Направления по улучшению внешнего вида зданий

PDF Печать E-mail

Различают два направления в изменении внешнего вида существующих зданий в процессе их реконструкции в зависимости от условий расположения здания в городской застройке и от того, ведется реконструкция одного здания или всей застройки.
Первое направление применяют в тех случаях, когда существующий объем здания преобладает над его дополнениями, которые имеют значительно меньший удельный вес. В этом случае объемное решение и композицию внешнего облика существующего здания принимают за основу композиции всего объекта после его реконструкции.

Второе направление относят к тем объектам реконструкции, в которых существущие элементы занимают по проекту реконструкции сравнительно небольшую часть его объема. Существующие элементы в этом случае должны быть включены в новый облик здания, т. е. основой композиции будет служить новая преобладающая часть, существующие же элементы включают в эту композицию.

Примером первого направления может быть один из вариантов реконструкции старинного здания общежития МИСИ на ул. Гиляровского в Москве, где была предусмотрена надстройка, меньшая по объему и высоте существующего здания. Это здание имеет ясно выраженную композицию фасадов: систему пилястр, наличников окон, карниз и некоторые другие декоративные детали. В надстройке эта система как бы продолжена, но в более современной трактовке—в виде лопаток простого профиля и завершения стены, соответствующего условиям внутреннего водостока (рис. 62).

Примером второго направления может служить перестройка дома, показанного на рис. 63, Небольшой старый дом включен в объем нового объекта — он стал серединой большого здания, надстроены четыре этажа. При этом выдержаны высоты существующих этажей, ритм и характер проемов, хорошо связаны существующие эркеры с новым объемом.
 

img-129
Рис. 62. Связь новых частей здания с существующими в процессе реконструкции на ул. Гиляровского, 6, в Москве

В настоящее время реконструкции подлежат здания традиционной постройки дореволюционного периода, назрела также пора реконструировать здания, построенные в 1920—1930 гг. Начинают перестраивать отдельные дома 1940—1950 гг. Полносборные дома первых серий также вызывают мысли о необходимости их внутреннего переустройства, повышения комфорта и надстройки, где это целесообразно.

Старые дома, выполненные из традиционных конструкций, были построены во второй половине XIX и в начале XX в. Это были трудные десятилетия в истории архитектурно-строительного дела. Бурное развитие капиталистической экономики вызвало большое городское строительство. Появились новые виды зданий, прежде всего многоквартирные, многоэтажные жилые дома, а также большие магазины и рынки, промышленные здания и т. п.

В эти десятилетия значительно продвинулось развитие строительной науки, появились новые материалы и технические решения. Вместе с тем стремление к пышности оформления зданий, которого требовали престиж и реклама владельцев торговых и промышленных фирм, приводило к перегруженности фасадов украшениями, что характерно для этого направления, называемого эклектическим. Нередко функциональная сущность и конструкции здания скрывались под декором, состоявшим из имитации в штукатурке каменной кладки, вычурных наличников и порталов, балконов на пустотелых кронштейнах и лепных украшений различных стилей.

img-130

Рис. 63. Связь новых элементов застройки с существующими 1 — существующее здание надстроенное; 2 — новый корпус

В конце последней четверти XIX в. появилось течение, называемое стилизацией, сущность которого заключается в подражании и развитии приемов и внешних атрибутов, свойственных определенным историческим эпохам и стилям (готике, барокко, русскому и др.).

В последнее десятилетие XIX в. появились попытки поиска нового стиля модерн. Он отличается применением необычных, при-
хотливых форм и деталей в зданиях. В начале XX в. с появлением бетона строились здания с просторными помещениями и почти без декоративных деталей на фасадах.

Многие городские здания дореволюционного периода имеют различные стилевые черты. Большое влияние на их внешний облик оказали неоднократные их перестройки.

Этот сжатый и неполный перечень архитектурных направлений в застройке крупных городов приводится с целью обратить внимание будущих инженеров на сложные вопросы реконструкции старых зданий.

Можно различить три метода работ по сохранению, восстановлению или улучшению внешнего вида зданий. Первый метод — это реставрация, т. е. наиболее полное восстановление первоначального или наиболее выразительного облика здания. Такой вид работ производят в объектах, имеющих признанные эстетические качества или историческое значение, т. е. являющихся памятниками истории или такими зданиями, включение которых в эту почетную категорию уже назревает.

Реставрацию ведут на основе изучения и анализа процесса возникновения и эксплуатации здания, а особенно переделок и наслоений, появившихся за это время. Реставрация заключается в точном восстановлении особенностей отделки здания снаружи, его интерьеров, а также отдельных деталей.

Второй метод работ — частичная реконструкция или улучшение внешнего вида здания путем ремонта, с ликвидацией сделанных в нем переделок, ухудшающих его. При этом допускается изменение отдельных фрагментов и деталей отделки. При частичной реконструкции домов с эклектической внешней декоративной отделкой может быть ликвидирована часть деталей или их формы обобщают.
 

img-131

Рис. 64. Дом 24 по ул. Станкевича в Москве: о — фрагмент эклектического фасада с сильно изношенными архитектурно-декоратив- нымн деталями; б — обобщение изношенных элементов отделки; в — схема декоративной
стенки
 

С течением времени лепные или штукатурные изделия от окраски и детали обычно теряют первоначальную форму и имеют другие дефекты (например, отпадение отдельных деталей и их кусков). Учитывая перенасыщенность фасадов разнородными украшениями, можно допустить некоторое упорядочение отделки, помня, однако, что всегда лучше сохранить сделанное ранее и в возможно большей степени.

Примером частичной реконструкции может служить д. 24 по ул. Станкевича. Для дома характерна была чрезвычайно сложная система архитектурного декора, причем многие его элементы, имевшие при небольших размерах очень развитой и сложный рельеф, с течением времени потеряли свой первоначальный облик, как бы смазались (рис. 64, а). При переоборудовании дома в объект общественного назначения был предложен вариант его отделки с обобщением части лепных деталей и тяг, но при сохранении общей композиции фасада (рис. 64, б).

Другим примером такой реконструции является переустройство трехэтажного дома по ул. Маркса — Энгельса, 19 в Москве. При проведении его реконструкции было построено три полноценных этажа вместо имевшихся высокого второго и антресоли. При разработке проекта фасад частично изменен и некоторые детали отделки ликвидированы (рис. 65). Это было вызвано устройством окон в новом третьем этаже, с учетом отсутствия части декоративных деталей и большого технического износа, в первую очередь кронштейнов карниза.

img-133

Рис. 65. Реконструкция фасадов с сохранением части архитектурно-декоративных деталей на ул. Маркса—Энгельса, 19,
в Москве:
а — вид до реконструкции; б — после реконструкции

Третьим методом улучшения внешнего вида является полная реконструкция его фасадов с приданием зданию совершенно другого облика. Этот вид реконструкции может быть применен в зданиях, претерпевших большое количество изменений, в корне исказивших его первоначальный вид. При этом само наличие, качество и техническое состояние элементов отделки не только не украшают здание, но могут даже ухудшать впечатление от него.

Примером полной реконструкции может служить д. 2 по Каретному ряду. Часть дома перестроена в общественное здание. В процессе перестройки полностью реконструирован фасад, сняты все декоративные детали с отделкой стен каменной штукатуркой; по-современному оформлен вход (рис. 66).

В силу разных причин распространенным дефектом фасадных стен являются искривления их горизонтальных линий на всем протяжении или, чаще, на отдельных участках. В таких случаях следует максимально ослабить горизонтальные членения фасада, противопоставив им подчеркнутые вертикальные элементы. На рис. 67 показан дом на Петровке, 26 с подобным дефектом, когда в качестве проектного решения было предложено ликвидировать горизонтальные пояса между выступающими вертикалями лестничных клеток.
 

img-134

Рис. 66. Полное изменение внешнего облика здания в Каретном ряду, 2 в Москве: а—фрагмент фасада до реконструкции; б — то же, после переделки

Прибегать к полной реконструкции фасадов можно лишь при всесторонней обоснованности такого решения. Как показывают примеры, у части архитекторов нередко появляется желание изменить внешний облик того или иного старого здания. Однако через некоторое время после реконструкции появляется потребность в восстановлении первоначального облика здания.
 
Примерами могут служить упомянутые выше палаты в Ипатьевском переулке Москвы (см. рис. 4) и ряд зданий, построенных в конце 20—х годов и «украшенных» в середине 30-х годов декоративными деталями прошлых эпох. По современным вкусам такой декор представляется неуместным. Сюда можно отнести также здание Министерства сельского хозяйства, дом по Спартаковской, 4 и жилой дом в Воротниковском пер.

Для спорных случаев рекомендуется прием коренного изменения внешнего вида, с возможностью возвращения к первоначальному состоянию путем устройства на фасадах здания декоративной стенки или своеобразного футляра (см. рис. 64, в). Такой прием использован при реконструкции одного из домов в центре Риги, переделке фасада павильона «Электроника» на ВДНХ.
 

img-135

Рис. 67. Улучшение вида здания на ул. Петровке, 26 в Москве: а — часть фасада с деформированными горизонтальными линиями; б — предложение по их исправлению