АРХИТЕКТУРА И МАССОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

К ИТОГАМ II ПЛЕНУМА

ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ СССР

Советская архитектура вступает в новый 1938 год с огромными перспективами творческой работы. Вместе со всей страной, вместе с народом советские архитек­торы переживают тот мощный под'ем созидательной дея­тельности, каким отмечен был истекший год, прошедший под знаком Сталинской Конституции и невиданного мо­рально-политического   единства   советского   народа.

В новом году масштабы и качественное содержание строительства становятся еще шире, еще многообразнее. Перед архитектурой встают новые задачи, роль архитек­тора в строительной практике становится еще более ве­сомой, и более значительной делается ответственность, возлагаемая на архитектора. Громадная программа жи­лищного, школьного, ясельного, больничного и фабрич­но-заводского строительства на 1938 гсд требует от ар­хитектора не только интенсивной проектной работы, но и усиливает в этой работе значение совершенно опреде­ленных качеств, определенных сторон архитектурной деятельности. Архитектор должен быть прежде всего и во всем — строителем, непосредственным участником стройки. Архитектор обязан в фокусе своего внимания иметь вопросы массового строительства. Архитектор призван повседневно бороться за индустриальные мето­ды строительства, за новую технику, за освоение новых материалов, новых методов и новых механизмов на строительной площадке. Он должен быть повседневно связан со строительной промышленностью, помогать ей в разработке высококачественных образцов и типов де­талей и оборудования здания. Наконец, важнейшей обя­занностью советского архитектора является «хозяйское», рачительное отношение к государственным средствам, вкладываемым в строительство, — настойчивая, повсе­дневная борьба за удешевление строительства, за эко­номное и в то же время высококачественное осущест­вление   строительных  заданий.

Эти основные требования, пред'являемые страной архитектору, были четко сформулированы на Первом всесоюзном с'езде советских архитекторов, собравшемся в Москве в минувшем году. О первостепенном значении об'ектов массового характера напомнил архитекторам глава советского правительства товарищ В. М. Молотов на приеме делегаций с'езда в Кремле. Это напоминание представляет собой важнейшее и глубокое указание о всем направлении творческой деятельности советского архитектора.

Выразительным ответом нашей архитектурной об­щественности на указания партии и правительства яви-1 лась работа II пленума правления Союза советских ар­хитекторов в конце декабря прошлого года. Дело не только в том, что повестиа пленума была целиком по­священа вопросам массового строительства. Еще важнее то обстоятельство, что на самом пленуме отчетливо выявилось переключение внимания и практической ра­боты архитектора на те вопросы и те задачи, которые поставлены были товарищем Молотовым в упомянутой беседе. Для каждого участника пленума было совершен­но очевидно, что речь идет не о каком-либо узком оче­редном вопросе практики, не о «текущей» смене одних проектных заданий другими, — а о всем направлении архитектурной деятельности, о роли и месте советского архитектора в социалистическом строительстве. Вот по­чему можно смело сказать, что чисто практические во­просы, обсуждавшиеся пленумом, были в то же время вопросами всего творческого содержания архитектурной работы.

В чем значение той постановки вопросов массового жилищного строительства, какая дана была на пленуме? Здесь была очень убедительно раскрыта та орга­ническая, непосредственная связь, которая имеет место в работе архитектора между «собственно художествен­ными» и «собственно техническими» сторонами этой ра­боты. Нет и не может быть в архитектуре каких-то «художественных», каких-то «творческих» задач вне за­дач строительной практики, вне задач бытовой эксплоа-тации здания. Советская архитектура раз и навсегда ломает грань между «творческим» проектированием и практическим строительством, между «архитектурой как искусством» и «архитектурой как техникой». В архитек­туре органически совмещается техническое, экономиче­ское и художественное разрешение одного и того же строительного задания, одной и той же архитектурной темы.

Практически это означает, что архитектор является организатором всего содержимого каждой постройки, от композиции его внешних форм и его интерьера до всех деталей и мелочей его внутреннего оборудования и бы­тового устройства. Это означает, что в состав архитек­турной темы входит вся сумма вопросов планировки и оборудования здания, увязки здания с кварталом, вну­тренней и внешней отделки сооружения. Это значит также, что вопросы «стиля» в свою очередь не могут разрешаться как какие-то специфические проблемы «чи­стого» творчества. Архитектурное лицо здания, компози­ция его фасада отнюдь не представляет собою какой-то самодовлеющей проблемы, решаемой на основе «вечных» канонов архитектурного мастерства. Облик здания обу­словлен прежде всего его связью с данным, конкретным ансамблем, понимаемым в свою очередь не отвлеченно, не формально, а жизненно, конкретно: ансамбль, это — совокупность всех природных и архитектурных элемен­тов данного района, данного квартала, улицы, это — со­четание построек, открытого пространства, зелени, двора, улицы, это — единство всех перечисленных элементов, единство, достигаемое усилиями архитектора и плани­ровщика. Архитектурное лицо здания определяется его жизненным содержанием, его ролью в жизой действительности, его назначением в общественной жизни.

Вся работа декабрьского пленума правления Союза представляла собой логическое развитие идей, выдвину­тых Всесоюзным с'ездом. И в этом смысле практическая работа пленума означала углубление того поворота., ко­торый был отмечен с'ездом: поворота в сторону жизни, в сторону действительных, конкретных требований и ин­тересов человека. Поэтому работа пленума нанесла рз-шительный удар тому явлению в архитектурной прак­тике и теории, которое мы обозначаем словом «фасадни-чество». Пленум произнес приговор фасадничеству, он показал на конкретных, наглядных примерах, на обсу­ждении сугубо практических вопросов, что вся идейная линия советской архитектуры отвергает всякое «фасад-ничество», всякий формализм — в любых его проявле­ниях, в любых его видах.

Очень убедительно показана была на пленуме, и в основном докладе архитектора Н. П. Ьылинкина, *и в многочисленных выступлениях участников собрания теснейшая взаимосвязь проектной работы архитектора со всеми элементами строительного осуществления зда­ния, со всеми стадиями работы на строительной пло­щадке. Поэтому исключительное значение имеет тот факт, что в работах пленума принимали самое активное участие не только архитекторы, но и инженеры-строи­тели, монтажники, представители строительной промы­шленности, специалисты по санитарной технике, врачи-гигиенисты, стахановцы строек. Можно сказать, впервые работа общественной организации архитекторэз оказа­лась так тесно связанной с работой практиков строи­тельного дела.

Пленум показал, что действительная борьба за вы­сокое качество жилищного строительства, за выполне­ние указаний партии и правительства в этом деле скла­дывается из настойчивых, последовательных усилий, направленных к разработке типов жилого дома и квар­тиры, стандартов основных конструкций и деталей, к внедрению индустриальных методов работы на строи­тельной площадке, настойчивой, лроводимой изо дня в день работы по расширению ассортимента нашей стро­ительной промышленности и освоению ею лучших со­временных образцов и типов строительных материалов, изделий и деталей. Самое обсуждение одного из цен­тральных вопросов, стоявших на пленуме, — о типовых решениях квартиры для массового строительства — по­казало, что архитекторы начали подходить к своей за­даче по-новому: они не ограничивались общими поло­жениями и схемами, а шаг за шагом разбирали преиму­щества и недостатки отдельных типов с точки зрения интересов  и  требований  живущих  в  доме.

Именно под этим углом зрения обсуждались и оце­нивались различные типы малометражной квартиры, разные приемы блокировки квартир вокруг лестничных клеток, та или иные детали встроенного оборудования квартиры, вопросы ориентации жилого здания, связи этого здания с кварталом и т. д. С  этой же точки зрения пленум подошел к составлению совершенно конкрэт* ного счета, пред'являемого архитекторами к строитель­ной   промышленности.

Уделив значительное внимание нормам и законода­тельству по жилищному строительству, пленум не толь­ко выдвинул целый ряд поправок и дополнений к про­екту норм, предложенному Наркомхозом, но и подчерк­нул важность диференцирозанного подхода к нормам для различных районов и республик нашего Союза. Не только в отношении норм, но и во всем проектировании и строительстве жилых зданий, советский архитектор обязан помнить о местных условиях — бытовых, клима­тических и иных, о требованиях, пред'являемых к жилью различными национальностями нашей родины. Всякое упрощенчество, всякий схематизм, обезличенный подход к архитектуре жилого здания, нередко прикрываемый громкими фразами о «классической форме» или о «со­временной форме», представляют собой проявление все того же убогого формализма в архитектуре. Мышление архитектора должно быть строго конкретным, ориенти­рованным на реальные жизненные условия, на реальные условия данной местности, — на реального человека со всеми его  запросами,  нуждами,  удобствами,  интересами.

Иначе говоря — сталинская забота о че­ловеке является основой всей творче­ской работы советского архитектора. Это положение не должно остаться только лозунгом, но им обязан руководствоваться архитектор в своей повседнев­ной деятельности и проверять эту деятельность именно с этой точки  зрения.

В нашей проектной и строительной работе еще много технического консерватизма, косности, пережит­ков и вновь оживающих проявлений формализма. Все эти пороки архитектурной работы тесно сплетены между собой. Советская архитектурная общественность не мо­жет ограничиться лишь декларированием борьбы с ними. Характер обсуждения вопросов жилищного строитель­ства на втором пленуме показал, что советские архи­текторы, в массе своей, прониклись этим убеждением. Деловая критика недочетов нашего строительного дела, деловые предложения по ликвидации последствий вреди­тельства, наконец, — разработка целого ряда практиче­ских мероприятий по поднятию проектирования, строи­тельной промышленности и организации работ на строи­тельной  площадке, — все  это  дала   работа  пленума.

Эта работа является лишь началом большой систе­матической деятельности Союза советских архитекторов в области массового строительства. Поворот внимания советских архитекторов в эту сторону окажет самое благотворное влияние ма рост архитектурного мастер­ства, он расширит творческие возможности архитектора, ибо обеспечит для этого основную предпосылку — под­линную близость архитектурной работы к жизни, к тре­бованиям народа, к запросам социалистического строи­тельства.

Плакат худ. Стенберга              Pancarte par peintre Stenberg-, edition de I'Izoguiz

Изд. Изогиза. 1937 r.                  (Edition artistique d'Etat). 1937


 
При копировании материалов активная и индексируемая ссылка на наш сайт обязательна!