ДОМ КРАСНОЙ АРМИИ В МИНСКЕ

игн. хвойник

Новый дом Красной армии в Минске является реализованной частью широкого архитектурного за­мысла, завершение которого явится большим событием в реконструкции столицы Советской Белоруссии.

Дом расположен на великолепном возвышенном участке, и главные его фасады (со стороны сквера — закон­ченный уже фасад, и со стороны парка — противоположный, входящий в композицию еще не законченного театра) воспринимаются в свободной и глубокой перспективе. По замыслу он должен стать стержнем планиров­ки большого, целостного ансамбля, и в такой именно связи осмысливается подчеркнутая репрезентативность со­оружения второй очереди (театр с широким лестничным спуском). Эта опорная роль минского дома Красной армии в будущем ансамбле заслужи­вает самостоятельного и подробного рассмотрения.

Новый дом отвечает задаче куль­турно-политического обслуживания Красной армии с импонирующей' пол­нотой и многогранностью. Под одной кровлей, в структуре одного про­странственного организма нашло себе мэсто обслуживание самых разнооб­разных процессов: физкультурных, зрелищно-художественных, учебных, общебытовых.

 

Здесь расположились: большой кино-концертный зал и библиотечный сектор с великолепно обставленной читальней, книгохранилищем и поме­щениями для обработки книг; бас­сейн для плавания — один из круп­нейших и лучших в Союзе, и танце­вальный зал; биллиардные и партка­бинеты; зал тяжелой атлетики и ла­боратории с новейшими технически­ми  приспособлениями  и аппаратурой для физических и химических опы­тов; детский сектор и комплекс жи­лых помещений для гостей; сектор питания с разветвленной системой богато оборудованных помещений и лекционно-учебная группа с аудито­рией, классами, рекреационным залом и учительской; гостиные, комнаты для игр и многочисленные помеще­ния более узкого, функционального назначения. На всем — печать боль­шого размаха и щедрого замысла.

Было бы затруднительно опреде­лить, какой сектор из перечисленных должен быть отмечен в качестве но­сителя основного и ведущего мотива, подчиняющего себе все остальные звенья богатой и сложной архитек­турной темы.

 

Множественность функций Дома синтезируется в идее гармонического человека, дисциплинированного и подлинно свободного, морально и по­литически стойкого, физически и ин­теллектуально полноценного, — каким является боец самой сознательной, самой несокрушимой армии в мире — нашей доблестной Красной армии.

Вопрос о генезисе храма являет­ся одним из наиболее спорных в на­шей искусствоведческой литературе. В первой половине XIX века не осо­бенно разбиравшиеся в стилях исследователи называли храм готи­ческим (например, Карамзин). Снеге-рев же трактовал здание как «исклю­чение из господствовавшего у нас в XVI веке стиля» и находил в нем смешение стилей мавританского, го­тического, индийского и византий­ского. Иностранные исследователи видели в формах храма влияние азиатского востока. Так Куглер утверждал, что храм относится «к законченному периоду искусства му-гаммеданского». Виоле ле Дюк, на­писавший в 1877 году специальную книгу о русском искусстве, рас­суждал, что, «не покидая искусства византийского, которое существовало тогда (в XVI веке) не более как пре­дание, русские художники стара­лись, и не без успеха, присоединить к нему те многочисленные источни­ки, которые доставлял им восток, столь блестящий в XIV и XV столе­тиях». Наконец, кроме утверждений о восточных влияниях на стиль хра­ма, в настоящее время проф. А. И. Некрасов в нескольких своих рабо­тах утверждает, что «живописно-графический стиль XVI века» пред­ставляет «явление пришлое», «от­звуки романо-готического западного зодчества», пришедшие к нам через Литву и Белоруссию. Большинство же русских ученых считает храм Василия блаженного созданием рус­ского гения, указывая на то, что русский народ на своем историче­ском пути дал много в области искусства самостоятельного и ценно­го, что искусство русского народа не было только простым наслоением различных влияний. Наоборот, то, что приходило к нам г. востока и за­пада, здесь не просто воспринима­лось, а творчески перерабатывалось и использовалось в полном соответ­ствии с экономическими и социаль­ными условиями жизни. Храм Васи­лия блаженного является примером того, как на национальной основе, с творческим использованием строи­тельной техники запада, принесен­ной к нам в XV веке, развилась в XVI веке архитектура, создавшая та­кие шедевры из кирпича, как храм Вознесенья в Коломенском и интере­сующий нас храм Василия блажен­ного в Москве.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!