Н. ВЕЙНЕРТ Строительство северной столицы в петровскую эпоху было связано с задачей ооздапия города — торгового порта. От этого времени почти целиком сохранилась до нашего (времени планировка Васильевского острова. Архитектор Трезини — автор этой планировки — расположил политический я экономический центр города на стрелке острова (12 коллегий и Гостиный двор), а самый город — за Меньшиковской усадьбой на всем остальном пространстве острова. Планировка эта состоит из трех продольных магистралей, пересекаемых 13 (27) регулярными линиями (каналами), выходящими к Неве. В середине XVIII века была проведена планировка феодального города, окружившего город-порт, защищаемый военными сооружениями. Этот феодальный город состоял из обособленных ячеек — феодальпых усадеб (усадьба Аничковская, Воронцова, Апраксина, Юсупова и другие расположенные по Фонтанке и но взморью до Ораниенбаума). Следующие крупные планировочные работы проводились в эпоху русского ампира. Архитекторы петербургского ампира, в первый период его развития (1800— 1814 г.), работавшие над рядом правительственных заданий, тесно связанных с задачей прославления дворяпско-креностии-ческой монархии, в то же время положили начало планировке нового буржуазного города. Так Томон, создавая свою биржу, связал ее с окружающей площадью и, что гораздо важнее, с перспективой Невы. Захаров свое Адмиралтейство сделал основной частью периметра трех площадей, а башню — ориентиром для трех перспектив и Невы. Даже Воронихин—и тот связал колоннаду своего Казанского собора с уличным движением по каналу Грибоедова и Казанской ул. (ныне ул. Плеханова). Эти планировки, вызванные к жизни социальной эволюцией города, формально находились в значительной зависимости от известных и в России трудов передового архитектора Франции того времени Леду и особенно от проектов, удостоенных Grands РНх(Муат, Собр. (Моро, Вон ар и др).
Второй период петербургского ампира датируется 1814—1850 гг. Целый ряд проектов, прославляющих мощь России, возникает в это время в Петербурге. В это время наблюдение за исполнением архитектурных проектов предполагалось сосредоточить в руках Монферана, а технику градостроительства — поручить Бетанкуру. На деле же все начинания по перепланировке города, целью которых было превратить Петербург этого времени в столицу мира, исполнил главный архитектор строительной комиссии кабинета К. Д. Росси. На долю архитектора Росси выпала задача исполнения ряда самых крупных и самых разнообразных по своему характеру планировочных работ, которые не потеряли своего значения до настоящего времени. Росси первый широко использовал в них опыт планировки площадей в городах итальянского Ренессанса и в Париже XVIII века. Стремясь определить лицо нового города, Росой не побоялся нарушить цельность царских феодальных усадеб и снести дома старого города, без всякой системы окружавшие дворцы.
Уже проработка плана елагинооетров-(жой усадьбы (1817 г.) представляет значительный интерес, так как она была задумана как единый целостный комплекс. Одна из наиболее значительных пл1-нировск, исполненных позже Росси, была связана с комплексом Михайловского дворца. Организовав перед новым дворцом большую площадь в виде правильного четырехугольника, Росси соединил ее с главной магистралью города — Невским проспектом при посредстве вновь пробитой Михайловской улицы. Таким образом ориентиром перспективы, проведенным через главную ось дворца и площади, стал сам дворец, с его величественным портиком. По периметру дворцовой площади запроектированы здания с аркадами рыночных галлерей, охватывающих площадь с трех сторон. Сочетание репрезентативного дворцового сооружения с организованной вокруг него рыночной площадью было характерно для городов итальянского Ренессанса. (Первоначальный вариант планировки Росси несколько напоминал площадь Анунциаты во Флоренции). Этот первоначальный вариант был утвержден Александром I, но в дальнейшем был принят другой. По этому варианту" основным мотивом убранства домов, выходящих на площадь, со стороны, противоположной дворцу, были ряды ионических пилястров, повторенных и по обеим сторонам Михайловской улицы. Боковые же стороны периметра площади состоят из трех частей, из которых средняя — пел-тральная, декорирована наиболее нарядно. Публикуемые чертежи, подписанные Росси в 1834 году, убеждают в том, что все 'оформление исполнено согласно его проектам. Раскрыв перспективу нового дворца на Невский проспект, Росси решил уничтожить замкнутую феодальную усадьбу Михайловского замка. Для этого он по Инженерной улице поставил преграды, прерывающие перспективу замка, засыпал все окружающие его каналы, организовал Инженерную и Итальянскую улицы, проходящие от канала Грибоедова до Фонтанки, и продолжил Садовую улицу до Летнего сада. На бывшей территории замка были устроены набережные по Фонтанке, каналу Грибоедова, Мойке и Лебяжьему каналу, были также вновь построены пять мостов: два через канал Грибоедова, один близ замка у Фонтанки, один через Лебяжий канал и один ценной, висячий, через Фонтанку. Все эти мосты украшены прекрасными, литыми из чугуна решетками, большею частью с марсиальным убранством (щиты с головой Медузы, мечи, дикторские топорики и т. н.). Такими яге решетками был огорожен со стороны замка Летний сад и набережная у самого замка. Ставя себе целью организацию репрезентативной площади с перспективой на главную магистраль города и дворец, Росси как бы попутно уничтожил замкнутость соседней феодальной усадьбы, оторванной от жизни и движении! в городе. Включи и территорию этой усадьбы в черту города, архитектор организовал целый ряд новых проездов через нее, которые связали Невский проспект через Садовую улицу и набережную Лебяжьего канала с Троицким (Кировским) мостом и Петроградской стороной я через Симеоновский мост (Инженерная улица) с Песками и Литейной частью. Организация набережных реки Мойки и канала Грибоедова у входа к нолю Жертв Революции (бывш. Марсово поле), соединила Невский через Конюшенную с тем же Троицким мостом. В то же время был перепланирован. Царицын луг, переименованный в Марсово поле и организована Новая Суворовская площадь, ориентиром которой стал перенесенный сюда памятник Суворова. Нужно иметь в виду, что в связи с этой планировкой на новое место к вновь созданной площади, лежащей между Мраморным дворцом и домом Салтыкова, был передвинут Троицкий н.ташкаут-иый мост, ранее находившийся напротив ворот Летнего сада. Таким образом сравнительно небольшая Суворовская площадь восприняла все движение моста и служила как бы распределителем транспортных и людских потоков но набережной Невы и в направлении Марсова поля, по этой же линии на Петербургской стороне вновь был проведен Каменоостровский проспект. Перепланировка Царицына луга, создание Суворовской площади и перенесение моста были проведены одновременно в 1819 году. Превращенный в поле бога войны Марса луг, принадлежавший когда-то к усадьбе Екатерины I, предполагалось оградить пышной чугунной решеткой с позолоченной военной арматурой, с памятными досками побед русского оружия и триумфальной аркой (проект инженера Третер, строителя двух висячих мостов: Пантелеймоновского и Египетского). Ограда Марсова тюля не была осуществлена, зато по обеим сторонам толя провели проезжие дороги, соединяющиеся на новой Суворовской площади. Обелиск Румянцева (Бренна), по одному варианту, должен был остаться при этом на прежнем месте, сзади памятника Суворову, на одной оси с ним, но затем, по распоряжению Александра I, 1был перенесен на плац первого кадетского корпуса. Таким образом, перепланировка усадьбы Инженерного замка только тогда приобрела* смысл, когда Царицын луг (MaipcoBO поле), как ее продолжение, также обогатился проезжими дорогами, а мост был перенесен на ось нового поля. Обширное Марсово поле, имеющее вид правильного, вытяну-юго по главной оси прямоугольника, с одной стороны было ограждено Летним садом (Лебяжьим каналом) и проезжей дорогой, а с противоположной — вытянутыми в одну линию обывательскими домами, с проезжей улицей перед ними. Организация Марсова поля и Суворовской площади, устройство ограды Мраморного дворца и перенесение обоих памятников с Царицына луга также было исполнено архитектором рооси. Приведение в одну систему таких разобщенных в прошлом кусков города можно считать выдающейся планировочной работой. Не следует забывать того, что трассой всех путей сообщения, выработанных Росси, мы пользуемся до настоящего времени. Смелость, с которой задумана -и исполнена эта грандиозная работа, говорит о том, что уже в эти годы (1819— 1825) мастер, создавший ряд значительных архитектурных сооружений, ярко себя проявил и в области градостроительства. Почти одновременно с работой над комплексом Михайловского дворца, архитектору Росси пришлось работать и над другой крупной планировкой. Проектирование площади напротив Зимнего дворца было начато Росси также в 1819 году. В данном случае в задачу мастера входила организация площади — дворцового курдопера. Архитектор решил выполнить эту работу, использовав наиболее монументальные сооружения, уже имевшиеся на площади. То, что феодальный дворец, окруженный зданиями певческой капеллы, оркестра, конюшен и т. д., не был никак отделен от города, значительно снижало цельность ансамбля. Сам Растрелли, автор Зимнего дворца, прекрасно это понимал. Он предполагал сделать курдонер в виде окружности, с хдересекаюшзими ,'efc дорогами, поставив в центр ориентир — памятник Петру I, исполненный отцом архитектора. Несомненно, Растрелли были известны проекты конкурса на площадь Людовика XV в Париже, исполненные архитекторами Пигру, Руссе и Полларом, так как проекты этих авторов по идее почти аналогичны его планировке. Смерть Елизаветы помешала Растрелли привести в исполнение его проект. По требованию Екатерины II в 1779 году Академия художеств устроила конкурс на проектирование площади перед Зимним дворцом, в результате которого архитектор Фельтен возвел корпус по четверти окружности примыкающий к Невскому проспекту и доходящий до улицы Герцена (б. Морской улицы). Но этот проект не решал окончательно вопроса о планировке площади. Росси очистил площадь от старых разностильных домов и к корпусу, созданному Фельтепом, пристроил вторую недостающую ему половину. Это было самое частое в данном случае решение, котор значительно увеличивало площадь и давало ей репрезентативный вид. Здан Главного штаба с аркой приобрело так; архитектурную значительность, что труд сказать — подчинено ли вновь организо ванное пространство дворцу или Главного штаба. Планировка окружения Александри 'кого театра (1827—1832) также была свяг на с отчуждением значительных нлощад феодальных усадеб — царской Аничко свой и Воронцовской. Ориентиром для пл щади и улицы Росси (б. Театральной у; стал сам театр.
Осуществление этого оригинально комплекса, которому трудно подыска' аналогию в западноевропейской практш было проведено Росой после громадн* проектировочной работы. Эта комплексн: планировка, в которую входила организ ция двух новых площадей и двух новь улиц, расположенных частично на терр тории старых феодальных усадеб, частич] на населенных местах, 'была так же, Ki и в более ранних работах Росси, осложн на необходимостью сноса ряда капитал иых построек. Театральная площадь с т атром была так организована, что увяз! валась через улицу Росси, проведенную i главной оси театра, с Чернышевой пл щадыо (ориентиром последней должна 6i ла служить неиспользованная церков ротонда) и с Манежной площадью, чер улицу Пролеткульта (б. Екатерииинсюув тоже попавшую на главную ось СПерспе типа последней замыкается павильон* Михайловского манежа Росой).
Театральная площадь представля собой правильный четырехугольник с крытой фронтальной стороной, обращен» к Невскому проспекту. Боковые грани периметра образуют здании Публичн библиотеки, павильоны и отпада Анич! ва дворца. Чернышева площадь в пла подобна полукруглому резервуару, двия ние по которому поступало от Фонтанки с Чернышева переулка, через мост, расп] деляясь по трем перспективам: Рыночн улице, Чернышеву переулку и улице Р( си и обратно с Невского по улице Росси Фонтанки, через мост по Чернышеву о реулку и улице Росси и обратно с Неве го по улице Росси до Фонтанки и через мост по Чернышеву переулку до Загородного проспекта и до улицы 3 июля. Так же, (как и в своем первопача. ном проекте Михайловской площади, Poi но обеим сторонам Театральной улицы метил устройство галлереи с аркадами ; магазинов. Но против организации нового рынка запротестовали гостинодворцы и аркады были заложены.
Нарекания, вызванные последней планировочной работой Росой, привели я тому, что архитектор, свободолюбивый характер которого не склонялся перед николаевским самовластием, был в 1832 году уволен от своей должности. 17 лет он оставался в опале, нес тяжелую работу в строительной комиссии кабинета, лишенный звания главного архитектора и всякой надежды на осуществление своих новых замыслов. Одновременно с работами над ансамблем Александрийского театра и улицы Росси, архитектор проектировал планировку Петровской площади (1829). Последняя представляет собой соединение площади с набережной, ориентиром ее служит монумент Петра I, исполненный Фальконетом. Площадь во многом напоминает по своей композиции Королевскую площадь в Бордо, выходящую к реке Гаронне. Проект площади в Бордо исполнен архитектором Габриэль. Учитывая величину площади, выразительность «Медного всадника», близость водного зеркала и необходимость репрезентативной трактовки сооружения огромных размеров, Росси ввел в Убранство фасада здания ритмы сдвоенных, сильно выраженных ризалитов, придав им с одной стороны самостоятельное значение частей, членящих фасад, а с другой — фланкирующих отдельные фрагменты и служащих одновременно интервалами и переходом от одной части фрагмента фасада к другому. Таким же фрагментом является и обработка угла Сената, который отличается от остальных только тем. что изогнут но полуокружности. Этот почти барочный характер убранства здания Сената и Синода подчеркнул репрезентативность площади и придал единство громадному фасаду, акцентированному в центре пышно украшенной аркой, сквозь которую пробегает Галерная (Красная) улица, ориентированная на ось башни Адмиралтейства. Но аналогия Петровской площади с ?лещадью в Бордо не полная, так как задним архитектурным фоном последней служат две улицы, а в нашем случае — ту же роль несут сад и серая громада Иса-акия. Этими исключительно важными плачи-ровочными работами труды Росси по украшению Петербурга не исчерпываются, забывать, что в своем планпро-решении площадь Михайловского связана с цепью других пло-В эту цепь входят: площадь домом Чернышева (Промакаде-Исаамиевским собором, Петровская площадь, площади Адмиралтейская и Зимнего дворца, Марсово поле, Михайловская площадь, площади Манежа, Театральная и, наконец, Чернышева. Все звенья этой цепи площадей, за исключением пло щади Адмиралтейства, исполнены Росси. В настоящее время можно утверждать, что и это еще не все. Найдены неизвестные до сих пор проекты оформления еще трех площадей города, подписанные архитектором Росси. Первым из них является проект оформления площади перед домом Чернышева (архитектор Вален де ла Мотт), возникший в связи с проектам перестройки этого дома под Михайловский дворец (1819 г.). Проект предполагал расширение Синего моста и организацию боковых частей периметра площади. Пока найдены лишь генплан площади и проекты фасада дворца. По ним трудно судить окончательно о характере планировки. Возможно, что она не была доведена до конца в связи с Тем, что Михайловский дворец впоследствии было решено строить в другом месте. Вторым из вновь обнаруженных является проект оформления площади, расположенной между двумя Морскими улицами (улицей Гоголя и Герцена). Проект разработан в двух вариантах. Согласно одному из них, площадь обрамляется широкими (в 3 плиты) правильными тротуарами с разнообразно оформленными входами в дома. Ориентиром площади должен был служить высокий обелиск. По второму варианту предполагалось устройство сквера, с подобной же обработкой панелей и прижатых к домам разнообразных лесенок. Третий неиспользованный ансамбль, проекты которого только что разобраны, был задуман для площади, окружающей Инженерный замок. Росси, участвовавший в строительстве этой усадьбы, попытался включить здание замка и его окружение в городской ансамбль. Долгие годы два проекта зданий дворцового типа, не Россиевокого стиля, но с подписью Росси и с датой 1838 года, трудно было поставить в связь с каким-либо определенным строительным заданием. Оба они имеют утяжеленные, но выразитель-' иые формы. Нижние зтажи их, с глубокой рустикой, поддерживают коринфские пилястры, об'еднияющие два верхних этажа. В первом варианте фасад фланкирован двумя большими выступами и только наличник и сандрик входа отмечают центр здания. Во втором варианте бококые ВЫ' пхпы играют подчиненную рои., центр же усилен четырьмя парами сдвоенцыл колонн римско-коринфского ордера. Только после того как был найден проект перспективы площади, на которой эти дома поставлены в одну линию, рядом с каждым из двух павильонов Баженова, стал понятен характер оформления фасадов этих зданий, чуждый легкому, грациозному творчеству архитектора Росси. Он типичен для творчества Бренна — автора замка. Проектируя эти здания, исполненные в напряженно декоративной манере Бренна, Росси и здесь пытался создать комплекс, единый не только по занимаемому им месту, но и по стилю. Площадь замка, в случае ее осуществления, получила бы планировку, отличную от других решепий Росси. Ориентиром ее должна была служить конная фигура Петра I, расположенная на фоне громады Ипженерпого замка, а противоположную грань перичетра площади составили бы два павильона Баженова и два новых здания Росси. Со стороны Михайловского дворца площадь замыкалась бы садовым массивом дворца, с противолежащей— набережпой реки Фонтанки, скрытой за садиком замка. Приходится особенно пожалеть о том, что проект организации площади перед Инженерным замком остался неиспользованным, тем более, что с течением времени вокруг него возник ряд зданий, которые уродуют весь ансамбль. Проекты этих дцух площадей исполнены в годы опалы (1838 г.), когда ни один из проектов Росси не утверждался мстительным Николаем I. Толь1ко проекты домов по Михайловской площади и улице (1834 г.) были осуществлены, но имя автора при этом сохранялось в тайне. Эти дома приписывались архитектору Брюллову и другим мастерам, но только не Росси. Так постепенно в наше время все отчетливее вырисовывается образ великого архитектора, неустанного труженика, который собственноручно вычерчивал, отмывал и раскрашивал все «вой проекты, отдавая их на исполнение своему большому разностороннему рабочему коллективу. В этот коллектив входило свыше архитекторов, их помощников в каменных дел мастеров, не считая крупнейших специалистов по всем примыкающим к архитектуре отраслям. Не следует забывать также того, что, подобно мастерам итальянского Возрождения и Франции XVIII века, архитектор Росси не только проектировал свои планировки и все сооружения, связанные с ними, но также постоянно наблюдал за всеми строительными работами. Этим об'яс-няется целостность и законченность его ансамблей. Планировки, созданные в эпоху петербургского ампира (1800—1850), являются неотъемлемой частью этого стиля. Если к первый период архитектура петербургского ампира формально находилась под влиянием французских образцов, то во «ктором периоде иреогмадание получают итальянские классические мотивы (Виньога и Палладио). Но наряду с этим петербургский ампир получает все более ярко выраженные национальные русские черты.
|