УЛИЦА ГОРЬКОГО в прошлом и настоящем

С. БОЛДЫРЕВ, П. ГОЛЬДЕНБЕРГ

Москва, основанная в XII веке, первоначально умещалась на Боро­вицком мысе, образованном впаде­нием речки Неглинной в Москва-ре­ку. Москва была издавна соединена сухопутной дорогой с Тверью и Новгородом. Эта дорога, проходив­шая сначала по улице Герцена (Б. Никитской), после перестройки Кремля, произведенной при Дмитрии Донском (в 1367 г.), переместилась на улицу Горького (Тверскую). С этого времени бывш. Тверская улица является самой важной мо­сковской магистралью. Она проходит по водоразделу возвышенности, иду­щей от Тимирязевского холма к Бо­ровицкому мысу Кремля. От площа­ди Тверской заставы вплоть до те­перешней площади Пушкина бывш. Тверская улица идет по местности, имеющей слабый наклон по напра­влению к Кремлю. Этот участок бывш. Тверской улицы прямолинеен. Миновав площадь Пушкина, бывш. Тверская улица круто спускается по склону долины речки Неглинной и пересекает ее, во всех отклонениях своей трассы следуя рельефу. Мино­вав лежащие на одном уровне площади Охотного ряда и Революции, бывш. Тверская улица вновь подни­мается вверх по левому берегу доли­ны Неглинной и вливается в Крас­ную площадь.

Таков продольный профиль и трасса (направление) бывш. Твер­ской улицы, играющие важную роль при ее реконструкции.

 

Бывшая Тверская улица застраи­валась в течение восьми веков. По­этому различные ее участки имеют различную по характеру планировку и застройку.

Самый старый участок бывш. Тверской улицы от Красной площа­ди до площади Пушкина сложился и был застроен уже к XV веку. Москва строилась тогда в условиях постоянной военной опасности. По­этому этот участок бывш. Тверской улицы был с обоих концов замкнут (защищен) крепостными стенами и крепостными воротами.

 

От Красной площади бывш. Твер­ская улица была отделена Воскре­сенскими воротами крепостной сте­ны Китай-города (устроенной в 1534—1538 гг.). К западу от стены Ки­тай-города протекала речка Неглин­ная. На ней были устроены широкие пруды, имевшие оборонное и хозяйственное значение. Через Неглинную речку был устроен длин­ный Каменный Воскресенский мост. С северо-запада бывш. Тверская улица была замкнута Тверскими во­ротами крепостной стены Белого го­рода (выстроенной в 1586—1593 гг.). От Тверских ворот, стоявших на бугре, расходились к северу две важные дороги: Тверская и Дми­тровская (по Малой Дмитровке). На скрещивании этих оживленных дорог впоследствии (в XVII веке) был устроен Страстной монастырь.

Огражденное крепостной стеной пространство Белого города (в черте теперешних бульваров) было очень плотно заселено и застроено. Ближе к Кремлю и Китай-городу по обеим сторонам бывш. Тверской улицы бы­ли расположены усадьбы бояр и мо­настыри. Избы ремесленников и тор­говцев были оттеснены дальше к стене Белого города и образовали длинные и узкие кварталы. Кварта­лы были отделены друг от друга пе­реулками, тянувшимися параллельно крепостной стене Белого города и соединявшими бывш. Тверскую ули­цу (ул. Горького) с соседними ули­цами: Большой Никитской (ул. Гер­цена) и Большой Дмитровкой (Пуш­кинской ул.). В XVI веке этих пе­реулков было вдвое больше, чем те­перь. В то время Тверская улица имела много пересечений и была очень узка (10—#,м). В конце XVI века ее замостили деревянной, а несколько позже — в XVII веке — белокаменной мостовой.

В дополнение к каменной стене Белого     города     в     самом     конце XVI              века была устроена деревяннаястена, защитившая внешнюю частьгорода — «Скородом». При пересече­нии этой стены с бывш. Тверскойулицей были устроены красивые де­ревянные ворота (на месте площадиМаяковского). Кварталы, расположен­ные между каменной стеной Белогогорода и деревянной стеной «Скоро-дома», были довольно крупны. Нако-нец, вне крепостных стен существо­вала Тверская-Ямская слобода, тя­нувшаяся вдоль дороги в Тверь.Крепостные стены, замыкавшиебывш. Тверскую улицу, до нас недошли, но изломы бывш. Тверскойулицы, ее небольшая ширина и мно­гочисленные секущие ее переулки—являются наследием эпохи сти­хийного     роста     Моснвы     в     XV—XVII вв.

В XVIII веке, после основания северной столицы, бывш. Тверская улица стала дорогой из Петербурга в Москву. После устройства Петер­бургского шоссе (во второй половине

XVIII века, движение по бывш.Тверской улице очень оживилось.Улица стала усиленно застраивать­ся. Пожар 1773 года, во время кото­рого выгорели обе стороны улицы отцентра до Земляного вала, облегчилвыполнение ряда мероприятий, на­меченных проектом переустройстваМосквы (составленным в 1775 году).Согласно этому проекту, было запре­щено всякое деревянное строитель­ство в черте Белого города, а кре­постная стена Белого города подле­жала уничтожению. На месте Твер­ских крепостных ворот была за­проектирована Страстная площадь.Другая площадь была намечена (ноне осуществлена) от Моховой ули­цы до моста через Неглиннуюречку. Кварталам былой Тверской-Ямской слободы, которая сложиласьвне крепостных стен, была приданаправильная прямоугольная форма.Эти кварталы были ориентирсзаныдлинной стороной вдоль магистрали(в отличие от кварталов, сложившихся внутри Белого города). Их вели­чина была незначительна, а форма удлинена (в соответствии с требо­ваниями мелкого дворовладения).

Планом 1775 года было намечено отрегулировать бывш. Тверскую ули­цу. Однако бывш. Тверская улица все же сохранила свое деление на три самостоятельных отрезка, распо­ложенных в Белом городе, в Земля­ном городе и в Камер-Коллежском ва­лу. Оси этих отрезков были смеще­ны относительно друг друга. Шири­на улицы была увеличена до 18 м. Ее проезжая часть была замощена булыжником.

В последней четверти XVIII века бывш.    Тверская    улица    стала   за­страиваться    красивыми    зданиями. Толчком к этому послужило устрой­ство на бывш. Тверской улице, кото­рая служила   дорогой    в    северную столицу,  дворца   генерал-губернато­ра,   построенного   арх. Казаковым в 1782—1784 гг. из кирпича    разобран­ной стены Белого города. Казаковым же был построен    дом    князей Бло-сельских-Белозерских    близ   Страст­ной (Пушкинской) площади. В конце века на Страстной (Пушкинской) пло­щади были построены дом Римских-Корсаковых (ныне школа) и церковь Дмитрия Солунского. Выше площади было воздвигнуто    здание,    ставшее впоследствии     Английским    клубом (ныне музей Революции),   еще выше были расположены   дом графа Дми­триева-Мамонова      (ныне      глазная больница)  и дом    гражданского гу­бернатора. Эти дома своими фасада­ми замыкали перспективу с выходя­щих на бывш. Тверскую   улицу   пе­реулков.    Наконец,    за Тверской за­ставой Камер-Коллежского вала Каза­ковым     был    выстроен    Петровский дворец.

В XVIII веке бывш. Тверская улица была несколько расширена и застроена красивыми, но все же редкими по отношению к остальной застройке дворянскими домами. Однако искривление трассы улицы, ее малая ширина и смещение осей главных участков улицы не были устранены. Смещение осей разных отрезков улицы, ранее отделенных друг от друга крепостными стенами, было использовано зодчими XVIII ве­ка в качестве архитектурного момен­та. Так, перспектива части бывш. Тверской улицы, расположенной к северу от Страстной (Пушкинской) площади,      замыкалась      церковью самом начале XIX века, частью же после 1812 года, когда бывш. Твер­ская улица выгорела от центра до дома бывш. генерал-губернатора и подлежала восстановлению согласно проекту, составленному Комиссией строений в 1818—1824 гг.

В результате застройки, длк-з-шейся всю первую половину XIX бека — бывш. Тверская улица получила дошедшую   до нас планировку (явившуюся следствием край­не слабого регулирования стихий­ной застройки). Вдоль длинной трех­километровой улицы сложился ряд прямоугольных площадей, ритм ко­торых все учащался по мере при­ближения к центру города.

В начале бывш. Тверской-Ямской улицы были устроены Триумфаль­ные ворота (арх. Ьове, 1829 год), придавшие городской заставе вид «триумфального» — парадного в'езда в город. На пересечении бывш. Тверской улицы с Садовым кольцом (через 1 км от этой арки) была устроена в 1824 году квадратная (120 м X 120 м) Триумфальная пло­щадь (ныне площадь Маяковского). Середина этой площади была занята сквером, скрадывгвшим уклон мест­ности к западу. Хорошей застройки эта площадь никогда не имела. Че­рез 0,75 км по направлению к центру города, на пересечении бывш. Твер­ской улицы с бульварным кольцом находилась бывш. Страстная (Пуш­кинская) площадь, вытянутая по оси улицы. Сильное падение местности к востоку и западу (вдоль бульва­ров) было закрыто высокой коло­кольней Страстного монастыря (Бы­ковский, 1855 год) и позднейшим па­мятником Пушкину (Опекушин, 1880 год). Еще на 0,4 км ближе к центру города, перед домом генерал-губернатора была устроена (повиди-мому до 1810 года) Тверская, ныне Советская, площадь. Еще через 0,5 км находились Моисеевская площадь и Охотный ряд с их разнокалиберной и невзрачной застройкой. Эти пло­щади были соединены узким горлом бывш. Тверской улицы с бывш. Воскресенской площадью и с Алек­сандровским садом, устроенным в первой четверти XIX века на месте грязной речки Неглинной. Затем бывш. Тверская улица поднималась на левый берег долины речки Неглинной и через арки Воскресен­ских ворот соединялась с Красной площадью.

Улица входит на Красную пло­щадь со стороны ее «торца», причем перспектива замыкается сказочно красивым силуэтом храма Василия блаженного. Храм имеет асимметрич­ный силуэт. Его центральный шатер смещен по отношению к главам при­делов в сторону Спасской башни. Храм Василия блаженного обращен ко входу в Кремль. Красная пло­щадь      архитектурно       заканчивала длинный путь по бывш. Тверской улице от Триумфальной заставы до главных Спасских ворот Кремля и, вместе с тем, она была передней площадью (аванплощадью) по отно­шению к центру Кремля — Иванов­ской площади.

Так внедрялись ампирные прие­мы планировки в стихийно сложив­шийся план Москвы.

Все перечисленные мероприятия не могли однако уничтожить впе­чатления «кривой, узкой, по горе тянущейся улицы», которое произво­дила бывш. Тверская улица на пе­тербуржцев. Невский проспект так и остался для Москвы недосягаемым образцом столичной магистрали.

Дальнейшая застройка бывш. Тверской улицы, производившаяся в капиталистическую эпоху, знамено­валась превращением ее в транс­портную и торговую магистраль. После постройки в 1870 году Бело­русского (раньше Смоленского) вок­зала (перестроенного арх. Струковым в 1909 году) и устройства конки, а потом трамвая — бывш. Тверская улица быстро обросла зданиями гостиниц, магазинов и доходных до­мов. Новые здания чередовались с церквами и классическими особня­ками. Их фасады были выполнены либо в условном «русском стиле», либо в безвкусном «модерне». На обширной Миусской площади, распо­ложенной поблизости от бывш. Твер­ской-Ямской улицы, был выстроен громадный (но отнюдь не величе­ственный) Миусский собор, на месте Садово-Триумфальной площади (ны­не Маяковского) было выстроено не­лепое (даже для стиля модерна) здание театра «Зон» (бывш. театр Мейерхольда) и здание кино «Горн». Близ Страстной (Пушкина) площади был выстроен девятиэтажный доход­ный дом в Гнездниковском переулке (бывш. Нирензее). Вдоль улицы по­явились и другие доходные дома. На косогоре близ дома Моссовета было выстроено так называемое Сав­винское подворье (И. Кузнецов, в 1899 году). Наконец, на бывш. Воскресенской площади были вы­строены в условном «русском стиле» громадное, грузное здание бывш.4 Думы (Чичагов, 1890 год) и Истори­ческий музей  (Шервуд, 1874 год).

В результате этого, столь разно­типного, строительства — бывш. Тверская улица получила сугубо провинциальный      и       неряшливый облик. Убого было и ее благоустрой­ство — клочок торцовой мостовой у здания генерал-губернатора (ныне Моссовет) терялся среди длинной булыжной ленты остальной мосто­вой. И без того узкая улица была занята трамваем, а ее тротуары были загромождены частоколом столбов, несших фонари. Попытки городской думы несколько упорядо­чить застройку и увеличить ширину улицы свелись к покупке 15,37 кв. сажен за 4 941 руб. (по указанию историка П. В. Соснина). Это было единственное планировочное меро­приятие Московской городской думы, осуществленное ею за слишком тридцатилетнее хозяйничание. Капи­талистическая застройка бывш. Твер­ской улицы еще усугубила непри­влекательный облик, который улица получила уже в середине XIX века.

После Октября Тверская улица начинает благоустраиваться и за­страиваться новыми зданиями. В первые же годы после Октября сносится памятник Скобелеву на Со­ветской площади и его место зани­мает обелиск Свободы (арх. Осипов, скульпт. Андреев).

С улицы сносятся мешающие движению: Воскресенские (Иверские) ворота, часовня-памятник Алексан­дру II (в Охотном ряду) и, наконец, арка Триумфальных ворот. Первыми крупными зданиями, построенными на бывш. Тверской улице после Октября, были — дом «Известий» (проф. Г. Б. Бархин, 1926 год), Ин­ститут Ленина (проф. С. Е. Черны­шев) и здание телеграфа (И. И. Рер-берг, 1927 год). В эти же годы с бывш. Тверской улицы (в черте Са­довых улиц) снимается трамвай, а булыжник заменяется асфальтом.

Значительно шире развернулись работы по благоустройству бывш. Тверской улицы и всей столицы в 1931 году, после июньского пленума ЦК ВКП(б). Крупным шагом в ре­конструкции улицы Горького яви­лась надстройка всех значительных зданий, расположенных вдоль ули­цы, произведенная в годы первой пятилетки. Затем, после историче­ского постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о реконструкции Москвы (в 1935 году) улица Горького подвергается коренной перестройке, превращающей ее в главную ма­гистраль столицы. Согласно гене­ральному плану, сносятся немного­численные на улице Горького церкви и монастыри и строятся монумен­тальные здания—гостиница «Москва» (арх. Савельев и Стапран), дом Сов­наркома (арх. Лангман), жилой дом Наркомлеса (арх. Буров), зда­ние Наркомата лесной промышленно­сти и жилой дом на углу улицы Горького и Лесной улицы (арх. Си­нявский). Трамвай переносится на второстепенные улицы. Улица по­крывается асфальтом. Устанавли­вается автобусное и троллейбусное движение. Глубоко под землей про­водится трасса метрополитена. Ули­ца Горького по своей технической вооруженности уже не уступает главным магистралям столиц Запад­ной Европы и Америки.

В 1933 году Тверская улица пе­реименовывается в честь великого пролетарского писателя А. М. Горь­кого в улицу Горького.

За последние годы улица Горь­кого приобрела значение пути следо­вания всех значительных триум­фальных в'ездов в Москву. Улица Горького стала дорогой героев и де­монстраций.

Генеральный план реконструк­ции Москвы, разработанный москов­скими планировочными и проектны­ми организациями под руководством президиума Московского совета и Московского комитета ВКП(б), осу­ществляющих непосредственные ука­зания товарища Сталина, предусма­тривает превращение радиуса: улица Горького — Ленинградское шоссе в диаметр: Ленинградское шоссе — улица Горького — Охотный ряд — Солянка —магистраль к заводу им. Сталина. Этот диаметр (длинбю в 27 км) связывает жилые районы города с центром города и с круп­нейшими промышленными и транс­портными узлами, расположенными на противоположных полюсах диа­метра.

Улица Горького связывает центр города — Красную площадь и Кремль —с Белорусско-Балтийским вокзалом, Петровским парком, ста­дионом «Динамо», центральным аэро­портом, Химкинским речным вокза­лом (на канале Волга—Москва), Ту­шинским аэроклубом и обширными жилыми районами.

 

В виду насыщенности ул. Горь­кого транспортными потоками, па­раллельно ей от Белорусско-Балтий­ского вокзала до центрального полу­кольца (ул. Огарева) прокладывается разгрузочная улица, так называемая

Планировка Тверской улицы в Москве (ул. Горького)

Слева—планировкапачала XIX века; посредине— конца XIX века (черным показаны участки, на­меченные к сносу в связи с работами по рекон­струкции); справа—проект планировки на уча­стке между Охотным рядом и Советской пло­щадью Ново-Тверская, сливающаяся у зда­ния центрального телеграфа с ули­цей Горького. К Охотному ряду ул. Горького выходит одной 60-мет­ровой магистралью. Длина улицы Горького от центра (Красная пло­щадь) до Садовой-Триумфальной со­ставляет слишком 2 км, до площади Белорусско-Балтийского вокзала — 3 км.

В настоящее время- Отделом пла­нировки Моссовета составлен проект реконструкции улицы Горького. Пла­ны красных линий магистрали, вер­тикальная планировка ее и проекты застройки кварталов разрабатывают­ся районными архитекторами — Со­ветского (арх. Меделец), Свердлов­ского (арх. Талалай) и Коминтернов-ского (арх. Глинка) районов. Проек­ты фасадной застройки всей маги­страли были составлены в 1937 году 2-й архитектурно-проектной мастер­ской Отдела проектирования Моссо­вета (архитекторы Ростковский и Изаксон), и, наконец, проекты первой очереди застройки от Охотного ряда до Советской площади (четная сто­рона) и второй очереди — от улицы Огарева до площади Пушкина (не­четная сторона) разработаны в архи­тектурной мастерской арх. А. Г. Морд­винова.

Согласно этим проектам, голов­ная часть улицы Горького отделяет две существующие площади: Охот- * ный ряд и площадь Революции от третьей Ново-Манежной площади, которая войдет составной частью в будущий проспект Дворца советов. Осуществление Ново-Манежной пло­щади было начато в 1933 году. В 1938 году, после сноса всех домов, которые загораживают фасад гости­ницы «Москва» с юго-запада, оно будет завершено.

Площадь заново асфальтируется, на ней будут установлены красивые, монументальные памятники. Одним из них явится памятник Павлика Морозова, который будет установлен около главного входа в Александров­ский сад. В настоящее время прово­дятся общественные просмотры кон­курсных проектов этого памятника. Вторым монументальным памят­ником мог бы явиться памятник А. М. Горького, прах которого заму­рован в стене Кремля на Красной площади. Памятник должен встать на оси Проспекта Дворца советов в непосредственной близости ко в'езду на Красную площадь и на фоне портика гостиницы «Москва». Вокруг памятника должен быть устроен архитектурно обработанный партер.

Проект реконструкции головного отрезка улицы Горького — от Охот­ного ряда до площади Пушкина — предусматривает спрямление и рас­ширение улицы в соответствии с требованиями городского транспорта и новой высокой застройки.

По проекту улицу Горького у Охотного ряда предположено рас­ширить с 18—19 до 59,4 м, а у вы­хода ее на площадь Пушкина — до 40 м.

От Охотного ряда до проезда Художественного театра расширение магистрали производится за счет старой застройки четной (правой от центра) стороны улицы, причем ши­рина  ее достигает 52—59,4 м.

В настоящее время правая сто­рона этого участка улицы уже за­страивается громадным, длиной в целый квартал, 8-этажным жилым домом (корпус «А» строительства 1937—1938 гг.), причем строительство его ведется без предварительного сноса существующих фасадных зда­ний.

Для создания плавного поворота магистрали в направлении к Совет­ской площади и для придания новой застройке параллельности с домами противоположной стороны (гостини­ца «Националь» и центральный те­леграф), корпус «А» имеет в плане перелом на оси закрываемого Геор­гиевского переулка, над которым устраивается арка.

Дальше до Советской площади расширение улицы производится пу­тем сноса застройки обеих сторон улицы. Ширина магистрали на этом участке намечается в 54—55 м. Чет­ная сторона улицы застраивается в 1937—1938 гг. Здесь уже передвинут дом № 24 на 50 м вглубь кварта­ла. Сейчас уже частично начата закладка  корпуса  «Б».

Эта часть улицы Горького при запроектированной ширине в 55— 59 м будет застроена 6—7-этажными домами, средней высотой в 30 м. Та­ким образом, отношение ширины улицы к высоте застройки составит 1,75//—2,0//, что отвечает гигиениче­ским и архитектурным требованиям. Вновь возводимые корпуса равны по длине новым укрупненным кварта­лам, которые они оформляют.

Размеры и  очертания  Советской площади по проекту несколько изме­няются. Предусмотрено сохранение существующей ширины площади и направления главной архитектурной оси, проходящей через центр здания Моссовета, памятник Свободы и Институт Ленина. Так как здание Моссовета при расширении улицы Горького окажется на самой трассе улицы, то намечается его передвиж­ка вглубь участка за счет сноса боковых крыльев старого здания и одного пролета в'ездных ворот. Та­ким образом будет сохранен ценней­ший архитектурный и революцион­ный памятник, площадь же получит вытянутую в сторону Института Ленина форму, что выгодно под­черкнет внушительность нового фа­садного оформления Института Ле­нина. Боковые стороны площади не­обходимо будет застроить обще­ственными зданиями. Гостиница «Дрезден» в связи со строитель­ством по улице Горького будет над­строена на один этаж и также полу­чит новый фасад. Советская пло­щадь будет продолжена в сторону Пушкинской улицы (бывш. 'Большая Дмитровка) путем сноса зданий, окружающих и закрывающих с востока Институт Ленина. На пло­щади перед зданием института и.по бокам его предположено устроить систему террас, соединенных парад­ными лестницами, спускающимися на  уровень Пушкинской улицы.

По обеим сторонам дома Моссо­вета предполагается устроить широ­кие проезды. Позади его создается площадка, которая будет служить местом автостоянок. Эта площадка будет связана с проектируемой па­раллельно улице Горького — разгру­зочной магистралью (Ново-Тверской улицей^

От Советской площади до пло­щади Пушкина улица Горького полу­чает местное уширение за счет квартала Советская площадь — Гли-нищевский переулок, далее она расширяется за счет нечетной (ле­вой) стороны. Ширина ее в этом отрезке проектируется равной 40 м. По постановлению президиума Мос­совета от 25 ноября 1937 года эта сторона магистрали подлежит рекон­струкции и застройке вслед за пер­вой очередью.

Правая сторона этого отрезка магистрали, застроенная многоэтаж­ными домами до самой площади Пушкина,   будет  сохранена  без  особых изменений. Таковы намечаемые и частично производимые планиро­вочные мероприятия по расширению и застройке этого участка улицы Горького.

Громадное принципиальное зна­чение имеет впервые примененный метод реконструкции плотно за­строенной и сильно загруженной движением улицы, каковой является улица Горького. Как правило, все красные линии регулирования маги­страли проходят сзади выходящих ка улицу фасадных домов на рас­стоянии 2—3—5 м от них. Строи­тельство новых домов ведется без сноса старых, стоящих по линии существующей улицы.

В течение всего периода строи­тельства новых домов улица живет нормальной жизнью. По окончании строительства старые дома, засло­няющие новые здания, сносятся. Проезжая часть расширенной ма­гистрали быстро реконструируется, и улица внезапно преображается. Таков «московский» метод рекон­струкции улицы, соединяющий гро­мадный размах стройки с вниманием к повседневным нуждам города и его населения.

Площадь Пушкина, располагаю­щаяся на пересечении улицы Горь­кого с бульварным кольцом, являет­ся важным городским узлом. В архи­тектурном и планировочном отноше­ниях ее современное состояние мало­удовлетворительно. Согласно проекту, площадь будет иметь (вернее, уже имеет) размеры, ограниченные ли­ниями проездов Страстного бульвара и им. Степанова-Скворцова. Ширина новой площади достигает 140 м. Площадь будет вытянута вдоль бульвара на северо-восток, вплоть До Малой Дмитровки (длина ее бу­дет равна 240 м).

Уже осуществленный в  1937 году снос строений бывш. Страстного монастыря является первой и очень важной частью реконструкции пло­щади. После сноса монастыря на площади создано большое открытое пространство. Новая застройка V организация ее поверхности превра­тят ее в одну из лучших площадей столицы.

В связи с предстоящим    расши­рением проезжей   части бульварного кольца памятник А. С. Пушкину должен быть передвинут на новое место. Он будет поставлен в центре вновь образованной площади, неда­леко от улицы Горького. Памятник будет замыкать перспективу с ули­цы Горького и хорошо выделяться со стороны Тверского бульвара. Вокруг памятника должна быть устроена площадка, сохраняющая уровень  улицы    Горького,    так  как падающий в сторону Малой Дмит­ровки рельеф невыгоден для площа­ди в архитектурном отношении. Площадка эта может получить вид сквера, оформленного фонтанами и декоративной скульптурой. Под при­поднятой частью площади может быть устроен гараж или крытая стоянка для автомашин.

Учитывая все нарастающие за­труднения в организации на площа­дях пересечения потоков транспорта по принципу простого перекрестка, следует признать удачным приня­тое Отделом планировки решение — устроить под площадью Пушкина по линии бульварного кольца туннель для автотранспорта. Этот туннель или «пассаж» (применяя парижское название таких сооружений) будет расположен по оси Тверского буль­вара и пройдет под улицей Горько­го вдоль границы площадки памят­ника Пушкину. При устройстве тун­неля удачно используется двусто­ронний спад рельефа к юго-западу и северо-востоку    от улицы    Горького.

Будущая застройка площади должна быть подчинена большому общественному зданию, размещенно­му в глубине площади. В этом зда­нии может быть устроен музей ли­тературы или библиотека им. А. С. Пушкина. Противоположная сторона площади может быть использована для сооружения одного многозаль­ного кино, взамен существующих малоудовлетворительных кинотеат­ров («Центрального», «Палас», «Но­вости дня»). Остальной периметр площади предполагается застроить жилыми зданиями, архитектурно увязанными с уже надстроенными домами, расположенными по внут­ренней стороне площади.

Улица Горького между площадя­ми Пушкина и Маяковского расши­ряется до 36 м за счет нечетной ее стороны. Расположенное по этой стороне ампирное здание музея Ре­волюции сохраняется, но его боко­вые крылья (сильно испорченные позднейшими переделками) частично срезаются. Правая сторона улицы сохраняется в настоящем ее виде с надстройкой (в большинстве уже осуществленной) и переоформлением фасадов опорных зданий.

Запроектированная для этого от­резка ширина улицы, равная 36 м, вызывает следующее возражение: при осуществлении ширины улицы в 36 м создадутся два незначительных (случайных) отступа — первый око­ло выстроенного в 1935—1936 гг. жи­лого дома Наркомлеса (арх. А. К. Бу­ров) и второй — у строящегося на углу площади Маяковского театра. Оба эти здания отстоят на 40 м от противоположной стороны улицы. По нашему мнению, правильнее было бы выравнять ширину магистрали для этого отрезка улицы по уже вы­строенным домам. Тогда ширина улицы Горького от Советской пло­щади до площади Маяковского была бы повсюду равна 40 м, причем за­стройка ее могла бы осуществляться таким же методом, как застройке) головного участка магистрали.

Проект реконструкции площади Маяковского исходит из учета строя­щихся больших зданий Межрабпома и нового концертного зала, располо­женных на противоположных углах улицы Горького. Площадь запроекти­рована в виде вытянутого прямо­угольника (вместо существующего квадрата). Она вытягивается в на­правлении Садового кольца, что об'ясняется большой напряжен­ностью движения по Садовому коль­цу. Площадь предполагается удли­нить за счет сноса малоценных строений на углу Большой Садовой и 1-й Брестской улицы. Намечаются следующие размеры площади: длина 260 м, ширина 120 м, общая пло­щадь — 3,1 га. Для устранения не­приятного уклона и перекоса пло­щади в сторону Большой Садовой улицы, она приподнимается до уровня улицы Горького с устрой­ством подпорных стенок, лестниц и т. п.

Горизонтальная часть площади будет архитектурно оформлена. Под площадкой, так же как и на пло­щади Пушкина, проектируется кры­тая автостоянка. С длинной юго-за­падной стороны площадь оформляет­ся зданиями строящихся театраль­но-концертного зала и Театра на­родного творчества, противополож­ная ее сторона занята зданием Меж­рабпома. С юго-западной, торцовой, стороны площадь ограничивается зданием Журнально-газетного об'е-динения, которое запроектировано по линии Ново-Тверской улицы. Четы­рехэтажное здание, выходящее на площадь между Оружейным пе­реулком и Садовой-Триумфальной, впоследствии будет снесено.

Площадь Маяковского, являю­щаяся пересечением    двух крупнейших магистралей столицы: улицы Горького и Садового кольца — уже сейчас не удовлетворяет требова­ниям транспорта. Большей интен­сивностью отличается транспортный поток, идущий по Садовому кольцу.. Поэтому под площадью в равных уровнях с улицей Горького за­проектирован пассаж для автома­шин. Этот пассаж-туннель, располо­женный по Садовому кольцу, удачно вписывается в новую планировку площади. Так как необходимость та­кого сооружения очевидна и устрой­ство его необходимо в ближайшее время, то инженерные проекты ре­конструкции площади предусматри­вают строительство туннеля в две очереди, сохраняя на первое время 4-этажный дом между Оружейным переулком и Садовой-Триумфальной улицей.

Отрезок улицы Горького, от пло­щади Маяковского до площади Бело­русско-Балтийского вокзала, сохра­няет существующую 36-метровую ширину. Это об'ясняется как доста­точным габаритом этой части ули­цы, так и наличием по обеим сторо­нам улицы ценных жилых зданий. Кроме того, на этом отрезке улица Горького имеет ряд подсобных па­раллельных улиц (Брестская и Тверская-ЯМская улицы), благодаря чему облегчается решение транс­портной проблемы.

Улица Горького заканчивается площадью Белорусско-Балтийского вокзала. Согласно проекту, площадь расширяется в сторону Брестского и Заставного переулков и в сторону Лесной улицы. Площадь расширяет­ся с 3 до 6,6 га. Новой площади придается форма симметричной тра­пеции, рассеченной пополам улицей Горького. При реконструкции этой площади особые требования должны быть пред'явлены к ее архитектуре и организации транспорта. Вокзаль­ная площадь заменила площадь бы­лой городской заставы, не все же сохраняет значение парадного в'езда в город.

Поэтому архитектурное решение привокзальной плрщади должно быть подчинено зданию вокзала Белорус­ско-Балтийской железной дороги и подчеркивать одновременно «вход» на улицу Горького. Вокзал имеет вытя­нутый фасад с изломом под тупым углом в центре. Такой план вокзаль­ного здания диктует трапециевид-ность всей площади. Однако предлагаемое Отделом планировки симме­тричное решение плана площади, по нашему мнению, нелогично. Симме­тричная площадь, торцовые стороны которой застроены зданиями различ­ного назначения (вокзалом и жилыми домами), не может получить вырази­тельного оформления. Вокзал на та­кой площади утеряет свое ведущее значение. Нам кажется более пра­вильным решение площади в виде прямоугольной трапеции, скошенную сторону которой занимает вокзал. Противоположную сторону трапеции следовало бы занять дополнительной площадкой (между Бутырским валом и Лесной улицей). На эту площадку выходила бы магистраль, соединяю­щая Белорусско-Балтийский вокзал и Комсомольскую площадь.

Значение Вокзальной площади, как городских ворот на улице Горь­кого, должно быть    подчеркнуто застройкой углов улицы. Поэтому два угловых здания, фланкирующих ули цу Горького, следовало бы тракто вать как доминирующие об'емы Одним из этих зданий является жи лой дом на углу Лесной улицы, по строенный по проекту арх. Синяв ского.

Организация транспорта на пло­щади очень сложна. Кроме основной магистрали улицы Горького, на пло­щадь Белорусско-Балтийского вокза­ла выходят две новые транзитные магистрали, соединяющие вокзал с Комсомольской площадью и Киев­ским вокзалом. К тому же плани­ровка площади затрудняется релье­фом местности, понижающимся к зданию вокзала на 4—5 м. Всего на площадь вливается восемь суще­ствующих и вновь проектируемых улиц. Выходы этих улиц решены в виде двух пучков, расположенных в левом и правом (по отношению к центру) углах площади, и только улица Горького — Ленинградское шоссе имеет характер сквозной ма­гистрали. Западная часть площади занята зданием вокзала, разгрузка которого сильно осложняет органи­зацию транспорта на площади. Для устранения пересечения потоков транспорта на площади намечено устройство проезда под существую­щим виадуком. Таким образом доступ к вокзалу будет открыт без пересечения транспортного потока улицы Горького. Организация осталь­ных потоков движения (они большей частью будут транзитными) еще не продумана. В целом, проблема транс­порта на этой площади еще не ре­шена.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!