ДОМ КУЛЬТУРЫ РАБОТНИКОВ ГАЗЕТЫ „ПРАВДА"

Я. КОРНФЕЛЬД

Сложный комбинат, в котором об'единены самые разнообразные формы обслуживания коллектива газеты «Правда», может быть толь­ко условно назван клубом, так как, собственно, клубная часть занимает лишь часть здания. Центр здания занимает театр с залом на 800 мест; в небольших переходах справа и слева — несколько комнат клуба; в правом крыле на красной ли­нии — магазин, в остальной части— большая столовая. В левом крыле к фасаду — детский сад и далее — клуб для  детей  и  юношества.

Сложное по своему назначению здание без особых натяжек уложи­лось в строгую, симметричную ком­позицию традиционного курдонера, охваченного с боков двухэтажными крыльями и на главной оси трех­этажным центральным зданием теа­тра. По другую сторону улицы эта ось упирается в центр главного здания редакции.

 

В сумме оба здания образуют интереснейший ансамбль: в перспек­тиве неширокой улицы высится мно­гоэтажный корпус редакций; на про­тивоположной стороне к самому тротуару подходит невысокий кор­пус клуба. Вы приближаетесь, и не­ожиданно улица превращается в площадь, обрамленную зданиями: в нее вливается пространство от­крытого двора.

Пространство улицы, неожидан­но расширившись, замедляет ваше движение, вы невольно останавли­ваетесь, чувствуя, что вы у цели. В этом — самый сильный эффект композиции. Его дополняет и уси­ливает контраст высот обоих зда­ний, контраст горизонтальных чле­нений одного и вертикального рит­ма столбов—другого. Оба здания, разработанные  независимо,  представляют единую пространственную композицию, благодаря тому, что арх. Чекмотаев и Молотов сумели в своем архитектурном решении учесть характер ранее построенного корпуса  редакции  «Правда».

 

Авторы, подчеркнули единство композиции зданий путем примене­ния тех же декоративно-отделочных материалов, что и в здании редак­ции (одинаковой штукатурки и того же грубо околотого серого гранита в нижних частях клуба). Наконец, они не поддались искушению вре­мени: застигнутые общей пере­стройкой советской архитектуры, они усложняли архитектурную фор­му и детали здания, но не пере­шагнули за тот предел, когда стиле­вой разрыв обоих зданий оказался бы уже неизбежным.

Мы много спорим о законах ан­самбля. В перекличке этих зданий проявилась одна из ярких законо­мерностей   ансамбля,   бесспорно   свидетельствующая об единстве, несмо­тря на отчетливое контрастное их сопоставление.

Площадка открытого двора повы­шается, и 'на самой высокой отметке ее находится парадный портик теа­тра. Центр двора выравнен подсып­кой и занят газоном. Подсыпка окаймлена подпорными стенами, об­лицованными тем же рваным грани­том, и эта невысокая стена зритель­но связывает торцы крыльев зда­ния. Стены двухэтажных крыльев изрезаны очень большими окнами. По первому этажу вдоль стен стол­бы и на них неширокий балкон по всему периметру. Назначение этих длинных и узких веранд преимуще­ственно декоративное, особенно ве­ранды правого крыла, прилегающей к обслуживающим помещениям сто­ловой.

Балюстрады балконов — из тон­ких стоек, расчлененных тяжелыми тумбами, облегченными лишь вытя­нутыми на них филенками. Такие же филенки вытянуты и на узких про­стенках между окнами второго эта­жа. Пропорции всех этих деталей, их рисунок — достаточно примитивны. Ритм невысоких столбов заканчива­ется у высоких, глухих пилонов, на фоне которых рельефно выделяется энергичная светотень центрального портика.

Трехэтажные, прямоугольные в сечении, рустованные столбы и пило­ны увенчаны широким поясом ба­рельефа, окаймленным двумя гори­зонтальными полками. В глубине портика входные двери и над ними двусветные окна. Барельеф изобра­жает шествие трудящихся под зна­менами партии. У краев фигуры со­браны тесно, по мере приближения к середине они разрежаются, подгото­вляя к восприятию центральной ча­сти композиции — портретов Ленина и Сталина, обрамленных венком и знаменами,

Дом  культуры   работников газеты „Правда"
Театральный зал
Малый зал
Спортивный зал

Рядом с мелкими членениями не­высоких крыльев крупные и простые формы главного портика звучат очень энергично, они хорошо подчеркивают и организуют центр композиции все­го пространства двора и здания. Этот эффект усиливает единственное на всей геометрической поверхности фасадов пятно органических форм барельефа, ноторое оживляет плос­кость и насыщает ее торжественным содержанием.

Дом культуры работников газеты „Правда"
Балкон спортивного зала
Кулуары
Фойе бельэтажа

 

Значительно менее организованы боковые и особенно задний фасады здания. Об'емы здания и их обра­ботка послушно следуют за бес­хитростной функциональной схе­мой и не корректируются никаки­ми эстетическими закономерностями. Этим об'ясняется довольно буднич­ная и откровенно утилитарная внеш­ность второстепенных фасадов. Ее не скрашивают и наличники, одно­образной и широкой полосой огибаю­щие все окна, и скупые пояса, вен­чающие стены.

По своим архитектурным формам и, в частности, деталям это общест­венное   здание,    если    его    сравнить с некоторыми жилыми зданиями, ко­торые построены в Москве в те же годы, отличается особыми художе­ственными достоинствами. Это не­обходимо признать, хотя здание оставляет безусловно положительное общее  впечатление.

В большом и значительном зда­нии клуба нельзя оставить незаме­ченными даже такие детали, как тя­желые квадры рваного гранита, ко­торые нависают над широкими окна­ми цокольного этажа, угрожая со­скользнуть по вертикальным швам, хотя сознание подсказывает, что они прочно навешены.

Нельзя не заметить на боковом фасаде дорогую железную решетку неплохого рисунка, выполненную крайне небрежно, грубой сваркой с перекосами, с наплывами в соедине­ниях, и разделенную на звенья непропорционально тяжелыми шту­катурными столбами. (Кстати, це­лесообразно ли вообще применять сварку для мелких художественных изделий до того, как техника ее не станет более совершенной?). Неволь­но бросается в глаза такая досадная деталь, как мятый козырек из кро­вельного железа, скрывающий лампы для освещения барельефа. Культура грхитектуриой формы и детали за­метно отстает от уровня интересного замысла клуба. В этом сказались, несомненно, трудности переходного периода нашей архитектуры, к кото­рому как раз и относится строитель­ство клуба.

План этого сложного здания очень простой и ясный. Логично и Удачно не только общее размещение групп, но и внутренняя организация каждой группы. В центре — театр с зрительным залом на 800 мест, из них 180 на небольшом балконе. Под балконом — ложи. Прямоугольный, почти квадратный зал; места снача­ла пологим, потом крутым амфите­атром подходят к ложам на отметку второго этажа к выходам в главное фойе. Пропорции зала, его высота, хорошее решение лож и балкона про­изводят выгодное впечатление. Но в обработке и отдельных деталях до­пущены заметные промахи. На высо­ту амфитеатра гладкие стены окра­шены более темным цветом, выше на обрезе этой панели пилястры, не­сущие узкий антаблемент, над ним широкая выкружка, переходящая в горизонтальный гладкий плафон, кас-сетированный у стен по трем сторо­нам.

Соотношение высот панели и пи­лястр недостаточно определено: то ли панель высока, то ли пилястры низки. Пилястры расставлены вдоль боковых стен и заканчиваются у пор­тала. Последние три пилястры в глу­бине зала перерезаны ложами и бал­коном, и возникает впечатление, что балкон и ложи встроены в готовый зал. Основанием пилястр служат тя­желые, сильно развитые базы круп­ного профиля, между тем как сухо­ватым капителям приданы коринф­ские волюты и мелкие листочки с очень плоской по рельефу лирой в центре. Во всей этой пилястре нет единства величин, рельефа. В отделке зала широко применена роспись. Между пилястрами написаны как бы рельефные филенки, украшенные те­атральными и музыкальными аксе-суарами. Две филенки в углу у пор­тальной стены неожиданно перере­заны на уровне второго этажа балко­нами для осветителей. Эти балконы также кажутся встроенными в гото­вый зал. Просцениум обрамлен силь­но развитыми тягами, которые сужаются ступенями к порталу. Впечатле­ние от эффектного портала снижает штанга с прожекторами выносного софита — опять-таки повешенная в готовом зале без всякой связи с его архитектурой. Этот разнобой в ар­хитектурной обработке зрительного зала дополняется стилевым разно­боем росписи. Особенно обильна и мало удачна орнаментальная роспись вокруг портала.

И в зрительном зале, и в осталь­ных залах, так же как и на фасадах, детали по своему качеству сильно уступают общему замыслу. Сцена скромных размеров, но хороших про­порций, дополнена двумя резервами по бокам. Обслуживающие помеще­ния ее расположены за задней сте­ной на хорошо освещенном с торцов коридоре. Также удобна и разумна планировка всех помещений для пу­блики. 'В небольшом вестибюле про­тив зхоДа — дуга гардероба, рядом с тамбуром — кассы. Вправо и влево вход в боковые кулуары с чрезвы­чайно тяжелыми балками кассетиро-ванного плафона, далее вход в пар­тер. Против кулуаров широкие лест­ницы с крытыми дубом ступенями и гладкими  перилами.

И здесь досадная деталь: глухие перила в сочетании с высоким же­лезобетонным косоуром слишком высоки и придают маршам чрезмер­ную тяжесть-Главное фойе высотой в один этаж выходит окнами к портику. Приблизительно в полутора метрах от наружной стены идет линия квад­ратных столбов, мало оправданных конструктивно и эстетически. Пролет не так велик, чтобы стоило загромо­ждать фойе этими столбами. На третьем этаже в фойе балкона эти столбы, к тому же, занимают середи­ну узкого променуара. Главное фойе решено в виде нарядного, хотя и сдер­жанно декорированного, зала. Капи­тели его столбов нарисованы срав­нительно хорошо. Жаль только, что введение самих столбов мало оправ­дано. Залы театра окрашены в свет­лые, несколько тусклые тона, потол­ки все белые. Мебели очень мало — немного мягких банкеток и еще мень­ше жестких. Жесткие банкетки поче­му-то имитируют выпуклую форму сидений мягких банкеток, вместо то­го чтобы иметь вогнутое сидение. Сидеть на этих банкетках очень не­приятно—как на камне.

Небольшие  переходы   связывают театр с комнатами клуба для взрое-лых. Очень своеобразен план столо­вой — весь первый этаж занят под­собными помещениями, а во втором этаже залы столовой окружают груп­пу обслуживающих помещений — моек, сервизной, выдачи и пр., рас­положенных в  центре.

Пути для обслуживания посети­телей кратчайшие, чем достигается большая экономия труда, но в залах неуютно, они кажутся излишне де­ловитыми. Обслуживающие помеще­ния освещаются электричеством и частично верхним светом — совмеще­ние не из приятных.

Магазин, лежащий на линии тро­туара, представляет собой обширный, не разгороженный высокий зал. Кас­сеты плафона окрашены в приятный голубой цвет, мебель и арматура по типу напоминают оборудование мага­зина в гостинице «Москва».

Вход в детский сад и клуб лежит на поперечной оси против входа в столовую. Устройство общего вести­бюля для детского сада и клуба ма­ло оправдано и, несомненно, дает себя знать при эксплоатации здания. Вообще соединение в одном здании такого числа разнородных и не свя­занных между собою разделов вряд ли оправдывается чем-либо кроме недостатка места.

Внутри детский раздел хорошо спланирован. Светлые комнаты хоро­ших пропорций, светлые коридоры, просторные аудитории и двусветный гимнастический зал очень привлекаг тельны.

В целом работники «Правды» и их дети получили в подарок про­сторное, гигиеничное и разумно спланированное здание. Парадные залы здания, вся его обстановка располагают к отдыху и содей­ствуют эстетическому воспитанию коллектива.

Внешняя архитектура здания торжественна и вполне соответствует назначению этого культурно-общест­венного центра. Но этим требования, пред'являемые к архитектурному произведению, не исчерпываются; необходимо еще, чтобы прорисовка всех деталей по качеству не уступа-па общему замыслу, была с ним со­гласована, необходимо, чтобы детали, архитектурная форма и общий замы­сел были приведены к полному един­ству.

Такого единства зданию, к сожа­лению, недостает.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!