мысли О ВОСПИТАНИИ АРХИТЕКТОРА

Профг В. А. ВЕСНИН

Воспитание высококвалифициро­ванных архитектурных кадров — важнейшая и ответственнейшая за­дача преподавателей архитектурных вузов, руководителей мастерских, всех проектных организаций и архи­тектурной   общественности   в целом.

Уже в вузе определяется характер дарования, намечаются творческие устремления молодого архитектора. Поэтому чрезвычайно важно найти путь к сознанию и сердцу студента, уже с первых уроков пробудить в нем энтузиазм и любовь к избранной деятельности, которые являются не­пременным условием для плодотвор­ной работы в каждой области искус­ства. Ведь даже самое добросовест-* ное изложение архитектурных дис­циплин само по себе еще не гаранти­рует воспитания подлинного архитек­тора-творца.

Прежде всего в вузе нужно соз­дать подлинную атмосферу искусст­ва; лучшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи должны ^ быть всегда в поле зрения студента, <sfl воспитывая в нем высокий вкус и *"* поддерживая постоянный интерес к творческим  исканиям.

Весь круг знаний, входящих в об'ем вуза, должен подводить студен­та к познанию архитектуры как ис­кусства. Проектирование не должно противопоставляться «скучным» тех­ническим дисциплинам. Изучение тех­ники необходимо представить студен­ту как живой непременный элемент архитектурного творчества, ограни-чески с ним связанный. Даже чисто технические дисциплины — строи­тельная механика и сопротивление материалов должны преподаваться так, чтобы слушатель все время чув­ствовал их непосредственную связь со строительным искусством и архитек­турой. У работника    искусства    преимущественно развито образное мыш­ление, и педагог, учитывая эту осо­бенность, должен передавать техниче­ские дисциплины так, чтобы форму­лы вызывали образное представление о работе материалов. Изгиб балки, работу свода, статическое равновесие сооружения можно представить живо и образно. Только так и следует вести преподавание технических дисциплин.

Каждый архитектор обязан пре­красно владеть рисунком. Овладение рисунком является первой ступенью архитектурного ремесла. И этот пред­мет можно и необходимо сделать од­ним из любимейших. Правильная по­становка рисунка содействует выра­ботке вкуса, пониманию пропорций, чувству об'ема и овладению компо­зицией. Задача руководителя при этом удержать студента от слепого копирования природы и приучить его к осмысленному улавливанию самого существенного в изображаемой нату­ре. Такое живое преподавание ри­сунка вырабатывает в учащемся на­блюдательность, развивает волю, при­учает руку точно следовать замыслу. Оно дает ему чувство красоты и за­конченности живых форм природы, В классе рисунка обязательно, кроме того, ознакомление учащихся с ри­сунками лучших мастеров всех вре­мен.

Ознакомление с техникой акваре­ли и масла также не должно носить только узко прикладного характера. Знание этих дисциплин необходимо не только для раскраски проектов. Перед студентом должна во всей сво­ей сложности предстать проблема цвета, он должен разбираться в цве­товых композициях. Ему многое даст помимо непосредственной учебной ра­боты также посещение музеев и зна­комство с мировой живописью.

Архитектор должен обладать хо­рошо развитым чувством пластично­сти, поэтому занятие скульптурой и изучение лучших образцов ее обяза­тельны в архитектурном образовании. В архитектурном вузе следует организовать и хорошую макетную ма­стерскую. Правильно поставленная работа над макетом чрезвычайно по­лезна, развивая чувство формы, об'е­ма и пространственной композиции.

Особенно строгие требования сле­дует пред'явить в архитектурных ву­зах к циклу теоретических дисцип­лин.

Изучение истории архитектуры должно быть проникнуто живым ду­хом анализа историко-культурных условий, породивших различные шко­лы и направления архитектуры и ис­кусства. Правильно поставленный курс истории архитектуры и искус­ства повышает культурный уровень студента и занимает особое, чрезвы­чайно ответственное место в общей системе архитектурного образования.

При воспитании мастера-творца, обязательно бережное отношение к индивидуальным способностям уча­щихся. Руководитель должен всегда помнить о сложной задаче любовного выращивания первых, слабых рост­ков творческой инициативы. Легко подавить учащегося своим авторите­том, куда сложнее облегчить студен­ту его продвижение по ступеням творческого процесса, руководить его самостоятельной работой от зарожде­ния мысли в эскизе до законченного проекта. Заставить молодого архи­тектора любить это медленное созре­вание и развитие идеи — самое су­щественное в работе над проектом. Зачастую студенты легко схватывают общий стиль и манеру работы своего руководителя и недурно справляются с заданиями, решая их чисто подра­жательно. Не приходится раз'яснять, что такое бездушное копирование не имеет ничего общего с подлинным творчеством.

Приучить учащегося к самостоя­тельной работе — одно из основных требований, пред'являемых к педаго­гу. Но среди студентов встречаются и люди, желающие работать во что бы то ни стало «оригинально», «по-своему», как бы бессмысленно это ни было.  Учащихся этой категории еледует всегда сдерживать, требуя от них строгого соблюдения программы задания и учета реальной возможно­сти воплощения проекта в жизнь.

Путем тщательного анализа рабо­ты студента, надо, не нарушая основ­ного замысла, найти и устранить до­пущенные ошибки. Планомерное рас­крытие и развитие верного реше­ния — один из важнейших моментов творческого процесса в искусстве.

В начальный период работы над проектом студент может представить целый ряд вариантов, но после вни­мательного их просмотра и выбора следует добиться от учащегося дове­дения наиболее удачного варианта до предельного совершенства. Работа над постепенным углублением архи­тектурной идеи, предполагающая в студенте способность перехода от одной стадии к другой, вплоть до полного законченного выражения за­мысла—единственно верный путь к самостоятельному проектированию и творческой зрелости. И поэтому не следует поощрять бесплодных коле­баний ч метаний от одной идеи к Другой.

В вузах часто    наблюдается  не­здоровое соревнование руководителей кафедр   проектирования.   Руководите­ли кафедр, в погоне за лучшими от­метками для своих дипломников, пол­ностью       обезличивают       учащихся. В   этом   случае    в    представленных проектах ясно видна рука руководи­теля. Конечно, такие  проекты выгля­дят совсем    не    плохо    и    получают одобрительные    отзывы.   Но  это   ка­жущееся    благополучие  слишком до­рого  обходится    молодежи,    создавая ей иллюзию мастерства, которая рас­сыпается  в  прах  при  встрече с  ре­альной  действительностью.    Диплом­ная  работа  студента,  как   последняя завершающая ступень    вуза, должна быть  проведена  им   по  возможности самостоятельно.

В мастерских и проектирующих организациях необходимо положить конец недоверчивому отношению к      молодежи      со      стороны     руководителей и авторского состава. С другой стороны, не следует поощ­рять претензии молодых архитекто­ров, только что окончивших вуз, на получение совершенно самостоятель­ной работы. После вуза молодому архитектору необходимо пройти практический стаж,проделав путь от академической работы к реальной. Работа в качестве помощника у стар­шего товарища-автора даст ему те необходимые практические сведения, которые не может дать школа.

Только проработав достаточно длительный период в качестве помощ­ника архитектора и приобретя нуж­ный опыт, молодой архитектор мо­жет по праву требовать самостоя­тельной авторской работы.

Но и в качестве помощника моло­дой архитектор может и должен про­являть творческую инициативу. Ма­стерская должна содействовать твор­ческому росту молодежи. Правильно поставленная работа над проектом складывается из архитектурного уточнения всех элементов компози­ции, постоянной их увязки в процессе проработки и напряженной мысли для нахождения наилучшего, согласован­ного во всех, даже второстепенных, частях решения. Только такая систе­ма работы приучит начинающего ар­хитектора добиваться законченных гармонических решений.

Очень важно также приучить моло­дежь плодотворно пользоваться нуж­ными литературными и художествен­ными материалами. Основательно изу­ченный материал помогает уточнить и выкристаллизовать задуманное ре­шение, а иногда и наталкивает на свежую, новую идею.

Архитектор в нашей советской действительности является членом творческого коллектива. В атмосфере общей работы, товарищеского сорев­нования, дружественной критики, он получает полную возможность инди> зидуального роста. Некоторым начи­нающим архитекторам, стремящимся во что бы то ни стало к индивиду­альному проектированию, надо осознать всю ценность такой коллек­тивной работы.

Сложные комплексные задания обычно осуществимы только в усло­виях творческой работы целого кол­лектива мастеров. В таких проектах важно, чтобы каждый член коллекти­ва проявлял всю свою инициативу. Индивидуальная инициатива, подчи­ненная общему стремлению создать цельную вещь, приводит к богатому, насыщенному   решению.

Взаимоотношения архитекторов в такой коллективной работе очень сложны и иногда приобретают ненор­мальный характер. В этом случае дух коллективизма должен приучить членов коллектива к справедливой, товарищеской и самокритичной оцен­ке их авторского участия в общей ра­боте.

При решении комплексных заданий автором  может  быть  старший,  руко­водящий товарищ,    а    соавторами — остальные участники    работы.    Если ведущей роли не играет ни один из участников, то весь коллектив рабо­тает на основе соавторства. Наконец, когда идея  всего  комплекса  исходит от одного человека, решающего проб­лему в целом, то остальные участни­ки  работают в качестве помощников. Но  и в этом случае коллектив    дол­жен вносить свою инициативу в раз­витие   композиции.   Такое    сотрудни­чество имеет громадное воспитатель­ное значение  для молодого  архитек­тора, приучая его к самодисциплине. В коллективе не должно быть ме­ста зазнайству,    откуда    бы оно ни исходило — от еще незрелой молоде­жи,   или   от    руководителя,     или     от старших товарищей  — как явлению, безусловно тормозящему рост коллек­тива. Только в дружеской обстановке коллектива, целью которого является создание совершенных архитектурных произведений,   только    в    атмосфере дружеского    соревнования    и    крити­ки   —  могут      получить      достойное воспитание      новые      кадры    совет­ских   архитекторов,  преданных  свое­му делу и родине.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!