Е. ЛЕВИНСОН Основные принципы развития жилищного строительства в Ленинграде были определены А. А. Ждановым в докладе от 26 августа 1935 года. Тогда же было принято решение строить крупные кварталы в 9—15 га с многоэтажными домами, расположенными друг от друга на некотором расстоянии, и постепенно снизить плотность населения города до 400—500 человек на 1 га. Это решение предопределило лицо новых кварталов города. К концу 1937 года строительство новых кварталов в районе правого берега Невы, у Володарского моста (Щемиловка), в районе Автова и Московского шоссе далеко продвинулось. Строительство в новых районах открыло широчайшие возможности закономерного создания ансамбля. Архитектура жилого дома вновь обрела одно из ее основных качеств— трехмерность, утерянное в недавнем прошлом при строительстве домов, вытянутых в сплоченную фасадную линию. Выявился новый тип улицы, состоящей из ряда отдельно стоящих домов. Передача проектных и строительных работ отдельным архитектурным мастерским позволила во всех случаях добиваться комплексных решений. Небезынтересно привести основные данные по застройке кварталов. Правый берег Невы. Процент застройки—22,3, при территории в 13 га; плотность—400 человек на 1 га. Район у Володарского моста (Щ е м и л о в к а). Первый квартал: процент застройки—21,3, при территории в 14 га; плотность— 441 человек на 1 га. Второй квартал: процент застройки—24,5, при территории в 9,3 га; плотность—451 человек на 1 га. Район Автова. Процент застройки трех участков: 23,8, 21,5, 21,6; плотность в среднем 425 человек на 1 га. По всем районам процент озеленения за вычетом проездных частей доведен в среднем до 40.
Вполне естественно, что в работах мастерских, которым было поручено проектирование кварталов (мастерская № 3-Е. А. Левинсона и И. И. Фомина, мастерская № 4 — руководитель арх. А. А. Оль, мастерская № 5 — руководитель арх. Г. А. Симонов, мастерская № 7—руководитель арх. Н. А. Троцкий) и др., выявились присущие им стилевые тенденции. Общим для большинства этих мастерских является стремление к модернизации классических образцов итальянского Ренессанса. Это особенно ясно сказалось в избранных мастерскими приемах связи отдельно стоящих домов. Мастерские чаще всего в этих целях прибегают к аркам и колоннадам. Мастерская № 3 вводит небольшие дворики („pattio ). Последние служат связующими элементами между улицей и двором и способствуют постепенному раскрытию внутриквартальных перспектив. Жилые дома мастерской арх. Г. А. Симонова, выходящие на набережную, решены с учетом водного зеркала Невы. Большое внимание уделено силуэту, который ритмически организуется, благодаря сопоставлению пяти- и шестиэтажных корпусов. Близость Смольного, Александро-Невской лавры, дальнейшее развитие проспекта 25 Октября обязывали авторов стремиться к согласованию архитектурного облика старых и новых районов города. Одним из существенных моментов решения линии набережной являлось введение характерной пластической формы в виде изогнутой в плане кривой, которая построена с учетом восприятия ансамбля новых зданий с далеких точек зрения. По своей трактовке дома напоминают загородные виллы с террасами и зеленью на первом плане. Фасады, выходящие на набережную решаются более монументально, фасады, выходящие на второстепенные улицы — более сдержанно. Соседство о ранее осуществленным Домом врача (арх. Д. П. Бу-рышкин) служило для авторов застройки как бы предметным уроком и заставляло их стремиться к большей сдержанности и скромности, отвечающей образу советского жилого дома. Квартал организован двумя симметричными комплексами домов, включающими детские группы. Об'ем домов относительно незначительный: -20 000—25 000 м2 каждый. Проектирование в районе Володарского моста (Щемиловка) ведет мастерская Е. А. Левинсона и И. И. Фомина. Эта значительная застройка включает завязку большой дуговой магистрали, ведущей к Дому советов. На площади непосредственно у моста, по проекту мастерской ведется строительство крупнейшего обще- • ственного сооружения этого района-Володарского районного совета. Первый, застраиваемый уже сейчас, отрезок магистрали имеет около 500 м; застройка ведется по обеим сторонам улицы. Проектирование крупных комплексов открыло возможности относительно свободного решения пятен проемов. Избранное метрическое членение фасадов позволило внести известное разнообразие в их трактовку. Застройка квартала произведена в основном по периметрическому обводу. На всем пространстве квартала выделяются законченные по композиции группы зданий. Архитектурное оформление района Автова проектируется мастерской арх. А. А. Оля. Решение здесь подсказано двумя особенностями участка — его расположением в виде сектора в зоне одной из больших магистралей города — улицы Стачек и соседством с юго-западным прибрежным районом, который в значительной своей части отводится под город-парк. В архитектуре зданий принят прием членения фасадов на несущую часть в три этажа и верхнюю венчающую, разработанную в более сильном рельефе, с введением портиков. Этот мотив проведен с излишней последовательностью. Все здания получили несколько единообразное оформление. Они кажутся строгими, чопорными, официальными. Арки введены как связь между домами по магистрали и открывают внутренние перспективы. Квартал на Московском шоссе проектируется в мастерской арх. Н. А. Троцкого. Работа по этому кварталу входит в общий план застройки Московского шоссе и связана с проектированием ансамбля одной из основных магистралей Ленинграда. Проектированию Московского шоссе посвящена в настоящем номере особая статья. Ред. Проектирование новых кварталов Ленинграда ставит в порядок дня ряд актуальных вопросов градостроительства. Одним из таких вопросов является вопрос о такой очередности за,-стройни кварталов, которая была бы увязана с требованиями органического развития композиции кварта-па. Этой стороне дела проектировщики Ленинграда только сейчас начинают уделять внимание. Практика прошлого показала, что даже при больших капиталовложениях невозможно было создать отдельные законченные комплексы, входящие в пейзаж города, до момента завершения всей стройки. Новые кварталы Ленинграда должны были получить здания двух типов: здания монументальные, поддерживающие улицу, часть магистрали, и более интимные, поставленные внутри квартала и связанные внутриквартальным пространством. Успешно архитекторы решили лишь первую задачу. В композицию жилых домов, поставленных внутри квартала, не были привнесены те органичные элементы, которые их связывают с пейзажем двора, сада. Внутриквартальные пространства застраивались 6-этажными домами. Между тем, вопрос этажности вну-триквартальных домов еще недостаточно проработан и с экономической стороны, и в связи с композицией внутриквартальных пространств. На наш взгляд, 4-этажное строительство, при наличии двухэтажных детских групп, открывает значительно большие возможности внутреннего решения участка. В 4-этажном доме нет необходимости в лифтах и дорогостоящей железобетонной изоляции над последним этажом. В корпусах, выходящих на улицу, обслуживающие помещения магазинов в первых этажах отнесены к дворовой стороне здания, туда же ориентируются, как правило, лестницы, помещения кухонь, комнаты домработниц. Эти фасады, обращенные в сад, в большинстве ленинградских проектов не получили достаточно удачной архитектурной обработки. Архитекторы Ленинграда, работая над проектами новых жилых зданий, стремились в стилевом отношении их увязать с лучшими старыми ансамблями города. Не всегда при этом архитекторы соблюдали меру. Новые магистрали получали дома излишне «официального» вида, фасады этих домов часто вступали в противоречие с внутренней их планировкой. Увлечение парадностью, применение большого ордера и ряда самодовлеющих средств обработки фасада лишило здания теплоты, интимности, легкости, а в некоторых случаях отразилось и на удобствах квартир. Надуманные членения, детали, не отвечающие природе жилого дома, — все это следствие формального подхода архитектора к своей задаче. Форма и содержание в проектах не были согласованы, и неудивительно поэтому, что от этих официальных домов-«палаццо» веет холодом и чопорностью, что они мало чем напоминают социалистические жилища. На опыте новых ленинградских строек мы еще раз убеждаемся, что увлечение фасадничеством в среде наших архитекторов не преодолено. Приемы так называемого «свободного» решения фасадов, более серьезной увязки квартир, их планировки и удобств с внешним выражением дома должны быть еще раз проанализированы и практически нами применены в дальнейшей работе. При организации новых кварталов, значительную роль играет внутридворовое озелененное пространство, занимающее до 40 проц. территории квартала. Это озеленение должно быть использовано в интересах * человека. Работа над этими громадными пространствами открывает исключительные возможности развития нового типа городского внутриквар-тального сада-парка. К сожалению, в этой области дает себя знать отсутствие нормативных данных. При проектировании новых кварталов Ленинграда не были привлечены садовники и специалисты, работающие в области организации отдыха, спорта, не были изучены почвенные особенности. Поэтому возникает опасение, что подлежащие озеленению внутриквартальные пространства будут превращены в академические сады-парки обычного типа. В новых кварталах не было уделено должного внимания и общежитиям для одиноких. Вопрос о детских группах также не получил в Ленинграде окончательного разрешения. На участках запроектированы (а в отдельных случаях и построены) типовые детские учреждения, архитектурно не увязанные с ансамблями жилых зданий. К недостаткам планировки кварталов относится, кроме того, непродуманное решение графиков внутри-квартального транспорта и полное игнорирование вопроса об обслуживании частновладельческих машин. Все это дефекты, характерные не только для Ленинграда. Тем ва'жнее в дальнейшей работе ленинградских архитекторов добиться их полного устранения.
|