Я. КОРНФЕЛЬД Сложный комбинат, в котором об'единены самые разнообразные формы обслуживания коллектива газеты «Правда», может быть только условно назван клубом, так как, собственно, клубная часть занимает лишь часть здания. Центр здания занимает театр с залом на 800 мест; в небольших переходах справа и слева — несколько комнат клуба; в правом крыле на красной линии — магазин, в остальной части— большая столовая. В левом крыле к фасаду — детский сад и далее — клуб для детей и юношества. Сложное по своему назначению здание без особых натяжек уложилось в строгую, симметричную композицию традиционного курдонера, охваченного с боков двухэтажными крыльями и на главной оси трехэтажным центральным зданием театра. По другую сторону улицы эта ось упирается в центр главного здания редакции.
В сумме оба здания образуют интереснейший ансамбль: в перспективе неширокой улицы высится многоэтажный корпус редакций; на противоположной стороне к самому тротуару подходит невысокий корпус клуба. Вы приближаетесь, и неожиданно улица превращается в площадь, обрамленную зданиями: в нее вливается пространство открытого двора. Пространство улицы, неожиданно расширившись, замедляет ваше движение, вы невольно останавливаетесь, чувствуя, что вы у цели. В этом — самый сильный эффект композиции. Его дополняет и усиливает контраст высот обоих зданий, контраст горизонтальных членений одного и вертикального ритма столбов—другого. Оба здания, разработанные независимо, представляют единую пространственную композицию, благодаря тому, что арх. Чекмотаев и Молотов сумели в своем архитектурном решении учесть характер ранее построенного корпуса редакции «Правда».
Авторы, подчеркнули единство композиции зданий путем применения тех же декоративно-отделочных материалов, что и в здании редакции (одинаковой штукатурки и того же грубо околотого серого гранита в нижних частях клуба). Наконец, они не поддались искушению времени: застигнутые общей перестройкой советской архитектуры, они усложняли архитектурную форму и детали здания, но не перешагнули за тот предел, когда стилевой разрыв обоих зданий оказался бы уже неизбежным. Мы много спорим о законах ансамбля. В перекличке этих зданий проявилась одна из ярких закономерностей ансамбля, бесспорно свидетельствующая об единстве, несмотря на отчетливое контрастное их сопоставление. Площадка открытого двора повышается, и 'на самой высокой отметке ее находится парадный портик театра. Центр двора выравнен подсыпкой и занят газоном. Подсыпка окаймлена подпорными стенами, облицованными тем же рваным гранитом, и эта невысокая стена зрительно связывает торцы крыльев здания. Стены двухэтажных крыльев изрезаны очень большими окнами. По первому этажу вдоль стен столбы и на них неширокий балкон по всему периметру. Назначение этих длинных и узких веранд преимущественно декоративное, особенно веранды правого крыла, прилегающей к обслуживающим помещениям столовой. Балюстрады балконов — из тонких стоек, расчлененных тяжелыми тумбами, облегченными лишь вытянутыми на них филенками. Такие же филенки вытянуты и на узких простенках между окнами второго этажа. Пропорции всех этих деталей, их рисунок — достаточно примитивны. Ритм невысоких столбов заканчивается у высоких, глухих пилонов, на фоне которых рельефно выделяется энергичная светотень центрального портика. Трехэтажные, прямоугольные в сечении, рустованные столбы и пилоны увенчаны широким поясом барельефа, окаймленным двумя горизонтальными полками. В глубине портика входные двери и над ними двусветные окна. Барельеф изображает шествие трудящихся под знаменами партии. У краев фигуры собраны тесно, по мере приближения к середине они разрежаются, подготовляя к восприятию центральной части композиции — портретов Ленина и Сталина, обрамленных венком и знаменами, Дом культуры работников газеты „Правда" Рядом с мелкими членениями невысоких крыльев крупные и простые формы главного портика звучат очень энергично, они хорошо подчеркивают и организуют центр композиции всего пространства двора и здания. Этот эффект усиливает единственное на всей геометрической поверхности фасадов пятно органических форм барельефа, ноторое оживляет плоскость и насыщает ее торжественным содержанием. Дом культуры работников газеты „Правда"
Значительно менее организованы боковые и особенно задний фасады здания. Об'емы здания и их обработка послушно следуют за бесхитростной функциональной схемой и не корректируются никакими эстетическими закономерностями. Этим об'ясняется довольно будничная и откровенно утилитарная внешность второстепенных фасадов. Ее не скрашивают и наличники, однообразной и широкой полосой огибающие все окна, и скупые пояса, венчающие стены. По своим архитектурным формам и, в частности, деталям это общественное здание, если его сравнить с некоторыми жилыми зданиями, которые построены в Москве в те же годы, отличается особыми художественными достоинствами. Это необходимо признать, хотя здание оставляет безусловно положительное общее впечатление. В большом и значительном здании клуба нельзя оставить незамеченными даже такие детали, как тяжелые квадры рваного гранита, которые нависают над широкими окнами цокольного этажа, угрожая соскользнуть по вертикальным швам, хотя сознание подсказывает, что они прочно навешены. Нельзя не заметить на боковом фасаде дорогую железную решетку неплохого рисунка, выполненную крайне небрежно, грубой сваркой с перекосами, с наплывами в соединениях, и разделенную на звенья непропорционально тяжелыми штукатурными столбами. (Кстати, целесообразно ли вообще применять сварку для мелких художественных изделий до того, как техника ее не станет более совершенной?). Невольно бросается в глаза такая досадная деталь, как мятый козырек из кровельного железа, скрывающий лампы для освещения барельефа. Культура грхитектуриой формы и детали заметно отстает от уровня интересного замысла клуба. В этом сказались, несомненно, трудности переходного периода нашей архитектуры, к которому как раз и относится строительство клуба. План этого сложного здания очень простой и ясный. Логично и Удачно не только общее размещение групп, но и внутренняя организация каждой группы. В центре — театр с зрительным залом на 800 мест, из них 180 на небольшом балконе. Под балконом — ложи. Прямоугольный, почти квадратный зал; места сначала пологим, потом крутым амфитеатром подходят к ложам на отметку второго этажа к выходам в главное фойе. Пропорции зала, его высота, хорошее решение лож и балкона производят выгодное впечатление. Но в обработке и отдельных деталях допущены заметные промахи. На высоту амфитеатра гладкие стены окрашены более темным цветом, выше на обрезе этой панели пилястры, несущие узкий антаблемент, над ним широкая выкружка, переходящая в горизонтальный гладкий плафон, кас-сетированный у стен по трем сторонам. Соотношение высот панели и пилястр недостаточно определено: то ли панель высока, то ли пилястры низки. Пилястры расставлены вдоль боковых стен и заканчиваются у портала. Последние три пилястры в глубине зала перерезаны ложами и балконом, и возникает впечатление, что балкон и ложи встроены в готовый зал. Основанием пилястр служат тяжелые, сильно развитые базы крупного профиля, между тем как суховатым капителям приданы коринфские волюты и мелкие листочки с очень плоской по рельефу лирой в центре. Во всей этой пилястре нет единства величин, рельефа. В отделке зала широко применена роспись. Между пилястрами написаны как бы рельефные филенки, украшенные театральными и музыкальными аксе-суарами. Две филенки в углу у портальной стены неожиданно перерезаны на уровне второго этажа балконами для осветителей. Эти балконы также кажутся встроенными в готовый зал. Просцениум обрамлен сильно развитыми тягами, которые сужаются ступенями к порталу. Впечатление от эффектного портала снижает штанга с прожекторами выносного софита — опять-таки повешенная в готовом зале без всякой связи с его архитектурой. Этот разнобой в архитектурной обработке зрительного зала дополняется стилевым разнобоем росписи. Особенно обильна и мало удачна орнаментальная роспись вокруг портала. И в зрительном зале, и в остальных залах, так же как и на фасадах, детали по своему качеству сильно уступают общему замыслу. Сцена скромных размеров, но хороших пропорций, дополнена двумя резервами по бокам. Обслуживающие помещения ее расположены за задней стеной на хорошо освещенном с торцов коридоре. Также удобна и разумна планировка всех помещений для публики. 'В небольшом вестибюле против зхоДа — дуга гардероба, рядом с тамбуром — кассы. Вправо и влево вход в боковые кулуары с чрезвычайно тяжелыми балками кассетиро-ванного плафона, далее вход в партер. Против кулуаров широкие лестницы с крытыми дубом ступенями и гладкими перилами. И здесь досадная деталь: глухие перила в сочетании с высоким железобетонным косоуром слишком высоки и придают маршам чрезмерную тяжесть-Главное фойе высотой в один этаж выходит окнами к портику. Приблизительно в полутора метрах от наружной стены идет линия квадратных столбов, мало оправданных конструктивно и эстетически. Пролет не так велик, чтобы стоило загромождать фойе этими столбами. На третьем этаже в фойе балкона эти столбы, к тому же, занимают середину узкого променуара. Главное фойе решено в виде нарядного, хотя и сдержанно декорированного, зала. Капители его столбов нарисованы сравнительно хорошо. Жаль только, что введение самих столбов мало оправдано. Залы театра окрашены в светлые, несколько тусклые тона, потолки все белые. Мебели очень мало — немного мягких банкеток и еще меньше жестких. Жесткие банкетки почему-то имитируют выпуклую форму сидений мягких банкеток, вместо того чтобы иметь вогнутое сидение. Сидеть на этих банкетках очень неприятно—как на камне. Небольшие переходы связывают театр с комнатами клуба для взрое-лых. Очень своеобразен план столовой — весь первый этаж занят подсобными помещениями, а во втором этаже залы столовой окружают группу обслуживающих помещений — моек, сервизной, выдачи и пр., расположенных в центре. Пути для обслуживания посетителей кратчайшие, чем достигается большая экономия труда, но в залах неуютно, они кажутся излишне деловитыми. Обслуживающие помещения освещаются электричеством и частично верхним светом — совмещение не из приятных. Магазин, лежащий на линии тротуара, представляет собой обширный, не разгороженный высокий зал. Кассеты плафона окрашены в приятный голубой цвет, мебель и арматура по типу напоминают оборудование магазина в гостинице «Москва». Вход в детский сад и клуб лежит на поперечной оси против входа в столовую. Устройство общего вестибюля для детского сада и клуба мало оправдано и, несомненно, дает себя знать при эксплоатации здания. Вообще соединение в одном здании такого числа разнородных и не связанных между собою разделов вряд ли оправдывается чем-либо кроме недостатка места. Внутри детский раздел хорошо спланирован. Светлые комнаты хороших пропорций, светлые коридоры, просторные аудитории и двусветный гимнастический зал очень привлекаг тельны. В целом работники «Правды» и их дети получили в подарок просторное, гигиеничное и разумно спланированное здание. Парадные залы здания, вся его обстановка располагают к отдыху и содействуют эстетическому воспитанию коллектива. Внешняя архитектура здания торжественна и вполне соответствует назначению этого культурно-общественного центра. Но этим требования, пред'являемые к архитектурному произведению, не исчерпываются; необходимо еще, чтобы прорисовка всех деталей по качеству не уступа-па общему замыслу, была с ним согласована, необходимо, чтобы детали, архитектурная форма и общий замысел были приведены к полному единству. Такого единства зданию, к сожалению, недостает.
|