Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий

В производственных зданиях действуют различные виды подъемного, транспортного или подъемно-транспортного оборудования. Его подразделяют на оборудование напольное, действующее с пола, и на оборудование, передающее нагрузки на элементы здания.

img-439

 

Рис. 197. Поперечный разрез одноэтажного промышленного здания с несущими наружными стенами: а — без пилястр; б — с пилястрами; 1 — фундамент; 2 — несущая наружная стена; 3 —балка покрытия; 4— плита покрытия; 5 — подвесная кран-балка; 6 — пилястра

 

img-440


Рис. 198. Схема промышленного здания с мостовым краном:
1 — консольный кран; 2 — колонны; 3 — кран-балка; 4 — мостовой кран; 5— подкрановая балка; 6 электроталь; 7 — фундаментная балка

К первой группе относятся наземные конвейеры и рольганги, автокары, электрокары, вагонетки узкой колеи, ручные тележки, гусеничные и колесные краны, вагоны и локомотивы широкой или узкой колеи.
К оборудованию, передающему нагрузки на элементы здания, относятся коммуникации пневматического и гидравлического транспорта, подвесные конвейеры, лифты и подъемно-транспортное оборудование в виде электрических талей (тельферов), консольных кранов, кран-балок и мостовых кранов.

Электрические тали имеют грузоподъемность от 0,25 до 50 Т и являются небольшим механизмом с электрическим приводом. Таль подвижно подвешена к двутавровой балке, служащей для нее рельсом. Двутавр жестко подвешен к конструкциям перекрытий, покрытий или к специальному каркасу. Электроталь управляется дистанционно (с земли) при помощи подвесного кнопочного устройства и перемещает груз по вертикали и в одном направлении (вдоль монорельса) по горизонтали (рис. 199, б).

Кран-балка (однобалочный кран) (рис. 200) применяется для грузов весом от 0,25 до 5 Г и состоит из стальной двутавровой балки с катками и перемещающимися по ней аналогичными электротали механизмами. Катки кран-балки перемещаются по нижним полкам стальных балок, подвешенных к несущим конструкциям покрытия, или по рельсам, уложенным на специальной подкрановой балке. В одном пролете может быть несколько кран-балок. Кран-балка перемещает груз по вертикали и по горизонтали (поперек и вдоль пролета). Если кран- балку или тельфер устанавливают в существующем здании, то необходимо проверить прочность конструкций, к которым предполагается их подвешивать. Если конструкции не могут выдержать необходимых в таком случае нагрузок, то меняют конструкции или (что проще и дешевле) устраивают в здании отдельный стальной каркас, на котором монтируют монорельс или подкрановый путь для кран-балки. Размерность, грузоподъемность и порядок подвешивания кран-балок строго нормируются.

Основными средствами внутрицехового подъемно-транспортного оборудования являются мостовые краны (рис. 201, в), рабочая тележка которого перемещается по рельсам, закрепленным на жестко связанных между собой несущих балках крана. Кран с помощью колес перемещается по рельсовому пути, уложенному на железобетонную или стальную подкрановую балку. Краном управляют из перемещающейся вместе с ним подвесной кабины. Грузоподъемность мостовых кранов колеблется от 5 до 350 Т, а на предприятиях черной металлургии достигает 600 Т. Большинство кранов могут перемещать груз одновременно в трех направлениях: по вертикали, вдоль и поперек цеха. За габаритами крана (выше его рабочей тележки, между крайними деталями крана и плоскостью стены или колонны) оставляют строго нормируемое пространство для проводов, питающих кран, прохода человека и т. д.

 

img-441 

Рис. 199. Механизмы малой грузоподъемности:
а — кошка с червячным подъемным механизмом и механизмом передвижения; б — тали электрические передвижные грузоподъемностью 1, 2 и 3 Т; 1 — ходовые колеса; 2 — тяговое колесо механизма передвижения; 3 — тяговое колесо подъемного механизма; 4 и 5 — тяговая калиброванная цепь; 6 — цепной блок с траверсой и крюком; 7 — механизм подъема; 8 — тележка с механизмом передвижения; 9 — обоймицы с крюком; 10 — кнопочные аппараты управления
 

img-442
Рис. 200. Конструктивные схемы подвесных кран-балок:

а — общая схема; б — с ручным приводом; в — двухопорная с электроприводом; 1 — мост; 2 — механизм напряжения; 3 — кошка; 4 — тележка с механизмом передвижения кран-балки; 5 — электроталь; 6 —кнопочное управление; 7 — троллеи с токоприемниками

 

img-443 
Рис 201 Вид мостового крана общего назначения:
1 — мост; 2 — механизм передвижения моста; 3 — рама тележки; 4 — механизм главного подъема; 5 — механизм передвижения тележки; 6 — механизм вспомогательного подъема; 7 — крюк; 8 — подвеска электромагнита; 9 — грейфер