К ИТОГАМ II ПЛЕНУМА ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ СССР Советская архитектура вступает в новый 1938 год с огромными перспективами творческой работы. Вместе со всей страной, вместе с народом советские архитекторы переживают тот мощный под'ем созидательной деятельности, каким отмечен был истекший год, прошедший под знаком Сталинской Конституции и невиданного морально-политического единства советского народа. В новом году масштабы и качественное содержание строительства становятся еще шире, еще многообразнее. Перед архитектурой встают новые задачи, роль архитектора в строительной практике становится еще более весомой, и более значительной делается ответственность, возлагаемая на архитектора. Громадная программа жилищного, школьного, ясельного, больничного и фабрично-заводского строительства на 1938 гсд требует от архитектора не только интенсивной проектной работы, но и усиливает в этой работе значение совершенно определенных качеств, определенных сторон архитектурной деятельности. Архитектор должен быть прежде всего и во всем — строителем, непосредственным участником стройки. Архитектор обязан в фокусе своего внимания иметь вопросы массового строительства. Архитектор призван повседневно бороться за индустриальные методы строительства, за новую технику, за освоение новых материалов, новых методов и новых механизмов на строительной площадке. Он должен быть повседневно связан со строительной промышленностью, помогать ей в разработке высококачественных образцов и типов деталей и оборудования здания. Наконец, важнейшей обязанностью советского архитектора является «хозяйское», рачительное отношение к государственным средствам, вкладываемым в строительство, — настойчивая, повседневная борьба за удешевление строительства, за экономное и в то же время высококачественное осуществление строительных заданий. Эти основные требования, пред'являемые страной архитектору, были четко сформулированы на Первом всесоюзном с'езде советских архитекторов, собравшемся в Москве в минувшем году. О первостепенном значении об'ектов массового характера напомнил архитекторам глава советского правительства товарищ В. М. Молотов на приеме делегаций с'езда в Кремле. Это напоминание представляет собой важнейшее и глубокое указание о всем направлении творческой деятельности советского архитектора. Выразительным ответом нашей архитектурной общественности на указания партии и правительства яви-1 лась работа II пленума правления Союза советских архитекторов в конце декабря прошлого года. Дело не только в том, что повестиа пленума была целиком посвящена вопросам массового строительства. Еще важнее то обстоятельство, что на самом пленуме отчетливо выявилось переключение внимания и практической работы архитектора на те вопросы и те задачи, которые поставлены были товарищем Молотовым в упомянутой беседе. Для каждого участника пленума было совершенно очевидно, что речь идет не о каком-либо узком очередном вопросе практики, не о «текущей» смене одних проектных заданий другими, — а о всем направлении архитектурной деятельности, о роли и месте советского архитектора в социалистическом строительстве. Вот почему можно смело сказать, что чисто практические вопросы, обсуждавшиеся пленумом, были в то же время вопросами всего творческого содержания архитектурной работы. В чем значение той постановки вопросов массового жилищного строительства, какая дана была на пленуме? Здесь была очень убедительно раскрыта та органическая, непосредственная связь, которая имеет место в работе архитектора между «собственно художественными» и «собственно техническими» сторонами этой работы. Нет и не может быть в архитектуре каких-то «художественных», каких-то «творческих» задач вне задач строительной практики, вне задач бытовой эксплоа-тации здания. Советская архитектура раз и навсегда ломает грань между «творческим» проектированием и практическим строительством, между «архитектурой как искусством» и «архитектурой как техникой». В архитектуре органически совмещается техническое, экономическое и художественное разрешение одного и того же строительного задания, одной и той же архитектурной темы. Практически это означает, что архитектор является организатором всего содержимого каждой постройки, от композиции его внешних форм и его интерьера до всех деталей и мелочей его внутреннего оборудования и бытового устройства. Это означает, что в состав архитектурной темы входит вся сумма вопросов планировки и оборудования здания, увязки здания с кварталом, внутренней и внешней отделки сооружения. Это значит также, что вопросы «стиля» в свою очередь не могут разрешаться как какие-то специфические проблемы «чистого» творчества. Архитектурное лицо здания, композиция его фасада отнюдь не представляет собою какой-то самодовлеющей проблемы, решаемой на основе «вечных» канонов архитектурного мастерства. Облик здания обусловлен прежде всего его связью с данным, конкретным ансамблем, понимаемым в свою очередь не отвлеченно, не формально, а жизненно, конкретно: ансамбль, это — совокупность всех природных и архитектурных элементов данного района, данного квартала, улицы, это — сочетание построек, открытого пространства, зелени, двора, улицы, это — единство всех перечисленных элементов, единство, достигаемое усилиями архитектора и планировщика. Архитектурное лицо здания определяется его жизненным содержанием, его ролью в жизой действительности, его назначением в общественной жизни. Вся работа декабрьского пленума правления Союза представляла собой логическое развитие идей, выдвинутых Всесоюзным с'ездом. И в этом смысле практическая работа пленума означала углубление того поворота., который был отмечен с'ездом: поворота в сторону жизни, в сторону действительных, конкретных требований и интересов человека. Поэтому работа пленума нанесла рз-шительный удар тому явлению в архитектурной практике и теории, которое мы обозначаем словом «фасадни-чество». Пленум произнес приговор фасадничеству, он показал на конкретных, наглядных примерах, на обсуждении сугубо практических вопросов, что вся идейная линия советской архитектуры отвергает всякое «фасад-ничество», всякий формализм — в любых его проявлениях, в любых его видах. Очень убедительно показана была на пленуме, и в основном докладе архитектора Н. П. Ьылинкина, *и в многочисленных выступлениях участников собрания теснейшая взаимосвязь проектной работы архитектора со всеми элементами строительного осуществления здания, со всеми стадиями работы на строительной площадке. Поэтому исключительное значение имеет тот факт, что в работах пленума принимали самое активное участие не только архитекторы, но и инженеры-строители, монтажники, представители строительной промышленности, специалисты по санитарной технике, врачи-гигиенисты, стахановцы строек. Можно сказать, впервые работа общественной организации архитекторэз оказалась так тесно связанной с работой практиков строительного дела. Пленум показал, что действительная борьба за высокое качество жилищного строительства, за выполнение указаний партии и правительства в этом деле складывается из настойчивых, последовательных усилий, направленных к разработке типов жилого дома и квартиры, стандартов основных конструкций и деталей, к внедрению индустриальных методов работы на строительной площадке, настойчивой, лроводимой изо дня в день работы по расширению ассортимента нашей строительной промышленности и освоению ею лучших современных образцов и типов строительных материалов, изделий и деталей. Самое обсуждение одного из центральных вопросов, стоявших на пленуме, — о типовых решениях квартиры для массового строительства — показало, что архитекторы начали подходить к своей задаче по-новому: они не ограничивались общими положениями и схемами, а шаг за шагом разбирали преимущества и недостатки отдельных типов с точки зрения интересов и требований живущих в доме. Именно под этим углом зрения обсуждались и оценивались различные типы малометражной квартиры, разные приемы блокировки квартир вокруг лестничных клеток, та или иные детали встроенного оборудования квартиры, вопросы ориентации жилого здания, связи этого здания с кварталом и т. д. С этой же точки зрения пленум подошел к составлению совершенно конкрэт* ного счета, пред'являемого архитекторами к строительной промышленности. Уделив значительное внимание нормам и законодательству по жилищному строительству, пленум не только выдвинул целый ряд поправок и дополнений к проекту норм, предложенному Наркомхозом, но и подчеркнул важность диференцирозанного подхода к нормам для различных районов и республик нашего Союза. Не только в отношении норм, но и во всем проектировании и строительстве жилых зданий, советский архитектор обязан помнить о местных условиях — бытовых, климатических и иных, о требованиях, пред'являемых к жилью различными национальностями нашей родины. Всякое упрощенчество, всякий схематизм, обезличенный подход к архитектуре жилого здания, нередко прикрываемый громкими фразами о «классической форме» или о «современной форме», представляют собой проявление все того же убогого формализма в архитектуре. Мышление архитектора должно быть строго конкретным, ориентированным на реальные жизненные условия, на реальные условия данной местности, — на реального человека со всеми его запросами, нуждами, удобствами, интересами. Иначе говоря — сталинская забота о человеке является основой всей творческой работы советского архитектора. Это положение не должно остаться только лозунгом, но им обязан руководствоваться архитектор в своей повседневной деятельности и проверять эту деятельность именно с этой точки зрения. В нашей проектной и строительной работе еще много технического консерватизма, косности, пережитков и вновь оживающих проявлений формализма. Все эти пороки архитектурной работы тесно сплетены между собой. Советская архитектурная общественность не может ограничиться лишь декларированием борьбы с ними. Характер обсуждения вопросов жилищного строительства на втором пленуме показал, что советские архитекторы, в массе своей, прониклись этим убеждением. Деловая критика недочетов нашего строительного дела, деловые предложения по ликвидации последствий вредительства, наконец, — разработка целого ряда практических мероприятий по поднятию проектирования, строительной промышленности и организации работ на строительной площадке, — все это дала работа пленума. Эта работа является лишь началом большой систематической деятельности Союза советских архитекторов в области массового строительства. Поворот внимания советских архитекторов в эту сторону окажет самое благотворное влияние ма рост архитектурного мастерства, он расширит творческие возможности архитектора, ибо обеспечит для этого основную предпосылку — подлинную близость архитектурной работы к жизни, к требованиям народа, к запросам социалистического строительства. Плакат худ. Стенберга Pancarte par peintre Stenberg-, edition de I'Izoguiz Изд. Изогиза. 1937 r. (Edition artistique d'Etat). 1937
|