игн. хвойник Новый дом Красной армии в Минске является реализованной частью широкого архитектурного замысла, завершение которого явится большим событием в реконструкции столицы Советской Белоруссии. Дом расположен на великолепном возвышенном участке, и главные его фасады (со стороны сквера — законченный уже фасад, и со стороны парка — противоположный, входящий в композицию еще не законченного театра) воспринимаются в свободной и глубокой перспективе. По замыслу он должен стать стержнем планировки большого, целостного ансамбля, и в такой именно связи осмысливается подчеркнутая репрезентативность сооружения второй очереди (театр с широким лестничным спуском). Эта опорная роль минского дома Красной армии в будущем ансамбле заслуживает самостоятельного и подробного рассмотрения. Новый дом отвечает задаче культурно-политического обслуживания Красной армии с импонирующей' полнотой и многогранностью. Под одной кровлей, в структуре одного пространственного организма нашло себе мэсто обслуживание самых разнообразных процессов: физкультурных, зрелищно-художественных, учебных, общебытовых.
Здесь расположились: большой кино-концертный зал и библиотечный сектор с великолепно обставленной читальней, книгохранилищем и помещениями для обработки книг; бассейн для плавания — один из крупнейших и лучших в Союзе, и танцевальный зал; биллиардные и парткабинеты; зал тяжелой атлетики и лаборатории с новейшими техническими приспособлениями и аппаратурой для физических и химических опытов; детский сектор и комплекс жилых помещений для гостей; сектор питания с разветвленной системой богато оборудованных помещений и лекционно-учебная группа с аудиторией, классами, рекреационным залом и учительской; гостиные, комнаты для игр и многочисленные помещения более узкого, функционального назначения. На всем — печать большого размаха и щедрого замысла. Было бы затруднительно определить, какой сектор из перечисленных должен быть отмечен в качестве носителя основного и ведущего мотива, подчиняющего себе все остальные звенья богатой и сложной архитектурной темы.
Множественность функций Дома синтезируется в идее гармонического человека, дисциплинированного и подлинно свободного, морально и политически стойкого, физически и интеллектуально полноценного, — каким является боец самой сознательной, самой несокрушимой армии в мире — нашей доблестной Красной армии. Вопрос о генезисе храма является одним из наиболее спорных в нашей искусствоведческой литературе. В первой половине XIX века не особенно разбиравшиеся в стилях исследователи называли храм готическим (например, Карамзин). Снеге-рев же трактовал здание как «исключение из господствовавшего у нас в XVI веке стиля» и находил в нем смешение стилей мавританского, готического, индийского и византийского. Иностранные исследователи видели в формах храма влияние азиатского востока. Так Куглер утверждал, что храм относится «к законченному периоду искусства му-гаммеданского». Виоле ле Дюк, написавший в 1877 году специальную книгу о русском искусстве, рассуждал, что, «не покидая искусства византийского, которое существовало тогда (в XVI веке) не более как предание, русские художники старались, и не без успеха, присоединить к нему те многочисленные источники, которые доставлял им восток, столь блестящий в XIV и XV столетиях». Наконец, кроме утверждений о восточных влияниях на стиль храма, в настоящее время проф. А. И. Некрасов в нескольких своих работах утверждает, что «живописно-графический стиль XVI века» представляет «явление пришлое», «отзвуки романо-готического западного зодчества», пришедшие к нам через Литву и Белоруссию. Большинство же русских ученых считает храм Василия блаженного созданием русского гения, указывая на то, что русский народ на своем историческом пути дал много в области искусства самостоятельного и ценного, что искусство русского народа не было только простым наслоением различных влияний. Наоборот, то, что приходило к нам г. востока и запада, здесь не просто воспринималось, а творчески перерабатывалось и использовалось в полном соответствии с экономическими и социальными условиями жизни. Храм Василия блаженного является примером того, как на национальной основе, с творческим использованием строительной техники запада, принесенной к нам в XV веке, развилась в XVI веке архитектура, создавшая такие шедевры из кирпича, как храм Вознесенья в Коломенском и интересующий нас храм Василия блаженного в Москве.
|