ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР

Совет народных комиссаров Союза ССР устанавли­вает, что в деле составления проектов и смет по про­мышленному строительству, а также в организации фи­нансирования строительства все еще имеют место круп­нейшие недостатки, приводящие к удорожанию и затя­гиванию строительства и к ослаблению финансовой дис­циплины.

Одним из основных недостатков проектно-сметного дела промышленного, строительства является чрезмерная громоздкость технических проектов и смет, приведшая к резкому увеличению их об'емов и перегрузке большим количеством ненужных деталей, что крайне усложнило их составление, проверку и оформление.

Громоздкость и сложность смет создали в проектно-сметном деле совершенно недопустимую функционалку, при которой составлением смет занимаются специальные «сметчики», оторванные от проектирования и строитель­ных работ. В то же время проектировщики не занима­ются составлением смет и не знают стоимости проекти­руемого ими строительства. В силу чрезмерной раздуто­сти сметных материалов и загромождения их деталями нередко при подсчетах допускаются пропуски целых конструкций и видов работ.

Нормы строительного проектирования, составленные бывшим Всесоюзным комитетом стандартизации, в своем большинстве устарели, а отдельные ведомства установи­ли собственные нормы проектирования, расходящиеся друг с другом.

Существующая практика финансирования строитель­ства Промбанком, ввиду узко формального ее характе­ра, не отвечает задачам установления должного финансового контроля за ходом постройки предприятия и   со­блюдения интересов государства в строительстве.

Существенным недостатком многих проектов является игнорирование важнейших технико-экономических вопро­сов проектирования сооружений, в частности:

а) производственные и подсобные цеха промышленных предприятий размещаются в разрозненных, разбросанных на обширной территории зданиях, вместо об'единения их в одном или нескольких компактных зданиях; преувеличенные размеры территории и разбросан­ность цехов приводят к непроизводительным расходам на ограждение территории, ее благоустройство, к удлинению внутризаводских путей и коммуникационных линий и к увеличению эксплоатационных расходов;

б) при проектировании предприятий не используютсявозможности их взаимного кооперирования, и промыш­ленные предприятия часто строятся без учета возможно­стей увязки их с другими предприятиями района дляустройства общих поселков, энерго- и водоснабжения, ка­нализации, противопожарной охраны, транспорта, гара­жей, обслуживания ремонтом и т. д.;

в) об'емы и площади цехов, как правило, крайне пре­увеличены, вследствие недостаточно компактной расста­новки оборудования и оставления ненужных резервовплощади для расширения цехов; проектируются обшир­ные конторские здания и помещения для бытовых нужд,превышающие потребность в них; предприятия, предна­значенные только для работы в летний производственныйсезон, часто проектируются в виде капитальных соору­жений;

г) большие излишества допускаются во внешнем и внутреннем оформлении предприятий (дорогостоящие об­лицовочные материалы, декоративные колонны, барелье­фы, наружная штукатурка зданий, вместо использования облицовочного кирпича, ненужная во многих случаях штукатурка внутренних поверхностей и др.);

д)  отсутствует типизация и стандартизация отдель­ных конструктивных элементов и строительных деталей(расстояний Между колоннами, размеров инженерных со­оружений и пролетных строений мостов, размеров прое­мов, габаритов дверей и окон), что вызывает бесцельноерасходование огромных средств и времени на индивиду­альное, часто низкокачественное проектирование и тормо­зит промышленное производство строительных деталей,удорожает и затягивает строительство;

е) наконец, крупнейшим недостатком проектированияи строительства является гигантомания, имеющая широ­кое распространение среди хозяйственников и строите­лей. Результатом этого является увлечение проектирова­нием промышленных гигантов и сложных комбинатов, несчитаясь с условиями места и с экономической необходи­мостью, что приводит к большим затяжкам строительства,затруднениям по освоению производства и к омертвле­нию государственных средств.

В целях улучшения организации проектно-сметного дела и финансирования промышленного строительства Совет народных комиссаров Союза ССР постанов­ляет:

I. ПО ТЕХНИЧЕСКИМ   ПРОЕКТАМ

1. Утвердить «Инструкцию по составлению проектов и смет по промышленному строительству».

2» Предложить Наркомтяжпрому, Наркоммашу, НКОП, Наркомпищепрому, Наркомлегпрому, Наркомлесу, НКПС, Наркомводу, Наркомздраву и Наркомату обороны, в со­ответствии с особенностями их строительства, в двухде-кадный  срок дать проектным  организациям  указания:

а) 0 более экономичном решении генеральных планов предприятий путем компактного размещения отдельных цехов и об'единения производственных и подсобных це­хов в общие корпуса с применением в возможных слу­чаях многоэтажных зданий.

При проектировании генеральных планов предприятий допускать резервирование территорий и площадей про­мышленных зданий только с разрешения, в каждом от­дельном случае, соответствующего народного комиссара Союза ССР или союзной республики.

б) О сокращении размеров вспомогательных и подсоб­ных цехов, зданий, и сооружений, путем максимального использования всех возможностей взаимного коопериро­вания с другими предприятиями района в деле снабже­ния электроэнергией, водой, устройства общих поселков, канализации, транспорта, противопожарной охраны, об­служивания ремонтом и т. д. в соответствии с уста­новленной районной планировкой промышленного центра.

в) О запрещении применения в производственных иподсобных цехах, заводоуправлениях и прочих зданияхна промплощадках дорогих отделочных материалов, мра­мора, гранита и др., а также дорогостоящих украше­ний—декоративных колонн, портиков, барельефов, скульп­туры и росписи без разрешения на то, в каждом от­дельном случае, народного комиссара.

г)  О запрещении применения сплошной штукатуркикирпичных стен промышленных зданий, а также штука­турки внутренних поверхностей цехов, кроме случаев,вызываемых требованиями технологического процесса,или по разрешению народного комиссара.

д) О разработке для каждой отрасли промыш­ленности основных типов зданий, определяющих сеткуколонн, габаритов здания, размеров проемов и т. д., ис­ходя из необходимости сокращения количества типовзданий и стандартных элементов для них, с представле­нием на утверждение наркома.

е) О сокращении норм административно-конторских ибытовых помещений.

Поручить Наркомвнуделу, Наркомздраву СССР и ВЦСПС в двухмесячный срок пересмотреть соответст­венно, в сторону устранения имеющихся излишеств, дей­ствующие противопожарные и санитарные нормы в стро­ительстве и внести их на рассмотрение Комитета по де­лам строительства при СНК Союза ССР. Предложить Наркомтяжпрому, Наркоммашу, Нар­комлесу СССР и совнаркомам РСФСР и УССР в месяч­ный срок представить в Экономический совет при СНК СССР план расширения производства типовых строитель­ных деталей, в первую очередь дверей, металлических и деревянных оконных переплетов со всеми приборами и санитарно-технического оборудования, имея в виду пере­ход в первую очередь в промышленных центрах от си­стемы изготовления этих стройдеталей на самих пло­щадках к покупке в готовом виде у заводов-постав­щиков. Предложить Наркоммашу и совнаркомам РСФСР и УССР представить к 1 мая 1938 года на утверждение Ко­митета по делам строительства при СНК Союза ССР стандарты современных типов санитарно-технического оборудования (водоканализационных и вентиляционных уотройств, отопительных приборов, а также оборудования ванн, умывальников, кухонь и уборных).

Наркомтяжпрому и Наркомлесу представить к этому же сроку на утверждение Комитета по делам строительства при СНК Союза ССР новые современные стандарты окон и дверей.

6. Предложить Наркомтяжпрому в двухмесячныйсрок отобрать лучшие детали зданий и сооружений изчисла разработанных проектными организациями Нарком-тяжпрома и других наркоматов и, дополнив их технико-экономическими показателями, издать альбом этих дета­лей тиражом в 15 тысяч экземпляров для использованияпроектными организациями.

7.  Отменить существующую практику оплаты проект­ных работ в  процентах  от стоимости  строительства.

Предложить Наркомтяжпрому, НКПС, Наркоммашу, НКОП, Наркомпищепрому, Наркомлегпрому, Наркомлесу, Наркомздраву, Наркомводу и Наркомату обороны в 2-ме­сячный срок разработать и представить в Комитет по делам строительства основные положения о системе опла­ты проектировщиков за выполнение проектно-изыска-тельских работ с тем, чтобы эта оплата стимулировала повышение качества проектных работ и производитель­ность труда.

Предложить наркоматам в соответствии со статьей 2 раздела IV постановления ОНК СССР и ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1936 года в месячный срок утвердить рас­ценки на проектные работы, предусмотрев в них преми­рование проектных организаций и проектировщиков за более экономное разрешение проектируемых сооружений при одновременном высоком  качестве  проектных    работ.

Установить, что 50%  премии проектным организа­циям и проектировщикам выплачивается после утверж­дения разработанного ими технического проекта и остальные  50%  —  после  окончания  строительства.

8. Для обеспечения лучшего составления типовыхпроектов и проектов отдельных крупных сооруженийпроводить конкурсы и соревнования.

II. ПО СМЕТАМ

9. Разработанный Наркомтяжпромом и утвержденныйСНК СССР 29 ноября 1937 года справочник укрупненныхсметных норм на общестроительные работы применятькак обязательный для всех ведомств, вместо действовав­ших сметных  справочников на общестроительные работы.

Предложить Наркомтяжпрому, НКПС, Наркомводу, Наркомсвязи и Нэркомвнуделу по Гушоссдору внести к 1 апреля 1938 года на утверждение Комитета по делам строительства справочники укрупненных сметных норм по работам специального характера.

10. В целях упрощения составления смет установить,что накладные расходы должны исчисляться в следую­щем порядке:

а) по строительным работам — начислять, как пре­дельные, накладные расходы вместе с прибылью строй-организаций до 24 на общую стоимость прямых затрат, включающую заготовительно-складские расходы;

б) по монтажу оборудования — включить накладные расходы в прейскуранты монтажных  работ.

Обязать наркоматы Союза ССР и союзных респуб­лик, производящие оборудование, издать не позже 1 мая 1938 года прейскуранты оборудования, определяющие его цену, стоимость упаковки и тары и т. д.

Обязать все наркоматы к тому же сроку разработать ценники на монтаж оборудования, ими изготовляемого или монтируемого, и внести их на утверждение в Коми­тет по делам стрЪительства при СНК СССР.

Установить, что при составлении рабочих черте­жей производится уточнение об'емов работ и сметной стоимости,, отдельных об'ектов строительства в пределах общей стоимости по утвержденной смете к техническому проекту и на этом основании уточняются договоры меж­ду подрядчиками и заказчиками. Установить, что составление смет, определение об'емов работ, а также составление спецификаций на обо­рудование должно производиться под руководством со­ставителей проектов, которые несут ответственность не только за технологическую и строительную часть, но также за об'ем и сметную стоимость проектируемых ими об'ектов.

III. ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ

Утвердить «Правила финансирования строитель­ства Промышленным банком». Установить, что в тех случаях, когда строитель­ство полностью выполнило годовое задание по снижению стоимости, Промбанк, по указанию соответствующего на­родного комиссара выдает в распоряжение начальника строительства 10*/о от суммы снижения для премирова­ния инженерно-технического персонала и рабочих этой стройки за счет прибылей по данной стройплощадке.

Этот фонд премирования при утверждении годового отчета не может быть обращен на покрытие других рас­ходов.

Утвердить «Правила о подрядных договорах по строительству» и типовые подрядные договоры — гене­ральный и годовой. Разрешить наркоматам на 1938 год при утвержде­нии смет к техническому проекту допускать включение в смету расходов на непредвиденные работы в размере, не превышающем 5% от сметной стоимости данной стройки. Использование указанной суммы производит­ся с разрешения народного комиссара или в порядке, им установленном.

Председатель Совета народных комиссаров Союза ССР

В.  МОЛОТОВ Управляющий делами СНК Союза ССР

Н. ПЕТРУНИЧЕВ

Москва,  Кремль. 26  февраля 1938 года


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!