Январский номер целиком посвящен архитектуре США. С оценкой достижений и недостатков американской архитектуры выступил ряд (видных французские архитекторов. В статье Корбюзье страстные дифирамбы строительному гению американцев сочетаются с описанием «оборотной стороны медали»: трущоб, «бараков из дерева или почерневших кирпичей, цветущих кварталов, по законам капиталистического мира неожиданно пустующих». Корбюзье говорит далее о «моральных» трущобах, о гигантских городах, «в которых прозябают миллионы горожан». В условиях капитализма техника ског Бывает архитектурное творчество. Это подчеркивают в своих статьях Ричард Ней-тра и Франсуа Жирар. Технические ново\-введения, — утверждает Нейтра, — являются фактором, который не дает возможности осуществиться духовным стремлениям и индивидуальной инициативе крул> нейших архитекторов. Жирар высказывается боле© откровенно: «самое тяжелое, что приходится констатировать, это то, что в США почти нет архитекторов, сумевших утвердить или сохранить свою индивидуальность». Жираф обличает далее беспомощность официальной репрезентативной архитектуры в США, указывая на ее еухой-клаееищгам, неизбежные гигантские колоннады, портики, фронтоны и бесконечные монументальг-ные лестницы. В (этой связи! уместно вспомнить прошлогоднюю дискуссию, возникшую в США по (поводу памятника Джеферсону. Этот памятник, запроектированный в одном из районов Вашингтона, представлял по своим формам почти полную копию римского Пантеона.. Значительная часть архитектурной общественности США восстала против подобного рабского копирования классических форм. В частности, Карл Фейн, профессор планировки и жилищ колумбийского университета, с едкостью высмеивал вкусы американского мещанина и его представление о «монументальной» архитектуре. Вместе .с тем, он сетовал на отсутствие самостоятельных творческих исканий в работе американских архитекторов. Последнее признание очень красноречиво. Оно убеждает в том, что не в развитии техники, как думает .Нейтра, следует' искать об'яснений упадка американской архитектуры. Ведь ультрасовременные небоскребы и ретроградные «памятники» вар пиингтонской архитектуры по своим формам равно обезличены. Известный немецкий архитектор Вальтер Гропиус, вынужденный после фашистского переворота покинуть свою родину и эмигрировать в США, опубликовал в журнале «American Architect», статью, посвященную проблеме орнамента. «Наша эпоха но может создать органического орнамента», — говорит Вальтер Гропиую и об'яс-няет это общественными„ условиями Запада. Подлинно правдивый орнамент, по его мнению, зарождался в те периоды человеческой истории/ .когда художник выражал в искусстве не свои уэкоиндивидуальные переживания, но все внутреннее содержание и все устремления общества в целом. «Может ли в нашем обществе" получить развитие такой органичный орнамент — спрашивает Гропиус и дает на; этот вопрос отрицательный ответ. Но если причины упадка современного искусства коренятся в состоянии общества, то, естественно, напрашивается вывод о необходим:ости его изменения. Как раз в этом месте своих рассуждений Вальтер Гропиус впадает в безьгекодг ное противоречие. Панацею от всех бед он пытается найти в самом искусстве. Предвестниками «нового орнамента» Лропиус считает индустриальные методы обработки поверхностей и контрастное сопоставление различных материалов в архитектуре. Итак, Гропиус все еще фетишизирует технику, все еще не преодолел своего1 формалистического прошлого. Гропиус и не пытается об'яснить, как все эти «ребристые, волнистые, штампованные и литые поверхности» могут превратиться в орга-нические мотивы орнашента. Американский журнал «Architectural Record-» (февраль 1986 года) публикует проект выставочного павильона правительства США для международной выставки в Нью-Йорке. Это круглое двухэтажное адаг наш с центральным (вьтставочным.) залом на 600 врятелей, перекрытое шарообразным тсуполюм. В центре зала будет (установлен громадный глобус, который путем несложных трансформаций лревращаетея в трехсторонний кияоакран. Центральный зал по второму этажу окружен выставочной галлереей из 12 отделений. Громадный тсупол центрального зала, а также плоское перекрытие выставочной галлереи подвешены к трем перекрещивающимся над вершиной кгулола. аркам, пролет .которых равняется ширине всего здания. В первом этаже находятся входы, эскалаторы, ведущие наверх, малый кинозал, подсобные помещения и большая крытая терраса. Наружная поверхность купола покрыта алюминием, источники освещения скрыты в горизонтальных (канелюрах этого купола. Арки выложены волнистыми медными полированными листами и ночью освещаются неоновыми трубами.
|