С. ЧЕРНЫШЕВ Громадный размах работ по реконструкции Москвы, охват ими всевозможных сторон градостроительства потребовал решения самых разнообразных архитектурно-планировочных вопросов. Не пытаясь охватить здесь всех или большинства этих вопросов, мы останавливаемся лишь на некоторых из них, наиболее интересных с точки зрения проектно-планировочной и архитектурно-строительной практики. Едва ли нужно говорить о том, что за три последних года проделана исключительно большая работа, что мы добились не только повышения мастерства отдельных авторов, но и повышения общего уровня архитектурно-планировочной культуры. В настоящей статье мы хотим остановиться главным образом на наших затруднениях и ошибках, обсуждение которых на предстоящем пленуме правления Союза советских архитекторов поможет избежать их в дальнейшем. В связи с постановлением партии и правительства о разработке плана застройки основных магистралей и площадей Москвы, Отдел планировки Московского сове-га детально разработал «красные линии» регулирования улиц, причем планировкой в масштабе 1 :2 000 была охвачена территория в пределах паркового кольца Москвы. Само собой разумеется, что «красные линии» должны быть законом для застройщика и он должен иметь полную уверенность в незыблемости этих линий. На практике же мы имели не мало случаев изменения выданных застройщикам красных линий, что вызывало недовольство и нарекания с их стороны. Если в одних случаях изменение красных линий об'яснялось недоработкой планировки или несовершенством геодезического материала, а в других —недоучетом опорной застройки и излишним увлечением прямыми направлениями, то нельзя отрицать и того, что в ряде случаев изменение «красных линий» вызывалось необходимостью исправления допущенных ошибок. Наконец, иногда, ввиду каких-либо срочных мероприятий (например, прокладка водопровода или иного подземного сооружения, постройка промышленного здания, школы и т. д.), в районе, удаленном от центра и еще не охваченном детальной планировкой, выдавались красные линии при невыясненности некоторых, определяющих эти линии, факторов. В дальнейшем, когда этот район охватывался детальной планировкой, открывалась возможность изменения и улучшения ранее выданных красных линий. Такие изменения вполне естественны, но когда детальный план разработан, изменение красных линий может быть допущено лишь в самых исключительных случаях. Углубилась разработка профиля улицы. Старые тенденции «гигантомании» изжиты, но их отголоски иногда все же чувствуются и выражаются в стремлении преувеличить ширину улиц, без учета больших расходов по устройству уличного покрытия, расходов по благоустройству и содержанию улиц. Между тем, учет этих расходов должен явиться одним из контрольных моментов при решении вопроса о ширине улицы.
В планировке часто наблюдалась неправильная трактовка площади и, в связи с этим, придавалась ей неправильная конфигурация. Стремясь к более интересному архитектурному решению и забывая о главном — о функциональных особенностях площади — планировщик часто видел площадь в простом уличном перекрестке и пытался создавать здесь площадь приемами и конфигурацией, свойственными замкнутым или полузамкнутым площадям, вместо того, чтобы ограничиться архитектурной обработкой угловых зданий на перекрестке, а для замкнутой площади подыскать соответствующее место в других местах города. Такие «спокойные» площади могут явиться удобным местом для постановки какого-либо общественного сооружения, памятника, разбивки сквера и т. д., для чего не всегда может найтись подходящее место на площади транспортного значения. В условиях богатых всякими изломами московских улич, серьезное значение имеет вопрос выбора места для такого излома. Здесь можно отметить ошибки двоякого рода: в одном случае излом улицы автоматически ломал фасадную линию застройки, расположенной по красной линии. Перенос излома к перекрестку улицы значительно улучшал решение этой задачи. В другом — недоучет архитектурной перспективы, замыкающей улицу на ее изломе. Так, например, когда по транспортным соображениям пришлось снять стоявшую на площади Белорусско-Балтийского вокзала Триумфальную арку, открывшаяся с улицы Горького на Ленинградское шоссе перспектива замкнулась случайной, невыразительной застройкой. В дальнейшей застройке Ленинградского шоссе необходимо учесть этот момент и поставить сооружение, архитектурно замыкающее такую перспективу. Указанная сторона вопроса не должна выпадать из внимания планировщика и ее необходимо учитывать при проектировании застройки таких, изобилующих изломами, магистралей города как, например, Садового кольца, Бульварного и т. д. Следует отметить, как одну из ошибок, тенденцию к неэкономному сносу опорной застройки. Планировщик должен стремиться к максимальной экономии государственных средств, и совершенно не допустимы имевшие место предложения о сносе достаточно крепких еще домов для выпрямления второстепенных улиц или переулков. Неправильна и другая крайность — искривление новой трассы магистрали крупного значения, ради сохранения двух-трех, хотя бы и крепких, но дисгармонирующих с современной застройкой, морально изношенных старых домов. Сильно облегчает реконструкцию города передвижка сохраняемых домов. Этот фактор нельзя не учитывать в планировочной работе, но и тут не всегда наблюдался правильный подход к решению вопроса. Если в будущем мы можем рассчитывать на передвижку домов в больших масштабах, то в ближайшие годы мы должны серьезно считаться с новизной этого дела, требующего пока весьма значительных материальных затрат. Более тщательная проработка проекта планировочного решения давала нам возможность находить планировку, не пред'являющую чрезмерных требований к передвижке зданий в настоящее время. Для укрупнения кварталов и улучшения условий городского транспорта требуется уменьшить число прилегающих к магистралям переулков. Новая застройка магистрали перекрывает ликвидируемые в будущем переулки, но поскольку они пока-что сохраняют некоторое значение, необходимо в проектируемых домах обеспечить достаточных размеров проезды в переулки. Проектировщики отдельных зданий не всегда учитывают это обстоятельство и делают арки для проезда явно недостаточных размеров. В некоторых случаях планировщики, ориентируясь только на перспективную реконструкцию, проводили новую трассу магистрали так, что под застройку попадала часть существующей улицы. Такое решение вызвало бы перекладку подземных сооружений и создало бы большие неудобства для уличного движения на протяжении ряда лет. Поэтому приходилось в дальнейшем искать новые планировочные решения, не занимая застройкой проезжую часть существующей улицы. Значительный интерес для планировщика представляет прием, указанный московским руководством, при реконструкции улицы Горького от дома Совнаркома СССР до Советской площади. Тут красная линия новой застройки проведена внутри жилого квартала на некотором расстоянии от существующего уличного фронта домов. Такой прием дает возможность вести постройку новых зданий до сноса оформляющих существующую улицу домов и сохранить их до конца постройки, не загромождая улицу огораживающими стройку заборами. Строительная площадка в данном случае была ограничена минимальными размерами, чтобы избежать излишнего сноса существующих домов, что в свою очередь продиктовало ряд новых, весьма ценных строительных приемов. Очень актуальны в настоящее время вопросы инженерной стороны планировки и, в частности, вопросы вертикальной планировки. В прошлом архитекторы-планировщики часто игнорировали последнюю. Чтобы ослабить транспортную напряженность улицы Горького, проектировалась параллельная ей улица — Новая Тверская, и архитектору казалось, что задача разрешена. Но при детальной разработке, на основе уточненных геодезических материалов, выявилась необходимость значительных земляных работ, связанных с нивелировкой улицы, стала очевидной неудовлетворительность решения и с транспортной точки зрения. Если в будущем пересечение улицы Горького с кольцевыми магистралями будет организовано в разных уровнях, то транспортное движение по Новой Тверской пересечет Бульварное и Садовое кольца у начала в'езда в туннели и тем самым парализует эффективность их устройства с точки зрения разгрузки уличного движения. Мы остановились на этом примере, чтобы еще раз подчеркнуть, что только комплексная проработка архитектурных и инженерно-технических вопросов может обеспечить правильные решения планировочных задач. Планировщик нередко игнорировал запросы настоящего времени и ближайших лет, ставя какое-нибудь здание, например, школу, кино и т. д., ориентируясь лишь на перспективную планировку. Через 20—30 лет такое размещение школы в новой застройке было бы совершенно правильным, но в настоящее время, в отношении существующей улицы, площади и т. д., это решение вызвало бы недоумение. Последующая тщательная проработка давала возможность путем сопоставления и анализа ряда возможных решений находить вариант, сочетающий перспективное решение с потребностями текущего периода и ближайших лет. Наряду с «красными линиями» была проделана большая работа по составлению проектов комплексной застройки. В соответствии с постановлением партии и правительства о генеральном плане реконструкции Москвы мастерскими Отдела планировки были проработаны архитектурные ансамбли улицы Кирова, проспекта Дворца советов, Ленинградского шоссе, улицы Горького, магистрали завода им. Сталина, магистрали Север Юг (от Пушкино до Серпуховского шоссе через центр города), набережных Москва-реки и нескольких крупных площадей. Едва ли можно переоценить значение тех возможностей, которыми располагали авторы в наших советских условиях при решении- этой, правда, крайне трудной задачи. К сожалению, приходится констатировать, что проделанная работа не оправдала всех возлагавшихся на нее надежд. Во многих случаях отсутствовал реальный подход к решению вопроса, и авторы часто недостаточно считались с материальными возможностями. Некоторые из них выдвигали непременным условием создания ансамбля выполнение его одним лицом, одной творческой рукой. На практике дело сводилось н тому, что на протяжении километра монотонно повторялся какой-либо излюбленный автором композиционный прием. Если на пер(зом этапе работ была сделана попытка дать комплексное решение, прибегая к свободной игре различных элементов ансамбля, к чередованию различных высот, большей или меньшей удаленности застройки от набережной, использованию рельефа, введению в композицию архитектурных акцентов в виде башен, курдонеров с озелененным пространством и т. д., то при переходе от перспективных ансамблей к ноннретному проектированию такие решения оказывались трудно выполнимыми, и, в результате, башни изчезали, а силуэтная линия застройки сменялась сухой, скучной горизонталью. В проектах комплексной застройки изобиловали большие дома чрезмерной протяженности, с плоской фасадной стеной, изрешетченной окнами. Безотрадные в архитектурном отношении, они оказывались непосильными для строящих организаций и строительство таких домов часто ограничивалось лишь первой очередью. Другим недостатком первоначальных проектных работ являлась чрезмерно завышенная этажность домов. Архитектор в определении этажности часто шел на поводу у застройщика и недооценивал требований правильного решения архитектуры зданий. В дальнейшем завышение этажности было ограничено директивными указаниями. Как правило, проекты домов значительной протяженности мало удовлетворительны: монотонная плоскость фасадов не оживляется чередованием архитектурных об'емов: фасады плоски и лишены игры светотени. Особенно чувствуется это при темной окраске зданий, оштукатурке фасадов мраморной крошкой и т. п. Временные трудности освоения застройкой целых кварталов заставляли ограничиваться наружным фронтом улиц и воздерживаться от применения в застройке открытых дворов во избежение сноса существующих домов внутри квартала. Трудности приема открытых дворов — курдонеров — не должны - заставлять совершенно отказываться от этого ценного для архитектуры улиц приема. Необходимо лишь находить для решения этой задачи наиболее правильные и реальные пути. На первом этапе реконструкции особенно заметны новые высокие дома, расположенные среди низкоэтажной старой застройки. Привлекая глаз нарядным уличным фасадом, но видимые издалека, они неприятно воспринимаются со стороны плохо оформленного дворового фасада. Если такую трактовку квартала нельзя оправдать на второстепенной улице, то она совершенно не терпима при обращении внутреннего фасада в сторону парка, площади и т. п. Горная академия, обращенная тыловым, еще архитектурно не оформленным фасадом к парку культуры и отдыха им. Горького, может служить в этом отношении печальным примером. Законное стремление к созданию архитектурного силуэта застройки сопровождалось при проектировании ансамбля злоупотреблением 20—30-этажными башнями, практическое назначение которых, вероятно, не было известно и самим авторам. И когда начиналась разработка проекта конкретного здания, оказывалось, что на постройку дорогостоящей и никому не нужной башни не находится застройщиков. В поисках архитектурного силуэта акцентировка углов на пересечении магистралей параллелепипедом башенного типа стала почти шаблонным приемом. Часто не лишенный некоторого интереса ансамбль, сработанный рукой талантливого архитектора, не служит базой для реального строительства, в силу недостаточного учета обстановки реального строительства. Редко удается также включение опорной застройки в новый архитектурный ансамбль. Обычно она не входит в него органически и кажется какой-то чуждой заплатой. Еще сложнее эта задача, когда опорной застройкой оказывается исторически ценное сооружение. Вместо того, чтобы существующее здание ценной архитектуры включить в общий ансамбль, на это здание просто нахлобучивается надстройка, подавляющая архитектурный памятник. Найти правильное решение, конечно, не легко, но такая задача заслуживает творческих усилий. Недостаточное изучение конкретной обстановки, чрезмерный размах, не считающийся с реальными возможностями, приводят к тому, что разработанный проект архитектурного ансамбля не может служить базой для к он к репного проект и ров а н и я. Одни решения излишне детализированы, что на данной стадии работы, при малом масштабе проекта, не требуется, когда общие композиционные приемы еще не решены. Другие же даны слишком обобщенно — какие-то условные геометрические построения. При интересной композиции общих форм, но без показа оконных отверстий, они превращают жилую застройку в комбинацию выставочных павильонов и складских зданий. При переводе же с условного изображения на реальный язык — это композиционное построение теряет всю свою привлекательность. К тому же эти детали в большинстве случаев сводятся к повторению тех или иных, ставших почти шаблонными, архитектурных приемов: нагромождение колонн, членение пилястрами верхнего этажа, имитирующее лоджию; сильно выступающий карниз по верхней линии фасадной стены, карниз, не поддерживающий крыши, так как односкатная крыша фактически располагается ниже карниза; семиэтажные арки в десятиэтажном жилом доме, а иногда арки во всю высоту шестиэтажного жилого дома. Заостряя внимание на типичных ошибках, мы отнюдь не хотим обесценить большого значения проделанной работы в целом. Эта большая работа, несмотря на ее недостатки, дает ценный материал для дальнейшей планировки и строительства города. Не раз проявлялись здесь серьезные талантливые искания и высокое архитектурное мастерство. Имеются примеры и правильного организационного построения этой работы. В этом отношении следует упомянуть работу над форпроектом комплексной застройки магистрали Можайского шоссе. После предварительных наметок общей идеи застройки, выявления ее композиционных принципов, авторы-проектировщики отдельных зданий увязывали друг с другом свою работу, согласовывая отдельные сооружения по высоте, членениям, общему характеру архитектуры. Мы думаем, что процесс проектирования комплексной застройки надо четко разделить на две стадии: з работах первой стадии определяются основная высота застройки, место постановки более высоких сооружений, — причем не отвлеченных, а реально осуществимых, — требуемые архитектурой отступы застройки от красной линии, разрывы, открывающие перспективу в глубь кварталов, и т. д. Когда же определились застройщики, назначение зданий и авторы — наступает вторая стадия конкретного проектирования, в которой авторы координируют друг с другом свою работу. Совместное обсуждение, привлечение консультантов и экспертов в этой стадии должно содействовать успеху работы над созданием архитектурных ансамблей города.
|