Перегородки и лестницы зданий старой постройки

PDF Печать E-mail

Перегородки (или переборки) в зданиях традиционной постройки до 40-х годов нашего столетия почти все выполняли из дерева. В зданиях, построенных до начала XVIII в., постоянные перегородки сооружались редко. Это объясняется частым расположением капитальных стен по обоим направлениям, помещения же между ними по тогдашнему бытовому укладу не нуждались в постоянном разделении.

Деревянные перегородки раньше делали различных видов. Наиболее часто устраивали каркасные перегородки, которые представляют собой каркас из тонких бревен, с обшивкой его с двух сторон досками и штукатуркой по драни, иногда с прокладкой под ней войлока (рис. 77, а, в, г).

Перегородки устанавливали на балки перекрытия; если же они размещались вдоль балок, то их ставили на коротких ригелях, укрепленных между балками. Ригели делали такой же высоты, как балки, и соединяли с ними врубкой сковороднем (ласточкиным хвостом, скошенным), чтобы меньше ослаблять балку (рис. 77,6).

При больших пролетах каркасные перегородки иногда укрепляли раскосами по правилу: «Переборка не должна обременять балки». В таких перегородках обвязки были более мощными; их укрепляли скобами и хомутами, а опирали на стены путем заделки верхней и нижней обвязок (рис. 77, д).

Другой вид перегородок — из накатника или пластин, укрепленных вертикально в верхней и нижней обвязках (рис. 77, е). В более поздние десятилетия практиковалось устройство перегородок из двух слоев досок, перекрещивающихся под углом 45° и также укрепляемых в верхней и нижней обвязках. К стенам все виды перегородок крепили, как и теперь, с помощью металлических ершей.

Дефекты перегородок — те же и возникают они от тех же причин, что и у деревянных перекрытий.

Лестницы в зданиях сложившейся застройки устраивали в наиболее старых зданиях из естественного камня и кирпича, а позднее— с применением бетона и металлических балок. В небольших в основном двухэтажных каменных строениях нередко делали и деревянные лестницы.

img-145
Рис. 77. Конструкции деревянных перегородок:
а — расположение перегородок на балках, поперек их и между ними; б — деталь врубки ригеля; в — сечение каркасной перегородки; г — общий вид ее; д — схема каркаса шпренгельной перегородки; е — перегородка из подтоварника и пластин — сечение и общий вид; ж — дощатая перегородка; 1 — балка;  2 — перегородка;  3 — ригель

В древнейших зданиях и до начала XIX в. лестничные марши опирали на систему кирпичных сводов, которые, в свою очередь, были оперты на стены и столбы внутри лестничных клеток. Более старой конструкцией здесь являются ползучие своды под маршами, опиравшиеся на своды лестничных площадок или на упомянутые столбы.
Более легкой конструкцией для лестничных маршей были наклонные своды: кирпичные, толщиной в У2 кирпича, бетонные и железобетонные. На сводах делалось основание для ступеней и пола лестничных площадок из скрепленного строительным раствором строительного мусора.


img-178 
Рис. 78. Лестницы на металлических балках и косоурах: а — характерные узлы железных кованых балок и косоуров; б — разрез типичной конструкции лестницы; 1 — площадочная балка; 2 — косоур; 3 — рядовые ступени каменные или железобетонные; 4 и 5 — верхняя и нижняя фризовые ступени; 6— плита площадки каменная или железобетонная; 7 — пол по железобетонной плите

Устраивали также так называемые висячие лестницы, на самом деле состоящие из отдельных ступеней, консольно заделанных в стены на глубину 160—190 мм. Ступени оперты также друг на друга, поэтому особое внимание уделялось устройству надежного основания нижней ступени марша. Площадки таких лестниц выполняли из цельной каменной плиты размером до 8 м2.

С началом применения металла в строительстве (примерно с 80-х годов прошлого столетия) наиболее массовой конструктивной схемой устройства лестниц стали металлические площадочные балки и косоуры, по которым укладывались площадки и ступени из камня и все больше из бетона. Металлические косоуры сначала выковывали в кузницах и нередко опирали еще на сводчатые лестничные площадки (рис. 78,а).

Площадочные балки стали применять несколько позднее. К концу XIX в. вместо кованых профилей вошли в практику прокатные. Металлические части вначале скрепляли между собой заклепками, а позднее, примерно с послевоенных лет, — сваркой (рис. 78,6).

К дефектам лестниц относятся следующие: повреждение валиков (краев ступеней) от неосторожного перемещения тяжелых предметов; истирание ступеней, главным образом в наиболее удобном для ходьбы месте — в полуметре от перил. Особо большим дефектом является раскалывание ступеней от упавших грузов, что может оказаться катастрофическим для лестниц с консольными ступенями, так как приводит к перекосу и даже обрушению марша.