К элементам внешнего благоустройства относят инженерное оборудование территории. В него входят: устройство жестких покрытий на дорогах для движения транспорта, жестких покрытий на тротуарах для пешеходов, а также грунтовых дорожек и площадок различных назначений; озеленение всех свободных мест. На рис. 18 показана часть территории застройки. На рис. 18, I изображено существующее положение. При этом многие участки, в особенности освободившиеся при сносе домов или в связи с их сносом, представляют собой пустыри. По проектному предложению, показанному на рис. 18, //, вся поверхность подвергается какому-либо виду обработки. Рис. 18. Состояние городской территории и задачи внешнего благоустройства: 1 — существующее положение; II — проект благоустройства; виды покрытий и обработки; Д — дороги; Г — тротуары; 3 — озелененные участки; П — пустырь; Г —грунтовые площадки; БК — бортовой камень; В — вьющиеся растения; Ц — цветник; штриховкой показаны новые деревья и кустарники При выполнении благоустроительных работ следует создавать удобства для человека наиболее экономными средствами. Поэтому протяженность дорог надо делать возможно меньшую, устраивая подъезды только ко входам в дома. При меньшей же площади дорог больше места останется под озеленение и общая стоимость благоустройства окажется меньшей. Размеры и размещение площадок и дорожек нужно принимать с учетом их назначения и контингента населения, на который их рассчитывают. Стоимость устройства площадок и грунтовых дорожек в зависимости от грунта — от 15 до 80 коп. за 1 м2. В процессе эксплуатации и реконструкции строительного фонда пешеходные пути частично изменяют в связи с сооружением или сносом какой-либо постройки, открытием нового магазина или остановки городского транспорта на ближайшей улице. Появление новых направлений движения пешеходов нужно вовремя заметить и правильно учесть. Когда человек идет по открытой, свободной от заметных препятствий местности, от начальной точки к видимой цели движения, он обычно не идет по прямой, а отклоняется от нее в пределах 0,1 длины пути с углами между прямой линией и фактическим путем порядка 15—25° (рис. 19, а). Если на пути пешехода встречаются небольшие, легкопреодолимые препятствия вроде канавок, остатков бетонных плит, участков густой травы, он обходит их с углами до 30°, что является критической величиной угла. Если же подобные препятствия вынуждают к большим отклонениям, то пешеход предпочитает преодолевать препятствия с помощью досок через лужи и по тропкам через траву (рис. 19,6). При явно непреодолимых препятствиях (здание, пруд) пешеход находит наиболее короткий маршрут их обхода (рис. 19,в). Если даже за препятствием не видно цели движения, путем дальней ориентации люди определяют самый подходящий путь движения с точностью порядка 10% длины (рис. 19,г).
Рис. 21. Примеры конструкций пешеходных дорожек, возникающих в процессе эксплуатации: а — из круглых бетонных плит; б — из деревянных шашек; в — из обломков каменных и бетонных плит При озеленении территории, освободившейся перед Павелецким вокзалом в Москве после сноса небольших кварталов, были сделаны две пешеходные дорожки с хорошим покрытием. Однако люди систематически протаптывают более удобные и нужные для них пути (рис. 20). Только в летнее время и мерами принуждения удается заставлять пользоваться малоудобными капитальными дорожками. Зимой же диагональные дорожки возникают снова — они короткими направлениями ведут к остановкам транспорта, к магазинам и т. п. При изменении ситуации в границах какого-то участка надо сразу же создавать на освободившихся местах зеленые ковры — устраивать травяное покрытие при соответствующей подготовке грунта. С посадкой деревьев и кустарников спешить не следует, хотя ошибочно нередко именно с этого начинают мероприятия по благоустройству.
|