П. ХАУСТОВ Столица советской Украины — Киев отличается целым рядом характерных особенностей, получивших отражение в генеральном плане его реконструкции. К числу этих особенностей относятся, прежде всего, исключительное культурно-политическое значение этого города, его богатая природа, его замечательное историческое прошлое. Важнейшим моментом, определяющим план нового Киева, является его растущая индустрия. Унаследовав от дореволюционного времени лишь мелкие, технически отсталые промышленные предприятия, Киев уже в наши дни превращается в индустриальный город с предприятиями машиностроительной, текстильной, трикотажной, швейной и прочей промышленности. Но степень индустриализации Киева все еще не отвечает его новому назначению. Поэтому генеральный план предусматривает значительную программу нового промышленного строительства.
С этой особенностью развития Киева связан и запроектированный рост его населения. Население Киева, в настоящее время превышающее 700 000 человек, должно возрасти к концу проектного периода (через 10— 15 лет) до 1200 000—1500 000 человек. Пересеченный живописный рельеф города, обильная, хотя и недостаточно организованная зелень, широкая, величественная река — все эти особенности природного расположения города создают фон, на котором будет осуществляться намеченное строительство. Вместе с тем, эти природные условия Киева очень усложняют решение ряда технических проблем: особенно сложно решаются в условиях Киева такие вопросы, как внутригородской транспорт и инженерная подготовка территории для строительства. Одним из важнейших общих требований, пред'являемых к организации территории города, служит требование компактного размещения городских районов в целях удешевления всех элементов городского благоустройства и оборудования, рациональной эксплоатации городского хозяйства и сокращения транспортных расходов. Другим важнейшим требованием является равномерное размещение на территории города элементов культурно-бытового обслуживания. Таким образом генеральный план реконструкции Киева предусматривает окончательное преодоление того резкого противоречия между благоустроенным центром и заброшенными окраинами, которое было характерно для дореволюционного капиталистического Киева. Для проведения в жизнь этого требования вся селитебная территория города подразделяется на ряд планировочных (селитебных) районов с отдельными районными центрами. Районный центр сосредоточивает вокруг себя важнейшие учреждения культурно-бытового обслуживания района. С архитектурно-планировочной точки зрения он является основным планировочным узлом, обеспечивающим району внутреннее единство. Вместе с тем, обслуживающие учреждения районного значения увязываются в единую схему культурно-бытового обслуживания города. Размещение функциональных районов в плане города проведено с учетом естественных факторов, характеризующих различные территории города (рельеф, зеленые массивы, геологические условия, расположение относительно господствующих ветров, близость реки и проч.), и при максимальном использовании сложившихся элементов города (домовый фонд, сеть благоустроенных магистралей, техническое оборудование города, транспортный железно-дорожно-водный узел и проч.). Так как намеченное население города и уровень развития промышленности, транспорта и т. д. не являются предельными для Киева, то другой задачей генерального плана было выделение значительных по размерам территориальных резервов. При решении этих задач составителям генерального плана следовало считаться с необходимостью исправления трех крупнейших недостатков планировки старого Киева—наличия искусственных рубежей, стеснявших его территориальное развитие, хаотического использования его территории и разобщенности различных частей города. Общие идеи планировочного решения Киева раскрываются наиболее рельефно в генеральном плане в связи с анализом исторического развития города.
Как известно, в XVIII и в начале XIX столетия город в основном рос вдоль Днепра, вытягиваясь к югу. Из трех частей, на которые в эту эпоху делился Киев (Подол, Старый Киев и Печерск), всего быстрее развивался Печерск, ставший административным центром города. Эта тенденция развития города была благоприятна и с санитарно-гигиенической точки зрения, так как тем самым осваивались высоко расположенные сухие, здоровые местности. В 30-х и 40-х годах прошлого века развитию города в результате постройки крепости на Печерске был положен предел. Новые районы с этого времени стали возникать главным образом в западной части Киева, в долине реки Лыбеди (Новое строение и др.), причем осваивались территории, неблагоприятные в санитарном отношении. Постройка в 1870 году железной дороги привела к созданию новых городских предместий в районе товарной станции и вокзала. Эти предместья развивались как рабочие окраины, вне органической связи с городской планировкой. Железная дорога при этом служила границей, за которой возникали изолированные от основного городского массива поселки. За Днепром Киев рос также очень слабо, так как река в старое время служила границей между Киевской и Черниговской губерниями. Все эти причины привели к тому, что пятно города получило неправильную, изломанную форму. Самые различные рубежи препятствовали росту города в ряде направлений. Такими рубежами были Печерская крепость с экспланадой, Днепр и полоса отчуждения по железной дороге. Важные предместья города, как, например, Святошино и особенно Дарница, оказались оторванными от основного городского массива. В то же время район Печерска и Зверинца, чрезвычайно благоприятный по своим природным данным и довольно близко примыкающий к центру города, почти не был освоен. Некоторые другие районы Киева, наоборот, отличались чрезмерной густотой жилой застройки, скученностью населения, при нездоровом характере местности и почти полном отсутствии зеленых насаждений; к числу этих районов относится Петровка (бывш. Подол) и отчасти Новое строение. Пережитком исторически сложившейся киевской планировки является, наконец, хаотическое размещение промышленных предприятий, многие из которых расположены в гуще жилых кварталов.
Но самим существенным недостатком старой планировки Киева является поразительное невнимание к Днепру. Киевский порт был совершенно недостаточен для такого значительного города. В общем ансамбле Киева его река играла незначительную роль; застройка города, если не считать отдельных архитектурных памятников, в буквальном смысле слова поворачивалась спиной к Днепру; отсутствовала благоустроенная набережная, береговые склоны страдали от оползней, а русло рек— от постоянных изменений стрежневого течения и судового фарватера. В настоящее время рост Киева в первую очередь стимулируется развитием промышленности. Отсюда вытекает требование значительного развития периферийных районов, непосредственно примьжающих к железнодорожным и водным путям. Характер расположения железнодорожного кольца и меридиональное направление реки подсказывают расширение городской территории в нескольких направлениях. Намечается всестороннее радиальное развитие города, приводящее к созданию такой конфигурации его, при которой полностью используются возможности каждого района, как специализированной городской территории, и обеспечивается удобная транспортная связь между ними. В южной части города, в прекрасной, здоровой местности, создается новый Печерско-Зверинецкий район города. Развитие территории на юг дает возможность широко использовать реку Днепр, устроив портовые сооружения на Теличке и разместив здесь промышленность, потребляющую много воды и получающую сырье и топливо водным путем. Развитие города на юго-запад, в сторону Сталинки (бывш. Демиевки) и на северо-запад в сторону Октябр-ки (бывш. Шулявки) и Куреневки создает возможность удобного размещения промышленности и в этих направлениях. Весьма важным новым районом размещения промышленности явится П етр о в с к о - К у р е н евок а я промышленная площадка; в том же северном направлении развивается прекрасный жилой район Лукьяновки. Наконец, на востоке за Днепром создается новый мощный городской район; на территории этого района, до революции входившей в состав соседней Черниговской губернии и включавшей лишь земледельческо-рыбацкие слободки и дачный поселок Дарни-цу, уже в настоящее время развертывается крупное промышленное и жилое строительство. Достоинствами этого района являются его спокойный рельеф, песчаный грунт, близость железнодорожного и водного транспорта. Таким образом, общее территориальное развитие Киева характеризуется закруглением его территории и значительно более компактным ее освоением. Расширение городской территории будет производиться до определенных рубежей, которыми на севере служат затопляемые пространства Оболони и Пущеводицкий лес, на западе — болотистая низменность за Святошиным и линия железной дороги от станции Святошино до поста Борщаговского, а на юго-западе и юге — разветвленная система оврагов Проневщины и Голосеевский лесной массив. Наиболее! интенсивное освоение территории предусмотрено в южном направлении на Мышеловку и Корчеватое и в восточном направлении на левом берегу по Бро-варскому и Дарницкому шоссе (до озера Крамского и Дарницкого болота). Основным принципом организации жилых территорий является равномерное распределение элементов культурного обслуживания, коммунального благоустройства, транспортного оборудования и т. д. Прежнее дореволюционное деление города на благоустроенный центр и заброшенные окраины отходит в область преданий. Вся жилая территория города подразделяется на ряд почти равноценных районов (Центральный район, Петровка, Куреневка, Лукьяновка, Октябрка, Святошино, Караваевские дачи, Январка, Сталинка, Печерско-Зверинецкий и Левобережный). В ряду этих районов особое место занимает центральный район с наиболее благоустроенным и ценным жилым фондом, сосредоточивающий административные, хозяйственные и культурные учреждения города. В плане нового Киева он сохраняет свое центральное положение. Именно в этом районе создается правительственный центр Украины с его комплексом правительственных зданий, размещенных на громадной площади, господствующей над Днепром. В Печерско-Зверинецком районе будут расположены крупнейшие комплексы научных учреждений — Академия наук УССР с ее системой научно-исследовательских институтов и медицинский городок. Основные культурные и хозяйственные учреждения каждого района группируются на центральных площадях и магистралях районов; вокруг них будут расположены обильно озелененные жилые кварталы. По установке генерального плана жилые дома должны иметь не меньше 5—6 этажей; каждая группа домов будет обслуживаться своими школами, детскими садами и яслями, медицинскими пунктами, физкультурными площадками, магазинами. Старые, густо застроенные, жилые кварталы перепланируются, озеленятся, освободятся пт загромождающих их малоценных зданий. Впрочем, в центральных районах города, к концу проектного периода, еще сохраняется б&льшая плотность населения, чем принятая проектом для новых районов средняя плотность в 400—500 человек на один гектар площади квартала. Перепланировка сети улиц Киева преследует цель создания удобной транспортной связи между различными районами города и преодоления их исторической разобщенности. Сложившаяся система улиц используется в ее существенных элементах. Старые улицы расширяются, спрямляются и получают дальнейшее развитие, вместе с тем создаются и новые магистрали. Таким образом, городская уличная сеть в основной правобережной части города приближается к радиально-кольцевой системе. Основным диаметром города будет служить магистраль Брест-литовское шоссе — бульвар Шевченко. Эта магистраль пересечет весь город-Реконструкции подлежит также ряд радиальных направлений: улицы Фрунзе и Шолом-Алейхема на Петровке, Большая Васильковская на Сталинце, улица Урицкого на Январ-ке, Борщаговская улица в районе Ка-раваевских дач. Важной радиальной магистралью явится 14-километровая магистраль, соединяющая центр города (Советсную и Правительственную площади) с северными районами. Для создания этой магистрали расширяются улицы Артема и Мельника и параллельно улицам Горо-вица и Артема создаются новые магистрали, доминирующие над Днепром. Связь периферийных районов между собой осуществляется путем создания внешнего кольца — так называемой окружной магистрали; последняя замыкается по правому берегу Днепра набережной магистралью. Схема зеленых насаждений Киева, естественно, получает ту же кольцевую структуру. Внутреннее зеленое кольцо садов и парков, охватывающее все районы вокруг центрального ядра города, создается на основе озеленения откосов правого берега Днепра, оврагов, а также реконструкции существующих рощ и закрытых кладбищ. Одним из крупнейших городских парков, входящих в систему внутреннего кольца, явится парк культуры и отдыха, который об'единит систему расположенных здесь старых садов. Новые парки будут созданы на Флоровской и Ще-кавицкой горах,на склонах Кирилловской возвышенности, на территории Бабьего яра, Лукьяновского и еврейского кладбищ, в долине ручья Мокрого на Январке, на Зверинце и в других местах. Внутри и вне этого зеленого кольца также создаются сады и парки, из которых особое значение приобретут — парк на Черепановой горе, связанный с строящимся колоссальным центральным украинским стадионом, и центральный гидропарк на Трухановом острове. Город будет, кроме того, окружен внешним зеленым кольцом, состоящим из больших лесных массивов Пущи-Водицы, Святошина, Голосеева и Дарницы. Эти леса превращаются в культурные лесопарки. Промежутки между ними должны быть заполнены новыми лесными посадками шириной не меньше 2 км и, таким образом, внешнее кольцо будет разорвано только в пойме Днепра- Оба зеленых кольца, внутреннее и внешнее, соединяются между собой зелеными клиньями и озелененными магистралями. Генеральный план реконструкции Киева включает целую систему инженерно-технических проектов. Энергетическая проблема решается путем создания нескольких мощных районов теплоэлектроцентралей. С постройкой нового речного водопровода с суточной подачей 350 000 м3 очищенной днепровской воды и нового канализационного коллектора, городское хозяйство получит важный элемент благоустройства. Наконец, проект предусматривает дренирование ряда городских районов, обвалование и подсыпку значительных территорий, укрепление оврагов и регулирование русла Днепра. Особенный интерес представляет в условиях Киева решение транспортной проблемы. Генеральным планом предусмотрено расширение пассажирского вокзала и целого ряда существующих товарных станций, а также создание новых пассажирских станций пригородного движения на Петровке и Сталинке и новых товарных станций на Чоколовке и Телич-ке; пригородное пассажирское движение будет электрифицировано. Не менее значительны реконструктивные мероприятия по водному транспорту. Проектируется не только значительное расширение существующего порта на Петровке, но и создание двух дополнительных портовых участков на Теличке и на левом берегу реки. Коренной реконструкции подвергается и внутригородской транспорт. Значительно расширенная трамвайная сеть свяжет периферийные районы города. В центре города трамвай будет заменен троллейбусами и автобусами. Между некоторыми районами города будут проведены туннельные линии трамвая с расчетом на одновременное обслуживание автомобильного движения (линия Ьес-сарабка — мост им. Е. Бош, линия площадь III Интернационала — Бори-чев ток и, наконец, полукольцевая линия железнодорожный вокзал — новый речной вокзал, представляющая собою первую очередь строительства будущего метрополитенно-го кольца). Реконструктивные работы идут полным ходом. Уже сейчас с каждым месяцем меняется облик Киева. Заканчивается строительство ряда крупных промышленных предприятий. На левом берегу реки (в Дарни-це) создается новый обширный городской промышленный и жилой район. Во всех других областях строительства очередные реконструктивные работы,предуказанные генеральным планом, проводятся так же интенсивно, Даже внешний облик города за последнее время резко изменился, Целый ряд уличных магистралей подвергся коренной реконструкции; интересно отметить, что за два года в городе была вдвое увеличена площадь усовершенствованного замощения. Улица Воровского с ее сильно изношенной мостовой после отвода трамвайных линий превратилась в широкий столичный проспект, во всю длину залитый асфальтом. Здесь строится несколько больших зданий. На площади III Интернационала закончен Дом обороны; далее возвышаются массивы реконструированного Гранд-отеля и нового столичного почтамта. На углу улицы Ленина заканчивается строительство одного из значительных новых зданий столицы — громадного универмага, с богатой внутренней и наружной отделкой. На Красноармейской улице в 1938 году ведутся работы по сооружению Центрального стадиона, в состав которого включен уже готовый образцовый дворец водного спорта. Бульвар Шевченко реконструирован на всем своем протяжении от Бессарабки до Галицкой площади. Обе полосы проезда залиты асфальтом. Между ними тянется сплошная зеленая полоса. На Пироговской улице возникло громадное семиэтажное здание Нар-комхоза. Дальше, при повороте на Тимофеевскую улицу отстроен новый жилой дом городского совета. Напротив, замыкая перспективу со стороны Тимофеевской улицы, высится дом Ролита, который выходит на улицу Ленина изящным семиэтажным крылом. Одной из важнейших архитектурно-строительных работ, проводимых в Киеве, является создание Правительственной площади. В нынешнем году окончательно исчезнут облезлые стены ограды бывш. Михайловского монастыря. Громадное здание Совнаркома УССР уже вчерне закончено. Сейчас начато строительство второго такого же здания. После того, как оба здания будут закончены, со стороны Софийского музейного городка откроется величественная панорама Правительственной площади с ее симметрично расположенными монументальными зданиями, мощными колоннадами и памятником В, И. Ленину. В расстоянии нескольких кварталов от Правительственной площади, в саду им. Воровского сооружается памятник народному поэту Тарасу Шевченко. Как уже указывалось, расположенные вдоль улицы Кирова сады будут слиты в единое целое; в этом саду заканчивается и часть работ по планировке береговых склонов, после чего здесь будут созданы новые аллеи, проведены новые посадки деревьев, мелкой зелени и цветов. Окруженная садами площадь ЦИК также будет реконструирована. Место неприглядного гаража уже заняло нарядное здание зала заседаний ЦИК УССР. Со стороны Днепра площадь замыкается высокой колоннадой. От колоннады к Днепру будет вести широкая лестница со скульптурными украшениями. На углу Садовой улицы прямо против парковой зелени закончена постройка монументального здания Наркомвнудела; к парку обращена колоннада его фасада, а на Садовую улицу и в сторону площади 111 Интернационала — выходят два крыла. Из городских магистралей улица 25 Октября подверглась, пожалуй, самой существенной реконструкции. Два года назад она была застроена небольшими домиками и облупившимися особнячками. В настоящее время по одну ее сторону возникли новые многоэтажные жилые здания, а по другую — реконструированное и надстроенное здание Государственного банка и обширный жилой дом Киевского военного округа. В 1937 году правый берег Днепра на значительном протяжении был одет в гранит; вместо пыльной уз* кой дороги с одной колеей трамвая возник широкий проезд-бульвар, заливаемый асфальтом и обсаживаемый многолетними деревьями. Резко изменяется берег и вдоль Петровки. От Спасской улицы до Почтовой площади скоро протянется широкий бульвар; над ним будут возвышаться два крупных здания: выше по реке — мощный массив нового элеватора, ниже — на Почтовой площади — капитальное здание водного вокзала. Еще решительнее меняется облик Труханова острова, который превращается в живописный гидропарк. Здесь возникает ряд физкультурных сооружений, ресторанов, кафе и т. д. Таким образом, наблюдателю с правого берега откроется живописная картина оживленного гидропарка. В свою очередь,посетитель гидропарка сможет любоваться с разных видовых точек прелестью раскинувшегося перед ним города. Проводимая на основе генерального плана, разработанного под непосредственным руководством партии и правительства, кипучая работа по реконструкции Киева имеет огромное историческое значение. На наших глазах осуществляется давнишняя мечта трудящихся — патриотов своего города. Реконструкция столицы Украины, широко задуманная и проводимая в жизнь с неуклонной настойчивостью, несомненно, привлечет к себе лучшие творческие силы и выдвинет Киев на почетное место в семье цветущих, культурных городов нашей родины.
|