Переустройство памятников истории и культуры

Реконструкция зданий, имеющих особое историческое и эстетическое значение, является весьма ответственным видом архитектурно-строительных задач.

При реставрации главное внимание нужно уделять поддержанию или восстановлению внешнего облика объекта, а также всех или особо выделенных помещений в нем. Характер и объем реставрационных работ определяется, как правило, первоначальным обликом памятника и реже его оптимальным состоянием.

Архитектурные памятники по современным представлениям оказываются более совершенными по своим эстетическим качествам без последующих перестроек. Например, при реконструкции дома № 12 по Ипатьевскому пер. в Москве — палат Симона Ушакова (XVII в.) — было сочтено необходимым восстановить его первоначальное состояние, сильно измененное в начале XIX в., по вкусам того времени. Есть примеры и другого рода. Так, кремлевские башни, построенные в XV в. и надстроенные в XVII в., было бы неправильно приводить к первоначальному облику.

Сложнее всего подыскать новое, современное назначение старинным зданиям. Первое, что представляется в таких случаях подходящим, — это размещение в них музеев, однако это далеко не всегда оправдывается потребностью. С большим основанием, хоть это и труднее, можно разместить объекты вроде концертного зала, клубных помещений, библиотеки, художественной мастерской, кафе.

Любое новое назначение здания, являющегося памятником архитектуры, необходимо приспособить к внешнему облику и объемно-планировочной структуре его. Вследствие таких строгих условий возможны некоторые отступления в обеспечении нормативных требований для нового функционального процесса. С этой целью можно, например, уменьшить вместимость того или иного учреждения, размещаемого в здании-памятнике. Например, если для предприятия общественного питания средняя норма общей площади в новом здании составляет около 5 м2 на посадочное место, то в условиях реконструкции при переустройстве памятника архитектуры эту норму можно увеличить из условий сохранения или восстановления внешних и внутренних особенностей здания. Или из-за малого размера окон можно ограничить расчетную глубину помещений, т. е. учитывать не всю их глубину.

При анфиладной планировке старинного здания некоторые помещения можно рассматривать только как коммуникационные, несмотря на то, что размеры их превышают нормативные. Высота отдельных помещений может оказаться больше или меньше нормативной при общем соблюдении функциональных требований.

При переустройстве памятников истории и культуры, понимая под этим все виды зданий, чем-то выделяющихся из общей массы, серьезным требованием является сохранение и восстановление как самого здания, так и его окружения. В тех случаях, когда памятник закрыт, можно разобрать второстепенные сооружения и пристройки, мешающие его обозрению. Вместе с тем может оказаться желательной какая-либо пристройка к зданию для приближения его вида ко времени и условиям его возведения. Например, глухие стены старинных зданий (см. рис. 1, 5 и 15) можно улучшить подобными способами и ввести в современную городскую среду.

Особой задачей, обеспечивающей правильное положение памятников истории и культуры в современном городе является создание при них охранных зон. Под этим понимают обеспечение условий для их наиболее благоприятного обзора, с исключением из поля зрения случайных объектов, не сочетающихся с данным памятником. Такая зона может быть свободной, обычно озелененной площадкой при здании или же восстановленным архитектурным окружением, композиционно родственным памятнику.