А. КОЗЛОВСКИЙ К 1946 году, за одно десятилетие в Москве должно быть отстроено 15 млн. м- новой жилой площади. Выполнение этой грандиозной строительной программы, удваивающей жилой фонд Москвы, может протекать нормально и в точно предусмотренные планом сроки только при условии перехода на более совершенные методы индустриализации и механизации строительных работ. Это тем более обязательно, что уже в текущем году строителям пришлось столкнуться с особыми трудностями развертывания работ в тесно застроенных и заселенных районах центра города. Освоение участка в этом случае требовало прежде всего разборки старых зданий. Полученные таким образом строительные площадки, отводимые под застройку новыми зданиями, были очень ограничены по площади и требовали применения новых методов организации работ. Характерным участком такой застройки является отрезок улицы Горького, на котором уже в настоящее время строятся два корпуса — корпус «А», устанавливаемый по новым красным линиям улицы Горького от Охотного ряда до проезда Художественного театра, и корпус «Б», идущий от проезда Художественного театра до Советской площади. Строительство корпусов было начато в августе 1937 года. Разборка старых зданий, занимавших площадку будущего корпуса «А», производилась с применением пневматического инструмента и гусеничного Участок по ул. Горького между проездом Художественного театра и Советской площадью до начала работ по корпусу „Б" Февраль 1938 г.
трактора для валки стен. При расчистке площадки под корпус «Б» применялись, кроме того, взрывные способы. Взрывом была разрушена часть углового здания дома № 20, выходящая на проезд Художественного театра. Предварительно была разобрана вся начинка здания (сани-тарно-техническое оборудование, перекрытия с балконами, перегородки, столярки и т. д.), затем стены предназначенной к сносу части дома были отделены от остающихся частей здания штрабами, а заряды заложены под основание стен с таким расчетом, чтобы взрывом они были опрокинуты внутрь здания. При падении кирпичные стены сильно дробятся, и поэтому открывается возможность погрузки мусора и кирпи-ча-половняка на автомашины-самосвалы экскаваторами. Тот же способ разборки был применен и к стоявшему во дворе дома № 24 по улице Горького трехэтажному каменному корпусу, на место которого с улицы Горького передвинут 5-этажный каменный дом № 24 общей кубатурой около 46 тысяч м2 и весом в 23 тысячи тонн.
Этот дом передвигался по рельсам, уложенным по дну приготовленного котлована. Под рельсовые пути бы ла сделана щебеночная подготовка, из кирпича от разработки старых зданий на этом участке. Шпалы укладывались с подшивкой цементным раствором. Дом, стены которого были опоясаны металлическими поясами, был поставлен на ходовые балки. Между ходовыми балками и рельсами укладывались стальные катки диаметром 140 мм. Их было уложено до 2 000 шт. Движущую силу дом получал от двух электролебедок, грузопод'емностью по 15 тонн каждая. Через систему палиспас-тов, заряженных троссами диаметром 27 мм, прикрепленных с одной стороны по всему фронту к зданию и с другой за концы рельсового пути, параллельно дну котлована, дом получал поступательное движение. Скорость передвижки дома составляла 8 м/час, при работе двух лебедок и 4 м/час при работе одной лебедки. Во время передвижки дома нормальная жизнь жильцов не нарушалась. Водопровод, канализация, центральное отопление, телефон и т. д. — все работало бесперебойно. После передвижки каких-либо деформаций или трещин обнаружено не было. Таким образом дом был передвинут на 50 м вглубь двора. На освободившейся, благодаря всем этим мероприятиям, площади развернуто строительство корпуса «Б». Корпус «А» по проекту имеет сплошные подвалы с разрывом в Георгиевском переулке, который перекрывается аркой; поэтому котлован его разделен на две части. Общая длина корпуса 220 м, ширина 14 м, общий об'ем земляных работ составлял около 21 000 м2. Глубина котлована, в зависимости от рельефа местности, колебалась в пределах от 4,5 до 8 м. Земляные работы сильно усложнились тем, что котлован застройки был перерезан старыми фундаментами от разобранных зданий. Несмотря на такие тяжелые условия земляных работ, нами был принят метод разработки котлована экскаваторами с применением пневматического инструмента для разборки фундаментов. Наиболее пригодными в этих условиях оказались экскаваторы типа «Комсомолец», емкостью ковша — 0,35 м3. Применение экскаваторов обеспечило высокие темпы работ. Так, основные земляные работы были закончены в течение 20 дней при средней суточной выемке — 1 000 м3 земли. Экскаваторы позволили почти целиком отказаться от ручных работ и использовать землекопов только для зачистки дна котлована и рытья траншей под фундаменты. Фундаменты и стены подвалов под корпусом «А» были выполнены в бетоне на кирпичном щебне и бутобетоне. Земляные работы были организованы с таким расчетом, чтобы уже спустя несколько дней после их начала можно было приступить к сооружению фундаментов и стен подвала. В дальнейшем эти работы шли параллельно. Бетонирование фундаментов и стен подвалов было начато с середины первой части корпуса (до Георгиевского переулка). Экскаваторы начали разработку с середины участка, расходясь в разные стороны и освобождая место для бетонных работ. Бетон для этой части корпуса доставлялся с завода. Уплотнение бетона производилось вибробулавами. Бетон доставлялся в автомашинах-самосвалах и выгружался прямо в опалубку через специальные лотки.
На втором участке строительства этого корпуса от Георгиевского переулка до проезда Художественного театра — бетонирование производилось также параллельно с земляными работами, но бетон приготовлялся на месте с использованием кир-пича-половняка от разобранных на этом участке старых зданий. У Георгиевского проезда были установлены 2 бетономешалки емкостью каждая по 375 литров. С правой стороны котлована находилась камнедробилка с сортировочным барабаном, которая с двух сторон загружалась транспортерами. Третий транспортер подавал готовую щебенку к бетономешалкам. Внизу, в подвале, под бетономешалками был установлен бетононасос, доставлявший бетон к месту укладки. Впервые изготовленный на советских заводах насос, рассчитанный на подачу бетона на гравии, в специфических условиях нашей стройки был использован для транспортирования бетона на кирпичном щебне низких марок. Это был первый в Союзе опыт такого применения бетонного насоса, и поэтому добиться непрерывной его работы нам не удалось, так как данный насос имел много конструктивных недостатков, которые за время работы, при таком темпе стройки, устранить не удалось. Несмотря на то, что добиться непрерывной работы насоса более 6—7 часов не удалось, все же его применение оказалось очень эффективным. Применение бетона на кирпичном щебне и бутобетона для фундаментов целиком отвечает индустриальным методам строительства и освобождает каменщиков от кладки фундаментов и стен подвалов.
Для корпуса «А» запроектирована следующая конструкция: кирпичные несущие стены со сборной начинкой — колонны, прогоны балки — металлические, перекрытия сборные железобетонные, балки «рапид», щитовидные перегородки и т. д. Для осуществления сборки всех деталей необходимо было иметь кран, позволяющий производить монтаж и непосредственную укладку всех конструкций на место с осуществлением горизонтального и вертикального транспорта. Все применяемые до настоящего времени под'емные механизмы типа кранов-укосина, шахтных под'емников раз-¦ пых типов и т. д., осуществляли только вертикальный под'ем, а развозка поверху и подноска к кранам оставались ручными. При индустриальных методах работ и сборке отдельных деталей заводского изготовления потребовались краны, открывающие возможность как горизонтального, так и вертикального транспорта. Таким типом крана и явился работающий сейчас на строительстве первой половины корпуса <'А» башенный катучий кран типа «Вольф». Этот кран имеет высоту под'ема до 43 м и вылет стрелы до 20 м с грузопод'емностью от 1,5 до 3,0 тонн. Этот кран может обслуживать любую точку корпуса: вдоль корпуса, перемещаясь по рельсовым путям,и в поперечном направлении— за счет вылета стрелы. За время работы на корпусе «А» кран блестяще справился с задачей монтажа сборных деталей. Тот же кран был, кроме того, нами использован также для опытной доставки к рабочему месту специальных контейнеров для кирпича. Контейнеры нами были разработаны на 200 штук кирпича, что отвечало условиям нормальной нагрузки на подлески. Опыт подтвердил целесообразность контейнерной подачи кирпича, и сейчас на корпусе «Ь» этот метод доставки кирпича применяется в широком масштабе. Контейнеры загружаются на строительную площадку и затем подаются краном непосредственно к рабочему месту каменщика. Благодаря этой системе совершенно исключена возможность боя кирпича, и, кроме того, строительство освободилось от целой армии подсобных рабочих, занятых на обычных стройках разгрузкой кирпича с автомашин, укладкой их в рамки, подвозкой к кранам и развозкой по лесам наверху 1. В цэлях перевода всех строэк на изложенный выше метод работ Управление жилищного строительства Моссовета уже сейчас разместило по заводам заказы на изготовление кранов и контейнеров, проверенных на строительстве корпусов „А" и „Б" по улице Горького типов.
С начала каменной кладки раствор для кладки доставлялся автомашинами-самосвалами со стороны; позже, когда было выведено перекрытие подвала корпуса «А», растворомешалки были установлены в подвале, где и был организован подогрев инертных, благодаря чему отпала необходимость в устройстве тепляков. Вся кладка (6 млн. штук кирпичей) в зимних условиях была проведена в течение 60 дней. В настоящее время корпус «А» имеет действующее центральное отопление; полным ходом идут И штукатурные работы. Потолки и карнизы здесь выполняются целиком способом литой штукатурки. Фасад корпуса будет облицован искусственной плиткой, которая заготовляется на заводе. Корпус будет сдан в эксплоатацию в августе месяце. Несколько иной характер должна носить организация работ по корпусу «Б». Земляные работы по корпусу «Б» так же успешно проведены экскаваторами, как и на корпусе «А». Однако в остальном организация работ существенно отличается от методов, примененных при строительстве корпуса «А». Для транспортирования материала, в частности кирпича, и монтажа сборных конструкций в этом случае впервые в жилищном строительстве использован кабельный кран. Кран такого типа представляет собой две установленные в торцах корпуса мачты, соединенные натянутым канатом. По канату перемещается люлька с грузом. Для подачи кирпича к стенам здания или установки и монтажа сборных элементов применяется специальное приспособление—траверза, т.-е. балка, идущая поперек направления каната, на концах которой подвешены контейнеры с кирпичом или отдельные сборные элементы. Одна мачта кабельного крана установлена на Советской площади, другая — в проезде Художественного театра. Применение крана этого типа было продиктовано совершенным отсутствием строительной площадки, ибо размер расчищенной от старых зданий площади отвечал лишь габаритам возводимого здания. Питание крана организовано с Советской площади. Фундаменты по корпусу «Б» применены самые разнообразные. На участке, занятом во дворе дома 22, фундамент выполнен в бетоне, на участке дома 24 использован старый фундамент от передвинутого дома и на участке домов 26 и 28 использована бутовая кладка. Кирпич для кладки корпуса «Б» подается в контейнерах, раствор подается растворонасосами прямо в ящик каменщика из специально организованного на участке дома 24 растворного узла. Кладка по этому корпусу будет закончена к 1 мая. Монтаж сборных элементов и перекрытий идет параллельно кладке.
|