Проф. ПАВЕЛ ЩУСЕВ К мага нынешнего года должен быть закончен ряд мостов на Москва-реке и Водоотводном канале, проектируемых и возводимых трестом Гормост. Некоторые из них, как Москворецкий, Чугунный, Новоспасский — уже открыты для движения. Высокое расположение проезжей части, с которой открываются широкие перспективы на реку и город, громадная ширина, длинные в'езды на эстакадах, приспособленные под обширные помещения гаражей и магазинов, и об'единяющие мосты на Москва-реке и канале, — все это придает им совершенно новый и потому на первый взгляд странный, незнакомый Москве облик крупнейших сооружений американского размаха, — зародышей Москвы будущего. Когда мощный силуэт Дворца советов подчинит все окружающее, мосты по масштабу будут вполне увязаны с ним, заставив равняться по себе соседние здания. В № 8 «Архитектуры СССР» за 1936 год были уже даны проекты большинства москворецких мостов, но с тех пор они получили ряд изменений и добавлений, заслуживающих дополнительного описания. Наименьшим изменениям подвергся проект Москворецкого моста. Вся его композиция, в основном, сохранилась без перемены. Удалена только декоративная надстройка на Кремлевском устое, а в последнее время было решено отказаться и от скульптурных групп на правом берегу. Однако всякому, входящему на мост, сразу становится ясным, что без центральных пятен, олицетворенных в группах, композиция моста не получит должной выразительности. Огромная длина проезжей части, без акцентировки на устоях, кажется однообразной. Поэтому мы выражаем надежду, что установка групп на мосту будет все же осуществлена и что наши скульпторы сумеют создать монумент, отвечающий этому исключительному месту. Следует отметить, что применение облицовки на основных мостах, в частности на центральном пролете Москворецкого моста, вполне себя оправдало. Даже в нынешнем незаконченном виде облицовка его главного и боковых пролетов выглядит очень хорошо, привлекательна по тону и гармонирует со стенами Кремля. Деликатный рисунок архивольта кажется высеченным из мрамора. Арочные лоджии-галлереи для в'ез-да в гаражи на подходах не противоречат строгому и спокойному стилю моста. Пользуемся случаем, чтобы сказать несколько слов о предстоящей отделке необлицованных частей мостов (на фасаде и проездах). Особенно серьезной и трудной нам представляется увязка с облицовкой по фактуре и цвету гладких необлицованных поверхностей. Скажем прямо, до сих пор мы не видели моста, где бы фактура и цвет бетона были подобраны настолько хорошо, чтобы он мог конкурировать с камнем. Тон обыкновенного бетона не вяжется ни с розовым, ни с серым гранитом и, если ограничиться только насечкой или затиркой поверхностей, не увяжется с остальной отделкой. Лучших результатов можно добиться, пользуясь цветным цементом, но для получения надлежащей фактуры нам представляется почти единственным выходом применение искусственной штукатурки под камень. Следует, используя опыт мастерских Академии архитектуры и других организаций, сделать пробы еще зимой и та безусловно очень снижает архитектурный эффект, можно дать комбинированное решение. Хорошие примеры таких решений дали крупные мастера прошлого в Ленинграде, набережные которого и их «оград узор чугунный» были когда-то воспеты Пушкиным. Интересна, например, набережная канала Грибоедова. Здесь внимание на себя обращает превосходный мотив гранитного фриза, который Может быть использован и при устройстве набережных из бетона. Переходим к проекту Ч у г у н н о-г о моста, связанного с Москворецким общей трассой. Чтобы дать проезжей части минимально низкие отметки, здесь пришлось отказаться от намеченной сначала пологой арки и перейти к эллиптической с очень небольшой толщиной в замке. Возрождение этого основательно забытого очертания здесь вполне уместно. Но, к сожалению, первоначально намеченный правильный полуэллипс оказался спрямленным в замке, а у пят получил наклонные касательные, отчего архитектура моста значительно проиграла. Однако же облицовка очень сглаживает недостатки моста. Проекты соседних с Москворецким — Большого Каменного и Крымского — мостов сохранили основную конструкцию речных пролетов; изменились лишь детали и обработка подходов.
Довольно легко выглядит центральный пролет Большого Каменного моста, спроектированный из стали обычного качества. Его арки не имеют никаких украшений. Первоначально намеченные балочные конструкции береговых пролетов моста заменены по указанию экспертной комиссии массивными сводами. Последние уравновешивают устои и подчеркивают легкость главного пролета. Каждый свод в плане состоит из трех частей, архитектурно увязанных в одну систему.
Соответственно переделана и архитектура подходов. Прямоугольные входы в расположенные здесь гаражи заменены двумя системами арочных галлерей с нарастающими к середине моста пролетами. Благодаря этому подходы об'единены с центральной частью. Для той же цели по всему мосту взамен парапета устанавливается металлическая решетка. Левобережный подход, ведущий к Библиотеке Ленина в Двух вариантах. Из них выполняется более короткий с тем расчетом, чтобы удлинить его после постройки Дворца советов.
При архитектурной разработке проекта первоначально намечалась акцентировка левобережного, затем-правобережного устоя, но впоследствии было решено придать мосту спокойный и парадный характер путем симметричной расстановки скульптур на устоях, что лучше вяжется с массами Дворца советов. Один из вариантов скульптуры разрабатывается проф. Манизером.
Все массивные части моста облицовываются серым гранитом с довольно крупной шубой (до 15 см), благодаря чему мост в перспективе кажется внушительным и тяжелым цоколем — подножием Дворца советов. Как можно убедиться на месте, такая облицовка имеет красивый вид и не без успеха конкурирует с более дорогой чистой теской, которая вкраплена в нее лишь отдельными пятнами. Правобережный подход пологим уклоном приводит к Малому Каменному мосту, спроектированному в виде бесшарнирного железобетонного свода. В плане он состоит из трех частей, что позволяет вести работы в два приема. Сначала рядом с существующим мостом возводятся два раздельных свода. После переключения на них движения — разбирается существующий мост и на его месте строится третий свод, завершающий сооружение. С фасада мост напоминает проект Чугунного, приведенный в предыдущей статье. Вместо парапета, однако, намечена установка чугунной решетки типа, принятого на Крестовском путепроводе.
Общая облицовка серым гранитом об'единяет каменные мосты в хорошо увязанный комплекс, обеспечивающий удобную связь проспекта Советов с Ленинским районом. Схема висячего Крымского моста осталась без изменения. Переделке подверглись только металлические пилоны, несущая роль которых подчеркнута выделением и обработкой надпилонного шарнира и поддерживающих его частей. Металлический декоративный чехол, в который одета конструкция пилонов, кажется пустотелым, почти дутым, и потому недостаточно убедительным. Поэтому автор попытался дать вариант, в котором конструкция пилонов оставлена открытой. Такое более компактное решение пилонов лучше вяжется с инженерным характером моста. Общая серебристая окраска металлизацией должна об'е-динить отдельные элементы моста и повысить его зрительную легкость. Опоры, лестницы и подходы к мосту облицовываются серым гранитом чистой тески. Оформление подходов при помощи прямоугольных отверстий-в'ездов в гаражи, не подошедшее на Большом Каменном мосту, здесь, напротив, хорошо вяжется с композицией главного пролета, как бы отражая в массивных формах ритм подвесок центрального отверстия моста. Связь с центральной частью поддерживается также монументальной чугунной решеткой типа балюстрады, стоящей на сплошном чугунном карнизе с фигурным фризом, располагаемым над облицовкой. Оригинальный вид будет иметь мост при искусственном освещении лампами, скрытыми в бортовых балках главных ферм. Кроме того, на пилонах предположено поставить вертикальные прожекторы. Главные пролеты Большого Устьинского и Большого Краснохолмского мостов, расположенных ниже Москворецкого, перекрыты пологими арками из специальной стали, позволившей значительно облегчить арки. Береговые пролеты этих мостов для контраста с Москворецким и Каменным намечены балочной системы. Такое решение на Большом Устьинском мосту оправдывается возможностью легко передать распор арок на неглубокое скальное основание. На Большом Краснохолмском — устройство арок было затруднено косиной моста и ненадежностью основания. Однако конструкция береговых пролетов в обоих случаях получилась различная. На Большом Устьинском мосту она дана в металле, так как высота сорокаметровых балок перекрытия — благодаря закреплению их концов на парных колоннах — получилась настолько небольшой, что они являются естественным продолжением проезжей части речного пролета. Здесь удалось щегольнуть открытой, легкой, хорошо освещенной, целиком стальной конструкцией. Парные колонны заключены в чугунный орнаментированный чехол. На Большом Краснохолмском мосту конструкция решена в массивных формах: железобетонные балки опираются на два ряда граненых колонн, облицованных полированным Лабрадором. Соответственно различию береговых пролетов принципиально различной оказалась и архитектура подходов обоих мостов. На Большом Устьинском мосту — подходы незначительной длины, и потому доминирует металлическая конструкция. Пытаясь связаться с ней, автор вводит в обработку подходов мотив балок фризов и парных чугунных колонн. На приведенной иллюстрации дан предварительный проект обработки, предполагавший устройство открытых галлерей и башни-маяка, при впадении Яузы в Москва-реку. Однако, в связи с устройством нового Малого Устьинского моста, башня отменена, а галлерей придвинуты к стене с превращением колонн в пилястры. Только в'езды и цоколь подходов будут облицованы гранитом. Остальная отделка построена на комбинации стали, чугуна и бетона. Здесь еще раз приходится напомнить о важной роли, которую может сыграть искусственная штукатурка для придания мосту нарядности, соответствующей его расположению. Грандиозность подходов Большого Краснохолмского моста можно ощутить уже сейчас, идя вниз от Таганской площади рядом с мостом. В подходах будут устроены двухярусные гаражи. Длинные и высокие фасады их представляют сами по себе крупные массы. Автор довольно удачно обработал их парными арками, оживляющими гладь стен, не нарушая единства облицованных гранитом поверхностей. Обелисков на выступах правобережного устоя предположено пока не ставить. Одно время предполагалось отказаться даже и от самих выступов на устоях, подчеркивающих косину моста, но легко видеть, что без них тяжелые лестницы по сторонам моста оказались бы архитектурно ничем не связанными. Нам кажется правильным решение автора особо выделить правый устой моста, так как этим оттеняется связь его с нагорным левым берегом и оживляется силуэт моста, сам по себе несколько вялый. Новый Малый Краснохолмский мост, располагаемый на месте старого, представляет собой железобетонную консольно-балочную конструкцию с подвесной средней частью. С фасада он имеет вид бетонной арки, окаймленной по нижнему очертанию чугунным пояском. Однако бетонная поверхность частично продолжается и над устоями, что придает всей конструкции нежелательную расплывчатость. Соединения подвесной балки с консолями прикрыты чугунными кронштейнами, над которыми располагаются фонари. Интересно разрешена нижняя поверхность перекрытия: промежутки между тремя его составными частями прикрыты снизу чугунными узорчатыми решетками. На последнем из московерцких мостов, Новоспасском, построенном сравнительно недавно (1912 г.), было решено сохранить арочные перекрытия речных пролётов, приподняв их на 2,5 м (для увеличения габарита) с соответствующей надстройкой бьжов и устоев. Архитектурная увязка моста со с'ездами представляла трудную задачу, над которой работало несколько авторов, что невольно отразилось на композиции: чувствуются перебои в ритме арочных ниш, служащих в'ездами в гаражи, и фонарей на консолях между ними; недостаточно оправдана форма перекрытия проездов над набережными и т. д. Интересно разрешены лестницы на ползучих сводах, служащие сходами на набережные. Установленная на мосту решетка значительно интереснее показанной на чертеже. Так же, как на Большом Устьинском мосту, на подходах этого моста имеется много ответственных мест, подлежащих оштукатурке. Левобережный с'езд для увязки с примьжающей под углом к нему улицей имеет ломаное очертание в плане. Скажем еще несколько слое о Крестовском путепроводе, который, строго говоря, не имеет прямого отношения к москворецким мостам, но является первенцем городского мостостроительства, как крупное сооружение на пересечении Ярославского шоссе с железнодорожным путем. Пересекая последний в двух местах, путепровод состоит из двух мостов — большого и малого. Между ними — земляная насыпь, с'ездами служат также насыпи. Большой мост имеет четыре пролета по 40 м, перекрытых железобетонными балками постоянной высоты, простые формы которых контрастируют с богатым узором тяжелых чугунных перил сложного рисунка (ветви аканта). Малый мост, решенный в виде рамной конструкции со скрытыми в насыпи устоями, в архитектурном отношении значительно уступает первому, но благодаря отдаленности расположения — с ним не спорит. Оба они отделаны под штукатурку и видны главным образом со стороны железнодорожных путей, что оправдывает простоту их форм. В заключение отметим, что, несмотря на отдельные недочеты — комплекс москворецких мостов разработан в инженерном и архитектурном отношениях удачно и несомненно будет производить внушительное впечатление.
|