Совет народных комиссаров Союза ССР устанавливает, что в деле составления проектов и смет по промышленному строительству, а также в организации финансирования строительства все еще имеют место крупнейшие недостатки, приводящие к удорожанию и затягиванию строительства и к ослаблению финансовой дисциплины. Одним из основных недостатков проектно-сметного дела промышленного, строительства является чрезмерная громоздкость технических проектов и смет, приведшая к резкому увеличению их об'емов и перегрузке большим количеством ненужных деталей, что крайне усложнило их составление, проверку и оформление. Громоздкость и сложность смет создали в проектно-сметном деле совершенно недопустимую функционалку, при которой составлением смет занимаются специальные «сметчики», оторванные от проектирования и строительных работ. В то же время проектировщики не занимаются составлением смет и не знают стоимости проектируемого ими строительства. В силу чрезмерной раздутости сметных материалов и загромождения их деталями нередко при подсчетах допускаются пропуски целых конструкций и видов работ. Нормы строительного проектирования, составленные бывшим Всесоюзным комитетом стандартизации, в своем большинстве устарели, а отдельные ведомства установили собственные нормы проектирования, расходящиеся друг с другом. Существующая практика финансирования строительства Промбанком, ввиду узко формального ее характера, не отвечает задачам установления должного финансового контроля за ходом постройки предприятия и соблюдения интересов государства в строительстве. Существенным недостатком многих проектов является игнорирование важнейших технико-экономических вопросов проектирования сооружений, в частности: а) производственные и подсобные цеха промышленных предприятий размещаются в разрозненных, разбросанных на обширной территории зданиях, вместо об'единения их в одном или нескольких компактных зданиях; преувеличенные размеры территории и разбросанность цехов приводят к непроизводительным расходам на ограждение территории, ее благоустройство, к удлинению внутризаводских путей и коммуникационных линий и к увеличению эксплоатационных расходов; б) при проектировании предприятий не используютсявозможности их взаимного кооперирования, и промышленные предприятия часто строятся без учета возможностей увязки их с другими предприятиями района дляустройства общих поселков, энерго- и водоснабжения, канализации, противопожарной охраны, транспорта, гаражей, обслуживания ремонтом и т. д.; в) об'емы и площади цехов, как правило, крайне преувеличены, вследствие недостаточно компактной расстановки оборудования и оставления ненужных резервовплощади для расширения цехов; проектируются обширные конторские здания и помещения для бытовых нужд,превышающие потребность в них; предприятия, предназначенные только для работы в летний производственныйсезон, часто проектируются в виде капитальных сооружений; г) большие излишества допускаются во внешнем и внутреннем оформлении предприятий (дорогостоящие облицовочные материалы, декоративные колонны, барельефы, наружная штукатурка зданий, вместо использования облицовочного кирпича, ненужная во многих случаях штукатурка внутренних поверхностей и др.); д) отсутствует типизация и стандартизация отдельных конструктивных элементов и строительных деталей(расстояний Между колоннами, размеров инженерных сооружений и пролетных строений мостов, размеров проемов, габаритов дверей и окон), что вызывает бесцельноерасходование огромных средств и времени на индивидуальное, часто низкокачественное проектирование и тормозит промышленное производство строительных деталей,удорожает и затягивает строительство; е) наконец, крупнейшим недостатком проектированияи строительства является гигантомания, имеющая широкое распространение среди хозяйственников и строителей. Результатом этого является увлечение проектированием промышленных гигантов и сложных комбинатов, несчитаясь с условиями места и с экономической необходимостью, что приводит к большим затяжкам строительства,затруднениям по освоению производства и к омертвлению государственных средств. В целях улучшения организации проектно-сметного дела и финансирования промышленного строительства Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет: I. ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОЕКТАМ 1. Утвердить «Инструкцию по составлению проектов и смет по промышленному строительству». 2» Предложить Наркомтяжпрому, Наркоммашу, НКОП, Наркомпищепрому, Наркомлегпрому, Наркомлесу, НКПС, Наркомводу, Наркомздраву и Наркомату обороны, в соответствии с особенностями их строительства, в двухде-кадный срок дать проектным организациям указания: а) 0 более экономичном решении генеральных планов предприятий путем компактного размещения отдельных цехов и об'единения производственных и подсобных цехов в общие корпуса с применением в возможных случаях многоэтажных зданий. При проектировании генеральных планов предприятий допускать резервирование территорий и площадей промышленных зданий только с разрешения, в каждом отдельном случае, соответствующего народного комиссара Союза ССР или союзной республики. б) О сокращении размеров вспомогательных и подсобных цехов, зданий, и сооружений, путем максимального использования всех возможностей взаимного кооперирования с другими предприятиями района в деле снабжения электроэнергией, водой, устройства общих поселков, канализации, транспорта, противопожарной охраны, обслуживания ремонтом и т. д. в соответствии с установленной районной планировкой промышленного центра. в) О запрещении применения в производственных иподсобных цехах, заводоуправлениях и прочих зданияхна промплощадках дорогих отделочных материалов, мрамора, гранита и др., а также дорогостоящих украшений—декоративных колонн, портиков, барельефов, скульптуры и росписи без разрешения на то, в каждом отдельном случае, народного комиссара. г) О запрещении применения сплошной штукатуркикирпичных стен промышленных зданий, а также штукатурки внутренних поверхностей цехов, кроме случаев,вызываемых требованиями технологического процесса,или по разрешению народного комиссара. д) О разработке для каждой отрасли промышленности основных типов зданий, определяющих сеткуколонн, габаритов здания, размеров проемов и т. д., исходя из необходимости сокращения количества типовзданий и стандартных элементов для них, с представлением на утверждение наркома. е) О сокращении норм административно-конторских ибытовых помещений. Поручить Наркомвнуделу, Наркомздраву СССР и ВЦСПС в двухмесячный срок пересмотреть соответственно, в сторону устранения имеющихся излишеств, действующие противопожарные и санитарные нормы в строительстве и внести их на рассмотрение Комитета по делам строительства при СНК Союза ССР. Предложить Наркомтяжпрому, Наркоммашу, Наркомлесу СССР и совнаркомам РСФСР и УССР в месячный срок представить в Экономический совет при СНК СССР план расширения производства типовых строительных деталей, в первую очередь дверей, металлических и деревянных оконных переплетов со всеми приборами и санитарно-технического оборудования, имея в виду переход в первую очередь в промышленных центрах от системы изготовления этих стройдеталей на самих площадках к покупке в готовом виде у заводов-поставщиков. Предложить Наркоммашу и совнаркомам РСФСР и УССР представить к 1 мая 1938 года на утверждение Комитета по делам строительства при СНК Союза ССР стандарты современных типов санитарно-технического оборудования (водоканализационных и вентиляционных уотройств, отопительных приборов, а также оборудования ванн, умывальников, кухонь и уборных). Наркомтяжпрому и Наркомлесу представить к этому же сроку на утверждение Комитета по делам строительства при СНК Союза ССР новые современные стандарты окон и дверей. 6. Предложить Наркомтяжпрому в двухмесячныйсрок отобрать лучшие детали зданий и сооружений изчисла разработанных проектными организациями Нарком-тяжпрома и других наркоматов и, дополнив их технико-экономическими показателями, издать альбом этих деталей тиражом в 15 тысяч экземпляров для использованияпроектными организациями. 7. Отменить существующую практику оплаты проектных работ в процентах от стоимости строительства. Предложить Наркомтяжпрому, НКПС, Наркоммашу, НКОП, Наркомпищепрому, Наркомлегпрому, Наркомлесу, Наркомздраву, Наркомводу и Наркомату обороны в 2-месячный срок разработать и представить в Комитет по делам строительства основные положения о системе оплаты проектировщиков за выполнение проектно-изыска-тельских работ с тем, чтобы эта оплата стимулировала повышение качества проектных работ и производительность труда. Предложить наркоматам в соответствии со статьей 2 раздела IV постановления ОНК СССР и ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1936 года в месячный срок утвердить расценки на проектные работы, предусмотрев в них премирование проектных организаций и проектировщиков за более экономное разрешение проектируемых сооружений при одновременном высоком качестве проектных работ. Установить, что 50% премии проектным организациям и проектировщикам выплачивается после утверждения разработанного ими технического проекта и остальные 50% — после окончания строительства. 8. Для обеспечения лучшего составления типовыхпроектов и проектов отдельных крупных сооруженийпроводить конкурсы и соревнования. II. ПО СМЕТАМ 9. Разработанный Наркомтяжпромом и утвержденныйСНК СССР 29 ноября 1937 года справочник укрупненныхсметных норм на общестроительные работы применятькак обязательный для всех ведомств, вместо действовавших сметных справочников на общестроительные работы. Предложить Наркомтяжпрому, НКПС, Наркомводу, Наркомсвязи и Нэркомвнуделу по Гушоссдору внести к 1 апреля 1938 года на утверждение Комитета по делам строительства справочники укрупненных сметных норм по работам специального характера. 10. В целях упрощения составления смет установить,что накладные расходы должны исчисляться в следующем порядке: а) по строительным работам — начислять, как предельные, накладные расходы вместе с прибылью строй-организаций до 24 на общую стоимость прямых затрат, включающую заготовительно-складские расходы; б) по монтажу оборудования — включить накладные расходы в прейскуранты монтажных работ. Обязать наркоматы Союза ССР и союзных республик, производящие оборудование, издать не позже 1 мая 1938 года прейскуранты оборудования, определяющие его цену, стоимость упаковки и тары и т. д. Обязать все наркоматы к тому же сроку разработать ценники на монтаж оборудования, ими изготовляемого или монтируемого, и внести их на утверждение в Комитет по делам стрЪительства при СНК СССР. Установить, что при составлении рабочих чертежей производится уточнение об'емов работ и сметной стоимости,, отдельных об'ектов строительства в пределах общей стоимости по утвержденной смете к техническому проекту и на этом основании уточняются договоры между подрядчиками и заказчиками. Установить, что составление смет, определение об'емов работ, а также составление спецификаций на оборудование должно производиться под руководством составителей проектов, которые несут ответственность не только за технологическую и строительную часть, но также за об'ем и сметную стоимость проектируемых ими об'ектов. III. ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ Утвердить «Правила финансирования строительства Промышленным банком». Установить, что в тех случаях, когда строительство полностью выполнило годовое задание по снижению стоимости, Промбанк, по указанию соответствующего народного комиссара выдает в распоряжение начальника строительства 10*/о от суммы снижения для премирования инженерно-технического персонала и рабочих этой стройки за счет прибылей по данной стройплощадке.Этот фонд премирования при утверждении годового отчета не может быть обращен на покрытие других расходов. Утвердить «Правила о подрядных договорах по строительству» и типовые подрядные договоры — генеральный и годовой. Разрешить наркоматам на 1938 год при утверждении смет к техническому проекту допускать включение в смету расходов на непредвиденные работы в размере, не превышающем 5% от сметной стоимости данной стройки. Использование указанной суммы производится с разрешения народного комиссара или в порядке, им установленном. Председатель Совета народных комиссаров Союза ССР В. МОЛОТОВ Управляющий делами СНК Союза ССР Н. ПЕТРУНИЧЕВ Москва, Кремль. 26 февраля 1938 года
|