ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕКОНСТРУКЦИИ МОСКВЫ

С. ЧЕРНЫШЕВ

Громадный размах работ по реконструкции Москвы, охват ими всевозможных сторон градостроительства по­требовал решения самых разнообразных архитектурно-планировочных вопросов. Не пытаясь охватить здесь всех или большинства этих вопросов, мы останавливаем­ся лишь на некоторых из них, наиболее интересных с точки зрения проектно-планировочной и архитектурно-строительной практики.

Едва ли нужно говорить о том, что за три послед­них года проделана исключительно большая работа, что мы добились не только повышения мастерства отдель­ных авторов, но и повышения общего уровня архитек­турно-планировочной  культуры.

В настоящей статье мы хотим остановиться главным образом на наших затруднениях и ошибках, обсуждение которых на предстоящем пленуме правления Союза со­ветских архитекторов поможет избежать их в дальней­шем.

В связи с постановлением партии и правительства о разработке плана застройки основных магистралей и площадей Москвы, Отдел планировки Московского сове-га детально разработал «красные линии» регулирования улиц, причем планировкой в масштабе 1 :2 000 была охвачена территория в пределах паркового кольца Мо­сквы. Само собой разумеется, что «красные линии» должны быть законом для застройщика и он должен иметь полную уверенность в незыблемости этих линий. На практике же мы имели не мало случаев изменения выданных застройщикам красных линий, что вызывало недовольство и нарекания с их стороны. Если в одних случаях изменение красных линий об'яснялось недора­боткой планировки или несовершенством геодезического материала, а в других —недоучетом опорной застройки и излишним увлечением прямыми направлениями, то нельзя отрицать и того, что в ряде случаев изменение «красных линий» вызывалось необходимостью исправ­ления допущенных ошибок. Наконец, иногда, ввиду ка­ких-либо срочных мероприятий (например, прокладка во­допровода или иного подземного сооружения, постройка промышленного здания, школы и т. д.), в районе, уда­ленном от центра и еще не охваченном детальной пла­нировкой, выдавались красные линии при невыясненности некоторых, определяющих эти линии, факторов. В дальнейшем, когда этот район охватывался детальной планировкой, открывалась возможность изменения и улучшения ранее выданных красных линий. Такие из­менения вполне естественны, но когда детальный план разработан, изменение красных линий может быть до­пущено  лишь  в  самых  исключительных  случаях.

Углубилась разработка профиля улицы. Старые тен­денции «гигантомании» изжиты, но их отголоски иногда все же чувствуются и выражаются в стремлении преуве­личить ширину улиц, без учета больших расходов по устройству уличного покрытия, расходов по благо­устройству и содержанию улиц. Между тем, учет этих расходов должен явиться одним из контрольных момен­тов при решении вопроса о ширине улицы.

 

В планировке часто наблюдалась неправильная трактовка площади и, в связи с этим, придавалась ей неправильная конфигурация. Стремясь к более интерес­ному архитектурному решению и забывая о главном — о функциональных особенностях площади — планиров­щик часто видел площадь в простом уличном пере­крестке и пытался создавать здесь площадь приемами и конфигурацией, свойственными замкнутым или полу­замкнутым площадям, вместо того, чтобы ограничиться архитектурной обработкой угловых зданий на пере­крестке, а для замкнутой площади подыскать соответ­ствующее место в других местах города. Такие «спо­койные» площади могут явиться удобным местом для постановки какого-либо общественного сооружения, па­мятника, разбивки сквера и т. д., для чего не всегда может найтись подходящее место на площади транс­портного значения.

В условиях богатых всякими изломами московских улич, серьезное значение имеет вопрос выбора места для такого излома. Здесь можно отметить ошибки двоя­кого рода: в одном случае излом улицы автоматически ломал фасадную линию застройки, расположенной по красной линии. Перенос излома к перекрестку улицы значительно улучшал решение этой задачи. В другом — недоучет архитектурной перспективы, замыкающей улицу на ее изломе. Так, например, когда по транспортным соображениям пришлось снять стоявшую на площади Белорусско-Балтийского вокзала Триумфальную арку, открывшаяся с улицы Горького на Ленинградское шос­се перспектива замкнулась случайной, невыразительной застройкой. В дальнейшей застройке Ленинградского шоссе необходимо учесть этот момент и поставить со­оружение, архитектурно замыкающее такую перспек­тиву.

Указанная сторона вопроса не должна выпадать из внимания планировщика и ее необходимо учитывать при проектировании   застройки таких,   изобилующих  изломами, магистралей города как, например, Садового кольца, Бульварного и т. д.

Следует отметить, как одну из ошибок, тенденцию к неэкономному сносу опорной застройки. Планировщик должен стремиться к максимальной экономии государ­ственных средств, и совершенно не допустимы имевшие место предложения о сносе достаточно крепких еще до­мов для выпрямления второстепенных улиц или пе­реулков. Неправильна и другая крайность — искривле­ние новой трассы магистрали крупного значения, ради сохранения двух-трех, хотя бы и крепких, но дисгармо­нирующих с современной застройкой, морально изно­шенных  старых  домов.

Сильно облегчает реконструкцию города передвижка сохраняемых домов. Этот фактор нельзя не учитывать в планировочной работе, но и тут не всегда наблюдался правильный подход к решению вопроса. Если в буду­щем мы можем рассчитывать на передвижку домов в больших масштабах, то в ближайшие годы мы должны серьезно считаться с новизной этого дела, требующего пока весьма значительных материальных затрат. Более тщательная проработка проекта планировочного реше­ния давала нам возможность находить планировку, не пред'являющую чрезмерных требований к передвижке зданий в настоящее время.

Для укрупнения кварталов и улучшения условий городского транспорта требуется уменьшить число при­легающих к магистралям переулков. Новая застройка магистрали перекрывает ликвидируемые в будущем пе­реулки, но поскольку они пока-что сохраняют некоторое значение, необходимо в проектируемых домах обеспечить достаточных размеров проезды в переулки. Проектиров­щики отдельных зданий не всегда учитывают это обсто­ятельство и делают арки для проезда явно недостаточ­ных размеров.

В некоторых случаях планировщики, ориентируясь только на перспективную реконструкцию, проводили но­вую трассу магистрали так, что под застройку попадала часть существующей улицы. Такое решение вызвало бы перекладку подземных сооружений и создало бы боль­шие неудобства для уличного движения на протяжении ряда лет. Поэтому приходилось в дальнейшем искать новые планировочные решения, не занимая застройкой проезжую часть существующей  улицы.

Значительный интерес для планировщика представ­ляет прием, указанный московским руководством, при реконструкции улицы Горького от дома Совнаркома СССР до Советской площади. Тут красная линия новой застройки проведена внутри жилого квартала на неко­тором расстоянии от существующего уличного фронта домов. Такой прием дает возможность вести постройку новых зданий до сноса оформляющих существующую улицу домов и сохранить их до конца постройки, не за­громождая улицу огораживающими стройку заборами. Строительная площадка в данном случае была ограниче­на минимальными размерами, чтобы избежать излишнего сноса существующих домов, что в свою очередь продик­товало ряд новых, весьма ценных строительных прие­мов.

Очень актуальны в настоящее время вопросы инже­нерной стороны планировки и, в частности, вопросы вертикальной планировки. В прошлом архитекторы-пла­нировщики  часто  игнорировали  последнюю.

Чтобы ослабить транспортную напряженность улицы Горького, проектировалась параллельная ей улица — Новая Тверская, и архитектору казалось, что задача разрешена. Но при детальной разработке, на основе уточненных геодезических материалов, выявилась необ­ходимость значительных земляных работ, связанных с нивелировкой улицы, стала очевидной неудовлетвори­тельность решения и с транспортной точки зрения. Если в будущем пересечение улицы Горького с кольцевыми магистралями будет организовано в разных уровнях, то транспортное движение по Новой Тверской пересечет Бульварное и Садовое кольца у начала в'езда в тун­нели и тем самым парализует эффективность их устрой­ства  с  точки   зрения  разгрузки   уличного  движения.

Мы остановились на этом примере, чтобы еще раз подчеркнуть, что только комплексная проработка архи­тектурных и инженерно-технических вопросов может обеспечить правильные решения планировочных  задач.

Планировщик нередко игнорировал запросы настоя­щего времени и ближайших лет, ставя какое-нибудь здание, например, школу, кино и т. д., ориентируясь лишь на перспективную планировку. Через 20—30 лет такое размещение школы в новой застройке было бы со­вершенно правильным, но в настоящее время, в отно­шении существующей улицы, площади и т. д., это ре­шение вызвало бы недоумение. Последующая тщатель­ная проработка давала возможность путем сопоставле­ния и анализа ряда возможных решений находить ва­риант, сочетающий перспективное решение с потребно­стями  текущего  периода  и  ближайших лет.

Наряду с «красными линиями» была проделана большая работа по составлению проектов комплексной застройки. В соответствии с постановлением партии и правительства о генеральном плане реконструкции Мо­сквы мастерскими Отдела планировки были прорабо­таны архитектурные ансамбли улицы Кирова, проспекта Дворца советов, Ленинградского шоссе, улицы Горького, магистрали завода им. Сталина, магистрали Север Юг (от Пушкино до Серпуховского шоссе через центр го­рода), набережных Москва-реки и нескольких крупных площадей.

Едва ли можно переоценить значение тех возмож­ностей, которыми располагали авторы в наших совет­ских условиях при решении- этой, правда, крайне труд­ной задачи. К сожалению, приходится констатировать, что проделанная работа не оправдала всех возлагав­шихся на нее надежд. Во многих случаях отсутствовал реальный подход к решению вопроса, и авторы часто недостаточно считались с материальными возможностя­ми. Некоторые из них выдвигали непременным усло­вием создания ансамбля выполнение его одним лицом, одной творческой рукой. На практике дело сводилось н тому, что на протяжении километра монотонно повто­рялся какой-либо излюбленный автором композиционный прием.

Если на пер(зом этапе работ была сделана попытка дать комплексное решение, прибегая к свободной игре различных элементов ансамбля, к чередованию различ­ных высот, большей или меньшей удаленности застрой­ки от набережной, использованию рельефа, введению в композицию архитектурных акцентов в виде башен, курдонеров с озелененным пространством и т. д., то при  переходе  от  перспективных  ансамблей  к ноннретному проектированию такие решения оказывались труд­но выполнимыми, и, в результате, башни изчезали, а силуэтная линия застройки сменялась сухой, скучной горизонталью.

В проектах комплексной застройки изобиловали большие дома чрезмерной протяженности, с плоской фа­садной стеной, изрешетченной окнами. Безотрадные в архитектурном отношении, они оказывались непосиль­ными для строящих организаций и строительство таких домов часто ограничивалось лишь  первой очередью.

Другим недостатком первоначальных проектных ра­бот являлась чрезмерно завышенная этажность домов. Архитектор в определении этажности часто шел на по­воду у застройщика и недооценивал требований пра­вильного решения архитектуры зданий. В дальнейшем завышение этажности было ограничено директивными указаниями.

Как правило, проекты домов значительной протя­женности мало удовлетворительны: монотонная пло­скость фасадов не оживляется чередованием архитек­турных об'емов: фасады плоски и лишены игры свето­тени. Особенно чувствуется это при темной окраске зданий, оштукатурке фасадов мраморной крошкой и т. п.

Временные трудности освоения застройкой целых кварталов заставляли ограничиваться наружным фрон­том улиц и воздерживаться от применения в застройке открытых дворов во избежение сноса существующих домов внутри квартала. Трудности приема открытых дворов — курдонеров — не должны - заставлять совер­шенно отказываться от этого ценного для архитектуры улиц приема. Необходимо лишь находить для решения этой задачи наиболее правильные и реальные пути.

На первом этапе реконструкции особенно заметны новые высокие дома, расположенные среди низкоэтаж­ной старой застройки. Привлекая глаз нарядным улич­ным фасадом, но видимые издалека, они неприятно вос­принимаются со стороны плохо оформленного дворового фасада. Если такую трактовку квартала нельзя оправ­дать на второстепенной улице, то она совершенно не терпима при обращении внутреннего фасада в сторону парка, площади и т. п. Горная академия, обращенная тыловым, еще архитектурно не оформленным фасадом к парку культуры и отдыха им. Горького, может слу­жить в этом отношении  печальным примером.

Законное стремление к созданию архитектурного силуэта застройки сопровождалось при проектировании ансамбля злоупотреблением 20—30-этажными башнями, практическое назначение которых, вероятно, не было из­вестно и самим авторам. И когда начиналась разработка проекта конкретного здания, оказывалось, что на по­стройку дорогостоящей и никому не нужной башни не находится  застройщиков.

В поисках архитектурного силуэта акцентировка углов на пересечении магистралей параллелепипедом башенного типа стала  почти  шаблонным приемом.

Часто не лишенный некоторого интереса ансамбль, сработанный рукой талантливого архитектора, не слу­жит базой для реального строительства, в силу недо­статочного учета обстановки реального строительства. Редко удается также включение опорной застройки в новый архитектурный ансамбль. Обычно она не вхо­дит в него органически и кажется какой-то чуждой за­платой. Еще сложнее эта задача, когда опорной застройкой оказывается исторически ценное сооружение. Вместо того, чтобы существующее здание ценной архитектуры включить в общий ансамбль, на это здание просто на­хлобучивается надстройка, подавляющая архитектурный памятник. Найти правильное решение, конечно, не легко, но такая задача заслуживает творческих усилий.

Недостаточное изучение конкретной обстановки, чрезмерный размах, не считающийся с реальными воз­можностями, приводят к тому, что разработанный проект архитектурного ансамбля не может служить базой для к он к репного проект и ров а н и я.

Одни решения излишне детализированы, что на данной стадии работы, при малом масштабе проекта, не требуется, когда общие композиционные приемы еще не решены. Другие же даны слишком обобщенно — какие-то условные геометрические построения. При интерес­ной композиции общих форм, но без показа оконных от­верстий, они превращают жилую застройку в комбина­цию выставочных павильонов и складских зданий. При переводе же с условного изображения на реальный язык — это композиционное построение теряет всю свою привлекательность.

К тому же эти детали в большинстве случаев сво­дятся к повторению тех или иных, ставших почти шаб­лонными, архитектурных приемов: нагромождение ко­лонн, членение пилястрами верхнего этажа, имитирую­щее лоджию; сильно выступающий карниз по верхней линии фасадной стены, карниз, не поддерживающий крыши, так как односкатная крыша фактически распо­лагается ниже карниза; семиэтажные арки в десяти­этажном жилом доме, а иногда арки во всю высоту ше­стиэтажного жилого дома.

Заостряя внимание на типичных ошибках, мы отнюдь не хотим обесценить большого значения проде­ланной работы в целом.

Эта большая работа, несмотря на ее недостатки, дает ценный материал для дальнейшей планировки и строительства города. Не раз проявлялись здесь серь­езные талантливые искания и высокое архитектурное мастерство. Имеются примеры и правильного организа­ционного построения этой работы. В этом отношении следует упомянуть работу над форпроектом комплекс­ной застройки магистрали Можайского шоссе. После предварительных наметок общей идеи застройки, выяв­ления ее композиционных принципов, авторы-проекти­ровщики отдельных зданий увязывали друг с другом свою работу, согласовывая отдельные сооружения по высоте, членениям, общему характеру архитектуры.

Мы думаем, что процесс проектирования комплекс­ной застройки надо четко разделить на две стадии: з работах первой стадии определяются основная высота застройки, место постановки более высоких сооруже­ний, — причем не отвлеченных, а реально осуществи­мых, — требуемые архитектурой отступы застройки от красной линии, разрывы, открывающие перспективу в глубь кварталов, и т. д. Когда же определились за­стройщики, назначение зданий и авторы — наступает вторая стадия конкретного проектирования, в которой авторы координируют друг с другом свою работу. Со­вместное обсуждение, привлечение консультантов и экспертов в этой стадии должно содействовать успеху работы над созданием архитектурных ансамблей города.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!