ПЕРЕДВИЖКА И НАДСТРОЙКА ЗДАНИЙ

Э. ГЕНДЕЛЬ

 

7 марта 1938 года была успешно закончена передвижка боль­шого многоэтажного дома №- 24 по улице Горького в Москве. Дом этот имеет четыре эта­жа и полуподвал. В плане здание представляет собой прямоугольник размером 60 X 40 м с двумя внут­ренними дворами. Так как под внут­ренними дворами находится подвал, здание пришлось передвигать вмес­те с перекрытиями над дворовыми подвалами.

Об'ем здания 46,6 тысяч м3, об­щий его вес 23 тысячи тонн. Фасад со стороны улицы Горького в двух первых этажах прорезан большими арками. В центре фасада находится полуциркульная арка, пролетом в 15 м. Таким образом здание в ниж­них своих частях представляет собой крайне ажурную конструкцию. На опыте дома № 24 по улице Горького еще раз доказана реальность и целе­сообразность передвижки даже та­ких сложных по конфигурации и конструкции об'актов. Здание во вре­мя подготовительных работ и в пе­риод самой передвижки не получило деформации, внутренняя жизнь дома не нарушалась, жильцы оставались в своих квартирах. Работа внутрен­него оборудования водопровода, ка­нализации, отопления, электричест­ва, телефона и радио ни на минуту не прерывалась.

Здание это было построено в 1903 году архитектором И. С. Кузне­цовым. Стены кирпичные на сложном растворе. Толщина стен в первом этаже от 2,5 до 3,5 кирпича, в верх­них этажах — от 2 до 3 кирпичей. Качество кладки хорошее. Подвал пе­рекрыт кирпичными и частично же­лезобетонными сводами. Перекрытие остальных этажей деревянное, по ме­таллическим балкам; стропила дере­вянные; кровля железная. Первый этаж (в части, выходящей на улицу Горького) и подвал здания были за­няты под торговые и складочные по­мещения. В остальных этажах помещаются жилые квартиры и учрежде­ния. Всего в здании проживает 450 жильцов.

Как же шла работа по передвиж­ке этого здания?

Все стены по линии его среза науровне пола подвала были   усиленызаведенными и забетонированными вкладку      парными      рандбалками издвутавров   №№  30  и  55.   Рандбалкиподхватывались поперечными двутав­рами № 20, передающими    нагрузкуот стен на ходовые балки из двутав­ров № 55. Последние были установ­лены по направлению движения зда­ния.    Ходовые  балки располагалисьпопарно над 34 путями. Среднее рас­стояние  между   осями   ходовых  ба­лок—1,80 м. Расстояние    между со­седними ходовыми балками над каж­дым путем достигает    0,70 м. Ходо­вые балки связаны между собой диа­фрагмами  из двутавров № 20, обес­печивающими пространственнуюжесткость всей системы.

 

Отдельно стоящие колонны по пе­реднему фасаду здания подхватыва­лись системой балок, передающих нагрузку на ходовые балки и одновременно связывающих колонны меж­ду собой. Здание двигалось по 34 пу­тям, каждый из которых включал 4—6 рельсовых нитей нормального железнодорожного типа. Один путь (путь № 3) состоит из 9 ниток рельс. Рельсы укладывались по деревянным шпалам, расположенным на расстоя­нии 0,50 м друг от друга. Под шпа­лами делалась щебеночная подготов­ка. Щебень укладывался непосред­ственно по грунту и укатывался 10-тонным дорожным катком до полного  уплотнения.

Среднее давление на грунт при передвижке здания было принято в 2,5 кг/см2; давление же на шпалы под подошвами рельс — в 30 кг/см2. Давление на рельсы под катком при­нято в 10 тонн на пересечение с од­ним рельсом.

На новом месте расположения здания специальных фундаментов решено было не делать. Это стало возможным, так как 1) дом передви­гался вместе со своим подвалом; 2) грунт на новом месте расположе­ния здания представлял собой мате­рик (средней и мелкой зернистости песок желтого цвета с малой при­месью глины) с допустимым напряжением в 2,25 кг/см2; 3) по этому грун­ту делалась подготовка из кирпично­го щебня слоем в 25—30 см, которая затем зацементировывалась; 4) после передвижки дома заполнение кирпич­ной кладкой между щебеночной под­готовкой и низом рандбалок на вы­соту до одного метра постепенно уширяется с таким расчетом, чтобы нагрузка от здания, приходящаяся на грунт, не превышала допустимого напряжения. Это облегчалось тем, что высота, занимаемая ходовыми балками — 0,55 м, катками —0,15 м, рельсами — 0,14 м и шпалами—0,16 м, давала полную возможность расши­рить стены здания до расчетных размеров.

 

После устройства всех путей и окончания заводки ходовых балок, отдельные целики кладки, оставшие­ся между путями, выбивались, и зда­ние постепенно оседало на металли­ческие катки, уложенные между хо­довыми балками и рельсами.

Передвижка производилась по 2 100 каткам из кованой стали диаме­тром 144 мм, длиною 1,20 м, и 65 кат­кам того же диаметра, длиною в 2,40 м. Двигательную силу давала одна 15-тонная электрическая лебедка, установленная на выпусках ходо­вых балок передвигаемого здания.На основе опыта наших работ быловыяснено, что горизонтальная силадля передвижки должна отвечать2,5% веса здания. Следовательно, дляданного случая потребовалось 0,025X23 000=575 тонн. Установив за участком, на который должен быть передвинут дом, неподвижное анкер­ное крепление с 20 блоками, прикре­пив 19 блоков к дому и перекинув через них тросы от лебедок, мы обе­спечили все условия для приложения требуемой горизонтальной силы. Зда­ние передвигалось со скоростью от 6 до 10 м в час.

Трудоемкие работы в процессе передвижки были механизированы. Переброска катков, выходящих из-под ходовых балок к переднему фа­саду здания, производилась при по­мощи специальных тележек, пропу­скаемых под зданием по полкам 2-ходовых балок одного пути.

 

Выход и вход жильцов во время подготовительных работ и самой пе­редвижки осуществлялись по специ­альным галлереям.

После окончания передвижки и выверки  на новом месте положения экономически    целесообразные     на­правления    движения    зданий.    Чем меньше площадь территории движе­ния,  тем  дешевле   обходится   пере­движка.  Так,  например, прямоуголь­ные здания, имеющие большую дли­ну,    проще всего двигать в прямом направлении вдоль длинной стороны здания.    В этом случае  передвижка может быть экономичной    даже при значительной длине  пути.  При дви­жении  здания  в направлении  своей узкой   стороны   требуется    меньшее количество  путей,  а,  следовательно, ходовых  балок, рандбалок и  катков. Все  продольные   стены   здания,  со­ставляющие большую часть основно­го массива, будут тогда по всей сво­ей длине покоиться  на  путях.  Бла­годаря    этому    значительно    умень­шается нагрузка на основание, а сле­довательно, она будет и более равно­мерно распределяться.    Кроме   того, при движении здания в прямом на­правлении  торцом вперед нагрузка  в основании под поперечными стенами внутренних путей будет большая, нездания, промежуток между новым фундаментом и низом рандбалок был заложен кирпичной кладкой. При этом сначала удалялись отдельные участки пути (вырубка шпал и вы­резка рельс). В освободившихся та­ким образом участках выкладыва­лись кирпичные столбы, заклинивае­мые под зданием. После твердения раствора этих столбов удалялись ос­татки путей и промежуток между путями заполнялся кладкой. Одно­временно с кладкой ходовые балки высвобождались  из-под здания.

Следующим этапом работ явля­лась укладка подготовки и настилка полов подвала, постоянное присоеди­нение всех санитарно-технических устройств и центрального отопления. Передвижку этого здания следу­ет рассматривать как победу в новой области советской строительной тех­ники, открывающей совершенно но­вые возможности перепланировки кривых и узких улиц Москвы.

 

Метод передвижки зданий не только облегчает архитектору его задачу, он, несомненно, окажет боль­шое влияние также и на архитектур­но-композиционные принципы пере­планировки городов. Проф. Г. Б. Бархин в «Арх. газете» от 24 марта сего года писал:

«В самом деле, в перепланировкеи  реконструкции  городов  мы  частовстречаемся с необходимостью спрям­ления    и   расширения    магистралей,вызываемых   новыми   потребностямивыросшего  движения  людей  и  транспорта.    Наиболее    целесообразномурешению этой задачи подчас сильномешают    неудачно     расположенныекрупные по размерам или важные позначению  здания.    Нередко    на  этиздания,   снос   которых  экономическине   выгоден,   приходится ориентиро­ваться   при    реконструкции   улицы:архитектор   вынужден   видоизменятьудачную   идею,   рациональное  архи­тектур но- п л анировочное решение,приспособляясь  к  этому,   так  назы­ваемому, опорному  зданию».

В этом своем выступлении проф. Г. Б. Бархин совершенно правильно призывает всех архитекторов и осо­бенно архитекторов, работающих над выполнением сталинского плана ре­конструкции Москвы, практически учитывать возможность передвижки зданий.

При перепланировке и рекон­струкции существующих улиц, необ­ходимо учитывать наиболее простые, жели под наружными продольными стенами, а следовательно, и осадка под внутренней частью здания будет большая. Иначе говоря, кривая осад­ки будет понижаться от наружных продольных стен к внутренним. Это обстоятельство вызовет растягиваю­щие усилия в основании стен и сжи­мающие усилия в верхней части зда­ния. Заведя металлическую раму под основание здания, мы создадим пре­красные условия для восприятия ра­стягивающих усилий. При этом сжи­мающие усилия в верхней части зда­ния также хорошо будут восприни­маться кирпичной кладкой стен.

Все эти соображения были при­няты во внимание и проверены на опыте первых передвижек зданий. В частности, был избран метод постепенного занижения отметок внутренних путей по отношению к внешним, что дало прекрас­ные результаты, даже в тех слу­чаях, когда грунт под наружными стенами оказывался более податли­вым, нежели под внутренними.

Если по условиям перепланиров­ки необходимо переместить здание в косом направлении, то целесообразно передвигать его по гипотенузе, а не по двум направлениям — катетам прямоугольного треугольника.

Можно передвигать здание и по кривой. При радиусе кривизны, пре­вышающем 250 м, не потребуются какие-либо дополнительные большие работы, а следовательно, и стоимость передвижки не  повысится.

При радиусах кривизны от 150 до 200 м ходовые балки и пути прихо­дится изгибать в соответствии с кри­вой движения, вследствие чего не­сколько повышается стоимость работ. Наконец, лучше отказаться от пере­движки здания по кривой, если ра­диус кривизны менее 100 м. Однако отсюда вовсе не следует, что поворот здания на небольшой угол, даже и при меньшем радиусе кривизны всег­да экономически нецелесообразен. Почти во всех случаях движения зданий, в особенности при наличии хороших   грунтовых   напластований, когда исключается необходимость устройства искусственного основания под новые фундаменты, передвижка все же дает значительную экономию по сравнению с строительством но­вого дома, ибо передвижка дома от­нимает в четыре раза меньше време­ни, чем строительство нового здания.

Передвижка здания в основном производится нами по горизонталь­ной плоскости. Если необходимо пе­реместить здание не только по гори­зонтали, но и по вертикали, оба про­цесса следует производить раздель­но. Это необходимо, во-первых, пото­му, что под'ем или спускание здания одновременно с его передвижкой по горизонтали эффективны только на небольшую высоту—при очень незна­чительном уклоне. Кроме того, при Движении здания по наклонной пло­скости приходится срезать здание с его фундаментов под тем же углом.

При под'еме 5-этажного дома № 5/16 по улице Серафимовича на 1,85 м стоимость всех работ на 1 м3 здания обошлась на под'еме первого метра в 4 рубля. Стоимость дальней­шего под'ема (благодаря полному освоению процесса работ) обошлась почти в два раза дешевле. Вообще говоря, поскольку под здание, под­лежащее передвижке, всегда прихо­дится заводить металлическую раму, значительно экономнее после пере­движки дома по горизонтальной пло­скости поднимать здание и впослед­ствии подстраивать, а не надстраи­вать. Кроме того, при подстройке здания первому этажу можно при­дать большую высоту (приспособить его под магазины, либо специальные учреждения), тогда как при над­стройке здания этого без переустрой­ства второго этажа сделать нельзя.

Подстройка здания вполне мо­жет конкурировать с надстройкой зданий даже в тех случаях, когда под здание не подведена металличе­ская рамка и дом не передвигался в горизонтальной плоскости. Ведь при этом отпадает необходимость подня­тия кровли, переделки чердачного перекрытия, доставки материалов на­верх и устройства специальных под­мостей на большой высоте.

При подстройке зданий кирпич­ная кладка ведется одновременно с под'емом дома домкратами. Скорость под'ема дома № 5/16 по улице Сера­фимовича достигала 2 см в час. При производстве работ по под'ему в 3 смены в течение одних суток дом может быть поднят на 0,5 м.

Стоимость передвижки здания без его под'ема зависит не только от на­правления и длины пути передвиж­ки: не меньшую, а иногда и основ­ную роль играют грунтовые напла­стования, по которым дом должен двигаться и на которых надо его ос­новать. Так, например, подготовка нового свайного основания для зда­ния № 77 по Садовнической улице более чем на 10°/» увеличила стои­мость передвижки. В дальнейшем, по мере накопления опыта и усовершен­ствования методов ведения работ, стоимость передвижки, несомненно, будет снижаться. Передвижка дома № 77 по Садовнической улице, про­веденная в 1937 году, обошлась до 90 рублей на 1 м3, а недавняя пере­движка дома № 24 по улице Горько­го—в 54 рубля на 1 м3. Если даже учесть, что в последнем случае не потребовалась подготовка искус­ственного основания, то все же при передвижке этого дома расходы были снижены примерно на 20%.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!