Сущность и задачи технической диагностики

PDF Печать E-mail

Техническая диагностика — это научная дисциплина, изучающая технические системы, в том числе здания и сооружения, их элементы, выявляющая причины возникновения отказов и повреждений, разрабатывающая методы их поиска и оценки; в итоге она дает информацию о состоянии эксплуатируемых объектов. Главная задача диагностики как науки состоит в разработке методов и средств получения информации о состоянии технических объектов [16]. Конечной целью диагностики зданий является обоснованное заключение о техническом состоянии отдельных конструкций и зданий в целом, их эксплуатационной пригодности, информация о том, где и какие имеются отклонения от нормы.

Диагностика занимает центральное место в эксплуатации зданий: она позволяет объективно оценивать эффективность мероприятий по уходу за зданиями, выявлять необходимость и устанавливать объем ремонта. Ее значение все возрастает в связи с непрерывным и значительным пополнением строительного фонда, ростом объемов работы и усложнением задач эксплуатации строительного фонда.

Различают визуальный и визуально-инструментальный способы диагностики повреждения сооружений.
При визуальном обследовании обнаруживаются видимые дефекты и повреждения, делаются обмеры, зарисовки, фотографии, используются простейшие приборы, выявляются места, которые необходимо обследовать более подробно с помощью диагностической техники — инструментов, приборов и т. п.

Визуально-инструментальное обследование может быть разрушающим, когда в сооружении отбираются образцы материалов для испытания в лабораторных условиях. Такое обследование сложно, трудоемко и в условиях эксплуатации не всегда приемлемо, ибо может привести к ослаблению конструкций. Поэтому все большее распространение находят неразрушающие методы контроля состояния конструкций, ибо они менее трудоемки и не ослабляют их (табл. 5.1).

Точность измерения параметров неразрушающими методами (10—15 %) вполне достаточна для практических целей. Чем оперативнее такие методы, тем больше их значение.

Детальное инструментальное обследование сооружений тоже отнимает много времени и обходится дорого, поэтому необходимость в нем должна быть достаточно обоснована при первичном визуальном осмотре, тщательность и достоверность которого целиком зависят от квалификации ИТР эксплуатационной службы.

При осуществлении диагностики технического состояния сооружений надо руководствоваться нормативными или проектными параметрами, определяющими их эксплуатационные качества (см. гл. 4), а также знать и уметь работать с приборами, с прилагаемой к ним методикой контроля этих параметров [17].

img-217

img-220

Каждое сооружение имеет основные и второстепенные параметры эксплуатационных качеств. Можно выделить несколько наиболее общих параметров, существенно влияющих на их эксплуатационную пригодность (табл. 5.2):
прочность и устойчивость конструкций, здания в целом; теплозащитные свойства;
герметичность, в частности крупнопанельных зданий;
звукоизоляцию;
состояние воздушной среды;
освещенность;
влажность материалов конструкций.
 
Перечень таких параметров и их нормативные или расчетные значения для каждого типа зданий устанавливаются проектом в зависимости от их назначения, материалов конструкций и других частных факторов. Общий перечень параметров и средств их контроля приведен в работах [16, 17]. Стандартизованные методы контроля прочности бетона приведены в табл. 5.3.

img-219

img-218

Сравнивая фактическое значение параметра, установленное при инструментальной оценке, с нормативным, записанным в паспорте сооружения, делают вывод об эксплуатационной пригодности конструкции и сооружения, после чего принимают решение о мерах по поддержанию данного параметра на заданном нормами или расчетном уровне.

Вопрос о том, когда, в каких зданиях массового строительства, какие параметры и как часто надо их контролировать, еще окончательно не решен. Поэтому на объектах его должны решать в каждом конкретном случае работники эксплуатационной службы. Важно также шире внедрять инструментальные методы при сезонных осмотрах, когда определяются характер, места и объемы работ, при приемке выполненных ремонтных работ.

Объединенная диспетчерская служба. Диагностика как система мероприятий в эксплуатации строительного фонда осуществляется в автоматизированных объединенных диспетчерских пунктах (ОДП) контроля за работой инженерного оборудования.

Постоянное действие в зданиях сложного инженерного оборудования требует постоянного контроля за его работой и состоянием, производимого путем диспетчерского обслуживания лифтов, тепловых пунктов и т. п. При этом диспетчерская служба представляет собой двустороннюю связь «рабочий — диспетчер» или «датчик — диспетчер», позволяющую контролировать работу систем и управлять ими. С целью уменьшения количества эксплуатационного персонала и повышения эффективности диспетчеризации созданы объединенные диспетчерские службы (ОДС) эксплуатации всей домовой техники.

Структура ОДС следующая. В центре жилого массива (квартала) строится диспетчерский пункт (ДП), связанный со всеми контролируемыми объектами (лифтами, тепловыми пунктами, бойлерными горячего водоснабжения, домовыми насосными установками водоподкачки, электрощитовыми, входами в подвалы и на чердаки, системами дымоудаления и др.). Такой ДП (табл. 5.4) оборудован аппаратурой для получения оперативной информации дежурным диспетчером по трем каналам: дистанционного измерения параметров, световых сигналов и сигналов от квартиросъемщиков, переданных по переговорным устройствам, установленным в подъездах, или по телефону. Диспетчер принимает меры для устранения неисправностей в работе того или иного элемента оборудования как силами аварийной бригады ОДС, так и с привлечением (в случае необходимости) районных или городских аварийных служб.

Объединенную диспетчерскую службу микрорайона возглавляет старший диспетчер. В состав дежурного персонала входят электромеханики, мастера по ремонту и наладке тепловых пунктов и санитарно-технического оборудования. Для размещения ОДС выделяется необходимое помещение. В операторской устанавливаются ДП и стойка с аппаратурой, а на стене размещается мнемоническая схема микрорайона.

Диспетчерская служба принимает заявки на устранение повреждений и в неотложных случаях вызывает аварийную бригаду, являющуюся дежурным звеном ремонтно-строительного треста, за которым закреплено данное сооружение.

Передвижная лаборатория диагностики технического состояния зданий. Современное развитие измерительной техники и методов испытаний позволяет осуществлять эффективный контроль в ходе строительства объектов и при их приемке государственной приемочной комиссией, а также периодический контроль состояния действующих объектов для корректировки мероприятий по их технической эксплуатации.

Передвижные лаборатории диагностики, лаборатории-станции в утепленных кузовах автомобилей [34 и 16] представляют собой одно из главных средств эксплуатационной службы и используются ею в период приемки зданий в эксплуатацию, а также при сезонных осмотрах для определения объемов работ текущего ремонта, при назначении зданий на капитальный ремонт, приемке их после капитального ремонта и т. п. Лаборатории такого типа выполняют возложенные на них задачи в масштабе среднего по размерам города (объекта). Их штат состоит из руководителя — инженера-строителя, двух-трех техников-прибо- ристов (в зависимости от объема работ), водителя машины (он же механик или электрик). Кроме того, при необходимости используются подсобные рабочие для вспомогательных работ.

Передвижная лаборатория оснащена руководствами по храпению и подготовке приборов к работе, а также по проведению обследований. Методики работы с приборами рассмотрены ниже.