Г- ГОЛЬЦ и И. РАБИНОВИЧ
Яуза в прошлом — маленькая, грязная, забытая реченка. Вытекая из торфяных болот близ ст. Мытищи, она, на протяжении последних 15 км своего течения, постоянно принимала в себя сточные воды и отбр'осы многочисленных заводов. Речка была мелководной. Ее берега не были укреплены, старые мосты и деревянные пешеходные мостики были узки и низки. Судоходства по Яузе не было. Тем не менее, бесспорно большое планировочное значение Яузы — водной артерии, пересекаемой рядом крупных магистралей,—артерии, впадающей в Москва-реку в центре города, у Дворца труда. По сталинскому плану реконструкции Яуза должна быть приведена в санитарное состояние, вдоль ее укрепленных берегов должны быть построены красивые и удобные дома, она должна быть обводнена и в пределах города стать судоходной, ее новые мосты должны полностью удовлетворить нужды городского транспорта. Реконструкция Яузы—это огромный комплекс работ архитектурного, технического и организационного порядка. Для оздоровления реки, ее обводнения и укрепления ее берегов — вдоль последних нужно проложить канализационные коллекторы, реорганизовать подземное хозяйство, построить проезды и тротуары. От завода «Красный Богатырь» до Высокояузского моста на "протяжении 11,5 км необходимо устройство железобетонных подпорных стенок с 10 гранитными сходами к воде. Далее намечено спрямление русла реки, расширение его до 25 м, частичная расчистка дна и организация питания Яузы волжской водой через систему канала Волга—Москва. Наконец, для обеспечения нужной судоходной глубины на верхнем мелководном участке строится плотина и шлюз. В связи с этими мероприятиями 5 старых, мешающих судоходству, яузских мостов предназначены к сносу 1. Ряд других мостов подлежит реконструкции и переработке. Вместо них будет построено в новых мостов: 4—дорожных и 2—пешеходных. Но все эти мосты полностью еще не обеспечат сквозную связь всех будущих магистралей, пересекающих Яузу. Для завершения реконструкции Садового кольца придется построить новый Высокояузский мост (нынешний имеет ширину всего в 20 м при ширине магистрали в 60 м). Во вторую и третью очередь придется построить мосты: Костомаровский дорожный, Ногина-Проломная застава, Салтыковский, Почтовый пешеходный, Гальяновский проезжий, Олений, Богородский, Богатырский. Строительство мостов — это только часть (правда, сама по себе внушительная) огромного комплекса предстоящих реконструктивных работ. Тем не менее, архитектурное значение этой части работы по реконструкции Яузы весьма велико, а задачи, стоящие перед архитекторами в этом случае, трудны и ответственны. В чем же заключается основная трудность решения архитектуры яузских мостов? На Яузе создается большой комплекс гидротехнических сооружений: подпорные стенки, сходы, плотина, шлюз. Вместе с мостами, они должны образовать один из ответственных ансамблей социалистической Москвы. Поэтому, решая мосты, нужно избежать однообразия в их внешнем виде, в конструкциях, в деталях и добиться единства архитектурного образа во всех сооружениях новой Яузы. Как добиться такого единства? Вспомним опыт проектирования и строительства первой очереди метрополитена. Партия в своей заботе о социалистическом человеке выдвинула тогда руководящую идею, которую четко сформулировал Л. М. Каганович, — добиться того, чтобы ощущение подземелья в архитектуре станции метрополитена было уничтожено. Такую же руководящую идею следовало положить в основу проектирования ансамбля Яузы. При ее наличии архитекторы, проектировавшие мосты и прочие сооружения Яузы, безусловно разрешили бы свою задачу и выразили живущее в нас, людях эпохи Сталинской Конституции, ощущение свободы, простора и легкости, неразрывно связанное с представлением о прочности и нерушимости созданного. Не все воспроизводимые здесь проекты, если подойти к ним с мерилом такой об'единяющей идеи, можно признать удачными. МАЛЫЙ УС Т Ь И Н С К И Й МОСТ
При проектировании этого моста приходилось, пожалуй, преодолеть наибольшие трудности. Мост перекрывает устье Яузы, виден с Москва-реки, находится в непосредственной близости к Большому Устьинскому мосту, будучи расположен к нему почти под прямым углом. Оба берега косые, не параллельные друг другу, стенки набережных Москва-реки и Яузы имеют разный уклон. В основном следует считать задачу, стоявшую перед автором, разрешенной удачно. Конструктивная схема и материал моста выбраны правильно. Архитектура ясна и правдива, не маскирует конструкцию, а использует ее. как тему. Соседство Большого Устьинского моста учтено (правда, не до конца). Есть, конечно, и недоработанные места. Фонари, учитывая соседство Большого Устьинского моста, следовало бы делать проще. Не совсем доработана решетка: ее портит жидкий каркас, в силу чего картуш кажется слишком тяжелым. Опора под фонарь на левом наружном берегу Яузы (место соединения стенки Москва-реки' и опоры моста) не совсем удачно смыкается со стенкой. Было бы лучше, если бы предпоследняя грань опоры была просто продолжена до ее пересечения с откосной стенкой Москва-реки. Между тем, балку поддерживают массивнейшие консоли, совершенно убивающие масштаб арок. К тому же они слишком значительны для такой сравнительно легкой балки. Материал большей части этой массивной консоли работает как бы вхолостую: загружен только передний наружный край верхнего полуцилиндра. Безразличное членение консоли на ряд нависающих полуцилиндров нелогично и неконструктивно, а вследствие этого — и немасштабно. С конструктивной же стороны полуцилиндрическая форма консоли как-будто не вызывается никакой необходимостью. Из ошибочной трактовки формы консоли вытекла вторая ошибка: балку над консолями не следовало раскреповывать — балка ни на чем не лежит и проваливается. И здесь нет ни логики, ни архитектурной правдивости. В проекте допущена еще одна ошибка: тесны и не нужны карманы между откосом и крайней береговой опорой. Нужно было просто закрыть их стенкой или довести откос до самой опоры.
костью новой, балочной. Между тем, балку поддерживают массивнейшие консоли, совершенно убивающие масштаб арок. К тому же они слишком значительны для такой сравнительно легкой балки. Материал большей части этой массивной консоли работает как бы вхолостую: загружен только передний наружный край верхнего полуцилиндра. Безразличное членение консоли на ряд нависающих полуцилиндров нелогично и неконструктивно, а вследствие этого — и немасштабно. С конструктивной же стороны полуцилиндрическая форма консоли как-будто не вызывается никакой необходимостью. Из ошибочной трактовки формы консоли вытекла вторая ошибка: балку над консолями не следовало раскреповывать — балка ни на чем не лежит и проваливается. И здесь нет ни логики, ни архитектурной правдивости. В проекте допущена еще одна ошибка: тесны и не нужны карманы между откосом и крайней береговой опорой. Нужно было просто закрыть их стенкой или довести откос до самой опоры. Этот новый железобетонный арочный мост, вполне приемлемый в своих массах, можно было бы признать удачным, если бы не ряд ошибок. Отсутствует органическая связь в месте стыка моста с подходами к нему. Неудачен также слишком частый шаг бетонных контрфорсов в подпорной стене подходов. Не продуманы некоторые детали. Замковый камень на монолитной железобетонной арке, устройство рамочек вокруг конструкций— это ненужные и притом плохие декорации. Неприятна, кроме того, модернистская по рисунку решетка. Едва ли следовало увязывать столбики решетки с ритмом железобетонных стенок, поддерживающих все верхнее строение моста в целом.
ЭЛЛЕКТРОЗАВОДСКИЙ (РУБЦОВСКИЙ) МОСТ К достоинствам проекта этого балочного трехпролетного железобетонного моста можно отнести два момента: его общую конструктивную схему и решение береговых устоев как открытой, с видом на воду, ко-лоннады. Вся же архитектурная разработка его совершенно лишена логики. Начать хотя бы с того, что отношение к материалу конструкции самое неопределенное, то ли это железобетон, то ли камень, то ли дерево. Работа устоя также никак не выражена (в особенности это относится к подходам); неизвестно, поддерживает ли он балку или поддерживает только фонарь, а балка существует сама по себе. Непонятно, зачем при трехчленном делении балки (архитрав, фриз, карниз) карниз в виде вала сделан намного ниже балок. Он лишается смысла и, вследствие этого, может быть произвольно передвинут вниз или вверх или вовсе убран. Форма ворот в подходах, закругленных сверху, не вызвана никакой необходимостью и по своему характеру совершенно чужда балочной конструкции моста. Лестницы — сходы с моста — не связаны органически с массой моста и вдобавок сильно затесняют тротуар. У решетки, которая сама по себе приемлема, на подходах изменен ритм и тем самым созданы ненужные акценты на второстепенных опорах. Короче, в этом проекте нет попыток выявить архитектурно-конструк-1ивную тему. В то же время здесь нет и какой-либо последовательной попытки заменить данную реальную конструкцию другой видимой архитектурной конструкцией. Замыслу недостает правдивости. Проект хорошо было бы целиком переработать. МАТРОССКИЙ МОСТ К числу бесспорных достоинств этого проекта следует в первую очередь отнести простоту его архитектурного и конструктивного решения. К сожалению, и здесь применены недостаточно логичные, чисто украшательские приемы, мешающие тому, чтобы вслед простоте пришла и необходимая ясность. Вполне приемлемая по рисунку решетка из отдельных звеньев опирается на более низкие, чем она, столбики. Это явно не логично, тем более, что при высоте решетки больше, чем в 1 м, сквозной поручень совершенно не нужен. Низ устоя, обращенный к реке, облицован естественным камнем. Эта облицовка имеет характер приставленной к бетонному массиву тонкой каменной стенки и в силу этого теряет всякий архитектурный смысл. Консоли перерезают карниз и ничего не несут; ни конструктивно, ни декоративно они совершенно не оправданы. Наконец, к отрицательным чертам проекта относится несколько вялый рисунок" свода. Какие, же выводы нужно сделать на основе анализа всех этих проектов? К достижению правдивости архитектурного образа, цельности архитектуры моста — могут быть два пути. Первый путь в том, чтобы полностью использовать конструкцию моста и довести ее средствами архитектуры до максимальной конструктивной выразительности, работая над ее формой, пропорциями и отделкой. Иначе говоря, первый путь в том, чтобы оставить конструкцию открытой и подчеркнуть архитектурно ее тему. Это путь наиболее правдивой архитектуры. Второй путь — полностью спрятать конструкции под архитектурную декорацию, развивающую свою тему — видимость иной конструктивной темы. К такому приему иногда необходимо прибегать при неудачных конструкциях, но он, как правило, менее логичен. В основном авторы разработанных проектов шли первым путем, путем выражения открытой конструкции, и это несомненная их заслуга. Главная же ошибка заключалась в том, что, в ряде случаев, вводимые ими детали искажают конструктивную тему, служат простой декорацией и, нарушая логику открытой конструкции, не подчеркивают, а затемняют ее смысл. Надо надеяться,-что дальнейшая работа авторов над мостами Яузы приведет к созданию произведений, которые по праву займут подобающее им место в ансамбле Москвы.
|