Русская архитектура дооктябрьского периода

PDF Печать E-mail

Древнерусское зодчество XI—XVI вв. Наибольшего расцвета архитектура средневековой Руси достигла в периоды укрепления и централизации княжеской власти. Первый такой период относится к XI в., когда Киевская Русь объединила мелкие феодальные владения в единое княжество. Благодаря этому во время княжения Ярослава Мудрого (1019—1054) территория Киева увеличилась примерно в 6 раз; по свидетельству современника-иностранца, Киев имел тогда более 400 церквей и 8 рынков.

Киевская Русь поддерживала обширные торговые и культурные связи с Византией, наиболее развитым в то время государством. После принятия Русью христианства (989 г.) в Киев приглашаются зодчие для строительства первых христианских сооружений из камня.

Самым большим сооружением был собор Софии, построенный в центре Киева вскоре после победы над печенегами.

Хотя стены собора выложены по-византийски — из плинфы и камня на цемяночном растворе, а в основу композиции положена византийская крестово-купольная система, в нем отразились композиционные особенности русских деревянных многокупольных церквей, прообразы которых сохранились до наших дней (рис. 14). Это сказалось, в кладке стен, имитирующей сруб, в 13 куполах (ни Запад, ни Византия не знали в то время такого количества куполов). Собор дошел до нашего времени со значительными переделками.

Следующий новый этап в развитии архитектуры относится к XV— XVI вв., когда Московское княжество завершало объединение земель в сильное централизованное государство. В Москве ведется обширное строительство соборов, дворцов и укреплений Кремля. В центре Кремля возводится столп сторожевой башни — Иван Великий. Вокруг Москвы и на небольшом удалении от нее строятся сторожевые монастыри — Коломенский, Сергиевской лавры (г. Загорск) и др.

По словам К. Маркса, изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, былаошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах.

В XVI в. процесс собирания земель протекает в условиях борьбы с монгольским игом и подъема национального самосознания.

В этот период созданы новые архитектурные формы каменных шатровых церквей по типу деревянных шатровых храмов, состоящих или из одного столпа (шатра), как это видно на рис. 16 и 17, или из сочетания нескольких столпов (рис. 17).

Выдающимися памятниками русской и мировой архитектуры, построенными в XVI в., являются церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (рис. 16) и Покровский собор на Красной площади в Москве — храм Василия Блаженного (рис. 17).

Многошатровая каменная композиция была блестяще применена в Покровском соборе, состоящем из 9 столпов, объединенных подкле-том и галереями.

При больших объемах эти два памятника имеют незначительную площадь помещений, так как рассчитаны в основном на внешнее обозрение. Таким образом, культовое назначение здесь имело второстепенное значение, и церкви являлись прежде всего памятниками-монументами в честь исторических событий: первый — в ознаменование рождения Ивана IV, второй— в честь освобождения страны от татаро-монгольского ига.
 

img-236

Рис. 15. Церковь в селе Уна Архангельской обл. (1501)


Архитектура петровского времени. Прогрессивные преобразования Петра I в начале XVIII в. затронули все стороны жизни; меняется и архитектура, отвечая новым государственным потребностям. В этот период усиленно развивается гражданское и промышленное строительство. Строятся судостроительные верфи (Воронеж), оружейные (Тула) и металлургические заводы (Прионежье, Урал).

Важную роль в развитии архитектуры того времени сыграло строительство новой столицы России — Петербурга. Застройка города, начавшаяся в 1703 г., велась по заранее составленному плану и правилам. Жилые дома строились по «образцовым» (типовым) проектам для различных сословий (рис. 18); возводились административные, научные и культурные комплексы — здание 12 коллегий, судостроительная верфь (Адмиралтейство), шпалерная мануфактура, литейный смоляной двор и др.
Простота и экономичность — отличительные черты архитектуры петровского времени. Геометрическая правильность зданий подчеркивается на углах цепью рустов; фасады симметричны, центральная ось часто отмечается башней со шпилем (см. рис. 20); только детали и двухцветная окраска фасадов создают некоторую живописность.

При преемниках Петра I в архитектуре ярче, чем раньше, проявляются черты стиля барокко, которые выразились, главным образом, в дворцовых постройках и в садово-парковых ансамблях. Одним из крупных архитекторов этого направления был В. В. Растрелли, по проектам которого построены Зимний и Царскосельский дворцы.

Русский классицизм. С середины XVIII в. в России ведущим архитектурным стилем стал классицизм.

Утверждение этого стиля связано с формированием капиталистического уклада и с развитием прогрессивных демократических идей передовой части русского общества.

Характерная часть стиля — использование античных архитектурных форм. Ордерные композиции в сочетании с гладью стен становятся излюбленной темой. Особенно часто архитекторы классицизма применяли портик; им подчеркивалась средняя ось здания; помимо центрального портика нередко устраивались и боковые (рис. 19).

img-237

Рис. 16. Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой (1532)

 

img-238

Рис. 17. Покровский собор (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве (1555—1560). Общий вид

 img-239
Рис. 18. Фасады образцовых домов для малоимущих, зажиточных и именитых (1714). Арх. Трезини
 
img-240 
Рис. 19. Дом Пашкова в Москве (1784—1786). Арх. В. И. Баженов. Общий вид


Основоположниками классицизма в России были выдающиеся зодчие В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.
В начале XIX в. традиции классицизма продолжала блестящая плеяда зодчих нового поколения, во главе которых были А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов.

Одной из главных особенностей русской архитектуры первой половины XIX в. можно считать создание городских ансамблей. Зодчие решали большие градостроительные задачи. Их интересовало не столько создание отдельных красивых зданий, сколько объединение застройки целых кварталов, площадей, набережных, парков в стройную систему, воспринимаемую как единое художественное целое. Примером может служить ансамбль Адмиралтейства (рис. 20).

Часто в ансамбли включались здания, построенные ранее. Так было, например, с Зимним дворцом в Петербурге, который вошел в ансамбль Дворцовой площади. Пышное барокко дворца, хотя и контрастирует по стилю со строгим классическим зданием Главного штаба, однако является частью единого целого. Это достигнуто Росси благодаря согласованности в размерах двух зданий — ритмом окон, общей высотой (рис. 21).
 

img-241

Рис. 20. Здание Адмиралтейства в Петербурге (1806—1823). Арх. А. Д. Захаров. Центральный объем
 
 img-242
Рис. 21. Зимний дворец в Петербурге (1754 — 1764). Арх. В В Растрелли (а) здание Главного штаба (1819—1829) Арх. К. И. Росси (б)

Развитию архитектуры того времени способствовали достижения в области строительной техники: создание большепролетных конструкций из металла и дерева, подвесных перекрытий, совершенствование кладки кирпичных сводов и куполов.

Архитектура эклектизма и модерна. Со второй половины XIX в. в период бурного развития промышленного капитализма архитектура как искусство вступает в полосу упадка во всех странах.

Подъем строительной техники позволил создавать смелые инженерные сооружения из металла, стекла и нового материала — железобетона, однако архитектура оказалась неспособной отвечать этим новаторским конструкциям. Завися от случайных вкусов частных заказчиков-капиталистов, архитектор занимался в основном украшательством строительных конструкций.

В России, США и других странах в середине XIX в. распространяется эклектизм — механическое перенесение архитектурных форм минувших эпох на современные здания. На фасадах зданий появляются детали из разных стилей, включая стилизованные детали из древнерусского зодчества, например, здание Ярославского вокзала, здания Исторического и Политехнического музеев в Москве.

В начале XX в. архитекторы пытаются создать «новую» архитектуру. Архитектура должна была «динамическими» формами выразить темп жизни, «машинизацию» жилья и даже целых городов.

Прямые очертания карнизов и оконных проемов изогнуты, как и в барокко, полуциркульные арки заменены приплюснутыми; в декоре господствует символизм, а в деталях — манерная стилизация. Возникшее течение — модерн — являлось, по сути, разновидностью эклектики. К постройкам стиля модерн относятся, в частности, здание МХАТа и гостиница «Метрополь» в Москве.

Вместе с тем архитектура модернизма дала немало нового, ценного. В зданиях применяются современные конструкции и строительные материалы (металл, керамическая плитка), отделочные работы отличаются высоким качеством. Во внутренней планировке и отделке зданий большое внимание уделено комфорту, удобствам.

В начале XX в. в связи с развитием бетонных и железобетонных конструкций в капиталистических странах зародилось новое архитектурное течение — конструктивизм. Конструктивисты создают новые архитектурные формы G учетом новых материалов и новых методов строительства.

Заслуживает внимания серьезное отношение конструктивистов к экономическим показателям строительства. Для этого направления характерно экономное использование материалов, отсутствие навесных декоративных деталей.

Отличительными внешними признаками конструктивизма являются простые геометрические формы, контрасты бетонных гладких стен и огромных окон, часто в виде горизонтальных лент остекления, объемы на тонких железобетонных колоннах, плоские кровли без привычных карнизов, часто с внутренними водостоками.