Н. ДМИТРИЕВ Одним из значительных об'ектов 'нового санаторного строительства является громадный санаторий Народного Комиссариата Тяжелой Промышленности, построенный в Сочи. Здание нового санатория, расположенное на южном склоне горы Бьгг-хи, принадлежит, бесспорно, к числу самых заметных в архитектурно-строительном отношении построек этого типа. Очень большие средства, большое умение и мастерство вложены в строительство этого громадного культурного учреждения. Огромное внимание правительства к здоровью трудящихся сказывается во зсем размахе нашего санаторно-курортного строительства, и новый сочинский санаторий — одно ш ярких проявлений этой заботы. Для возведения громадного санаторного здания в сложных условиях данной местности и ее рельефа, пришлось произвести значительные земляные работы. Самое здание задумано и выполнено в формах монументального дворцового сооружения, с пышными, почти торжественными колоннадами, с чрезвычайно «представительной» отделкой интерьера, с применением обильнейших декоративных элементов. Надо совершенно определенно подчеркнуть, что и строительные, и отделочные работы отличаются здесь своим высоким качеством. Этому высокому качеству соответствует очень тщательная разработка рабочих чертежей, деталей и шаблонов архитектором-автором (арх. И. С. Кузнецов). Достоинством генерального плана здания санатория Наркомтяжпрома является легкая связь жилых корпусов с клубными помещениями и со столовой. Что касается связи санаторного участка с автострадой Сочи-Мацеста, то эта связь осуществлена при помощи двух дорог. Более затруднена связь жилых корпусов с медицинской частью. Точно также нельзя считать удовлетворительно разрешенным и вопрос о связи с морским пляжем, от которого санаторий отделен автострадой и нижележащими участками. Соответственно общему типу монументального дворцового сооружения, в основу генерального плана положен принцип выделения центрального корпуса и боковых крыльев, расположенных по сторонам широкого курдонера. В этом центральном корпусе размещены зрительный зал, клубные помещения и столовая. Боковые — жилые корпуса соединены с центральным корпусом крытыми переходами. Лестница связывает центральный корпус с площадкой второго яруса, где расположен павильон физкультуры и большой бассейн для плавания. Главный двор санатория остается, в сущности, чисто парадным курдонером, так как полное отсутствие тени лишает больных возможности пользоваться им для прогулок и пребывания на открытом воздухе. Здесь архитектор повторил ошибку ряда других проектировщиков сочинских санаториев и домов отдыха, забыв об одном из решающих, кардинальнейших требований, пред'являемых к генплану любого здания в условиях сочинского климата: о максимальной защите участка от палящих солнечных лучей. Те благодарные возможности, которые дает архитектору замечательная природа Кавказского побережья, вообще никак не использованы аю-хитектором. Здание санатория спроектировано и выстроено вне всякой связи с окружающей природой, парк находится в стороне от санатория и органически не связан с его архитектурой, различные «малые формы» — точно также не стоят ни в какой связи с зеленью. Кажется, как будто архитектор мыслил себе здание санатория вне конкретной природной ситуации.
Монументальные дворцовые сооружения составляют ансгбль, совершенно независимый от окружающей природы, архитектура здания не дзет возможности почувствовать эту природу, а, напротив того, противопоставляет ей излишне грузные, массивные и подчеркнуто «парадные» формы колоннад, мощных цоколей, парадных открытых лестниц » т. п. Примененные архитектором псевдоклассические формы лишь усиливают внешнюю «парадность» сооружения, лишая его какой бы то ни было интимности5. Эти черты с еще большей резкостью проявляются в архитектурной трактовке интерьеров: лестница центрального холла спального корпуса, лестница клубного корпуса, концертный зал, в особенности же столовая, решены как «представительные», торжественно-пышные дворцовые помещения, а не как интерьеры здания, в котором отдыхают и лечатся больные, ждущие от санатория комфортабельной и уютной обстановки и возможности постоянного общения с природой. Жилые корпуса санатория рассчитаны на 150 больных. Из центрального холла ведет коридор, по одну сторону которого расположены жилые комнаты, по другую, — обслуживающиэ. В конце коридора, в торце корпуса, расположены двухкомнатные номера «люкс» и общая ванная комната. Корпус окружен с трех сторон лоджиями, а с четвертой — связан центральными арками крытого перехода с главным зданием. Этот композиционный прием дает возможность хорошо защитить жилые помещения от действия прямых солнечных лучей. Организация интерьера наталкивалась на противоречие между догматическими требованиями модуля (по Виньоле) и пропорциями самих комнат. Поэтому в нижнем этаже, где высота комнаты достигает 5 м, комнаты кажутся чрезвычайно узкими. Автор не всюду с честью выходит из создавшегося положения, и только в комнатах «люкс», благодаря их большой площади, добивается благоприятного впечатления.
Прекрасным, с большим вкусом обставленным комнатам ни в какой мере не соответствует организация санитарных узлов. Высокое качество столярных и отделочных работ, удачная арматура, красивые ткани — и рядом скверные унитазы, умывальники, ванны. В санатории, поражающем своим богатством, кажется странным отсутствие, становящихся у нас примитивными, удобств — ванны или хотя бы душа для каждой комнаты и всего того, что в конечном итоге важнее некоторых декоративных элементов обстановки. В одном из жилых корпусов расположена медицинская часть санатория. Здесь имеются кабинеты, обору дованные по последнему слову техники, с замечательной диагностической и терапевтической аппаратурой. Высокое качество медицинского оборудования не вполне гармонирует с внутренней архитектурой. Хотелось бы, чтобы интерьеры вызывали ощущение большего простора. Особое внимание автор уделил архитектуре «холла», проходящего через все этажи жилого корпуса и гостиных. Холл с крестовыми сводами, опирающимися на тосканские колонны, обработан в дереве. Своды и потолки расписаны мастерами Мегеры и Холуя. Гостиные, решенные в тяжелых позднеренессансных, а порой и барочных, формах, обставлены «современной» мебелью. В архитектуре «холла» и гостиных автор показал знакомство со всем богатым арсеналом выразительных средств старой архитектуры, при помощи которых ему, однако, не удалось создать жизнерадостного единства, созвучного человеку советской эпохи. Каждая деталь, взятая в отдельности, вызывает законное чувство гордости за качество работ, за изобилие прекрасных материалов; все вместе производит холодное, музейное впечатление.
Несмотря на то, что столовая и зрительный зал центрального корпуса решены в этом же плане, они кажутся менее холодными. Это об'ясняется как большими масштабами интерьера, так и его общественным назначением. Центральный корпус представляет собой композицию двухэтажного колонного холла, с открытой лестницей и галлереями, столовой и кухней— слева от входа и зрительным залом со сценой — с правой стороны. Клубные комнаты и во втором этаже. Больших размеров зал столовой решен коринфским ордером. Ряд колонн отделяет главное пространство зала от его боковой, более низкой, раскрытой части, что позволило автору ввести двустороннее освещение зала. Это придает интерьеру воздушность, несмотря на очень тяжелый потолок и перегруженный большим количеством деталей антаблемент. Не совсем удачна трактовка торцовых стен, где размещены входы из холла и кухни: антамйлемент здесь разрывается, и колонны с архитравом воспринимаются как «вставка» в стену, чем нарушается цельность приема. Неудачна также цветовая гамма интерьера. Прилегающая к столовой кухня занимает небольшое пространство, ее об'ем не выделяется из общей композиции центрального корпуса. Это стало возможным благодаря почти полной механизации всех процессов приготовления пищи. По своему оборудованию кухня напоминает лабораторию химика. Но и здесь, как и в медицинской части, высокая техника оборудования вступает в конфликт с малоприспособленным для этой цели интерьером. Так, например, размеры и форма окон в кухне продиктованы принципами членения фасада и поэтому их трудно открывать и невозможно снабдить сетками. Зрительный зал представляет собой фактически театр в миниатюре со сценой, заглубленным оркестром и балконом. Интерьер этого зала уступает по своей выразительности столовой. Неприятны в нем соотношения измельченного и изрезанного архитрава к фризу, украшенному скульптурой. Скульптура как по своей тематике, так и по стилю совершенно чужда пространственной идее интерьера. С общим решением композиционно не увязана архитектура портала сцены, членения балкона также не увязаны с боковыми стенами. Клубные помещения во втором этаже и особенно лоджия на главном фасаде очень приятных пропорций. Вся внутренняя архитектура санатория в избранном стилевом плане вполне последовательно и органически увязана с архитектурой фасадов и об'емной композицией сооружения. И все же ясно, что только формальный внешний прием определил эту композицию, симметричную по главной оси и застроенную длинными корпусами, с арками, лоджиями и акцентированными портиками-входами, с трех сторон двора. Эта композиция не могла быть продиктована ни рельефом площадки, ни функциональной схемой санатория. Мы критикуем этот порою совершенно оправданный в архитектуре прием только потому, что он потребовал слишком больших жертв и, в конечном итоге, привел даже к искажению образа санатория. «Римская» концепция ансамбля, все эти триумфальные зрки, многочисленные лестницы и подпорнью стенки, несмотря на их пышность и великолепие, своей тяжестью подавляют природные компоненты ансамбля, вместо того, чтобы гармонически с ними слиться. Да не только связь с природой нарушается здесь, но и связь с живым человеком, с его ощущениями и масштабами. Правильное понимание этой связи в архитектуре привело бы, несомненно, автора к использованию совсем других произведений Палла-дио—его проектов загородных вилл. В заключение 'несколько слов о синтезе искусств в санатории. Архитектор уделил много места живописи, желая ввести ее как органический элемент в архитектурный комплекс. Лоджии, потолки вестибюлей и стены коридоров расписаны орнаментальной росписью мастерами Мстеры и Холуя и другими художниками. Этот интересный замысел архитектора местами себя вполне оправдал, несмотря на то, что орнаментальная живопись здесь по своей технике (масло) не имеет ничего общего с техникой живописи, применявшейся в подобных случаях старыми мастерами Возрождения.
Но живопись все же не стала органической частью архитектуры, не усилила своими средствами архитектурной выразительности, она осталась только элементом дэкорации.
|