Опубликованное 26 февраля 1938 года постановление Совнаркома Союза ССР «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства» имеет громадное значение для всей нашей архитектуры и строительной практики и, в первую очередь, для работы архитектора в области промышленного строительства. Постановление указывает на ряд серьезных недостатков промышленного строительства, которые вызывали значительное его удорожание и длительные затяжки сроков сдачи предприятий в эксплоатацию. Постановлением вводится в жизнь новый порядок составления проектов, смет и финансирования строительства. В то же время постановление дает ряд руководящих указаний архитектору, обращая его внимание на ненормальности в решении генеральных планов фабрично-заводских предприятий, раздутость производственно-подсобных и бытовых помещений, излишества во внутренней и внешней отделке промышленных зданий. В нашей проектной и строительной практике архитектор очень часто отвлекается от своих прямых задач организатора производственного комплекса и, прельстившись дешевой славой «оформителя», целиком посвящает свое время разработке чисто внешних решений так называемого «предзаводского ансамбля». Многие проектные организации забыли, что промышленная территория — есть прежде всего место работы, и в ряде случаев допускали перед входами в производственные цеха такие площади, которые своими размерами, цветниками, фонтанами в несколько раз превосходили главные городские площади столицы. В полном отрыве от реальных возможностей промышленного строительства, некоторые архитекторы, проектируя здания производственных и подсобных цехов, тянулись за монументальными образцами гражданской архитектуры. Это ложное направление промышленной архитектуры, возникшее в стенах наших архитектурных вузов, быстро было подхвачено и архитекторами-практиками. Можно привести длинный рядпримеров ничем не оправданногоприменения псевдоклассических форм и сверхмонументальных композиций в проектах промышленных сооружений (работы промышленной кафедры Московского архитектурного института, некоторые работы Промстройпроекта НКТП, Госпроекта НКЛП и др.). В свете постановления Совнаркома от 26 февраля работа архитектора в промышленности должна быть перестроена и направлена по присущему промышленной архитектуре и уже проверенному пути. Участие архитектора в промышленном строительстве очень значительно. Уже к первой сталинской пятилетке труд архитектора завоевал себе полное признание во всех областях промышленности. Теперь уже никого не приходится убеждать в необходимости и пользе участия архитектора в проектировании промышленного комплекса. И в специальных строительных, и в технологических организациях — везде можно встретить архитектора, который наряду с другими специалистами трудится над созданием электрической станции, текстильной фабрики, машиностроительного или металлургического завода. Промстройпроекта работает более ста архитекторов; лишь по одной Москве насчитывается несколько сотен архитекторов, посвятивших свою деятельность промышленному строительству. Если смотреть на архитектора только как на художника, на «украшателя» зданий и сооружений, то столь широкое участие архитектора в промышленном строительстве было бы невозможным. Внутреннее пространство цеха, его размеры, пропорции определяются размеряй оборудования, размерами и способом транспорта обрабатываемых частей, воздухообменом помещения, условиями его освещения, т.-е. жесткой функцией внутреннего наполнения цеха и экономикой. В большинстве случаев размеры цеха устанавливаются по соображениям, не имеющим прямого отношения к художественным проблемам архитектуры. Крупнейший строитель-конструктор Запада, знаменитый французский инженер Э. Фрейсине пишет: «Все силы своего разума я трачу исключительно на исследование свойств материи и тех форм, которые им возможно придать, на усовершенствование этих естественных свойств и способов использования материалов. Если я творил архитектуру, то подобно герою мольеровской пьесы, творившего прозу, я этого не ведал и к этому не стремился». По поводу сталелитейного цеха завода в Кане Фрейсине говорит: «Необычайный вид этого цеха обгоняется моим стремлением выбрать форму, наиболее подходящую к условиям производства, требующего столь мощного и сложного оборудования. При свете каскадов расплавленной стали и снопов брызг Бессемера эти формы сооружения являют своеобразную красоту, напоминающую творческие композиции Пиранези. А между тем, строя этот цех в самый разгар войны, я преследовал только одну цель: наискорейшее производство стали». Далее, он же по поводу известных ангаров в Орли говорит: «В ангарах Орли нас поражает сила художественного впечатления в связи с полнейшим отсутствием намерения произвести таковое. После долгих нащупываний, мне удалось скомбинировать до сих пор еще неисполь зованные формы, которые было возможно осуществить механическими средствами, с очень малым применением ручного труда, причем большая прочность сооружения достигалась при чрезвычайно малом расходе материалов. Найдя эту форму, я перестал искать, ничуть не заботясь о художественном впечатлении. А между тем, эти эллинги производят захватывающее впечатление. В приведенных словах Фрейсине нарочито упрощает содержание творческого процесса архитектора, проектирующего промышленное здание. Нет никакого сомнения в том, что в лучших работах того же Фрейсине, наряду с технико-конструктивным расчетом, ярко сказывается художественное чутье проектировщика. Но в то же время, бесспорно, было бы странно и совершенно неправильно подходить к пространственному решению цеха с какими-либо предвзятыми эстетическими критериями. В отличие от всех видов гражданского строительства, где архитектору приходится заботиться о пропорциях отдельных помещений, в промышленном строительстве проблема пропорций ставится совершенно иначе. Пространству цеха в интересах технологии и экономики придаются иногда самые необычные, с точки зрения канонических архитектурных пропорций, формы и размеры. Далее, пространство цеха не всегда поддается архитектурной обработке. Интерьер цеха по сравнению с любым интерьером гражданского строительства, имеет необычайный вид: строительные конструкции являются здесь как бы продолжением машинного оборудования, тесно переплетаясь одни с другими. В отличие от большинства гражданских сооружений, строительные конструкции здесь не «спрятаны», — напротив, колонны, подкрановые балки, стропильные фермы, фонари верхнего света и пр. находятся целиком на виду. Конструкция, — железобетон, металл, — здесь в то же время является архитектурной формой. Она вместе с технологическим оборудованием и создает интерьер цеха. Совершенно очевидно, что в таком интерьере, если не Beg, то во всяком случае очень многое предопределено расчетом, заранее обусловлено технологией или конструктивными и экономическими соображениями. Пролеты строительных элементов, их размеры, взаимное расположение, т.-е. основные вертикальные и горизонтальные членения цеха часто вовсе не зависят от воли архитектора, а продиктованы опять-таки жесткой функцией внутреннего оборудования. Совершенно очевидно, что основные законы архитектурной композиции, законы пропорций и отношений, принципы членений здесь отступают на второй план перед лицом технологии, перед лицом жестких требований экономики строительства. Значит ли это, что внутреннее содержание промышленного сооружения следует стыдливо «прикрывать» на фасадах какими-то привнесенными со стороны декоративными формами? Не следует ли из сказанного, что и во внешнем облике цеха и в его фасадах можно архитектурно выявить особенности промышленного здания? Нет никакой необходимости создавать разрыв между внешней архитектурой и интерьером промышленного сооружения. Наша промышленность не нуждается в каких-то украшательских придатках, отражающихся на стоимости и экономике промышленного строительства. Означает ли это отказ вообще от работы архитектора в промышленности? Ни в коем случае! Те важнейшие требования, которые ставит перед архитектором постановление Совнаркома о строительстве, повышают значение его работы. Архитектура — не украшение. Архитектура — не декоративное «добавление» к сооружению. Архитектор участвует в определении всего организма здания, во всей его внутренней и внешней организации. - В интерьере цеха архитектура должна помочь созданию здоровой, удобной, деловой обстановки труда, Все лишнее, отвлекающее внимание, будет только раздражать и мешать, а не помогать работе. «Самодовлеющая» архитектурная форма здесь неуместна. В частности, неуместно копирование классических форм, которые можно встретить в некоторых проектах. Помимо того, что строго модулированные соотношения частей классического ордера в этой области строительства на каждом шагу неминуемо грубо бы нарушались из-за своебразного шага колонн, непропорционально больших пролетов, огромных поверхностей остекления и пр., — классическая форма не гармонирует и не может гармонировать и с частями современных машин и со всей обстановкой цеха. Копирование классики здесь более, чем где бы то ни было, недопустимо. Само собой разумеется, что это ни в какой степени не снимает вопросов эстетики инженерных сооружений. Конструктивные формы сооружения приобретают в цеху совершенно особое значение. Интерьер цеха во многом может быть улучшен работой архитектора, достаточно под-готовленного для решения этих задач. Новые железобетонные и деревянные конструкции, своды оболочки, сварные металлические изделия и др., над которыми с таким усердием и упорством трудятся «инженеры, с архитектурной стороны еще вовсе не освоены. Здесь непочатый край работы для архитектора. В тех случаях, когда пропорции цеха и его основные конструктивные членения, оконные проемы и пр. поддаются отбору и прорисовке, никто не может помешать архитектору создать уравновешенное, смелое и гармоничное сооружение. Но даже и тогда, когда производство и экономика строительства жестко лимитируют внешние формы сооружения, — архитектор может многое улучшить путем создания изящных, но вместе с тем и дешевых конструктивных стандартов, применяемых в.промышленном строительстве. В решении этих вопросов роль архитектора очень велика. В ряде случаев, однако, роль архитектора еще более расширяется. Мы имеем в виду случай, когда по тем или иным причинам промышленность оседает в черте города и располагается либо на ее крупных магистралях наряду с другими сооружениями, либо занимает отдельные, ей предназначенные кварталы. Электрические станции, например, завоевали себе в городе все права гражданства и они даже заново возникают на городских магистралях и набережных. Но и кроме станций мы знаем ряд и других промышленных предприятий, особенно мелких и не выделяющих вредностей (местной, легкой промышленности), которые помещаются в городе и, хотим мы того или нет, участвуют в создании городского ансамбля. В этих случаях архитектор обязан каждый раз оценить значимость сооружения и роль его в застройке данной местности. Эта оценка послужит основанием для правильного решения внешнего облика здания и характера обработки его фасада. Архитектор должен вести свою работу в промышленности рука об руку с другими специалистами, бороться за рациональный технологический поток, за внедрение современных строительных конструкций, за сокращение кубатуры и экономику промышленного строительства. Мы могли бы на ряде примеров из нашей практики доказать, что участие архитектора в проектировании -завода нередко способствует многократному сокращению как его кубатуры, так и эксплоатационных расходов по зданию, причем в отдельных случаях архитектор вместе с наиболее рациональным технологическим решением находил и наиболее красивое. Важнейшей задачей архитектора является забота о создании рабочему наиболее благоприятной обстановки на предприятии, — начиная с бытовых помещений и кончая организацией рабочего места. Архитектор, участвующий в проектировании промышленного здания, призван заботиться о комплексном, органичном, экономически оптимальном решении как отдельных частей промышленного организма, так и всего целого, о рациональной и экономной планировке промышленной территории. В качестве составного элемента сюда входит и забота о качественном решении оболочки здания—окон, дверей, карнизов, стенового заполнения, особенно важном в связи с запрещением штукатурки стен и стандартизацией всех этих элементов. Перестроиться должна и наша архитектурная школа. Помимо общей архитектурной культуры, школа должна вооружать студентов знанием техники и экономики промышленного строительства. Разрабатывая фасадные и плановые решения, она должна одновременно взять установку на пространственное и конструктивное решение цеха, на организацию рабочего места и других ответственных частей производственного помещения. Перед советским архитектором, работающим в промышленном строительстве, стоят почетнейшие задачи. Социалистическая фабрика, завод, электростанция, наши гигантские комбинаты, наши разнообразнейшие индустриальные стройки — благодарнейшие об'екты архитектурной работы. В этом огромном деле советский архитектор обязан быть не посторонним промышленности человеком, а подлинным работником социалистической индустрии. Он обязан свято оберегать все народнохозяйственные, государственные интересы, зорко беречь советскую копейку, активно и настойчиво бороться за передовую технику, за наиболее рациональные, экономичные и технически-совершенные решения промышленных сооружений. Он не должен ни на минуту забывать о своей важнейшей обязанности — быть проводником великой сталинской идеи — заботы о человеке—во всех отраслях промышленного строительства.
|