-Манежной площади, которая войдет составной частью в будущий проспект Дворца советов. Осуществление Ново-Манежной площади было начато в 1933 году. В 1938 году, после сноса всех домов, которые загораживают фасад гостиницы «Москва» с юго-запада, оно будет завершено. Площадь заново асфальтируется, на ней будут установлены красивые, монументальные памятники. Одним из них явится памятник Павлика Морозова, который будет установлен около главного входа в Александровский сад. В настоящее время проводятся общественные просмотры конкурсных проектов этого памятника. Вторым монументальным памятником мог бы явиться памятник А. М. Горького, прах которого замурован в стене Кремля на Красной площади. Памятник должен встать на оси Проспекта Дворца советов в непосредственной близости ко в'езду на Красную площадь и на фоне портика гостиницы «Москва». Вокруг памятника должен быть устроен архитектурно обработанный партер. Проект реконструкции головного отрезка улицы Горького — от Охотного ряда до площади Пушкина — предусматривает спрямление и расширение улицы в соответствии с требованиями городского транспорта и новой высокой застройки. По проекту улицу Горького у Охотного ряда предположено расширить с 18—19 до 59,4 м, а у выхода ее на площадь Пушкина — до 40 м. От Охотного ряда до проезда Художественного театра расширение магистрали производится за счет старой застройки четной (правой от центра) стороны улицы, причем ширина ее достигает 52—59,4 м. В настоящее время правая сторона этого участка улицы уже застраивается громадным, длиной в целый квартал, 8-этажным жилым домом (корпус «А» строительства 1937—1938 гг.), причем строительство его ведется без предварительного сноса существующих фасадных зданий. Для создания плавного поворота магистрали в направлении к Советской площади и для придания новой застройке параллельности с домами противоположной стороны (гостиница «Националь» и центральный телеграф), корпус «А» имеет в плане перелом на оси закрываемого Георгиевского переулка, над которым устраивается арка. Дальше до Советской площади расширение улицы производится путем сноса застройки обеих сторон улицы. Ширина магистрали на этом участке намечается в 54—55 м. Четная сторона улицы застраивается в 1937—1938 гг. Здесь уже передвинут дом № 24 на 50 м вглубь квартала. Сейчас уже частично начата закладка корпуса «Б». Эта часть улицы Горького при запроектированной ширине в 55— 59 м будет застроена 6—7-этажными домами, средней высотой в 30 м. Таким образом, отношение ширины улицы к высоте застройки составит 1,75//—2,0//, что отвечает гигиеническим и архитектурным требованиям. Вновь возводимые корпуса равны по длине новым укрупненным кварталам, которые они оформляют. Размеры и очертания Советской площади по проекту несколько изменяются. Предусмотрено сохранение существующей ширины площади и направления главной архитектурной оси, проходящей через центр здания Моссовета, памятник Свободы и Институт Ленина. Так как здание Моссовета при расширении улицы Горького окажется на самой трассе улицы, то намечается его передвижка вглубь участка за счет сноса боковых крыльев старого здания и одного пролета в'ездных ворот. Таким образом будет сохранен ценнейший архитектурный и революционный памятник, площадь же получит вытянутую в сторону Института Ленина форму, что выгодно подчеркнет внушительность нового фасадного оформления Института Ленина. Боковые стороны площади необходимо будет застроить общественными зданиями. Гостиница «Дрезден» в связи со строительством по улице Горького будет надстроена на один этаж и также получит новый фасад. Советская площадь будет продолжена в сторону Пушкинской улицы (бывш. 'Большая Дмитровка) путем сноса зданий, окружающих и закрывающих с востока Институт Ленина. На площади перед зданием института и.по бокам его предположено устроить систему террас, соединенных парадными лестницами, спускающимися на уровень Пушкинской улицы. По обеим сторонам дома Моссовета предполагается устроить широкие проезды. Позади его создается площадка, которая будет служить местом автостоянок. Эта площадка будет связана с проектируемой параллельно улице Горького — разгрузочной магистралью (Ново-Тверской улицей^ От Советской площади до площади Пушкина улица Горького получает местное уширение за счет квартала Советская площадь — Гли-нищевский переулок, далее она расширяется за счет нечетной (левой) стороны. Ширина ее в этом отрезке проектируется равной 40 м. По постановлению президиума Моссовета от 25 ноября 1937 года эта сторона магистрали подлежит реконструкции и застройке вслед за первой очередью. Правая сторона этого отрезка магистрали, застроенная многоэтажными домами до самой площади Пушкина, будет сохранена без особых изменений. Таковы намечаемые и частично производимые планировочные мероприятия по расширению и застройке этого участка улицы Горького. Громадное принципиальное значение имеет впервые примененный метод реконструкции плотно застроенной и сильно загруженной движением улицы, каковой является улица Горького. Как правило, все красные линии регулирования магистрали проходят сзади выходящих ка улицу фасадных домов на расстоянии 2—3—5 м от них. Строительство новых домов ведется без сноса старых, стоящих по линии существующей улицы. В течение всего периода строительства новых домов улица живет нормальной жизнью. По окончании строительства старые дома, заслоняющие новые здания, сносятся. Проезжая часть расширенной магистрали быстро реконструируется, и улица внезапно преображается. Таков «московский» метод реконструкции улицы, соединяющий громадный размах стройки с вниманием к повседневным нуждам города и его населения. Площадь Пушкина, располагающаяся на пересечении улицы Горького с бульварным кольцом, является важным городским узлом. В архитектурном и планировочном отношениях ее современное состояние малоудовлетворительно. Согласно проекту, площадь будет иметь (вернее, уже имеет) размеры, ограниченные линиями проездов Страстного бульвара и им. Степанова-Скворцова. Ширина новой площади достигает 140 м. Площадь будет вытянута вдоль бульвара на северо-восток, вплоть До Малой Дмитровки (длина ее будет равна 240 м). Уже осуществленный в 1937 году снос строений бывш. Страстного монастыря является первой и очень важной частью реконструкции площади. После сноса монастыря на площади создано большое открытое пространство. Новая застройка V организация ее поверхности превратят ее в одну из лучших площадей столицы. В связи с предстоящим расширением проезжей части бульварного кольца памятник А. С. Пушкину должен быть передвинут на новое место. Он будет поставлен в центре вновь образованной площади, недалеко от улицы Горького. Памятник будет замыкать перспективу с улицы Горького и хорошо выделяться со стороны Тверского бульвара. Вокруг памятника должна быть устроена площадка, сохраняющая уровень улицы Горького, так как падающий в сторону Малой Дмитровки рельеф невыгоден для площади в архитектурном отношении. Площадка эта может получить вид сквера, оформленного фонтанами и декоративной скульптурой. Под приподнятой частью площади может быть устроен гараж или крытая стоянка для автомашин. Учитывая все нарастающие затруднения в организации на площадях пересечения потоков транспорта по принципу простого перекрестка, следует признать удачным принятое Отделом планировки решение — устроить под площадью Пушкина по линии бульварного кольца туннель для автотранспорта. Этот туннель или «пассаж» (применяя парижское название таких сооружений) будет расположен по оси Тверского бульвара и пройдет под улицей Горького вдоль границы площадки памятника Пушкину. При устройстве туннеля удачно используется двусторонний спад рельефа к юго-западу и северо-востоку от улицы Горького. Будущая застройка площади должна быть подчинена большому общественному зданию, размещенному в глубине площади. В этом здании может быть устроен музей литературы или библиотека им. А. С. Пушкина. Противоположная сторона площади может быть использована для сооружения одного многозального кино, взамен существующих малоудовлетворительных кинотеатров («Центрального», «Палас», «Новости дня»). Остальной периметр площади предполагается застроить жилыми зданиями, архитектурно увязанными с уже надстроенными домами, расположенными по внутренней стороне площади. Улица Горького между площадями Пушкина и Маяковского расширяется до 36 м за счет нечетной ее стороны. Расположенное по этой стороне ампирное здание музея Революции сохраняется, но его боковые крылья (сильно испорченные позднейшими переделками) частично срезаются. Правая сторона улицы сохраняется в настоящем ее виде с надстройкой (в большинстве уже осуществленной) и переоформлением фасадов опорных зданий. Запроектированная для этого отрезка ширина улицы, равная 36 м, вызывает следующее возражение: при осуществлении ширины улицы в 36 м создадутся два незначительных (случайных) отступа — первый около выстроенного в 1935—1936 гг. жилого дома Наркомлеса (арх. А. К. Буров) и второй — у строящегося на углу площади Маяковского театра. Оба эти здания отстоят на 40 м от противоположной стороны улицы. По нашему мнению, правильнее было бы выравнять ширину магистрали для этого отрезка улицы по уже выстроенным домам. Тогда ширина улицы Горького от Советской площади до площади Маяковского была бы повсюду равна 40 м, причем застройка ее могла бы осуществляться таким же методом, как застройке) головного участка магистрали. Проект реконструкции площади Маяковского исходит из учета строящихся больших зданий Межрабпома и нового концертного зала, расположенных на противоположных углах улицы Горького. Площадь запроектирована в виде вытянутого прямоугольника (вместо существующего квадрата). Она вытягивается в направлении Садового кольца, что об'ясняется большой напряженностью движения по Садовому кольцу. Площадь предполагается удлинить за счет сноса малоценных строений на углу Большой Садовой и 1-й Брестской улицы. Намечаются следующие размеры площади: длина 260 м, ширина 120 м, общая площадь — 3,1 га. Для устранения неприятного уклона и перекоса площади в сторону Большой Садовой улицы, она приподнимается до уровня улицы Горького с устройством подпорных стенок, лестниц и т. п. Горизонтальная часть площади будет архитектурно оформлена. Под площадкой, так же как и на площади Пушкина, проектируется крытая автостоянка. С длинной юго-западной стороны площадь оформляется зданиями строящихся театрально-концертного зала и Театра народного творчества, противоположная ее сторона занята зданием Межрабпома. С юго-западной, торцовой, стороны площадь ограничивается зданием Журнально-газетного об'е-динения, которое запроектировано по линии Ново-Тверской улицы. Четырехэтажное здание, выходящее на площадь между Оружейным переулком и Садовой-Триумфальной, впоследствии будет снесено. Площадь Маяковского, являющаяся пересечением двух крупнейших магистралей столицы: улицы Горького и Садового кольца — уже сейчас не удовлетворяет требованиям транспорта. Большей интенсивностью отличается транспортный поток, идущий по Садовому кольцу.. Поэтому под площадью в равных уровнях с улицей Горького запроектирован пассаж для автомашин. Этот пассаж-туннель, расположенный по Садовому кольцу, удачно вписывается в новую планировку площади. Так как необходимость такого сооружения очевидна и устройство его необходимо в ближайшее время, то инженерные проекты реконструкции площади предусматривают строительство туннеля в две очереди, сохраняя на первое время 4-этажный дом между Оружейным переулком и Садовой-Триумфальной улицей. Отрезок улицы Горького, от площади Маяковского до площади Белорусско-Балтийского вокзала, сохраняет существующую 36-метровую ширину. Это об'ясняется как достаточным габаритом этой части улицы, так и наличием по обеим сторонам улицы ценных жилых зданий. Кроме того, на этом отрезке улица Горького имеет ряд подсобных параллельных улиц (Брестская и Тверская-ЯМская улицы), благодаря чему облегчается решение транспортной проблемы. Улица Горького заканчивается площадью Белорусско-Балтийского вокзала. Согласно проекту, площадь расширяется в сторону Брестского и Заставного переулков и в сторону Лесной улицы. Площадь расширяется с 3 до 6,6 га. Новой площади придается форма симметричной трапеции, рассеченной пополам улицей Горького. При реконструкции этой площади особые требования должны быть пред'явлены к ее архитектуре и организации транспорта. Вокзальная площадь заменила площадь былой городской заставы, не все же сохраняет значение парадного в'езда в город. Поэтому архитектурное решение привокзальной плрщади должно быть подчинено зданию вокзала Белорусско-Балтийской железной дороги и подчеркивать одновременно «вход» на улицу Горького. Вокзал имеет вытянутый фасад с изломом под тупым углом в центре. Такой план вокзального здания диктует трапециевид-ность всей площади. Однако предлагаемое Отделом планировки симметричное решение плана площади, по нашему мнению, нелогично. Симметричная площадь, торцовые стороны которой застроены зданиями различного назначения (вокзалом и жилыми домами), не может получить выразительного оформления. Вокзал на такой площади утеряет свое ведущее значение. Нам кажется более правильным решение площади в виде прямоугольной трапеции, скошенную сторону которой занимает вокзал. Противоположную сторону трапеции следовало бы занять дополнительной площадкой (между Бутырским валом и Лесной улицей). На эту площадку выходила бы магистраль, соединяющая Белорусско-Балтийский вокзал и Комсомольскую площадь. Значение Вокзальной площади, как городских ворот на улице Горького, должно быть подчеркнуто застройкой углов улицы. Поэтому два угловых здания, фланкирующих ули цу Горького, следовало бы тракто вать как доминирующие об'емы Одним из этих зданий является жи лой дом на углу Лесной улицы, по строенный по проекту арх. Синяв ского. Организация транспорта на площади очень сложна. Кроме основной магистрали улицы Горького, на площадь Белорусско-Балтийского вокзала выходят две новые транзитные магистрали, соединяющие вокзал с Комсомольской площадью и Киевским вокзалом. К тому же планировка площади затрудняется рельефом местности, понижающимся к зданию вокзала на 4—5 м. Всего на площадь вливается восемь существующих и вновь проектируемых улиц. Выходы этих улиц решены в виде двух пучков, расположенных в левом и правом (по отношению к центру) углах площади, и только улица Горького — Ленинградское шоссе имеет характер сквозной магистрали. Западная часть площади занята зданием вокзала, разгрузка которого сильно осложняет организацию транспорта на площади. Для устранения пересечения потоков транспорта на площади намечено устройство проезда под существующим виадуком. Таким образом доступ к вокзалу будет открыт без пересечения транспортного потока улицы Горького. Организация остальных потоков движения (они большей частью будут транзитными) еще не продумана. В целом, проблема транспорта на этой площади еще не решена.
|