ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЛ. ГОРЬКОГО

А.  КОЗЛОВСКИЙ

К 1946 году, за одно десятилетие в Москве должно быть отстроено 15 млн. м- новой жилой площади. Выполнение этой грандиозной стро­ительной программы, удваивающей жилой фонд Москвы, может проте­кать нормально и в точно преду­смотренные планом сроки только при условии перехода на более со­вершенные методы индустриализа­ции и механизации строительных работ.

Это тем более обязательно, что уже в текущем году строителям пришлось столкнуться с особыми трудностями развертывания работ в тесно застроенных и заселенных районах центра города. Освоение участка в этом случае требовало прежде всего разборки старых зда­ний. Полученные таким образом строительные площадки, отводимые под застройку новыми зданиями, бы­ли очень ограничены по площади и требовали применения новых мето­дов организации работ.

Характерным участком такой за­стройки является отрезок улицы Горького, на котором уже в на­стоящее время строятся два корпу­са — корпус «А», устанавливаемый по новым красным линиям улицы Горького от Охотного ряда до проезда Художественного театра, и корпус «Б», идущий от проезда Художественного театра до Совет­ской площади.

Строительство корпусов было на­чато в августе 1937 года. Разборка старых зданий, занимавших пло­щадку будущего корпуса «А», произ­водилась с применением пневматиче­ского    инструмента    и    гусеничного

Участок по ул. Горького

между проездом Художественного театра

и Советской площадью

до начала работ по корпусу „Б"

Февраль 1938 г.

трактора для валки стен. При рас­чистке площадки под корпус «Б» применялись, кроме того, взрывные способы. Взрывом была разрушена часть углового здания дома № 20, выходящая на проезд Художествен­ного театра. Предварительно была разобрана вся начинка здания (сани-тарно-техническое оборудование, пе­рекрытия с балконами, перегородки, столярки и т. д.), затем стены пред­назначенной к сносу части дома были отделены от остающихся частей здания штрабами, а заряды заложе­ны под основание стен с таким расчетом, чтобы взрывом они были опрокинуты внутрь здания. При паде­нии кирпичные стены сильно дро­бятся, и поэтому открывается воз­можность погрузки мусора и кирпи-ча-половняка на автомашины-самосвалы  экскаваторами.

Тот же способ разборки   был при­менен и к стоявшему во дворе дома № 24 по улице Горького трехэтажно­му каменному корпусу, на место ко­торого с улицы Горького передвинут 5-этажный каменный дом № 24 об­щей кубатурой около 46 тысяч м2 и весом в 23 тысячи тонн.

 

Этот дом передвигался по рельсам, уложенным по дну приготовленного котлована. Под рельсовые пути бы ла сделана щебеночная подготовка, из кирпича от разработки старых зданий на этом участке. Шпалы укладывались с подшивкой цемент­ным раствором. Дом, стены которо­го были опоясаны металлическими поясами, был поставлен на ходовые балки. Между ходовыми балками и рельсами укладывались стальные катки диаметром 140 мм. Их было уложено до 2 000 шт. Движущую си­лу дом получал от двух электроле­бедок, грузопод'емностью по 15 тонн каждая. Через систему палиспас-тов, заряженных троссами диамет­ром 27 мм, прикрепленных с одной стороны по всему фронту к зданию и с другой за концы рельсового пу­ти, параллельно дну котлована, дом получал поступательное движение. Скорость передвижки дома составля­ла 8 м/час, при работе двух лебе­док и 4 м/час при работе одной ле­бедки. Во время передвижки дома нормальная жизнь жильцов не нару­шалась. Водопровод, канализация, центральное отопление, телефон и т. д. — все работало бесперебойно. После передвижки каких-либо де­формаций или трещин обнаружено не было. Таким образом дом был пе­редвинут на 50 м вглубь двора. На освободившейся, благодаря всем этим мероприятиям, площади раз­вернуто строительство корпуса «Б». Корпус «А» по проекту имеет сплошные подвалы с разрывом в Георгиевском переулке, который пе­рекрывается аркой; поэтому котло­ван его разделен на две части. Общая длина корпуса 220 м, ширина 14 м, общий об'ем земляных работ составлял около 21 000 м2. Глубина котлована, в зависимости от рельефа местности, колебалась в пределах от 4,5 до 8 м. Земляные работы сильно усложнились тем, что котлован за­стройки был перерезан старыми фундаментами от разобранных зда­ний. Несмотря на такие тяжелые условия земляных работ, нами был принят метод разработки котлована экскаваторами с применением пнев­матического   инструмента   для   разборки фундаментов. Наиболее при­годными в этих условиях оказались экскаваторы типа «Комсомолец», емкостью ковша — 0,35 м3. Примене­ние экскаваторов обеспечило высо­кие темпы работ. Так, основные зем­ляные работы были закончены в те­чение 20 дней при средней суточной выемке — 1 000 м3 земли. Экскавато­ры позволили почти целиком отка­заться от ручных работ и использо­вать землекопов только для зачистки дна котлована и рытья траншей под фундаменты.

Фундаменты и стены подвалов под корпусом «А» были выполнены в бетоне на кирпичном щебне и буто­бетоне. Земляные работы были орга­низованы с таким расчетом, чтобы уже спустя несколько дней после их начала можно было приступить к сооружению фундаментов и стен подвала. В дальнейшем эти работы шли      параллельно.     Бетонирование фундаментов и стен подвалов было начато с середины первой части кор­пуса (до Георгиевского переулка). Экскаваторы начали разработку с се­редины участка, расходясь в разные стороны и освобождая место для бе­тонных работ. Бетон для этой части корпуса доставлялся с завода. Уплотнение бетона производилось вибробулавами. Бетон доставлялся в автомашинах-самосвалах и выгру­жался прямо в опалубку через спе­циальные лотки.

 

На втором участке строительства этого корпуса от Георгиевского пе­реулка до проезда Художественного театра — бетонирование производи­лось также параллельно с земляны­ми работами, но бетон приготовлял­ся на месте с использованием кир-пича-половняка от разобранных на этом участке старых зданий. У Георгиевского проезда были установле­ны 2 бетономешалки емкостью каж­дая по 375 литров. С правой сто­роны котлована находилась камне­дробилка с сортировочным бараба­ном, которая с двух сторон загружа­лась транспортерами. Третий транс­портер подавал готовую щебенку к бетономешалкам. Внизу, в подвале, под бетономешалками был установ­лен бетононасос, доставлявший бе­тон к месту укладки. Впервые изго­товленный на советских заводах на­сос, рассчитанный на подачу бетона на гравии, в специфических усло­виях нашей стройки был использо­ван для транспортирования бетона на кирпичном щебне низких марок. Это был первый в Союзе опыт тако­го применения бетонного насоса, и поэтому добиться непрерывной его работы нам не удалось, так как данный насос имел много конструктив­ных недостатков, которые за время работы, при таком темпе стройки, устранить не удалось. Несмотря на то, что добиться непрерывной рабо­ты насоса более 6—7 часов не уда­лось, все же его применение оказа­лось очень эффективным. Примене­ние бетона на кирпичном щебне и бутобетона для фундаментов цели­ком отвечает индустриальным мето­дам строительства и освобождает каменщиков от кладки фундаментов и стен подвалов.

 

Для корпуса «А» запроектирова­на следующая конструкция: кирпич­ные несущие стены со сборной на­чинкой — колонны, прогоны балки — металлические, перекрытия сборные железобетонные, балки «рапид», щи­товидные перегородки и т. д. Для осуществления   сборки   всех  деталей необходимо  было  иметь  кран, позво­ляющий   производить   монтаж   и   не­посредственную    укладку   всех   кон­струкций   на   место    с   осуществле­нием      горизонтального     и      верти­кального     транспорта.    Все    приме­няемые     до     настоящего     времени под'емные механизмы   типа   кранов-укосина,  шахтных  под'емников   раз-¦ пых    типов    и  т.  д.,  осуществляли только  вертикальный  под'ем,  а  раз­возка поверху  и подноска  к  кранам оставались ручными.  При индустри­альных методах работ    и сборке от­дельных деталей    заводского    изго­товления       потребовались       краны, открывающие возможность как гори­зонтального,    так    и    вертикального транспорта.  Таким    типом    крана  и явился работающий сейчас на стро­ительстве  первой  половины  корпуса <'А»  башенный    катучий    кран  типа «Вольф».  Этот  кран    имеет    высоту под'ема до 43 м и  вылет стрелы до 20 м   с  грузопод'емностью  от  1,5 до 3,0 тонн.  Этот кран  может  обслужи­вать   любую    точку    корпуса:    вдоль корпуса,  перемещаясь  по  рельсовым путям,и   в поперечном направлении— за счет вылета стрелы. За время ра­боты   на  корпусе «А» кран   блестяще справился с задачей   монтажа  сбор­ных деталей. Тот же кран был, кро­ме того, нами использован также для опытной  доставки  к  рабочему   месту специальных   контейнеров   для   кир­пича.  Контейнеры  нами были  разра­ботаны на 200 штук кирпича, что от­вечало условиям нормальной нагруз­ки  на   подлески.    Опыт    подтвердил целесообразность    контейнерной    по­дачи  кирпича,  и   сейчас   на   корпусе «Ь»  этот   метод    доставки    кирпича применяется   в   широком    масштабе. Контейнеры   загружаются   на   строи­тельную  площадку  и   затем  подают­ся   краном   непосредственно   к   рабо­чему  месту   каменщика.    Благодаря этой  системе  совершенно  исключена возможность   боя   кирпича,   и,   кроме того, строительство  освободилось   от целой армии подсобных рабочих, за­нятых  на  обычных стройках разгруз­кой  кирпича с  автомашин,  укладкой их  в  рамки,  подвозкой  к   кранам    и развозкой  по  лесам   наверху 1.

В цэлях перевода всех строэк на изложенный выше метод работ Управление жилищного строительства Моссовета уже сейчас разместило по заводам заказы на изготовление кранов и контейнеров, про­веренных на строительстве корпусов „А" и  „Б" по улице Горького типов.

 

С начала каменной кладки раствор для кладки доставлялся автомаши­нами-самосвалами со стороны; позже, когда было выведено перекрытие подвала корпуса «А», растворо­мешалки были установлены в под­вале,   где   и   был  организован   подогрев инертных, благодаря чему от­пала необходимость в устройстве тепляков. Вся кладка (6 млн. штук кирпичей) в зимних условиях была проведена в течение 60 дней.

В  настоящее    время корпус  «А» имеет      действующее      центральное отопление; полным ходом идут И штукатурные работы. Потолки и кар­низы здесь выполняются целиком способом литой штукатурки. Фасад корпуса будет облицован искусствен­ной плиткой, которая заготовляется на заводе. Корпус будет сдан в эксплоатацию в августе месяце.

Несколько иной характер должна носить организация работ по корпу­су «Б». Земляные работы по корпусу «Б»      так    же    успешно    проведены экскаваторами, как и на корпусе «А». Однако в остальном организация ра­бот     существенно      отличается      от методов,    примененных    при    строи­тельстве корпуса «А». Для транспор­тирования    материала,    в частности кирпича, и  монтажа    сборных    кон­струкций    в   этом   случае    впервые в   жилищном   строительстве   исполь­зован    кабельный    кран.     Кран    та­кого   типа   представляет    собой   две установленные    в    торцах    корпуса мачты,  соединенные   натянутым  ка­натом.     По    канату     перемещается люлька с грузом. Для подачи кирпи­ча к стенам здания или установки и монтажа сборных    элементов приме­няется     специальное     приспособле­ние—траверза, т.-е. балка,    идущая поперек направления каната, на кон­цах которой подвешены контейнеры с кирпичом    или отдельные сборные элементы.    Одна    мачта    кабельного крана     установлена     на     Советской площади, другая — в   проезде  Худо­жественного      театра.      Применение крана этого типа было продиктовано совершенным отсутствием строитель­ной   площадки,    ибо    размер  расчи­щенной  от старых   зданий  площади отвечал лишь габаритам возводимого здания. Питание крана организовано с Советской площади.

Фундаменты по корпусу «Б» при­менены самые разнообразные. На участке, занятом во дворе до­ма 22, фундамент выполнен в бетоне, на участке дома 24 использован старый фундамент от передвинутого дома и на участке домов 26 и 28 использована бу­товая кладка. Кирпич для кладки корпуса «Б» подается в контейнерах, раствор подается растворонасосами прямо в ящик каменщика из специ­ально организованного на участке дома 24 растворного узла. Кладка по этому корпусу будет закончена к 1 мая. Монтаж сборных элементов и перекрытий идет параллельно клад­ке.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!