Качество окрашенной поверхности во многом зависит от того, какими инструментами вы пользовались при окраске. Поэтому вопросу подбора инструментария для малярных работ нужно уделить повышенное внимание и подходить к этому вопросу со знанием дела. Итак, начнем знакомство. Кисти разные нужны, кисти разные важны Спросите любого первоклашку: «Чем работает маляр?», и вы услышите дружный хор: «Кистью!» Конечно, ведь даже в детских книжках, если речь идет о маляре, нарисован смешной человечек, перепачканный краской, с ведром и охапкой кисточек. Кисти для малярных работ изготавливают из различных материалов: из полухребтовой и хребтовой щетины свиньи, из конского волоса, барсучьего, беличьего и колонкового волоса, искусственных волокон; и все они очень разные как по назначению, так и по качеству. Лучшими жесткими кистями считаются кисти из полухребтовой и хребтовой щетины, так как волоски щетины имеют природное конусообразное строение, позволяющее забирать много красящего состава, меньше его разбрызгивать и получать идеальные окрашенные поверхности. Но такие кисти относительно дорогостоящи. Кисти из конского волоса стоят значительно дешевле, но они очень быстро выходят из строя: ворс сваливается, теряет гибкость, краска с него начинает капать, работа становится весьма затруднительной. Кисти из синтетических волокон при правильной эксплуатации служат очень долго, но работать такими кистями — сущее наказание: краски такая кисть забирает мало, к тому же она прекрасно стекает на пол, увеличивая непроизводительные затраты. Да и качество окрашенных такими кистями поверхностей оставляет желать лучшего. Но выбирать вам, в соответствии с вашими потребностями и возможностями. А чтобы сделать правильный выбор, вспомните народную мудрость: «Скупой платит дважды». Мягкая щетина из волоса белки и колонка применяется в основном для художественных кистей, а для нужд маляра из них изготавливают тонкие филенчатые кисти. Помимо качества щетины и цены, при выборе кистей не нужно выпускать из вида и такой аспект, как назначение кисти, и то, какие поверхности вам предстоит окрашивать. По размеру, форме и назначению кисти подразделяются на: Маховая кисть (рис. 40) — самая большая из всех своих сородичей, точнее, кисть с самой длинной ручкой (до 2 м). Можно купить готовую кисть в патроне и с ручкой, а можно изготовить самостоятельно. Для этого вам потребуется пучок щетины длиной до 180 мм и весом от 200 до 600 г, ручка-палка длиной 1,7-2 м и 1-1,5 м прочного шпагата. Пучок щетины с одной стороны перевязываем шпагатом, ручку-палку с одной стороны заостряем «под гвоздь» (то есть четырехгранной пирамидой), смачиваем этот конец олифой и вставляем в центр подвязанной стороны кисти на глубину 50-70 мм. Чтобы кистью было удобно работать, а щетина не выпадала, ее следует дополнительно подвязать: на место соединения кисти и ручки-палки одеваем петлю из шпагата с отступом от края 10-20 мм и очень туго обматываем щетину на такую длину, чтобы оставшийся свободный волос не превышал 60-80 мм. По мере того как щетина будет срабатываться (истираться), обвязку отпускаем на требующееся расстояние. Чтобы во время работы (особенно при окрашивании верхних частей помещения) краска не стекала на руки, на ручку-палку одеваем поролоновый валик на расстоянии 30-50 мм ниже кисти. Предназначена маховая кисть для окрашивания больших поверхностей клеевыми и известковыми составами и масляными красками. Побелочная кисть (рис. 41) и макловица (рис. 42) — универсальные кисти — ими можно окрашивать практически любые поверхности (потолки, стены, полы). Довольно большие по размеру (ширина побелочной кисти — 200 мм, макловицы — до 170 см и к тому же большой толщины) — эти кисти очень производительны, а окрашенные ими поверхности имеют высокое качество и не требуют флейцевания (сглаживания). Ручник (рис. 43) — небольшая круглая кисточка с короткой ручкой. Диаметр ручников от 30 до 50 мм. Ворс такой кисти изготавливают из чистой полухребтовой щетины, что дает гладкую окрашенную поверхность. Предназначена кисть-ручник для окрашивания и грунтования небольших поверхностей и узких мест различными лакокрасочными материалами. Флейц (рис. 44) — плоская кисть-лопаточка шириной до 100 мм. Основное назначение флейца — обработка свежеокрашенной поверхности, точнее — уничтожение следов от маховой кисти или ручника. Кроме того, флейцы удобны как самостоятельные кисти для окрашивания любыми видами лакокрасочных материалов. Филеночные кисти {рис. 45) — круглые кисточки маленького диаметра (от 6 до 18 мм). Это скорее инструмент для отделки окрашенных поверхностей: вытягивания филенок, доводки трафаретных рисунков, окрашивания тех мест, куда не проходят другие кисти. Изготавливаются такие кисти из мягкого барсучьего волоса или волоса белки и колонка. Торцовка (рис. 46) — это, пожалуй, единственный вид кистей, где приветствуется использование синтетической щетины, так как назначение торцовки — не окрашивание, а обработка свежеокрашенных поверхностей клеевыми и масляными красками с целью создания шероховато-матовой фактуры «шагрень». Потолочная кисть (рис. 47) — вообще-то, в потолочную можно переделать любую кисть (от побелоч-ной до филеночной). Для этого достаточно одеть на ручку кисти пластиковый резервуар, в который будет собираться стекающая с кисти краска. Для того чтобы кисти хорошо справлялись со своим назначением и служили как можно больше времени, за ними нужно правильно ухаживать: — новые или давно не используемые кисти накануне проведения окрасочных работ следует промыть горячей водой с мылом, удалив при этом пыль и сломанные волоски, отжать и просушить в подвешенном состоянии щетиной вниз; — перед началом работ кисть следует размочить в воде до размягчения и набухания щетины, этим мы убиваем сразу двух зайцев: поверхность из-под такой кисти выходит более гладкая и ровноокрашенная, а набухшая щетина меньше выпадает; после размочки кисти отжимаем, а при использовании масляных красок, эмалей и лаков — просушиваем. Затем кисть следует разработать: набрать небольшое количество красящего состава и поработать ею на шероховатой поверхности (грубой штукатурке, бетоне, кирпиче), пока щетина не приобретет ровный конусообразный факел; — в процессе окрашивания круглые кисти следует периодически вращать в руке, чтобы щетина и волос по всей окружности истирались равномерно; — нажимать на кисть во время работы следует с такой силой, чтобы обеспечить равномерное втирание краски в поверхность, но не переусердствуйте: при сильном нажиме щетина и волос истираются гораздо быстрее; — при кратковременном перерыве в работе кисти можно держать в краске, которой производилось окрашивание, или в различных растворах: при использовании клеевых, известковых и казеиновых составов — в воде; при использовании масляных красок — в воде, керосине, скипидаре или олифе; при использовании эмалей и лаков — в растворителе, подходящем для конкретного лакокрасочного материала. Глубоко погружать кисти не стоит, лишь на длину щетины, и при этом щетина не должна касаться днища, для чего кисти не ставят в сосуд, а подвешивают над ним. Да, кисти с деревянными ручками долго хранить в воде не рекомендуется, так как древесина набухает, клей размокает, что способствует выпадению волоса и щетины. На особом положении во время кратковременных перерывов находятся торцовки и флейцы: их промываем и вешаем щетиной вниз для просушки; — перед длительным перерывом в работе кисти следует тщательно промыть (от клеевых, известковых и казеиновых составов — водой, желательно горячей; от масляных красок — керосином или скипидаром, от эмалей и лаков — растворителем, подходящим для конкретного типа лакокрасочных материалов), хорошо отжать и повесить сушить щетиной вниз; — хранить просушенные кисти следует завернутыми в пергамент и в сухом месте. Валики Вы посмотрели на потолок, на стены, на полы, перевели взгляд на кисть и... почесали затылок. Да, размерчики не соизмеримы, попробуй тут кисточкой помахать (пусть даже и самой большой) — рука отвалится. И вот здесь на помощь может прийти валик, производительность у которого гораздо выше, чем у кисти. К тому же и ассортимент у валиков достаточно обширный, как говорится: «Выбирай на вкус». Во-первых, ВП — валик с поролоновой насадкой {рис. 48) — предназначен для окрашивания поверхностей водно-клеевыми составами. Для масляных красок, эмалей и лаков такой валик не подойдет, так как растворители, входящие в их состав, разъедают поролон и на окрашенной поверхности будут оставаться кусочки этого материала. Во-вторых, ВМ — валик с меховой насадкой (рис. 49) — он, напротив, предназначен только для масляных красок, эмалей и лаков и противопоказан в случае применения известьсодержащих составов. В-третьих, ВМУ — валик с поролоновой насадкой угловой (рис. 50) — здесь название говорит само за себя: такие валики предназначены для окрашивания углов лакокрасочными материалами. В-четвертых, валик филенчатый (рис. 51) — этим валиком очень удобно наносить филенки: не нужно вырезать трафареты или мастерить специальную линейку. В-пятых, валик-ножницы (рис. 52) — благодаря своей хитрой конструкции незаменим при окрашивании труб, стоек ограждений балконов, балясин лестничных ограждений. Валики можно купить в хозяйственном магазине или изготовить самостоятельно. Если вы все-таки отправились в магазин, то прикупите в комплект к валикам ванночку с отжимной решеткой (рис. 53). Валики, как и кисти, требуют к себе внимания и правильного ухода: — при кратковременном перерыве в работе рабочую поверхность валика завернем в ветошь, смоченную в воде — при использовании клеевых, известковых или казеиновых составов; или в керосине и скипидаре — при использовании масляных красок; или в растворителе — при использовании эмалей и лаков. Для меньшего испарения влаги завернутый валик хорошо положить в пластиковый пакет; — после завершения работ с валиком его тщательно промываем, отжимаем и сушим; — храним валики аккуратно завернутыми в пергамент и в сухом месте. Краскопульт Еще более производительный инструментарий для окрашивания поверхностей — краскопульт. Существуют две разновидности краскопультов: насосный (рис. 54) — он предназначен для работы с известковыми и клеевыми красящими составами; и компрессорный краскопульт-пистолет — такой нужен для окрашивания лакокрасочными материалами. Рис. 53. Ванночка с отжимной решеткой. Чаще всего краскопульты используются для побелки потолков или окраски их водоэмульсионными красками. Для нанесения краскопультом лакокрасочных материалов нужна достаточная сноровка, к тому же и компрессор не всегда может быть под рукой, а приобретать его в личное пользование для бытовых потребностей — удовольствие не из дешевых. Рис. 54. Насосный ручной краскопульт: 1 — резервуар для окрашивающего состава; 2 — ручной насос; 3 — удочка с форсункой. Заменить краскопульт в домашних условиях может обыкновенный бытовой пылесос: в комплект отечественных пылесосов обязательно входит крышка-пульверизатор, а у самого пылесоса помимо всасывающего имеется также и напорное отверстие. После каждого использования краскопульта резервуар промываем водой, керосином или растворителем (в зависимости от применяемого красящего состава), а для очищения удочки и форсунки — прокачиваем через них небольшое количество очищающего раствора. Инструменты и оснастка для подготоки поверхностей
Несомненно, кисти, валики и краскопульты — главные инструменты маляра. Но не забывайте: прежде чем сесть за стол — нужно помыть руки, что в переводе на язык маляра значит: прежде чем приступить к окрашиванию — нужно подготовить поверхности. А для этого тоже нужен различный инструментарий. Металлические щетки предназначены для удаления старой отшелушивающейся краски: жесткие — с бетонных и металлических поверхностей, средней жесткости — с деревянных и оштукатуренных поверхностей. Щетинные щетки нужны для очищения поверхностей от пыли. Жесткость щетины в данном случае большой роли не играет, она может быть жесткой, средней жесткости и мягкой. Стамеска и молоток необходимы для вырубки сучков и «засмолов» на новых деревянных поверхностях. Зубило пригодится для вырубки смоляных и масляных пятен с оштукатуренной поверхности. Скребки служат для удаления размягченной старой краски и старого побелочного слоя. Шпатели со стальным полотном и с резиновым полотном предназначены для шпатлевания поверхностей под окрашивание: нанесения и разравнивания шпатлевочных составов. Шпателем со стальным полотном можно также удалять размягченную старую краску.
Пемза, лещадь (кусок кирпича из белой глины или песчаника) и шлифовальная шкурка (разной зернистости) i— скорее не инструменты, а вспомогательный инвентарь для шлифования поверхностей в процессе подготовительных работ. Пемзу перед использованием следует «притереть» о какую-либо шероховатую поверхность, чтобы получить ровную рабочую плоскость. Чтобы шлифовальной шкуркой было удобнее работать, для нее можно заготовить специальный держатель или просто обернуть ею деревянный брусок. Иногда отделка поверхностей их окраской не заканчивается и предполагает последующую обработку: накатку различных рисунков, вытягивание филенок, нанесение рисунков по трафарету. Если вам предстоит выполнять эти операции, то к ним также следует подготовиться загодя. Для накатки рисунков пользуемся специальными двойными валиками, плотно прижатыми друг к другу. Один вал — гладкий, из пористой резины, другой — с рельефным рисунком, из мягкой резины. Для вытягивания филенок помимо филеночной кисточки нам потребуется «слоеная» линейка, состоящая из двух полотен, либо трафарет из тонкого картона. Картон нужен также для изготовления трафаретов для набивки рисунка. Пожалуй, это и есть полный набор инструментов и приспособлений, потребность в которых может возникнуть в процессе малярных работ.
|