Н. БЫЛИНКИН В феврале исполнилось ровно два года с тех пор, как в «Правде» появились статьи против формализма и левацкого уродства в различных отраслях нашего искусства. В них с большевистской прямотой и принципиальностью были поставлены творческие вопросы, определяющие пути советского искусства и, в частности, архитектуры. Отшумели дискуссии 1936 года, и что же, — можем ли мы сказать, что проблема социалистического реализма нами понята и освоена, что указания «Правды» уже потеряли свою остроту и злободневность для архитектуры? Нет, не можем. Правда, уже создан ряд значительных произведений советской архитектуры (станции метро, канал Волга — Москва и отдельные жилые дома Москвы), но даже и в последнее время в жилищной архитектуре все еще значительное место занимает серенький штамп.. Отсюда понятен тот большой интерес, который вызывает последняя работа группы московских архитекторов над значительным ансамблем новой магистрали Москвы — Можайское шоссе. Своеобразие ситуации (узел Москва-реки и Дорогомиловского канала, соседство Краснопресненского парка культуры и отдыха), значительный об'ем застройки, одновременно решаемой в проектах — все это обусловливает то требовательное ожидание большого архитектурного произведения, которое возникает, когда подходишь к проектам Можайского шоссе. Но ожидания эти не оправдались. Работа оставляет чувство неудовлетворенности. Оговоримся сразу. Рассматриваемые проекты нельзя даже и сравнивать с теми заурядными работами, которые благополучно проходят все «сциллы и харибды» Отдела проектирования Моссовета. Но силы авторов обязывали к большому. Обратимся к застройке кварталов, частью которых является рассматриваемый ансамбль. До сих пор еще достаточно неоценены и не вскрыты те глубоко творческие, истинно классические предпосылки архитектурного ансамбля, которые заключены в гениальном сталинском плане реконструкции Москвы. Решение о реконструкции сложившегося города, положившее конец всевозможным левацким предложениям, было не только решением экономической проблемы, но прежде всего, проблемы творческой. Сложившийся веками организм города, с его движением к центру, где ансамбль Кремля своеобразно выразил живые классические и народные идеи построения городского организма, был сохранен. Это было актом глубокого понимания той внутренней жизни города и его организма, которое каждый раз в революционные праздники великолепно подтверждается волнующим зрелищем движения миллионов к центру, к великому красному форуму социалистической столицы.
Эта идея должна получить свое конкретное выражение в об'емном решении плана и отдельных кварталов великого города. Как же решаются планы застройки кварталов Можайского шоссе? Посмотрите эти кварталы — их построение. Можно ли сказать, что это клеточки организма Москвы, сочетание которых, с одной стороны, выражает общую тему генерального плана, а с другой — отвечает локальной ситуации определенного пункта города, обладающего только ему присущими природными качествами.
Внутренняя организация квартальных пространств в проектах авторов отсутствует. Авторы о ней, очевидно, и не заботились, — и то, что получилось, было следствием довольно механической расстановки отдельных зданий. Человек, попав внутрь жилого квартала, ищет ощущения архитектурной гармонии, его движение должно быть организовано средствами архитектуры. Представьте себе человека внутри квартала против дома № 47—57 (автор С. Н. Кожин). Взору этого человека представляется бесконечная лента (около 500 м) задних фасадов. Чем будет отличаться впечатление человека в этом случае от того, которое вызывала в нем улица? Ничем. Пространство квартала не получает необходимого качественного отличия, и композиционно правильное решение выхода из квартала с одной его стороны, которое по мысли проектировщиков должно было направить человека на боковую улицу и потом на магистраль к центру, — не достигает цели, так как отсутствует физическая возможность ощутить этот прием в контрасте с противоположной частью квартала.
Наличие реки, зеленой береговой полосы также не получило своего отражения в композиции застройки, равно как и ориентация кварталов по странам света. Сплошная линия периметральной застройки особенно на участке рассматриваемого ансамбля находится в явном противоречии с приведенными выше условиями ситуации.
Более правильной нам представляется в данных условиях застройка отдельными жилыми комплексами, вытянутыми по оси северо-запад—юго-восток. В этом случае, в коротких отрезках комплексов, выходящих на магистраль и получающих северо-западную ориентацию, можно было бы расположить 3—4-ком-натные квартиры со сквозным проветриванием и нормальным процентом инсолируемых комнат, в больших же корпусах, расположенных по оси северо-запад—юго-восток, находились бы 2- и 1-комнатные квартиры по 3—4 на одну площадку лестничной клетки. Таким путем мы получили бы необходимое процентное соотношение квартир различной комнатности при том же экономическом эффекте и без нарушения жизненных интересов трудящихся. В решении же, предлагаемом автором, значительная часть квартир получает только северо—северо-западную ориентацию. Благополучно разрешая санитарно-гигиенические требования, рекомендуемый нами принцип застройки влияет и на характер архитектуры, коренным образом меняя пространственную ситуацию, — улица, двусторонне застроенная, через поворот выходит в совершенно другое природное окружение. Оно раскрывается как неожиданность, пейзаж изменяется. Разве может построение архитектурного организма остаться н этому равнодушным? Застройка, вытекающая из общего содержания магистрали, ее значения в плане города, выражающая это значение средствами архитектуры, отражающая изменение природной ситуации, ориентации и т. д., обеспечит то необходимое разнообразие отдельных ансамблей, которое делает архитектуру реальной. Не классицизм Парижа XVII — XVIII вв. с его мертвящей скукой застывшего геометрического рационализма, а полные жизни подлинно классические принципы архитектуры должны лечь в основу нашего понимания ансамбля города. Положения эти не получили своего отражения в рассматриваемом ансамбле. Более того, авторы игнорировали то робкое движение, которое дано в самой композиции квартала, оформленного застройкой по улице. Архитектура этой группы домов вступает в противоречие с застройкой квартала. Вместо того, чтобы развить начатки какой-то правильной мысли, авторы решили ар- План типового этажа хитектуру как вещь в себе, самостоятельную и абстрагированную. Центральная, строго уравновешенная в об'емах композиция не может быть оживлена робкими попытками различной трактовки фасадов правого и левого крыла квартала, идущих от дома С. Н. Ножина (жилые дома Г. П. Гольца, Г. И. Луц-кого, А. И. Розенберга). Вместо узких проездов по сторонам центрального здания (дом № 37—47, автор С. Н. Кожин) правильнее было бы дать широкие озелененные разрывы. Это способствовало бы установлению органичной связи с рекой и открыло бы выход из квартала в его естественное окружение. Решив далее широкую площадь, выводящую к спускам в виде экспланады с озелененным партером, мы получили бы возможность такого планировочного решения рассматриваемого узла, которое исключило бы ложные приемы композиции дома № 37—47. Ошибка в том, что площадь перед домом № 37—47 принята не за то, чем о>на является в плане города на самом деле. Авторы плохо продумали ситуацию. При предлагаемом нами варианте трактовки планировочного узла дом № 37—47, фланкируемый зеленью разрывов, получает обособленное положение. При условии придания некоторой остроты его силуэту, это уже само по себе выразительнее акцентировало бы его в системе ансамбля, чем принятое автором ложное изображение двухярусного портика в центре фасада. В доме №37—47 налицо три противоречия, не получивших синтетического обобщения. Первое: противоречие образа дома и его содержания. Второе: формальное противоречие двух тектонических систем стены и каркаса. Третье: противоречие в пропорциональном развитии архитектурного организма по вертикали. В то время как стена дает четкие пропорции убывающих кверху гармонических отношений, центр (портик), в силу того, что первый этаж не разрезан пилястрами насквозь до земли, получил обратно-пропорциональное построение (идущее книзу). Возникает коллизия, в результате которой центр, независимо от желания автора, кажется зрительно более низким, чем крылья. Принятая автором композиция подсказывала только два решения: согласно первому, надо было строить портал до конца, дав ему сильный вынос вперед. В этом случае окончательно искажался бы образ жилого дома, но зато фасад получил бы цельное тектоническое решение. Но более правильным было бы решить всю раскрепованную часть здания в системе каркаса, дав столбы до конца. В настоящем же своем виде вещь получилась половинчатой. В домах № 47—57 и 35—47 (Г. П. Гольц, Г. И. Луцкий, А. И. Ро-зенберг) правильный принцип качественного отличия архитектуры отдельных домов при единстве композиционного приема проведен недостаточно решительно и при большой длине всего ансамбля не может быть воспринят и осознан. В доме № 47—57 (Г. П. Гольц) необходимо было изменить силуэт, подчеркнув его связь с городом. Рассматриваемые проекты еще раз подтверждают установившуюся за Г. П. Гольцем репутацию подлинного художника, влюбленного в филигранную деталь, стремящегося к острому столкновению приемов в пределах каждого отдельного куска архитектуры. При этих особенностях таланта для Г. П. Гольца всегда существенна ^опасность за деревьями потерять ощущение леса. В частности, смешение двух тем в рассматриваемой работе: темы горизонтальной тектоники стены и не менее сильной темы вертикальных элементов, не соподчиненных друг другу, оставляет зрителя неудовлетворенным. При значительной длине фасаде метрически однообразное повторение вертикальных элементов уничтожает живое начало его органического построения. Во втором варианте этот прием удался автору лучше. Но на правом конце здания в этом случае поставлены рядом два точно таких же элемента, как и фланкирующий элемент левого конца здания. Такое механическое увеличение архитектурного об'ема без качественного его преобразования уничтожает органическую сущность формы, превращая ее в приставную кулису декорации. Нужно отметить, что в доме № 27— 35 (автор Г. И. Луцкий), выдержанном в тех же композиционных принципах, задача ансамбля и формального построения фасада решается более органично. Благодаря уничтожению однообразного метра вертикалей, дом приобретает ясно выраженное движение к центру ансамбля и к городу, и сама тема стены получает достаточно полное выражение. Даже рудиментарные формы вертикальных элементов (капителей, поставленных на консоли), нв вызывают протеста, ибо помогают обнаружить, что пилястры в данном случае играют чисто декоративную роль, не нарушая тектонической сущности стены (прием театра в Оран-же). В варианте арх. А. И. Розенбер-га мы опять имеем принципиально более цельное решение тектонической сущности здания, благодаря тому, что основной пояс, дающий пропорциональный отсчет по вертикали, не разрезан. Авторам следовало лишь помнить о том, что если горизонтальная тема в их проектах становится основной — детали вертикальных элементов не могут быть сильнее, чем детали горизонтальных, иначе опять возникает неизбежное противоречие намерения и средств. Жилые секции, принятые для рассматриваемой части ансамбля (авторы Г. П. Гольц и С. Н. Кожин), неудачны в данной ориентации (северо-северо-запад). Особенно неудовлетворительна секция из четырех квартир на одну площадку (две квартиры по 3 комнаты и две — по 2 комнаты). Очевидно, Отдел проектирования и авторы до сих пор относятся совершенно формально и установке на блокирование большего количества квартир на одной площадке. Второй пленум Союза архитекторов установил, что блокирование больше двух квартир на одной площадке имеет смысл только при решении малометражных квартир и при определенных условиях, обеспечивающих живущим нормальную инсоляцию. В данном случае мы получаем недопустимые по размерам подсобные площади (около 20 м-коридоров в одной квартире), причем две квартиры ориентируются целиком на северо-северо-запад. После поворота Можайского шоссе улица получает двустороннюю застройку. Правая сторона (к городу) начинается угловым домом (автор А. К. Буров). Переход к сильной стене, четко выявленному об'е-му, убедительно поставленному на углу, говорит о правильном понимании А. К. Буровым своей задачи в решении общего ансамбля. Движение к центру композиции на дом № 47—57 должно прекратиться, преобладание получает общее движение магистрали к городу. А. К. Буров решает поставленную перед ним задачу подлинно архитектурными средствами. Уклонившись от обычного приема выявления угла (башни, раскреповки и пр.) автор показывает об'ем просто и правдиво. Пропорции лаконичны и сообщают зданию тот рост и значительность, которых не выразишь никакими башнями. Необходимо только усилить профиль пояса — он излишне мелок. Можно было бы возражать против решения входов: казалось бы, для такой сильной стены они чересчур тонки и зрительно не в состоянии нести огромной нагрузки. Но автор отвел этот упрек тем, что декоративными средствами ярко подчеркнул входы, решая их цветной майоликовой облицовкой и как бы «рисуя» архитектуру входов на стене. Архитектурно еще не разработаны окна магазинов. Они сухи. Здесь автору следовало бы помнить об указании И. В. Жолтовского: «То, что находится близко к человеку, должно быть дано сильно и богато». Очевидно, потребуется также иная трактовка балконов верхнего этажа. Их горизонтальная протяженность сбивает силу основного пояса стены Чрезвычайная простота средств (входы, пояс, карниз), работа плоским рельефом (с учетом северной ориентации), колористически интересное решение всего фасада — все это достоинства проекта А. К. Бурова. Совершенно особо стоит вопрос о планах квартир рассматриваемого дома, носящих в известной мере экспериментальный характер. Арх. А. К. Буров в своем проекте ставит проблему комфортабельности малометражной квартиры, широко привлекая американский опыт. Он достигает простой конструктивной схемы, хороших пропорций площадей комнат, обоснованно пересматривает нормативы оборудования квартир, по-новому трактует кухню и ее площадь, рассматривая ее композицию как функцию бытового кухонного процесса. Но в целом в композиции квартир еще много недоработанных мест (в частности, не везде решена удобно связь с санитарным узлом и его изоляция). Эскизно разработанное оформление кухонь еще нуждается в подтверждении рядом графических материалов и макетом (особенно, ниша для стирки, в принципе очень правильно введенная в состав малой квартиры). Не разработан мусоропровод, конструктивная схема также нуждается в уточнении. В работах 3. М. Розенфельда (дома, следующие за домом А. К. Бурова) правильно подчеркнута их подчиненность головному дому А. К. Бурова. В варианте без эркеров при всей простоте формы, благодаря красивым пропорциям и общей зрительно приятной соразмерности корпуса (длина и высота) выразительно решена тема жилого дома. Остается только пожелать, чтобы входы получили тектонически более сильные и богатые формы, для того чтобы выдержать зрительно нагрузку. Значительно более целесообразно и разумно, чем у Гольца и Кожина, решена жилая секция с учетом ориентации и экономической стороны дела. Исторические городские ансамбли создавались столетиями. Мастерам прошлого приходилось угадывать творческие мысли своих предшественников. Эпоха социализма открывает перед архитекторами невиданные возможности создания ансамблей в самые короткие сроки. Проектирование ансамбля Можайского шоссе служит тому лучшим примером. Отсюда и большие требования, которые мы к этой работе пред'являем.
|