А. ЧАЛДЫМОВ Велика забота Советской страны о детях. Огромны достижения Советского Союза в деле воспитания детей всех возрастов и в частности детей дошкольного возраста. По всей стране раскинулась сеть детских учреждений, далеко продвинулось за последние годы и строительство новых по типу детских садов. Однако строительство 1936— 1937 гг. все же не свободно от ряда существенных недостатков. Тов. В. М. Молотов, принимая делегацию первого с'езда архитекторов, указал на недостатки массового строительства и, в частности, строительства детских учреждений. Исходя из этих указаний тов. Молотова, Всесоюзная академия архитектуры в конце 1937 года развернула работу по экспериментальному проектированию детских садов и яслей. Была создана комплексная бригада из специалистов по оборудованию, мебели, арматуре, отделочным материалам, конструкциям, санитарной технике, скобяным и столярным изделиям и др. Кроме того, для повседневной работы были привлечены педагоги, врачи и практики дошкольной работы. На основе тщательного изучения опыта строительства детских садов, ознакомления с новостройками и анализа проектных заданий бригадой был собран интересный материал, который еще нуждается в окончательной обработке. От редакции. Помещая настоящую статью, р=дакция считает нужным отметить, что эскизы детских садор, разработанные Академией архитектуры, саюг интересный материал для ппоектировщича. днако эскизы эти страдают весьма существенными недостатками, отр»жающ<-ми он ибки, допущенные при составенчи задания, в частно'ти, необходимо (и впо1 не возможно без ущерба дня работы дег ского сада)добиться гораздо более эк -номных i ешений—путем общэго снижения кубатуры, исключения некоторых обслуживающих помещений и т. п. Тем не менее, уже сейчас вполне возможно, анализируя этот материал, пересмотреть принятые в прошлом задания, решения планов и методы подхода к проектированию детских садов. Одним из крупнейших недостатков практики прошлых лет является отсутствие творческого подхода и чисто деляческое, беспринципное отношение к проектированию детских садов. Прямым следствием такого подхода являлось раболепное соблюдение условий задания. Между тем, в прошлом, исследовательские организации мало уделяли внимания накоплению опыта, проблемам организации и строительства детских садов — в результате чего задания, на основе которых проектировались и строились детские сады, страдали крайней «академичностью» и оторванностью от требований жизни. Архитекторы-проектировщики часто плохо знали условия воспитания в детских садах. В строительстве игнорировались многие «мелочи», играющие существенную роль при нормальной организации жизни в детском саду: совершенно не предусматривались, например, места для раздевания взрослых, кладовки для грязного белья, помещения для технического персонала и т. д. Еще меньше внимания уделялось вопросам интерьера — архитектуре и оборудованию помещений. В частности, совершенно отсутствовало встроенное оборудование. Все это приводило к тому, что уже после сдачи детского сада в эксплоатацию, персоналу его приходилось своими силами производить все необходимые доделки.
Совершенно непростительным является игнорирование в проектах детских учреждений основных требований санитарии и гигиены. Возможность изоляции групп в случае инфекции всегда должна учитываться при решении детского сада. В проектах и в строительстве прошлых лет это требование не было предусмотрено. Невыясненным в строительстве 1937 г. остался и вопрос о планировке и оборудовании участка детского сада. Все эти и многие другие недостатки текущего строительства, на которых мы не останавливаемся, заставили бригаду Всесоюзной академии архитектуры решительно пересмотреть основные приемы решения детских садов, задания на проектирование и строительство. К каким же выводам пришла бригада? Архитектор, проектируя детский сад, должен прежде всего предусмотреть нэ случай инфекционных заболеваний возможность групповой изоляции детей. Обязательным условием такой изоляции является создание особых групповых ячеек, доступ в которые открывается не из общего вестибюля. Групповые ячейки должны включать следующие помещения: комнату для игр, санитарный узел (умывальная, уборная, буфетная или место для мытья посуды), раздевальню (она же мешочная) и веранду. В строительстве 1936—1937 гг. веранды рассматривались только как места дневного сна детей. Между тем, веранду в пасмурные дни целесообразно также использовать для занятий с детьми. В связи с этим, надо при веранде предусмотреть холодное помещение для хранения складных кроватей и теплый шлюз, соединяющий веранду с прилегающими к ней комнатами.
При таком использовании веранды она должна быть значительно увеличена и проектироваться из расчета нормы площади в 2 м на одного ребенка. Расширение веранды вполне оправдывается сравнительно небольшой стоимостью кубатуры при облегченном типе строительства и полной возможностью отказаться в этом случае от устройства навесов на площадке. Дальнейшее исследование показало, что зал, необходимость которого в детском саду очевидна, обычно очень нерационально используется. В зале проводятся ежедневно зарядки, музыкальные занятия и массовая работа среди детей. Все это не исключает добавочного использования зала как спальни для ночной группы. Проектируя встроенные кроватки-панели или устраивая рядом с залом специальное помещение для хранения кроваток и отдельный санитарный узел, архитектор добьется разрешения этой задачи. В планировке необходимо предусмотреть возможность изоляции такого зала от остальных четырех групп, что важно в случае обнаружения в ночной группе инфекционных заболеваний. Зал следует проектировать не менее чем в 75 м2. Зал должен быть хороших пропорций, без устройства опор, так как введение столбов или удлиненная коридорная форма зала, неизбежная при конструкции деревянного — применяемого в практике перекрытия, будет сильно затруднять его эксплоатацию. Уборные для детей можно проектировать из расчета 0,25—0,30 м2, умывальные — из расчета 0,40 м2, с обязательным размещением полного оборудования санитарно-техническо-го узла (3 унитаза и 4 раковины на группу в 25 человек). Душевую на два рожка (с ванночкой для мытья ног) и раздевальную лучше всего расположить в первом этаже. Общая площадь душевой не должна превышать 9—10 м2. В 4-групповом детском саду площадь изолятора и врачебной (отдельно) достигает 8 м2. Изолятор может проектироваться без отдельного выхода. Устройство специальной комнаты заведующего не обязательно в том случае, если комната педагогов проектируется размером не меньше чем в 9 м2. Под канцелярию также рекомендуется отводить не менее 9 м2. Обязательно, кроме того, устройство кладовых или встроенных шкафов для хранения белья и для других хозяйственных нужд детского сада. По высоте помещения детского сада диференцируются на основе следующих расчетов: а) групповые комнаты — не менее 3,20 м; б) веранды — не ниже 3 м, в) обслуживающие помещения — не ниже 3 м, г) высота зала минимальная — 3,20 м. В задании общую кубатуру следует устанавливать только ориентировочно. Вместе с тем стоимость детского сада того или иного типа твердо лимитируется в рублях на одно детское место. Экономичность проекта надо определять не кубатурой, а сметой, подсчитанной по элементам конструкций, применяемых материалов и предлагаемых способов строительных работ. Такой способ определения экономичности проектов не стесняет свободу архитектора в установлении нормативов отдельных помещений и одновременно открывает перед ним возможность творческого подхода к своей задаче. Нет нужды особо останавливаться на архитектурных требованиях, пред'являемых к детскому саду. Само собой разумеется, что во внешней архитектуре и интерьерах детского сада должна быть выражена счастливая, радостная жизнь детей советского народа. На основе изложенных выше принципов бригадой Всесоюзной академии архитектуры было разработано несколько вариантов решений детского сада на 100 детей, которые в конечном счете приведены к шести основным вариантам. 1-й вариант — надземная кубатура 3 680 м3. Детский сад имеет центральный вход с двухмаршевой лестницей, идущей по стенам. В предлагаемом решении было обращено особое внимание на обеспечение легкой ориентации детей при входе в детский сад. Из вестибюля или же лестничной клетки второго этажа ребенок попадает непосредственно в раздевальню —светлую комнату в 16 м2 и видит вход в свою групповую комнату, В раздевальной комнате каждый ребенок имеет свой индивидуальный шкаф для верхнего платья. Здесь же устроены ящики для хранения постельного белья и мешков (раздевальня служит одновременно мешочной). Групповая комната проектируется в 60 м2 и обрат щена двумя своими сторонами на южную часть горизонта. Умывальная в 10,0 м2 связывается входами непосредственно с групповой, через которую ребенок попадает в уборную. В умывальной устроены 2 раковины для мытья посуды групповой. В стене, примыкающей к групповой, проектируется буфет, одновременно открывающийся как со стороны групповой, так и со стороны умывальной. Веранда, площадью в 50 м-, связана с раздевальней тамбуром.Здесь же предусмотрено помещение в 5 м2 Для хранения складных кроваток. Веранда первого этажа имеет непосредственный выход на участок, к веранде второго этажа примыкает одномаршевая запасная лестница, благодаря чему в случае инфекционных заболеваний в одной из групп открывается возможность выключить остальные. Запасные выходы могут быть использованы педагогами и при работе с ребятами на участке. Во всех случаях дети как в первом, так и во втором этаже, попадают непосредственно в свою групповую раздевальню. Зал, он же спальная для ночной группы, проектируется в 75 м2, расположен во втором этаже и снабжен встроенными в панель кроватками. В непосредственной близости от зала проектируется уборная-слив. В случае инфекции, обнаруженной в ночной группе, для обслуживания зала используется главный вход, а остальные группы пользуются своими запасными входами. Кухня проектируется как одно помещение в 32 м2. Автор проекта решительно отказался от устройства переборок до потолка. Из общего помещения выделен только шлюз-раздаточная в 3—4 м2 и одна переборка со стороны заготовочной, не доходящая до потолка. При кухне проектируется кладовая в 6 м- с отдельным помещением для холодильника. При душевой проектируется большая раздевальня с индивидуальными шкафами для педагогов и технического персонала. Этот же душ должен обслуживать и детей ночной группы. В первом этаже, в непосредственной близости к входу, располагается изолятор и канцелярия. Во втором этаже — врачебная и педагогическая, каждая по 8V2 м2. Кроме того, проект предусматривает устройство шкафов-кладовых для белья и другого инвентаря детского сада. В первом этаже проектируется уборная для персонала. 2-й вариант — надземная кубатура 3 400 м3. В отличие от первого варианта здесь не предусмотрена возможность выключения зала-спальной, в случае возникновения инфекции. Веранды обращены на северный горизонт. Но если это потребуется, они могут быть повернуты на 90° и обращены на южную часть горизонта. Запасные входы в первом этаже ведут непосредственно с участка на веранду; во втором этаже используются запасные входы с лестничной клетки. Преимуществом этого варианта является расположение главного входа вне зависимости от ориентации групповых комнат. Четкое деление плана на групповые ячейки и обслуживающие общие помещения, тесно увязанное с главным входом, дает возможность легко приспособлять этот вариант к различным условиям расположения детского сада на участке. 3-й вариант — надземная кубатура — 3 200 м3. Этот вариант отличается четкостью расположения групповых ячеек. С целью снижения кубатуры веранда проектируется из расчета 1,75 м2. Обслуживающие помещения расположены в первом цокольном этаже. Это дает возможность открыть доступ в зал непосредственно с площадки лестничной клетки. Перспектива на последний открывается уже при входе в детский сад. Устройство цокольного этажа дает также возможность, не увеличивая общей кубатуры, довести высоту зала до 4V2 м. При зале проектируется бельевая, помещение для хранения кроваток и самостоятельный санитарный узел. По этому варианту также открывается возможность изоляции всех четырех групп и зала. Принцип устройства выходов (запасных) с первого и второго этажей, обеспечивающий изоляцию и устройство групповых ячеек, тот же, что и в первом варианте. Исключением является устройство недиференцированной общей мойки при кухне. 4-й вариант — надземная кубатура—3100 м3. Детский сад в этом случае проектируется без зала, но с увеличенными нормами групповых комнат для игр. Лестница двухмар-шевая, идущая по стенам, вестибюль — в первом этаже. В остальном принципы решения те же, что и в предыдущих вариантах. 5-й в а р и а н т—надземная кубатура—3200 м3. Вариант рекомендуется для северных районов нашего Союза и в соответствии с этим проектируется без веранд, но зато с увеличенными нормами групповых. В каждой групповой ячейке, кроме резде-вальни в 15 м2, уборной и умывальной, предусмотрена комната для хранения складных кроваток. Изоляция групп достигается путем устройства входов и выходов по тем же принципам, что и во 2-м варианте. В первом и втором этажах проектируются специальные тамбуры, связанные непосредственно с раздевальнями групповых. 6-й вариант. — В этом варианте сделана попытка определить архитектурный образ детского дома. Автор, в отличие от рассмотренных выше вариантов, проектирует его одноэтажным. Центром архитектурной композиции является зал-холл-зимний сад. Таким образом, достигается непосредственная связь всех групповых ячеек с участком. Каждая групповая ячейка снабжена закрытой верандой с примыкающей к ее уровню открытой площадкой. При входе в детский сад открывается перспектива колонного зала-зимнего сада. Этот вариант предлагается для экспериментального строительства 4. * В разработке вариантов детсада принимали участие аэх. В. В. Жаров, инж. Чеплыгин, проф. Экман, инж. Очкин и специалист по оборудованию т. Морозова.
|