ДОМ И КВАРТАЛ В ЛЕНИНГРАДЕ

Е. ЛЕВИНСОН

Основные принципы развития жилищного строительства в Ленин­граде были определены А. А. Жда­новым в докладе от 26 августа 1935 года. Тогда же было принято решение строить крупные кварталы в 9—15 га с многоэтажными домами, расположенными друг от друга на некотором расстоянии, и постепенно снизить плотность населения города до 400—500 человек на 1 га. Это ре­шение предопределило лицо новых кварталов города.

К концу 1937 года строительство новых кварталов в районе правого берега Невы, у Володарского моста (Щемиловка), в районе Автова и Мо­сковского шоссе далеко продвину­лось.

Строительство в новых районах открыло широчайшие возможности закономерного создания ансамбля. Архитектура жилого дома вновь об­рела одно из ее основных качеств— трехмерность, утерянное в недавнем прошлом при строительстве домов, вытянутых в сплоченную фасадную линию. Выявился новый тип улицы, состоящей из ряда отдельно стоящих домов. Передача проектных и строи­тельных работ отдельным архитек­турным мастерским позволила во всех случаях добиваться комплекс­ных решений.

Небезынтересно привести основ­ные данные по застройке кварталов.

Правый берег Невы. Про­цент застройки—22,3, при территории в 13 га; плотность—400 человек на 1 га.

Район у Володарского моста (Щ е м и л о в к а). Первый квартал: процент застройки—21,3, при территории в 14 га; плотность— 441 человек на 1 га. Второй квартал: процент застройки—24,5, при терри­тории в 9,3 га; плотность—451 чело­век на 1 га.

Район Автова. Процент за­стройки трех участков: 23,8, 21,5, 21,6; плотность в среднем 425 человек на 1 га.

По всем районам процент озеле­нения за вычетом проездных частей доведен в среднем до 40.

 

Вполне естественно, что в рабо­тах мастерских, которым было пору­чено проектирование кварталов (ма­стерская № 3-Е. А. Левинсона и И. И. Фомина, мастерская № 4 — ру­ководитель арх. А. А. Оль, мастер­ская № 5 — руководитель арх. Г. А. Симонов, мастерская № 7—руководи­тель арх. Н. А. Троцкий) и др., выя­вились присущие им стилевые тен­денции. Общим для большинства этих мастерских является стремление к модернизации классических образцов итальянского Ренессанса. Это особен­но ясно сказалось в избранных ма­стерскими приемах связи отдельно стоящих домов. Мастерские чаще всего в этих целях прибегают к ар­кам и колоннадам. Мастерская № 3 вводит небольшие дворики („pattio ). Последние служат связующими эле­ментами между   улицей и двором  и способствуют постепенному   раскры­тию внутриквартальных   перспектив.

Жилые дома мастерской арх. Г. А. Симонова, выходящие на набе­режную, решены с учетом водного зеркала Невы. Большое внимание уделено силуэту, который ритмиче­ски организуется, благодаря сопо­ставлению пяти- и шестиэтажных корпусов.

Близость Смольного, Александро-Невской лавры, дальнейшее развитие проспекта 25 Октября обязывали ав­торов стремиться к согласованию ар­хитектурного облика старых и новых районов города. Одним из сущест­венных моментов решения линии на­бережной являлось введение харак­терной пластической формы в виде изогнутой в плане кривой, которая построена с учетом восприятия ансам­бля новых зданий с далеких точек зрения. По своей трактовке дома на­поминают загородные виллы с тер­расами и зеленью на первом плане.

Фасады, выходящие на набереж­ную решаются более монументально, фасады, выходящие на второстепен­ные улицы — более сдержанно.

Соседство о ранее осуществлен­ным Домом врача (арх.   Д. П.   Бу-рышкин) служило для авторов за­стройки как бы предметным уроком и заставляло их стремиться к большей сдержанности и скромности, отвечаю­щей образу советского  жилого дома. Квартал организован двумя сим­метричными     комплексами      домов, включающими детские группы. Об'ем домов относительно незначительный: -20 000—25 000 м2 каждый.

Проектирование в   районе   Воло­дарского моста (Щемиловка)     ведет мастерская Е. А. Левинсона и И. И. Фомина. Эта значительная застройка включает завязку   большой   дуговой магистрали,   ведущей   к Дому сове­тов. На площади непосредственно у моста, по проекту мастерской ведет­ся строительство крупнейшего обще-  • ственного сооружения этого района-Володарского районного совета. Пер­вый, застраиваемый уже сейчас, от­резок магистрали имеет около 500 м; застройка   ведется по обеим   сторо­нам улицы.

Проектирование крупных ком­плексов открыло возможности отно­сительно свободного решения пятен проемов. Избранное метрическое чле­нение фасадов позволило внести из­вестное разнообразие в их трактовку. Застройка квартала произведена в основном по периметрическому об­воду. На всем пространстве квартала выделяются законченные по компози­ции группы зданий.

Архитектурное оформление райо­на   Автова    проектируется    мастер­ской арх. А. А. Оля. Решение здесь подсказано     двумя     особенностями участка — его расположением в виде сектора в зоне одной из больших ма­гистралей   города — улицы Стачек и соседством с юго-западным прибреж­ным районом, который   в   значитель­ной своей части отводится под город-парк.  В архитектуре   зданий принят прием членения фасадов на несущую часть в три этажа    и верхнюю вен­чающую, разработанную в более силь­ном рельефе,   с введением портиков. Этот мотив проведен с излишней последовательностью. Все здания по­лучили      несколько      единообразное оформление.  Они  кажутся  строгими, чопорными, официальными. Арки вве­дены как связь между домами по магистрали   и   открывают   внутренние перспективы.

Квартал на Московском шоссе проектируется в мастерской арх. Н. А. Троцкого. Работа по этому кварталу входит в общий план за­стройки Московского шоссе и связа­на с проектированием ансамбля од­ной из основных магистралей Ле­нинграда.

Проектированию Московского шоссе посвящена в настоящем номере особая статья. Ред.

Проектирование новых кварталов Ленинграда ставит в порядок дня ряд актуальных вопросов градо­строительства.

Одним из таких вопросов являет­ся вопрос о такой очередности за,-стройни кварталов, которая была бы увязана с требованиями органиче­ского развития композиции кварта-па. Этой стороне дела проектировщи­ки Ленинграда только сейчас начи­нают уделять внимание. Практика прошлого показала, что даже при больших капиталовложениях   невозможно было создать отдельные за­конченные комплексы, входящие в пейзаж города, до момента заверше­ния всей стройки.

Новые кварталы Ленинграда должны были получить здания двух типов: здания монументальные, под­держивающие улицу, часть магист­рали, и более интимные, поставлен­ные внутри квартала и связанные внутриквартальным пространством. Успешно архитекторы решили лишь первую задачу.

В композицию жилых домов, по­ставленных внутри квартала, не бы­ли привнесены те органичные эле­менты, которые их связывают с пей­зажем двора, сада.

Внутриквартальные пространства застраивались 6-этажными домами. Между тем, вопрос этажности вну-триквартальных домов еще недоста­точно проработан и с экономической стороны, и в связи с композицией внутриквартальных пространств.

На наш взгляд, 4-этажное строи­тельство, при наличии двухэтажных детских групп, открывает значитель­но большие возможности внутренне­го решения участка. В 4-этаж­ном доме нет необходимости в лифтах и дорогостоящей железобе­тонной изоляции над последним этажом.

В корпусах, выходящих на ули­цу, обслуживающие помещения мага­зинов в первых этажах отнесены к дворовой стороне здания, туда же ориентируются, как правило, лестни­цы, помещения кухонь, комнаты дом­работниц. Эти фасады, обращенные в сад, в большинстве ленинградских проектов не получили достаточно удачной архитектурной обработки.

Архитекторы Ленинграда, рабо­тая над проектами новых жилых зда­ний, стремились в стилевом отноше­нии их увязать с лучшими старыми ансамблями города. Не всегда при этом   архитекторы  соблюдали   меру.

Новые магистрали получали до­ма излишне «официального» вида, фасады этих домов часто вступали в противоречие с внутренней их пла­нировкой. Увлечение парадностью, применение большого ордера и ряда самодовлеющих средств обработки фасада лишило здания теплоты, ин­тимности, легкости, а в некоторых случаях отразилось и на удобствах квартир.

Надуманные членения, детали, не отвечающие природе жилого дома, — все это следствие формального под­хода архитектора к своей задаче. Форма и содержание в проектах не были согласованы, и неудивительно поэтому, что от этих официальных домов-«палаццо» веет холодом и чо­порностью, что они мало чем напо­минают социалистические жилища. На опыте новых ленинградских стро­ек мы еще раз убеждаемся, что ув­лечение фасадничеством в среде на­ших архитекторов не преодолено.

Приемы так называемого «сво­бодного» решения фасадов, более серьезной увязки квартир, их плани­ровки и удобств с внешним выраже­нием дома должны быть еще раз проанализированы и практически на­ми применены в дальнейшей работе.

При организации новых кварта­лов, значительную роль играет внутридворовое озелененное простран­ство, занимающее до 40 проц. терри­тории квартала. Это озеленение дол­жно быть использовано в интересах * человека. Работа над этими громад­ными пространствами открывает ис­ключительные возможности развития нового типа городского внутриквар-тального сада-парка. К сожалению, в этой области дает себя знать от­сутствие нормативных данных. При проектировании новых кварталов Ле­нинграда не были привлечены са­довники и специалисты, работающие в области организации отдыха, спор­та, не были изучены почвенные осо­бенности. Поэтому возникает опасе­ние, что подлежащие озеленению вну­триквартальные пространства будут превращены в академические сады-парки обычного типа.

В новых кварталах не было уде­лено должного внимания и общежи­тиям для одиноких. Вопрос о дет­ских группах также не получил в Ленинграде окончательного разреше­ния. На участках запроектированы (а в отдельных случаях и построены) типовые детские учреждения, архи­тектурно не увязанные с ансамблями жилых зданий.

К недостаткам планировки квар­талов относится, кроме того, непро­думанное решение графиков внутри-квартального транспорта и полное игнорирование вопроса об обслужи­вании частновладельческих машин.

Все это дефекты, характерные не только для Ленинграда. Тем ва'жнее в дальнейшей работе ленинградских архитекторов добиться их полного устранения.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!