Профг В. А. ВЕСНИН
Воспитание высококвалифицированных архитектурных кадров — важнейшая и ответственнейшая задача преподавателей архитектурных вузов, руководителей мастерских, всех проектных организаций и архитектурной общественности в целом. Уже в вузе определяется характер дарования, намечаются творческие устремления молодого архитектора. Поэтому чрезвычайно важно найти путь к сознанию и сердцу студента, уже с первых уроков пробудить в нем энтузиазм и любовь к избранной деятельности, которые являются непременным условием для плодотворной работы в каждой области искусства. Ведь даже самое добросовест-* ное изложение архитектурных дисциплин само по себе еще не гарантирует воспитания подлинного архитектора-творца. Прежде всего в вузе нужно создать подлинную атмосферу искусства; лучшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи должны ^ быть всегда в поле зрения студента, <sfl воспитывая в нем высокий вкус и *"* поддерживая постоянный интерес к творческим исканиям. Весь круг знаний, входящих в об'ем вуза, должен подводить студента к познанию архитектуры как искусства. Проектирование не должно противопоставляться «скучным» техническим дисциплинам. Изучение техники необходимо представить студенту как живой непременный элемент архитектурного творчества, ограни-чески с ним связанный. Даже чисто технические дисциплины — строительная механика и сопротивление материалов должны преподаваться так, чтобы слушатель все время чувствовал их непосредственную связь со строительным искусством и архитектурой. У работника искусства преимущественно развито образное мышление, и педагог, учитывая эту особенность, должен передавать технические дисциплины так, чтобы формулы вызывали образное представление о работе материалов. Изгиб балки, работу свода, статическое равновесие сооружения можно представить живо и образно. Только так и следует вести преподавание технических дисциплин. Каждый архитектор обязан прекрасно владеть рисунком. Овладение рисунком является первой ступенью архитектурного ремесла. И этот предмет можно и необходимо сделать одним из любимейших. Правильная постановка рисунка содействует выработке вкуса, пониманию пропорций, чувству об'ема и овладению композицией. Задача руководителя при этом удержать студента от слепого копирования природы и приучить его к осмысленному улавливанию самого существенного в изображаемой натуре. Такое живое преподавание рисунка вырабатывает в учащемся наблюдательность, развивает волю, приучает руку точно следовать замыслу. Оно дает ему чувство красоты и законченности живых форм природы, В классе рисунка обязательно, кроме того, ознакомление учащихся с рисунками лучших мастеров всех времен. Ознакомление с техникой акварели и масла также не должно носить только узко прикладного характера. Знание этих дисциплин необходимо не только для раскраски проектов. Перед студентом должна во всей своей сложности предстать проблема цвета, он должен разбираться в цветовых композициях. Ему многое даст помимо непосредственной учебной работы также посещение музеев и знакомство с мировой живописью. Архитектор должен обладать хорошо развитым чувством пластичности, поэтому занятие скульптурой и изучение лучших образцов ее обязательны в архитектурном образовании. В архитектурном вузе следует организовать и хорошую макетную мастерскую. Правильно поставленная работа над макетом чрезвычайно полезна, развивая чувство формы, об'ема и пространственной композиции. Особенно строгие требования следует пред'явить в архитектурных вузах к циклу теоретических дисциплин. Изучение истории архитектуры должно быть проникнуто живым духом анализа историко-культурных условий, породивших различные школы и направления архитектуры и искусства. Правильно поставленный курс истории архитектуры и искусства повышает культурный уровень студента и занимает особое, чрезвычайно ответственное место в общей системе архитектурного образования. При воспитании мастера-творца, обязательно бережное отношение к индивидуальным способностям учащихся. Руководитель должен всегда помнить о сложной задаче любовного выращивания первых, слабых ростков творческой инициативы. Легко подавить учащегося своим авторитетом, куда сложнее облегчить студенту его продвижение по ступеням творческого процесса, руководить его самостоятельной работой от зарождения мысли в эскизе до законченного проекта. Заставить молодого архитектора любить это медленное созревание и развитие идеи — самое существенное в работе над проектом. Зачастую студенты легко схватывают общий стиль и манеру работы своего руководителя и недурно справляются с заданиями, решая их чисто подражательно. Не приходится раз'яснять, что такое бездушное копирование не имеет ничего общего с подлинным творчеством. Приучить учащегося к самостоятельной работе — одно из основных требований, пред'являемых к педагогу. Но среди студентов встречаются и люди, желающие работать во что бы то ни стало «оригинально», «по-своему», как бы бессмысленно это ни было. Учащихся этой категории еледует всегда сдерживать, требуя от них строгого соблюдения программы задания и учета реальной возможности воплощения проекта в жизнь. Путем тщательного анализа работы студента, надо, не нарушая основного замысла, найти и устранить допущенные ошибки. Планомерное раскрытие и развитие верного решения — один из важнейших моментов творческого процесса в искусстве. В начальный период работы над проектом студент может представить целый ряд вариантов, но после внимательного их просмотра и выбора следует добиться от учащегося доведения наиболее удачного варианта до предельного совершенства. Работа над постепенным углублением архитектурной идеи, предполагающая в студенте способность перехода от одной стадии к другой, вплоть до полного законченного выражения замысла—единственно верный путь к самостоятельному проектированию и творческой зрелости. И поэтому не следует поощрять бесплодных колебаний ч метаний от одной идеи к Другой. В вузах часто наблюдается нездоровое соревнование руководителей кафедр проектирования. Руководители кафедр, в погоне за лучшими отметками для своих дипломников, полностью обезличивают учащихся. В этом случае в представленных проектах ясно видна рука руководителя. Конечно, такие проекты выглядят совсем не плохо и получают одобрительные отзывы. Но это кажущееся благополучие слишком дорого обходится молодежи, создавая ей иллюзию мастерства, которая рассыпается в прах при встрече с реальной действительностью. Дипломная работа студента, как последняя завершающая ступень вуза, должна быть проведена им по возможности самостоятельно. В мастерских и проектирующих организациях необходимо положить конец недоверчивому отношению к молодежи со стороны руководителей и авторского состава. С другой стороны, не следует поощрять претензии молодых архитекторов, только что окончивших вуз, на получение совершенно самостоятельной работы. После вуза молодому архитектору необходимо пройти практический стаж,проделав путь от академической работы к реальной. Работа в качестве помощника у старшего товарища-автора даст ему те необходимые практические сведения, которые не может дать школа. Только проработав достаточно длительный период в качестве помощника архитектора и приобретя нужный опыт, молодой архитектор может по праву требовать самостоятельной авторской работы. Но и в качестве помощника молодой архитектор может и должен проявлять творческую инициативу. Мастерская должна содействовать творческому росту молодежи. Правильно поставленная работа над проектом складывается из архитектурного уточнения всех элементов композиции, постоянной их увязки в процессе проработки и напряженной мысли для нахождения наилучшего, согласованного во всех, даже второстепенных, частях решения. Только такая система работы приучит начинающего архитектора добиваться законченных гармонических решений. Очень важно также приучить молодежь плодотворно пользоваться нужными литературными и художественными материалами. Основательно изученный материал помогает уточнить и выкристаллизовать задуманное решение, а иногда и наталкивает на свежую, новую идею. Архитектор в нашей советской действительности является членом творческого коллектива. В атмосфере общей работы, товарищеского соревнования, дружественной критики, он получает полную возможность инди> зидуального роста. Некоторым начинающим архитекторам, стремящимся во что бы то ни стало к индивидуальному проектированию, надо осознать всю ценность такой коллективной работы. Сложные комплексные задания обычно осуществимы только в условиях творческой работы целого коллектива мастеров. В таких проектах важно, чтобы каждый член коллектива проявлял всю свою инициативу. Индивидуальная инициатива, подчиненная общему стремлению создать цельную вещь, приводит к богатому, насыщенному решению. Взаимоотношения архитекторов в такой коллективной работе очень сложны и иногда приобретают ненормальный характер. В этом случае дух коллективизма должен приучить членов коллектива к справедливой, товарищеской и самокритичной оценке их авторского участия в общей работе. При решении комплексных заданий автором может быть старший, руководящий товарищ, а соавторами — остальные участники работы. Если ведущей роли не играет ни один из участников, то весь коллектив работает на основе соавторства. Наконец, когда идея всего комплекса исходит от одного человека, решающего проблему в целом, то остальные участники работают в качестве помощников. Но и в этом случае коллектив должен вносить свою инициативу в развитие композиции. Такое сотрудничество имеет громадное воспитательное значение для молодого архитектора, приучая его к самодисциплине. В коллективе не должно быть места зазнайству, откуда бы оно ни исходило — от еще незрелой молодежи, или от руководителя, или от старших товарищей — как явлению, безусловно тормозящему рост коллектива. Только в дружеской обстановке коллектива, целью которого является создание совершенных архитектурных произведений, только в атмосфере дружеского соревнования и критики — могут получить достойное воспитание новые кадры советских архитекторов, преданных своему делу и родине.
|