ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РЕКОНСТРУКЦИИ КИЕВА

 

П. ХАУСТОВ

Столица советской Украины — Киев отличается целым ря­дом характерных особенно­стей, получивших отражение в генеральном плане его реконструк­ции. К числу этих особенностей от­носятся, прежде всего, исключитель­ное культурно-политическое значе­ние этого города, его богатая приро­да, его замечательное историческое прошлое.

Важнейшим моментом, определя­ющим план нового Киева, является его растущая индустрия. Унаследо­вав от дореволюционного времени лишь мелкие, технически отсталые промышленные предприятия, Киев уже в наши дни превращается в ин­дустриальный город с предприятия­ми машиностроительной, текстиль­ной, трикотажной, швейной и прочей промышленности. Но степень инду­стриализации Киева все еще не от­вечает его новому назначению. По­этому генеральный план предусмат­ривает значительную программу но­вого промышленного строительства.

 

 

 

С этой особенностью развития Киева связан и запроектированный рост его населения. Население Киева, в   настоящее   время   превышающее 700 000 человек, должно возрасти к концу проектного периода (через 10— 15 лет) до 1200 000—1500 000 человек.

Пересеченный живописный ре­льеф города, обильная, хотя и недо­статочно организованная зелень, ши­рокая, величественная река — все эти особенности природного расположе­ния города создают фон, на котором будет осуществляться намеченное строительство. Вместе с тем, эти природные условия Киева очень ус­ложняют решение ряда технических проблем: особенно сложно решаются в условиях Киева такие вопросы, как внутригородской транспорт и инже­нерная подготовка территории для строительства.

Одним из важнейших общих тре­бований, пред'являемых к организа­ции территории города, служит требование компактного размещения го­родских районов в целях удешевле­ния всех элементов городского благо­устройства и оборудования, рацио­нальной эксплоатации городского хо­зяйства и сокращения транспортных расходов. Другим важнейшим тре­бованием является равномерное раз­мещение на территории города эле­ментов культурно-бытового обслу­живания. Таким образом генераль­ный план реконструкции Киева пре­дусматривает окончательное преодо­ление того резкого противоречия между благоустроенным центром и заброшенными окраинами, которое было характерно для дореволюцион­ного капиталистического Киева.

Для проведения в жизнь этого требования вся селитебная террито­рия города подразделяется на ряд планировочных (селитебных) районов с отдельными районными центрами. Районный центр сосредоточивает во­круг себя важнейшие учреждения культурно-бытового обслуживания района. С архитектурно-планировоч­ной точки зрения он является основ­ным планировочным узлом, обеспечи­вающим району внутреннее единст­во.    Вместе   с тем,    обслуживающие учреждения районного значения увя­зываются в единую схему культур­но-бытового обслуживания города.

Размещение функциональных рай­онов в плане города проведено с уче­том естественных факторов, харак­теризующих различные территории города (рельеф, зеленые массивы, геологические условия, расположе­ние относительно господствующих ветров, близость реки и проч.), и при максимальном использовании сложившихся элементов города (до­мовый фонд, сеть благоустроенных магистралей, техническое оборудова­ние города, транспортный железно-дорожно-водный узел и проч.). Так как намеченное население города и уровень развития промышленности, транспорта и т. д. не являются пре­дельными для Киева, то другой за­дачей генерального плана было вы­деление значительных по размерам территориальных резервов.

При решении этих задач состави­телям генерального плана следовало считаться с необходимостью исправ­ления трех крупнейших недостатков планировки старого Киева—наличия искусственных рубежей, стеснявших его территориальное развитие, хаоти­ческого использования его террито­рии и разобщенности различных час­тей города.

Общие идеи планировочного ре­шения Киева раскрываются наиболее рельефно в генеральном плане в свя­зи с анализом исторического разви­тия города.

 

 

 

Как известно, в XVIII и в начале XIX столетия город в основном рос вдоль Днепра, вытягиваясь к югу. Из трех частей, на которые в эту эпоху делился Киев (Подол, Старый Киев и Печерск), всего быстрее раз­вивался Печерск, ставший админи­стративным центром города. Эта тенденция развития города была благоприятна и с санитарно-гигие­нической точки зрения, так как тем самым осваивались высоко рас­положенные сухие, здоровые мест­ности.

В 30-х и 40-х годах прошлого века развитию города в результате постройки крепости на Печерске был положен предел. Новые районы с этого времени стали возникать глав­ным образом в западной части Кие­ва, в долине реки Лыбеди (Новое строение и др.), причем осваивались территории, неблагоприятные в са­нитарном отношении.

Постройка в 1870 году железной дороги привела к созданию новых го­родских предместий в районе товар­ной станции и вокзала. Эти предме­стья развивались как рабочие окраи­ны, вне органической связи с город­ской планировкой. Железная дорога при этом служила границей, за кото­рой возникали изолированные от ос­новного городского массива поселки. За Днепром Киев рос также очень слабо, так как река в старое время служила границей между Киевской и Черниговской губерниями.

Все эти причины привели к тому, что пятно города получило непра­вильную, изломанную форму. Самые различные рубежи препятствовали росту города в ряде направлений. Такими рубежами были Печерская крепость с экспланадой, Днепр и полоса отчуждения по железной до­роге. Важные предместья города, как, например, Святошино и особенно Дарница, оказались оторванными от основного городского массива. В то же время район Печерска и Зверин­ца, чрезвычайно благоприятный по своим природным данным и довольно близко примыкающий к центру горо­да, почти не был освоен.

Некоторые другие районы Кие­ва, наоборот, отличались чрезмерной густотой жилой застройки, скучен­ностью населения, при нездоровом характере местности и почти полном отсутствии зеленых насаждений; к числу этих районов относится Пет­ровка (бывш. Подол) и отчасти Но­вое строение. Пережитком историче­ски сложившейся киевской плани­ровки является, наконец, хаотическое размещение промышленных пред­приятий, многие из которых распо­ложены в гуще жилых кварталов.

 

 

 

Но самим существенным недо­статком старой планировки Киева является поразительное невнимание к Днепру. Киевский порт был совер­шенно недостаточен для такого зна­чительного города. В общем ансамб­ле Киева его река играла незначи­тельную роль; застройка города, если не считать отдельных архитек­турных памятников, в буквальном смысле слова поворачивалась спиной к Днепру; отсутствовала благоустро­енная набережная, береговые склоны страдали от оползней, а русло рек— от постоянных изменений стрежнево­го   течения    и   судового    фарватера.

В настоящее время рост Киева в первую  очередь  стимулируется  развитием промышленности. Отсюда вы­текает требование значительного раз­вития периферийных районов, непо­средственно примьжающих к желез­нодорожным и водным путям.

Характер расположения желез­нодорожного кольца и меридиональ­ное направление реки подсказывают расширение городской территории в нескольких направлениях. Намечает­ся всестороннее радиальное развитие города, приводящее к созданию та­кой конфигурации его, при которой полностью используются возмож­ности каждого района, как специали­зированной городской территории, и обеспечивается удобная транспорт­ная связь между ними.

В южной части города, в прекрас­ной, здоровой местности, создается новый Печерско-Зверинецкий район города. Развитие территории на юг дает возможность широко использо­вать реку Днепр, устроив портовые сооружения на Теличке и разместив здесь промышленность, потребляю­щую много воды и получающую сы­рье и топливо водным путем.

Развитие города на юго-запад, в сторону Сталинки (бывш. Демиевки) и на северо-запад в сторону Октябр-ки (бывш. Шулявки) и Куреневки со­здает возможность удобного разме­щения промышленности и в этих на­правлениях.

Весьма важным новым районом размещения промышленности явится П етр о в с к о - К у р е н евок а я промышлен­ная площадка; в том же северном на­правлении развивается прекрасный жилой район Лукьяновки. Наконец, на востоке за Днепром создается но­вый мощный городской район; на территории этого района, до револю­ции входившей в состав соседней Черниговской губернии и включав­шей лишь земледельческо-рыбацкие слободки и дачный поселок Дарни-цу, уже в настоящее время развер­тывается крупное промышленное и жилое строительство. Достоинствами этого района являются его спокой­ный рельеф, песчаный грунт, бли­зость железнодорожного и водного транспорта.

Таким образом, общее террито­риальное развитие Киева характери­зуется закруглением его территории и значительно более компактным ее освоением. Расширение городской территории будет производиться до определенных рубежей, которыми на севере служат затопляемые пространства Оболони и Пущеводицкий лес, на западе — болотистая низменность за Святошиным и линия железной дороги от станции Святошино до по­ста Борщаговского, а на юго-западе и юге — разветвленная система ов­рагов Проневщины и Голосеевский лесной массив. Наиболее! интенсивное освоение территории предусмотрено в южном направлении на Мышелов­ку и Корчеватое и в восточном на­правлении на левом берегу по Бро-варскому и Дарницкому шоссе (до озера Крамского и Дарницкого бо­лота).

Основным принципом организа­ции жилых территорий является рав­номерное распределение элементов культурного обслуживания, комму­нального благоустройства, транспорт­ного оборудования и т. д. Прежнее дореволюционное деление города на благоустроенный центр и заброшен­ные окраины отходит в область пре­даний. Вся жилая территория города подразделяется на ряд почти равно­ценных районов (Центральный рай­он, Петровка, Куреневка, Лукьяновка, Октябрка, Святошино, Караваевские дачи, Январка, Сталинка, Печерско-Зверинецкий и Левобережный). В ря­ду этих районов особое место зани­мает центральный район с наиболее благоустроенным и ценным жилым фондом, сосредоточивающий админи­стративные, хозяйственные и куль­турные учреждения города. В плане нового Киева он сохраняет свое цен­тральное положение. Именно в этом районе создается правительственный центр Украины с его комплексом пра­вительственных зданий, размещен­ных на громадной площади, господ­ствующей над Днепром.

В Печерско-Зверинецком районе будут расположены крупнейшие ком­плексы научных учреждений — Ака­демия наук УССР с ее системой на­учно-исследовательских институтов и медицинский городок.

Основные культурные и хозяй­ственные учреждения каждого рай­она группируются на центральных площадях и магистралях районов; вокруг них будут расположены обильно озелененные жилые квар­талы.

По установке генерального плана жилые дома должны иметь не мень­ше 5—6 этажей; каждая группа до­мов будет обслуживаться своими школами, детскими садами и яслями, медицинскими     пунктами,   физкультурными площадками, магазинами. Старые, густо застроенные, жилые кварталы перепланируются, озеле­нятся, освободятся пт загроможда­ющих их малоценных зданий. Впро­чем, в центральных районах города, к концу проектного периода, еще со­храняется б&льшая плотность насе­ления, чем принятая проектом для новых районов средняя плотность в 400—500 человек на один гектар площади квартала.

Перепланировка сети улиц Киева преследует цель создания удобной транспортной связи между различны­ми районами города и преодоления их исторической разобщенности. Сло­жившаяся система улиц использует­ся в ее существенных элементах. Старые улицы расширяются, спрям­ляются и получают дальнейшее раз­витие, вместе с тем создаются и но­вые магистрали. Таким образом, го­родская уличная сеть в основной правобережной части города прибли­жается к радиально-кольцевой систе­ме. Основным диаметром города бу­дет служить магистраль Брест-литов­ское шоссе — бульвар Шевченко. Эта магистраль пересечет весь город-Реконструкции подлежит также ряд радиальных направлений: улицы Фрунзе и Шолом-Алейхема на Пет­ровке, Большая Васильковская на Сталинце, улица Урицкого на Январ-ке, Борщаговская улица в районе Ка-раваевских дач. Важной радиальной магистралью явится 14-километровая магистраль, соединяющая центр го­рода (Советсную и Правительствен­ную площади) с северными района­ми. Для создания этой магистрали расширяются улицы Артема и Мель­ника и параллельно улицам Горо-вица и Артема создаются новые ма­гистрали, доминирующие над Днеп­ром.

Связь периферийных районов между собой осуществляется путем создания внешнего кольца — так на­зываемой окружной магистрали; по­следняя замыкается по правому бе­регу Днепра набережной магист­ралью.

Схема зеленых насаждений Кие­ва, естественно, получает ту же коль­цевую структуру. Внутреннее зеле­ное кольцо садов и парков, охваты­вающее все районы вокруг централь­ного ядра города, создается на осно­ве озеленения откосов правого бере­га Днепра, оврагов, а также реконст­рукции    существующих    рощ  и   закрытых кладбищ. Одним из крупней­ших городских парков, входящих в систему внутреннего кольца, явится парк культуры и отдыха, который об'единит систему расположенных здесь старых садов. Новые парки будут созданы на Флоровской и Ще-кавицкой горах,на склонах Кириллов­ской возвышенности, на территории Бабьего яра, Лукьяновского и еврей­ского кладбищ, в долине ручья Мок­рого на Январке, на Зверинце и в других местах. Внутри и вне этого зеленого кольца также создаются са­ды и парки, из которых особое значе­ние приобретут — парк на Черепано­вой горе, связанный с строящимся ко­лоссальным центральным украинским стадионом, и центральный гидропарк на Трухановом острове.

Город будет, кроме того, окружен внешним зеленым кольцом, состоя­щим из больших лесных массивов Пущи-Водицы, Святошина, Голосеева и Дарницы. Эти леса превращаются в культурные лесопарки. Промежут­ки между ними должны быть запол­нены новыми лесными посадками шириной не меньше 2 км и, таким образом, внешнее кольцо будет ра­зорвано только в пойме Днепра- Оба зеленых кольца, внутреннее и внеш­нее, соединяются между собой зеле­ными клиньями и озелененными ма­гистралями.

Генеральный план реконструкции Киева включает целую систему ин­женерно-технических проектов. Энер­гетическая проблема решается пу­тем создания нескольких мощных районов теплоэлектроцентралей. С по­стройкой нового речного водопро­вода с суточной подачей 350 000 м3 очищенной днепровской воды и но­вого канализационного коллектора, городское хозяйство получит важный элемент благоустройства. Наконец, проект предусматривает дренирова­ние ряда городских районов, обвало­вание и подсыпку значительных тер­риторий, укрепление оврагов и регу­лирование русла Днепра.

Особенный интерес представляет в условиях Киева решение транс­портной проблемы. Генеральным пла­ном предусмотрено расширение пас­сажирского вокзала и целого ряда существующих товарных станций, а также создание новых пассажирских станций пригородного движения на Петровке и Сталинке и новых товар­ных станций на Чоколовке и Телич-ке; пригородное   пассажирское   движение будет электрифицировано. Не менее значительны реконструктив­ные мероприятия по водному транс­порту. Проектируется не только зна­чительное расширение существующе­го порта на Петровке, но и создание двух дополнительных портовых уча­стков на Теличке и на левом берегу реки.

Коренной реконструкции подвер­гается и внутригородской транспорт. Значительно расширенная трамвай­ная сеть свяжет периферийные рай­оны города. В центре города трамвай будет заменен троллейбусами и ав­тобусами. Между некоторыми райо­нами города будут проведены тун­нельные линии трамвая с расчетом на одновременное обслуживание ав­томобильного движения (линия Ьес-сарабка — мост им. Е. Бош, линия площадь III Интернационала — Бори-чев ток и, наконец, полукольцевая линия железнодорожный вокзал — новый речной вокзал, представляю­щая собою первую очередь строи­тельства будущего метрополитенно-го кольца).

Реконструктивные работы идут полным ходом. Уже сейчас с каждым месяцем меняется облик Киева. За­канчивается строительство ряда крупных промышленных предприя­тий. На левом берегу реки (в Дарни-це) создается новый обширный го­родской промышленный и жилой район.

Во всех других областях строи­тельства очередные реконструктив­ные работы,предуказанные генераль­ным планом, проводятся так же ин­тенсивно,

Даже внешний облик города за последнее время резко изменился, Целый ряд уличных магистралей подвергся коренной реконструкции; интересно отметить, что за два года в городе была вдвое увеличена пло­щадь усовершенствованного замоще­ния. Улица Воровского с ее сильно изношенной мостовой после отвода трамвайных линий превратилась в широкий столичный проспект, во всю длину залитый асфальтом. Здесь строится несколько больших зданий. На площади III Интернационала за­кончен Дом обороны; далее возвы­шаются массивы реконструированно­го Гранд-отеля и нового столичного почтамта. На углу улицы Ленина за­канчивается строительство одного из значительных новых зданий столи­цы — громадного универмага, с богатой внутренней и наружной   отдел­кой.

На Красноармейской улице в 1938 году ведутся работы по соору­жению Центрального стадиона, в со­став которого включен уже готовый образцовый дворец водного спорта.

Бульвар Шевченко реконструиро­ван на всем своем протяжении от Бессарабки до Галицкой площади. Обе полосы проезда залиты асфаль­том. Между ними тянется сплошная зеленая полоса.

На Пироговской улице возникло громадное семиэтажное здание Нар-комхоза. Дальше, при повороте на Тимофеевскую улицу отстроен новый жилой дом городского совета. Напро­тив, замыкая перспективу со стороны Тимофеевской улицы, высится дом Ролита, который выходит на улицу Ленина изящным семиэтажным кры­лом.

Одной из важнейших архитектур­но-строительных работ, проводимых в Киеве, является создание Прави­тельственной площади. В нынешнем году окончательно исчезнут облез­лые стены ограды бывш. Михайлов­ского монастыря. Громадное здание Совнаркома УССР уже вчерне закон­чено. Сейчас начато строительство второго такого же здания. После то­го, как оба здания будут закончены, со стороны Софийского музейного го­родка откроется величественная па­норама Правительственной площади с ее симметрично расположенными монументальными зданиями, мощны­ми колоннадами и памятником В, И. Ленину.

В расстоянии нескольких кварта­лов от Правительственной площади, в саду им. Воровского сооружается памятник народному поэту Тарасу Шевченко. Как уже указывалось, рас­положенные вдоль улицы Кирова сады будут слиты в единое целое; в этом саду заканчивается и часть ра­бот по планировке береговых скло­нов, после чего здесь будут созданы новые аллеи, проведены новые по­садки деревьев, мелкой зелени и цветов.

Окруженная садами площадь ЦИК также будет реконструирована. Место неприглядного гаража уже за­няло нарядное здание зала заседа­ний ЦИК УССР. Со стороны Днепра площадь замыкается высокой колон­надой. От колоннады к Днепру будет вести широкая лестница со скульп­турными украшениями.

На углу Садовой улицы прямо против парковой зелени закончена постройка монументального здания Наркомвнудела; к парку обращена колоннада его фасада, а на Садовую улицу и в сторону площади 111 Ин­тернационала — выходят два крыла. Из городских магистралей улица 25 Октября подверглась, пожалуй, са­мой существенной реконструкции. Два года назад она была застроена небольшими домиками и облупивши­мися особнячками. В настоящее вре­мя по одну ее сторону возникли но­вые многоэтажные жилые здания, а по другую — реконструированное и надстроенное здание Государственно­го банка и обширный жилой дом Киевского военного округа.

В 1937 году правый берег Днепра на   значительном    протяжении    был одет в гранит; вместо    пыльной уз* кой дороги с одной    колеей трамвая возник широкий   проезд-бульвар, за­ливаемый асфальтом и обсаживаемый многолетними   деревьями.  Резко  из­меняется    берег и вдоль    Петровки. От Спасской улицы до Почтовой пло­щади скоро      протянется      широкий бульвар;  над ним будут возвышать­ся два крупных здания: выше по ре­ке — мощный массив нового элевато­ра, ниже — на Почтовой    площади — капитальное здание водного вокзала. Еще решительнее меняется облик Труханова острова,  который  превра­щается     в живописный     гидропарк. Здесь возникает ряд физкультурных сооружений, ресторанов, кафе и т. д. Таким    образом,    наблюдателю с правого берега откроется живописная картина     оживленного     гидропарка. В свою очередь,посетитель гидропар­ка сможет любоваться с разных ви­довых точек  прелестью раскинувше­гося  перед  ним  города.

Проводимая на основе генераль­ного плана, разработанного под не­посредственным руководством пар­тии и правительства, кипучая работа по реконструкции Киева имеет ог­ромное историческое значение. На наших глазах осуществляется дав­нишняя мечта трудящихся — патрио­тов своего города.

Реконструкция столицы Украины, широко задуманная и проводимая в жизнь с неуклонной настойчиво­стью, несомненно, привлечет к себе лучшие творческие силы и выдвинет Киев на почетное место в семье цве­тущих, культурных городов нашей родины.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!