Понятие архитектуры и исторические закономерности ее развития

Слово архитектура имеет несколько значений. Под архитектурой понимают как искусство проектировать, так и результаты этого труда в виде различного рода зданий, сооружений и их комплексов, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей человека.

Слово «архитектура» древнегреческого происхождения и в переводе означает «главное строительство». Термин этот первоначально утверждал ведущее значение архитектуры во всех технических областях знаний.

Архитектура одновременно решает три задачи — функциональную, конструктивную и художественную, причем в каждом произведении эти качества диалектически взаимосвязаны, дополняют друг друга, создавая единое целое.

Комплекс требований к архитектуре здания в общем виде был сформулирован еще в I в. до н. э. древнеримским зодчим Марком Витрувием в его трактате «Десять книг об архитектуре». Формула Витрувия «Польза, прочность, красота» до настоящего времени не потеряла своего значения.

Следует иметь в виду, что первобытному человеку были известны лишь самые простейшие средства художественной обработки материала — более или менее тщательная отделка и простая раскраска его. Потребовались тысячелетия, чтобы человек овладел более сложными средствами архитектурной выразительности. К таким средствам, известным зодчим рабовладельческого строя, относятся пропорциональность частей здания, масштабность, соподчиненность, ритм и др.

img-227

Рис. 6. Парфенон в Афинском Акрополе (V в. до н. э.). Архитекторы Иктин и Калликрат


Из архитектуры рабовладельческих государств наибольший интерес представляет архитектура древних египтян, греков и римлян.

Начало расцвета рабовладельческого строя в Древнем Египте историки относят к III тысячелетию до н. э. Древнеегипетским фараонам, которые порабощали в те отдаленные времена соседние народности и владели сотнями тысяч рабов, была известна простая кооперация труда — совместное участие групп людей в различных связанных между собой трудовых процессах.

Новые экономические и технические возможности древнеегипетское государство использовало для строительства колоссальных храмов и пирамид. Архитектура пирамид, служивших местами погребения фараонов, в своем развитии шла от простых конструкций к более сложным и совершенным.

Следует иметь в виду, что каждое сооружение, создаваемое в первую очередь для определенных практических целей, оказывает своими формами и размерами то или иное эмоциональное воздействие на человека. О силе этого воздействия знали еще в древности.

Господствующие классы нередко использовали это свойство архитектуры в интересах упрочения своей власти. Именно идея всеподав-ляющей мощи фараонов Древнего Египта своеобразно выражена лаконичными формами колоссальных пирамид, вызывающих у человека чувство подавленности.

Крупнейшим комплексом египетских пирамид являются пирамиды в Гизе.

img-228
Рис. 7. Греческие ордера:

а — дорический; б — ионический; в — коринфский; 1 — эхин; 2 —абака; 3 — мутулы с гутами; 4 — метопы; 5 — триглифы; 6 — антаблемент (архитрав, фриз и карниз); 7 — волюты; 8 — балюстры; 9 — база колонны; 10 — стилобат; 11 — капитель (листья аканта)


Самая значительная по размерам пирамида Хуфу (XXIX в. до н.э.) имела 146,6 м в высоту, что соответствует высоте 45-этажного современного жилого дома; длина каждой стороны основания равна 233 м. Пирамиду строили 20 лет и 10 лет — дорогу к каменоломням. Объем пирамиды превышает 2 500 ООО м3. Колоссальные размеры имели и египетские храмы; например, колонны храма Амона в Карнаке имеют высоту 20,4 м при диаметре 3,5 м.

Условия, влияющие на развитие архитектуры. Уровень развития архитектуры находится в зависимости от уровня производительных сил общества и от формы социально-экономических отношений, а если иметь в виду рабовладельческий строй и феодализм, то на архитектуру значительно влияли также религиозные воззрения и культовые обряды.

В результате взаимодействия материально-технических факторов, социальных идей и эстетических идеалов складывались определенные архитектурные стили.

Архитектурный стиль в самом общем смысле слова определяется общностью конструктивных и художественно-композиционных приемов. Так, для архитектурного стиля Древнего Египта характерны массивные каменные сооружения с лаконичными малорасчлененными формами и четкими пропорциями. Устойчивость форм египетской архитектуры объясняется, с одной стороны, медленным развитием производительных сил и технических приемов, а с другой — устойчивостью религиозных воззрений и обрядов, наложивших неизгладимый отпечаток на архитектуру культовых сооружений.

img-229

Рис. 8. Портик Кор храма Эрехтейон в Афинском Акрополе (V в. до н. э.)

Архитектура Древней Греции и Рима, достигнув более высокого уровня и подняв общую культуру на более высокую ступень по сравнению с ранними рабовладельческими государствами — Египтом, Шумером, Ассирией и Вавилоном, способствовала развитию ремесел, науки, торговли, искусств, возникновению городов-государств с неизвестными ранее типами культовых и общественных зданий с рациональными (экономичными) конструкциями и художественно совершенными формами.

Древнегреческая архитектура отличается гармоничностью, логической стройностью, взаимосвязью и красотой деталей, а также глубокопродуманным применением таких художественных средств и приемов, которые в совокупности продолжают доставлять эстетическое наслаждение современному человеку.

В композиции лучших архитектурных памятников Древней Греции нашло отражение оптимистическое мировоззрение их творцов — пытливых и мужественных граждан.

Не случайно поэтому наивысший расцвет античной архитектуры совпадает с расцветом рабовладельческой демократии Афин в период правления Перикла (V в. до н.э.). В это время в Афинах были сооружены такие шедевры мирового зодчества, как Парфенон (рис. 6) и Эрехтейон (см. рис.- 8).

img-230

Рис. 9. Термы Каракаллы в Риме (реконструкция) (III в. н. э.)

Этот архитектурный ансамбль, созданный на укрепленном холме Акрополя, подчеркивал положение Афин как передового политического и культурного центра страны.

Идеалом древних греков был гармоничный, разумный, всесторонне развитый человек. Древние греки говорили — человек есть мера всех вещей; они создали общественные здания — театры, стадионы, агоры (площади), гимнасии (школы) и др., в которых все формы внушают зрителю чувство уважения к человеку и жизнерадостного мироощущения. Даже культовые здания, выполняющие во многом роль общественных зданий, соразмерны человеку и прославляют в первую очередь его самого. В процессе формирования греческой архитектуры были выработаны три основных архитектурных ордера. Ордер — это система построения стоечно-балочной конструкции, содержащая определенные соотношения и пропорции стойки-колонны и лежащей на ней балки-антаблемента (рис. 7).

Интересно, что в пропорциях ордера отражены пропорции человеческой фигуры. На эту преемственность указывают и скульптуры кариатид в храме Эрехтейон (рис. 8), выполняющие роль колонн.

Архитектура Древнего Рима (I в. до н. э.) складывалась в основном из форм древнегреческого зодчества, однако во многом от него отличалась. Этому способствовала завоевательская политика императорского Рима.

Сосредоточие в Риме необычайных богатств и огромного числа рабов позволяло вести строительное дело в больших масштабах.

Римляне создали новые типы сооружений: для прославления завоевателей — триумфальные колонны, арки, пантеоны; для увеселений и отдыха — огромные общественные здания — амфитеатры, цирки, термы (бани) (рис. 9) и т. п., вмещающие большое количество народа. Например, Колизей был рассчитан на 56 ООО зрителей, а термы Диоклетиана вмещали до 3200 посетителей.

Среди многочисленных инженерных сооружений Рима особенно значительны акведуки — водоводы. Открытый лоток водовода, по которому вода с гор поступала к центру города, поддерживался каменными аркадами (иногда двух- и трехъярусными). Общая протяженность акведуков достигала 404 ООО м.

Если греки знали только балочные перекрытия небольших пролетов из естественных материалов, то римляне создали новые конструктивные решения и строительные материалы. Это были арки, своды, купола с применением высокопрочного вяжущего материала — бетона, позволяющего перекрывать большие пролеты. Так, пролет свода базилики Максенция в Риме достигает 25,3 м, а диаметр купола римского Пантеона равен 43,5 м.

Благодаря своему техническому и художественному совершенству античная архитектура греков и римлян оказала огромное влияние на развитие архитектуры более поздних эпох — итальянского Возрождения и европейского классицизма.

Романская и готическая архитектура. Средневековая архитектура в своем развитии прошла два последовательных этапа: ранний — период романского стиля (VI—XII вв.) и поздний — период готического стиля (XII—XV вв.).

Ранний период феодализма характеризуется раздробленностью земель и междоусобными войнами между феодалами. Эти условия находят отражение в архитектуре. Места для строительства выбирают удобные в стратегическом отношении. Здания отвечают целям обороны; стены и своды делают массивными, световые проемы напоминают бойницы, здания увенчивают дозорными башнями.

Эти признаки романского стиля встречаются в постройках периода раннего феодализма во всех странах Европы.

Зодчие средневековой Руси создали варианты романского стиля, • воплотившие национальные формы и традиции. Романский стиль встречается в новгородской и псковской архитектуре XII—XIV вв.

В отличие от романского готический стиль характеризуется вытянутыми ввысь формами больших общественных зданий (соборы, ратуши), которые возвышаются. над остальными постройками города.

img-231
Рис. 10. Собор в Реймсе (Франция) 1210—1311 гг. Интерьер

 

img-232
Рис. 11. Поперечный разрез Реймского собора

Созданы конструктивные каркасные системы; применяются стрельчатые арки, своды на ребрах-нервюрах, переходящих в пучки колонн; боковой распор сводов передается через наружные упорные полуарки-аркбутаны на контрфорсы (рис. 10 и 11).

Развитию готического стиля способствовали две крупные общественные силы — католическое духовенство и быстро нарождавшиеся классы торгового и ремесленного бюргерства. В архитектуре готических соборов своеобразно отражены устремления обеих сил. С одной стороны, церковь призывала отрешиться от всего земного. Отсюда дематериализация камня, превращения его в фантастический кружевной узор, таинственный полусумрак огромных залов, чтобы вызвать религиозный экстаз у прихожан. С другой стороны, смелость инженерного замысла, устремленные в небо тонкие ажурные шпили, легкий упорядоченный рисунок сводов и пучков колонн (как это видно на рис. 10) служили гордым памятником самим строителям, великолепному мастерству каменотесов, резчиков, живописцев.

img-233

Рис. 12. Собор Санта Мария во Флоренции (1420). Арх. Брунел-леско

Архитектура ренессанса. В XV—XVI вв. в городах Западной Европы происходит развитие средней и крупной буржуазии, выступавшей против феодалов за расширение гражданских прав имущих граждан.

Эта эпоха, которую Ф. Энгельс определял как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством»*, отразилась на содержании и формах архитектуры.

В XV в. в Италии возникает стиль ренессанс (Возрождение), в основу которого были положены конструктивные и художественные принципы, выработанные в античной Греции и Риме. Итальянские архитекторы своеобразно возрождают античную ордерную систему, ведут раскопки, обмеры, зарисовки старых сооружений. В результате были созданы новые типы культовых и гражданских зданий.

В одном из первых крупных ренессансных сооружений — Флорентийском соборе Санта Мария дель Фиоре (рис. 12), имеющем готические черты (яйцевидный силуэт купола, напоминающий в разрезе' стрельчатую арку, ребра-нервюры купола, круглые окна); диаметр купола был равным диаметру в Пантеоне.

В новых типах общественных зданий, а также в культовых постройках и виллах применяются классический ордер, триумфальные арки и т. п. Ренессанс создает тип дворца (палаццо) g замкнутым внутри двором, где также применена ордерная система.

Характерно, что в России, где были иные социально-экономические условия, чем в Европе XII—XVI вв., ни готика, ни ренессанс
* Ф. Энгельс. Диалектика природы, Политиздат, 1969, стр. 7.

img-234
Рис. 13. Церковь Джезу в Риме
не распространились. Даже иностранные мастера, приглашенные в Россию, осваивали местные традиции и строили в русских национальных формах. Примером может служить строительство Успенского собора в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Фиораванти (XV в.).

Барокко. Во второй половине XVI в. в Италии появляется новый стиль — барокко (вычурный), который со временем распространяется и в других странах.

Хотя архитектурная основа зданий оставалась классической, в них появилась масса деформированных и пышных деталей, не связанных с конструкцией, а иногда и маскирующих ее.

Возникновение барокко объясняется стремлением феодальной знати и высшего духовенства противопоставить себя всем другим классам, подчеркнуть свое исключительное положение в обществе. Архитектура была призвана ошеломить простого человека. Поэтому характерной особенностью стиля было создание иллюзии движения архитектурных масс, запутанности и сбивчивости форм, различных пространственных эффектов. Это достигалось изогнутыми плоскостями и линиями, нагромождением форм, обилием декора, необычно яркими контрастами цвета и освещенности (рис. 13).

img-235
Рис. 14. 22-главая церковь Преображения на о. Кижи, Онежское озеро (1714)


Стиль барокко импонировал эстетическим потребностям правящей верхушки и церкви и особенно был распространен в дворцовой и садово-парковой архитектуре вплоть до XVIII в.

Классицизм в архитектуре XVIII—XIX вв. явился закономерной реакцией на вычурность и пышность стиля барокко. Сторонниками этого реалистического направления в новых экономических и технических условиях, обратившегося к античной классике, явились демократически настроенные представители средней буржуазии, стремившиеся создать свою культуру. Для архитектуры классицизма характерны строгая симметричность плана и фасада на основе ордерной системы и более умеренное, чем в архитектуре ренессанса, применение декора. Это был новый значительный шаг вперед в развитии западной и мировой архитектуры.