ДЕТСКОЕ «ПРОСТРАНСТВО»

Давайте подробнее рассмотрим организацию интерье­ра помещений, предназначенных для детей. Начнем же с самых маленьких. Итак, в вашей семье ожидается рож­дение маленького человечка. Конечно же, к этому радос­тному событию все готовятся заранее. Малышу и его маме должны быть созданы самые комфортные условия, ведь от этого зависит их самочувствие и здоровье.

В квартире, состоящей даже из одной комнаты, реко­мендуется по соображениям гигиены выделить один угол специально для ребенка. Этот уголок должен быть в са­мом светлом месте, но не слишком близко к окну, чтобы холодный воздух не дул на ребенка. Здесь нужно поста­вить кроватку малыша, шкафчик для одежды, пеленок и других детских вещей, которые ни в коем случае не дол­жны находиться вместе с вещами взрослых членов се­мьи. И обязательно нужен столик или же низкий шкаф­чик, на котором можно пеленать ребенка. Когда ребенок спит, детский уголок желательно отделять от остальной комнаты ширмочкой или занавеской. Занавеску не нуж­но вешать от потолка — она не должна препятствовать доступу воздуха к малышу.

Если нет возможности отделить детский уголок ширмой или занавеской, придется днем закрывать окна шторами, чтобы яркий свет не мешал ребенку спать. Кроме того, вер­хний источник света необходимо заменить настольными лампами или торшерами по той же самой причине.

Впрочем, грудному ребенку и не нужно выделять от­дельную комнату. Наоборот, чтобы маме было удобно за ним ухаживать ночью, кроватка малыша должна быть как можно ближе к ее постели. Главное здесь, как уже было сказано выше, — создать максимальные удобства для новорожденного и для его мамы.

Когда малыш начнет ползать, ему понадобится про­странство на полу, тогда обязательно нужно предусмот­реть напольное покрытие. Это может быть ковер, цинов­ка или просто теплый шерстяной плед.

Когда малыш начнет ходить, нужно поставить в его уголок корзинку или коробку для игрушек. Желательно сделать специальный ящик на колесиках — тогда на ночь его можно убирать под стол или кровать. Когда ре­бенок подрастет, он сможет сам справляться с этим де­лом. Еще лучше, если этот ящик ярко раскрасить или разрисовать.

Кроме того, Вам понадобится манеж, где ребенок мо­жет безопасно играть и вставать на ножки, где мама мо­жет оставить его ненадолго без присмотра, не опасаясь, что он упадет и ушибется. Такой манеж можно купить или сделать самим. Он может быть прямоугольным или круглым. Удобнее всего сборно-разборный манеж. При недостатке места на ночь такой манеж можно разобрать. Конечно, каждая мама знает, что нельзя ставить манеж на сквозняке, у холодной стены, у окна. Если же Вам все-таки приходится ставить манеж у стены, повесьте на стену коврик. Этот коврик, кстати, предохранит Ваши стены от пятен и царапин.

Для ребенка в возрасте больше года манеж уже не ну­жен, малыш хорошо держится на ножках, хочет бегать по всей квартире. Если же Вы не хотите, чтобы он выходил из комнаты, то на двери на уровне вытянутых рук малы­ша можно повесить веревочную сетку. Тогда Вы спокойно можете заниматься своими делами, не упуская малыша из поля зрения. Ведь в этом возрасте кухня, ванная ком­ната, просто открытые двери представляют повышенную опасность для маленького ребенка.

Уголок ребенка на уровне его рук можно украсить яркими картинками, изображениями птиц и зверей. Это предохраняет стену от загрязнения и служит для развле­чения и развития малыша. Время от времени эти рисун­ки нужно менять.

А вот уже в возрасте четырех-пяти лет ребенок дол­жен иметь свое индивидуальное пространство. Прекрас­но, если Вы можете выделить ему отдельную комнату. Но даже если это невозможно, нужно приложить все уси­лия для оборудования максимально изолированного дет­ского уголка.

При оформлении интерьера детского уголка или ком­наты нужно придерживаться определенных правил. Прежде всего, необходимо помнить, что в жизни ребенка главным занятием является игра. Маленькому ребенку удобнее всего играть на полу. Следовательно, именно на полу должно быть больше всего места. Это означает, что в комнате ребенка не должно быть много мебели. Когда же ребенок подрастет, у него должно быть место для за­нятий. Комната эта должна быть самой красивой в доме, самой яркой.

Для ребенка-дошкольника в его уголке или комнате достаточно кроватки, столика, стульчика и небольшого шкафчика или полочек для хранения крупных игрушек, книг, конструктора и т. д. Зато как можно больше игро­вого пространства и игрушек. Именно в игре ребенок обучается и развивается. Выбору игрушек нужно уде­лять серьезное внимание, так как они выполняют не пос­леднюю роль в формировании психики ребенка. Обра­щайте обязательно внимание на материал, из которого сделаны игрушки. Он должен быть безопасным для здо­ровья малыша, обязательно иметь сертификат качества.

Дети обожают детские песенки, могут бесконечно слу­шать одну и ту же сказку. Поэтому нелишними в ин­терьере детской будут проигрыватель и магнитофон. Научите ребенка пользоваться ими (включать и выклю­чать), тогда он не будет отрывать Вас от дел. Лучше, если эта аппаратура будет простой и недорогой. Специа­листы утверждают, что тихая спокойная классическая музыка (если ребенок слышит ее часто) отлично развива­ет слух. А вот телевизор в комнате дошкольника совсем ни к чему. Хоть он и любит смотреть мультфильмы, по­блажки в этом вопросе быть не должно — маленький ребенок может смотреть телевизор очень ограниченно, не более получаса в день.

Для развития ребенка обязательно нужны книги, со­ответствующие его возрасту. Конечно же, эти книги дол­жны быть красиво оформлены, с яркими иллюстрация­ми. Постепенно можно обучать ребенка рисованию и лепке. Сначала с Вашей помощью, а потом самостоятельно малыш будет с удовольствием изображать героев сво­их любимых сказок. Очень полезны для развития детей занятия с пластилином. Поддерживайте ребенка в его творческих играх, всячески поощряйте. Можно устроить «выставку» его работ, пусть самым желанным для Вас подарком будет его рисунок или любой другой результат его труда. Если Ваш ребенок начал рисовать на стенах комнаты, не расстраивайтесь и не браните его. Вспомни­те свое детство — это так заманчиво и интересно. Кроме того, все, что ребенок рисует, кажется ему красивым и важным. Повесьте на стену большой лист ватмана или картона и объясните ребенку, что его рисунки на нем бу­дут смотреться красивее, а стены лучше оставить чисты­ми. Некоторые педагоги советуют повесить в детской ком­нате школьную доску (меньшего формата, разумеется). Можно поступить и так, но не всем мамам понравятся следы и пятна от мела, которые при этом неизбежны. Мелом лучше рисовать на асфальте, на детской площадке. А вот если ваш ребенок уже пошел в школу, школь­ная доска в комнате ему не помешает. В комнате школь­ника придется внести изменения в интерьер. Теперь ему нужно постоянное место для занятий уроками. В началь­ных классах это может быть парта со стульчиком. Пока еще у него не так много учебников и тетрадок, им не нужно много места. А вот для ученика средних и стар­ших классов обязательно нужен письменный стол или секретер. Появляется множество школьных принадлеж­ностей — лучше всего их размещать в выдвижных ящи­ках. Но этого будет недостаточно. Очень будут к месту полки для книг, альбомов, справочников. В комнате школьника на стене уместно повесить портрет ученого, писателя, красиво написанную формулу, таблицу Менде­леева, физическую или политическую карту. Эти пред­меты несут наглядную информацию, воспитывают в ре­бенке любознательность и являются украшением детской комнаты, что также немаловажно. Но вот Ваш малыш уже подрос. Теперь это юноша или девушка. Осо­бенно в этом возрасте ярко проявляется стремление к самовыражению, к оригинальности. Это обязательно отразится в рформлении комнаты подростка. У радиолюби­теля привычными аксессуарами станут различные ра­диодетали, электронные приборы, паяльник. У фаната рока — гитары, электронные приставки, фотографии его кумиров. Не огорчайтесь, если комната Вашего сына на­поминает мастерскую — он занят творчеством, попутно приобретая массу полезных трудовых навыков. Наоборот, помогите ему правильно расположить инструменты, орга­низовать рабочее место. Возможно, Вы сможете чем-то практически помочь сыну — что-то ему подсказать, на-учить правильно пользоваться тем или иным инструмен­том, показать какие-то приемы в работе с материалом.

В оформлении жилища юноши или девушки можно дать простор фантазии. Можно использовать старую ме­бель, переделав, перекрасив, сменив обивку, используя ее самым оригинальным образом. Если девушка умеет рукодельничать, она может превратить свой уголок в произведение искусства. Необычные шторы, интересные коврики, разнообразные подушки с вышивкой или апп­ликацией, — да мало ли что можно придумать, если есть желание сделать свою комнату интересной и неповтори­мой. Конечно, можно поставить стандартный гарнитур в комнате, но тогда пропадет индивидуальность, самобыт­ность. Комната подростка — это еще и клуб друзей, свер­стников. Хорошо, когда все чувствуют себя в ней удобно, не боятся испортить красивую и дорогую мебель.

В любом возрасте дети любят собирать коллекции. Вначале это могут быть различные «фантики» — оберт­ки от конфет, жвачки, шоколада. Потом открытки, ка­лендари, значки, марки, модели машин, камни и т. д. Все это требует места и немалого. Ваша задача состоит в том, чтобы найти это место. Мало просто разместить кол­лекцию, желательно, чтобы эта коллекция еще и укра­шала комнату.

Еще раз поговорим о мебели. Очень важно, чтобы вы­сота стола и стула соответствовали росту ребенка, иначе эго может грозить искривлением позвоночника. Для младших школьников высота стола должна быть при­мерно 0,6—0,62 м, для более старших — 0,68 м. Высота стула соответственно 0,38 и 0,41 м. Разумеется, рабочий стол должен хорошо освещаться и именно с левой стороны.

Рассмотрим несколько вариантов устройства рабочего места школьника, которые разработал архитектор В. Страшнов. Эти конструкции просты в исполнении, их вполне можно изготовить самому, если иметь небольшой опыт в столярном деле. Если же Вам некогда этим зани­маться, и нет умения, то можно сделать их на заказ по простым эскизам.

Секретер высотой 1,5 м с откидной доской шириной 0,7 м. Ширина секретера 1,2—1,3 м. Удобные горизон­тальные полки расположены на деревянных стойках. Справа — грифельная доска и полка для мелков. Левая верхняя полка предназначена для книг и тетрадей. Сиде­нье и спинку стула лучше покрасить в яркий цвет, а от­кидную доску — в темный, спокойный, чтобы глаза ре­бенка меньше уставали.

Простейший угловой столик для занятий школьника можно сделать самому из нескольких листов фанеры, соединив их клеем или гвоздями. Если к стойкам под столом прикрепить полочку, то на ней можно хранить книги, тетради и другие школьные принадлежности.

Рассмотрим следующий пример — стол, за которым могут работать сразу два школьника. Поверхность длин­ного стола опирается на вертикальные стойки. Слева под столом размещается шкафчик, а правая стойка продол­жается над столом, на ней можно укрепить небольшие полочки. Такой стол удобнее всего поставить у окна. Длина его будет зависеть от размеров оконного проема, но не стоит делать длину стола короче 140 см.


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!