Белый ровный потолок, светлые гладкие стены, темные полы — картина строгости и аскетичности, рай для минималиста. А как быть тем, чья душа хочет праздника, праздничных красок и красочных рисунков? Наверное, именно для них один неизвестный маляр (а может быть, и не один) придумал декоративную отделку окрашенных поверхностей (чаще всего стен). По желанию стены можно украсить узорами, рисунками, различными фактурами. Причем отделку можно производить как по высохшей поверхности (в большинстве случаев), так и по свежеокрашенной, а можно сначала нанести фактуру, а уже затем окрасить поверхность. Начнем, пожалуй, с последнего вида отделки. Если его описание перевести на циркулярный язык, то получится: «декоративная отделка красочного слоя до его нанесения» — на первый взгляд абракадабра, но если вдуматься, то выходит действительно так: мы сначала создаем рельеф фактуры, потом наносим красочный состав, а в итоге отделанным под фактуру получается именно красочный слой. Произвести такую отделку не составит труда. На подготовленную и огрунтованную поверхность стены шпателем наносим тонкий ровный слой мастики (например, одной из тех, на которые крепят керамическую плитку при облицовке), на мастику приклеиваем полотнище марли, предварительно задекорированное в складки, сжатости и оставляем поверхность на 24 часа до полного твердения мастики. Затем окрашиваем поверхность стены краской или эмалью, нанося их с помощью краскопульта. Помимо марли, для создания фактуры можно использовать песок, мелкую крошку природных материалов, древесные опилки, которые распыляем на стену с мастичным слоем с помощью пылесоса. Поверхность получается в высшей степени эксклюзивная. Отделывая торцовкой по свеженанесенному красочному составу, можно получить фактуру под «шагрень». Техника торцевания проста: по свеженанесенному красочному слою торцовкой наносим слабые удары перпендикулярно окрашиваемой поверхности (рис. 62), от чего поверхность приобретает вид апельсиновой корки или шагреневой кожи. В ходе работы следует следить за тем, чтобы удары ложились строго рядом друг с другом, не оставляя пропусков и не перекрываясь. По мере смачивания щетины торцовки ее насухо вытираем чистой ветошью. Наибольшее количество вариантов декоративной отделки красочного слоя конечно же по сухой красочной поверхности: отделка набрызгом, накатка рисунков валиками, набивка рисунков по трафарету, вытягивание филенок. В Домашних условиях отделку набрызгом осуществляем вручную, с помощью любой большой кисти и палки. На большую кисть набираем небольшое количество краски, отжимаем излишки, подносим кисть к обрабатываемой поверхности и ударами кисти об палку стряхиваем краску на поверхность стены. Набрызг производим без пропусков, захватывая одинаковое количество краски и нанося кистью по палке удары одинаковой силы. Стена, на которую наносим набрызг, должна быть заблаговременно окрашена фоновой краской и просушена. Интересная поверхность получается, если набрызг производить через сетку, натянутую на рамку и приставленную к стене. Применяя сетки с ячейками разной величины, меняя угол наклона или поворота рамки с сеткой относительно стены, используя краску двух-трех цветов, можно создать весьма оригинальные абстрактные «полотна». Для накатки рисунков валиками используется специальный валик с двумя плотно прижатыми друг к другу валами. Один из них гладкий, из пористой резины, другой — с выпуклым рисунком. Гладкий резиновый валик смачиваем в краске, отжимаем излишки, устанавливаем на рабочее место и делаем несколько прокаток по пробной фанерке для равномерного распределения краски. Когда рисунчатый валик начнет отпечатывать четкий полный рисунок, прижимаем его к стене и делаем накатку узора. Чтобы узорная полоса получилась ровной, валик при накатке опираем одной стороной на деревянную рейку, укрепленную на стене строго вертикально, используя ее как направляющую. Каждую новую полоску начинаем с одного и того же фрагмента узора, для чего на рисунчатый валик наносим нулевую риску. Набитый по трафарету, рисунок обычно располагают одной полосой, например, по карнизу или бордюру. Сначала изготовим трафарет: на лист плотного картона, переведем понравившийся нам рисунок и вырежем его (не забывая оставлять «мостики» для удержания выпадных фрагментов трафарета). Затем трафарет проолифим, высушим и уложим под груз между двух листов фанеры для распрямления. Работаем трафаретом так: на поверхности стены отбиваем линии-границы для установки трафарета, трафарет приставляем к стене, кисть-ручник смачиваем в краске и торцующими ударами (перпендикулярно окрашиваемой поверхности) набиваем рисунок (рис. 63); наносить краску мазками, а тем более закрашивать рисунок не советую, краска может затечь под трафарет. Если рисунок предполагается многоцветный, то на каждый цвет изготавливаем отдельный трафарет. Набивку каждого последующего цвета рисунка осуществляем только после того, как высохнет предыдущий. По линиям стыковки красок разного цвета или разного вида, или окрашенных потолка и стен вытягиваем узкую полоску краски (5-20 мм) — филенку. Эта простая деталь не только скроет неровный стыковочный шов, но и придаст помещению в целом, а окрашенным поверхностям — в частности ощущение завершенности, законченности. Филенку вытягиваем по линейке, по трафарету либо филеночным валиком (рис. 64). Филенки проводим тонкими филеночными кистями из мягкого волоса клеевыми, масляными красками или сухими красками, разведенными на пиве или квасе (такие краски ложатся на поверхность ровнее). Цвет для филенок подбираем либо в тон фоновым краскам, либо по контрасту с ними.
|