Памятники истории и культуры и их значение

Большое градостроительное значение имеют памятники истории и культуры. Они свидетельствуют о возрасте городов, об этапах, ими пройденных, и являются как бы жемчужинами в общей массе застройки. Памятники архитектуры — это старейшие строения города, художественно совершенно задуманные и мастерски построенные. Большая часть старейших памятников архитектуры Москвы — культовые и оборонные сооружения, нередко объединенные в ансамбли.

В центральной части столицы и на ее периферии сохранилось много зданий, построенных из камня. Наиболее старыми из них являются Грановитая палата в Кремле (XV в.) и трапезная Андронникова монастыря (начало XVI в.). В XVII в. в Москве начали строить каменные палаты. В их числе палаты дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, Симона Ушакова в Ипатьевском переулке (рис. 4), Волковых в Б. Харитоньевском переулке.

В конце XVIII и начале XIX вв. в Москве появилось много капитальных домов в городских усадьбах. Застроены они были каменными домами и флигелями (последние размещались по боковым и задней границам участка в виде однопролетных строений без окон в сторону соседних участков. Примерами старых московских усадеб могут служить домовладения по ул. Воровского, 52; Чернышевского, 3; Володарского, 10, 12 и 16, Спартаковской, 3 (рис. 5).


 img-054

Рис. 4. Палаты Симона Ушакова (XVII в.). Пунктиром показаны изменения, внесенные в XIX в.


Большое число памятников архитектуры представляют собой отдельные здания, приспособленные к изолированному существованию. Исторические же памятники хотя и не имеют значительных эстетических достоинств, но представляют большой интерес в связи с историческими событиями, происходившими в них. Сюда относятся построенные в XIX в. небольшие здания, в которых размещались революционные организации или где жили выдающиеся революционеры, писатели, художники. Одним из примеров является цом на Пятницкой ул. в Москве, в котором несколько лет жил Л. Н. Толстой.
 
По художественно-историческому значению памятники истории и культуры подразделяют на объекты всесоюзного, республиканского и местного значения, от чего зависят степень внимания к ним и размеры средств, отпускаемых для охраны и реставрации.

Списки памятников истории и культуры постоянно пополняются. С ростом городов и увеличением объемов нового строительства все менее старинные здания удостаиваются этого. Происходит переоценка эстетических качеств и значения старых строений. Так, памятниками в наше время в Москве стали здания ГУМа, Политехнического музея и десятки других.

Многие жилые дома, построенные в начале XX в. с подражанием старым формам и со смешением стилей различных эпох, считавшиеся недавно не заслуживающими внимания и сохранения, теперь признаются достойными высоких оценок: о них пишут книги как о памятниках того времени. В качестве примера можно назвать многие жилые дома предреволюционных лет в кварталах улиц Кропоткинской, Кирова, Арбата и в других местах исторической части города.

В связи с изложенным уничтожение каких-либо зданий всегда должно быть всесторонне обосновано, с учетом того, что считающееся сегодня малоценным завтра может стать общенародной художественной или исторической ценностью.

В Москве и в других наших городах существуют специальные реставрационные проектные и строительные организации, задачей которых является сохранение и восстановление памятников архитектуры, а также приспособление их к особенностям тех или иных новых функций.

В городах Таллине, Вильнюсе, Львове, где древние центры являются памятными ансамблями, любое строительство в них включает в себя реставрацию и реконструкцию. В Москве каждое изменение отдельных зданий в черте Садового кольца должно быть согласовано с органами охраны памятников архитектуры. Кроме того, здесь выделены особо охраняемые заповедные зоны.
 

img-055

Рис. 5. План городской усадьбы XVIII в.:
а — главный дом; б — службы; в — глухие стены

При проведении реконструктивных мероприятий нужно исправлять имеющиеся в застройке городов недостатки и создавать оптимальную городскую среду, соответствующую современному уровню градостроительных требований. Вместе с тем необходимо сохранять исторический облик городов.

Одним из примеров правильного подхода к сохранению и реставрации архитектурной старины может служить реконструкция застройки ул. Разина в Москве, где вблизи нового крупного здания гостиницы «Россия» было восстановлено несколько церквей и гражданских зданий. В контрасте с современными формами гостиницы они выглядят теперь эффектнее, в особенности после сноса старых рядовых домов и малоценных построек.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!